ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 9. Смыкание Евразийского мира (200 до н.э. — 200 н.э.)
9.9. Евразийские связи. Морские пути
Возникновение путей между Египтом и регионом Красного моря, вероятно,
относится к началу второго тысячелетия до н.э. Из-за трудности плавания по
Красному морю против господствующих ветров корабли объединялись в караваны и
двигались каждый раз уже известным, наиболее удобным маршрутом. Обыкновенно
торговцы из Египта заканчивали свое путешествие в Баб-эль-Мандебском проливе,
откуда местные и индийские торговцы плыли через Аравийское море на северо-запад
Индии. Такая схема торговли существовала примерно до 100 года до н.э., когда
средиземноморские торговцы установили прямые связи с Западной Индией.
Классические историки часто утверждают, что римские торговцы
открыли муссоны — хотя на самом деле местные торговцы плавали с этими ветрами
за тысячу лет до того, как с ними познакомились средиземноморские торговцы.
Средиземноморской элите требовались товары Востока — перец, индийские и
китайские ткани и, конечно, шелк, который делал торговлю максимально доходной.
Обычный торговый маршрут шел через Средиземное море до
Египта, вверх по Нилу и далее до торговых портов, таких как Береника в верхней
части Красного моря. Корабли плыли караванами (иногда до 129 судов в сезон) до
Аравийского моря и далее через него с летними муссонами к западному берегу
Индии. Сначала основным портом для средиземноморских торговцев был Баригаза в
устье Инда, но позднее маршрут пролег почти прямо на восток через Индийский океан
в порты дальше к югу. Вдоль индийского берега существовало как минимум шестнадцать
основных портов, где торговцы из различных местностей могли встречаться и
заключать сделки. Эти порты обеспечивали ключевую связь морских торговых путей
восток-запад.
Средиземноморские купцы обычно не путешествовали на восток
далее Южной Индии, и торговля через Бенгальский залив с Юго-Восточной Азией
осуществлялась в основном индийскими купцами. Маршруты большой протяженности в
этом районе включали плавание на север до перешейка Кра, к таким портам, как
Такуапа. КIII веку н.э. посещавшие Китай путешественники сообщали, что там
находится более 500 иранских и согдианских купцов, с которыми постоянно живут
их семьи, а также имеется огромное количество священнослужителей из Индии.
Индийские торговцы, а также некоторое количество
средиземноморских купцов добрались до островов Юго-Восточной Азии мимо Малайского
полуострова, который они знали как Суварнадвипа — «Золотой Остров». Примерно к
200 году н.э. корабли, плывущие из Индии на восток, имели более 200 футов
длины, брали порядка 300 тонн груза и 200 человек, на случай бедствия многие
буксировали меньшее судно.
Через перешеек Кра товары совершали недолгое сухопутное
путешествие, а затем морем отправлялись в Южный Вьетнам и в район Фунань с
портом Ос-ео. Фунань развивался как ключевой пункт обмена товарами с малайскими
купцами, работавшими от перешейка Кра, индийскими торговцами, которые рисковали
забираться так далеко на восток, и китайскими купцами, плававшими на юг. Его
влияние строилось на высокопродуктивном выращивании риса в удаленных от моря орошаемых
районах — этот рис тоже мог продаваться приезжающим купцам. Первоначально
область Фунань контролировалась сильными местными вождями, которые возвысились
за счет контроля за торговлей и принятия внешних обычаев и религий, таких как
индуизм.
Около 100 года до н.э., когда доходы от торговли еще более
выросли, область превратилась в маленькое царств, правитель которого был известен
у китайцев как Гун Пан-гуань. Веком позже район Фунань контролировался
военачальником Фан Ши-маном, который был избран после смерти сына Гун
Пан-гуаня. Он создал маленькую империю, установив контроль над дельтой Меконга
на востоке и повысив производство продуктов питания. Из Фунани были разосланы
экспедиции для завоевания восточного берега Малайского полуострова и укрепления
контроля за торговыми путями восток-запад. Эта эпоха стала зенитом благополучия
Фунаня. Оно упало, когда торговые пути пошли в обход перешейка Кра, сменившись
на целиком морской маршрут через Малаккский пролив, мимо Явы к Китаю.
