ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 9. Смыкание Евразийского мира (200 до н.э. — 200 н.э.)
9.8. Евразийские связи: Великий Шелковый путь
Международные проблемы, существовавшие и в империи Хань, и в
Римской империи в I веке до н.э., мало повлияли на рост связей между различными
государствами и империями Евразии. Решающим для этих связей было расширение
китайского влияния на запад. Область, контролируемая Китаем, начала
продвигаться на запад в конце IV века до н.э. вместе с распространением Цинь в
Сычуань. Одновременно развивались торговля и контакты с кочевниками Центральной
Азии.
Ключевые события произошли в конце II века до н.э. и стали
следствием новой китайской политики, принятой при императоре У-ди для борьбы с
сюнну. Для поиска союзников против них в 139—126 годах до н.э. на дальний Запад
был послан с разведывательной миссией некто Чжан Цянь. Он пробыл десять лет
пленником у сюнну, но спасся и добрался до Ферганы и Бактрии, где столкнулся с
племенем юэ-чжи, которое было выдавлено на запад сюнну. Однако юэ-чжи оказались
не заинтересованы в реванше.
В 115 году до н.э. Чжан Цянь был послан со второй миссией,
теперь он добрался до Ферганы, Согдианы и оазисов Центральной Азии (известных в
Китае как У-сун). У-ди решил, что контроль за этой областью весьма важен. В 101
году до н.э. так называемый «Западный край», протянувшийся до дальнего конца
пустыни Такла-макан возле гор Памир, был взят Китаем под контроль, Фергана была
завоевана, и в регионе У-сун возникло государство, платящее дань Циням.
Государства-оазисы в этом регионе предпочли платить дань китайцам, а не сюнну,
потому что первые поддерживали торговлю, от которой так сильно зависело их
благополучие. С началом конфликтов среди сюнну после 59 года до н.э. Ханьская
империя стала единственной крупной силой в регионе. Ее контроль над этими
землями покачнулся, когда власть в Китае захватил Ван Ман, но был легко
восстановлен при повторном возвращении к власти династии Хань.
Карта 23. Связи Евразии в римско-ханьский период
Пути через среднеазиатские страны образовали первые прямые
связи между Китаем и Парфянской империей, а оттуда протянулись дальше на запад
до Средиземноморья. Так возник «Великий Шелковый путь», который стал жизненно
важным элементом в евразийской истории на протяжении следующих 1500 лет. Это
был не просто торговый путь, а канал, по которому важные идеи и технологии
распространялись между различными обществами по континенту. Он использовался не
только торговцами, но и миссионерами, религиозными пилигримами, мастеровыми и
многими другими.
Когда Чжан Цянь прибыл в Фергану, он удивился, обнаружив,
что здесь продается огромное количество китайских товаров — в том числе шелк,
который тогда производился только в Китае. Эти товары прибыли по пути,
возникшему в IV веке до н.э. Из Китая через Сычуань и Юннань он вел в Бирму и
Восточную Индию, оттуда товары продвигались вдоль Великой Индийской дороги
(построенной при империи Маури) через долину Ганга до большого торгового города
Таксила и затем в Центральную Азию.
Возникновение Шелкового пути проложило прямую дорогу с
Дальнего Востока не только в Иран и Средиземноморье, но также в процветающие
государства северо-западной Индии. Великий Шелковый путь не оставался природным
маршрутом — он тянулся более чем на 5000 миль по негостеприимным землям, в
большой своей части по пустыне, где имелось только несколько оазисов. Немногие
купцы совершали путешествие полностью, хотя многие ходили между Индией и
Китаем. Вместо полного пути возникла сложная цепочка промежуточных
перекупщиков, которые совершали каждый свою часть пути. Это давало возможность
контролировать и блокировать торговлю — как делали парфяне, чтобы быть
уверенными, что римские и средиземноморские купцы не выйдут на прямой контакт с
купцами из Китая и Центральной Азии. Такая торговля позволяла скопить большие
богатства, ради которых стоило идти на риск.
Великий Шелковый путь начинался в Чанане, бывшим китайской столицей
вплоть до I века н.э. Первые пятьсот миль были легкими — вплоть до Вэй и долины
реки