Китай позаботился послать в Фунань двух своих миссионеров
только после III века н.э., а до этого данный район, судя по всему, находился
под властью группы правителей с Малазийского полуострова, в основном состоящей
из индусов. С момента, когда торговля Фунаня вдоль берега Вьетнама через
Цзяочжи (Тонкин) оказалась в руках китайцев, центр торговли жемчугом сместился
в развивающиеся южные порты Китая, в особенности в Кантон.
Как и на Шелковом пути, при торговле морем с востока на
запад и в противоположном направлении купцы редко проходили по всему маршруту.
К IV веку до н.э. китайские корабли, судя по всему, добирались лишь до
Бенгальского залива, и совершенно точно установлено, что к I веку до н.э. они
доходили до Индии. Вероятно, китайцы плавали до Красного моря и к мысу Горну в
Африке, а в 360 году н.э. группа китайских купцов наверняка дошла до портов
Месопотамии. Индийские торговцы временами плавали до самого Китая, а послы
нескольких небольших индийских государств в 159-161 годах н.э. прошли по этому пути
до самого Ханьского двора. В конце I века до н.э. индийская делегация была
также послана к императору Октавиану в Рим.
Карта 25. Морские торговые пути в Юго-Восточной Азии
Римская и Ханьская империи были осведомлены о существовании друг
друга. Китай знал о суровой природе Римской империи и всегда считал ее морской
страной — Хай-хис Го, «страной на запад от моря». Римляне считали Китай
сухопутной империей и имели слабое представление о реальных ее размерах. Август
имел карту мира, созданную в Риме, которая показывала Китай (который он
надеялся завоевать) расположенным восточнее Рейна, но только в три раза шире
Галлии. Было установлено несколько прямых контактов. В 36 году до н.э.
китайский генерал Чэнь Тан где-то в Центральной Азии захватил в плен около 150
римских легионеров — вероятно, они были дезертирами, которые перебежали к
парфянам и были посланы на дальний восточный край этой империи. Китайцы
отправили их еще дальше на восток и поселили в провинции Чжан-и на дальнем
северо-западе империи Хань. Это был лишь маленький инцидент, но он иллюстрирует
уровень контактов в Евразии, когда цивилизационные сообщества сближались.
Несколько римских купцов в 166 году н.э. добрались до двора Хань морским путем.
Китайцы поверили (а может быть, они так себе это представляли), что эти люди
являются эмиссарами императора «Ан-тун» — Антонина Пия, который на самом деле умер
пятью годами ранее. Купцы мало что могли предложить ханьскому императору —
только носорожьи рога и панцири черепах, которые не были римскими и которые они
приобрели во время своего путешествия.
Опыт этих купцов показателен для торговли восток-запад.
Средиземноморские торговцы мало что могли предложить из того, что хотели
получить купцы далеких, более богатых цивилизаций в Индии и Китае — более всего
здесь ценились коралл и стекло. Однако общества на западе Евразии очень сильно
нуждались в изделиях «Востока» — специях, шелке, железе, краске индиго, ониксе
и шкурах экзотических животных. Так как «Запад» мало что мог предложить взамен,
единственным способом поддержания такой торговли была покупка товаров за
твердую валюту — золото и серебро.
Классические и более поздние европейские историки часто
описывают торговлю как «экспорт» слитков золота из Средиземноморья и Европы. На
деле более бедная область Евразии использовала единственные активы, которые она
имела — драгоценные металлы — чтобы покупать изделия, которые элита отчаянно
желала получить из более богатого региона. Эта сильно разбалансированная
торговля продолжалась таким образом до XIX века н.э.
Плиний предполагал, что в I веке н.э. Римская империя,
поддерживая торговлю, переслала в Индию более 55 миллионов золотых монет. В
торговых городах вдоль индийского побережья их резали и протыкали, нанизывали,
взвешивали и превращали в слитки — а если они были низкого качества, их вообще
не принимали.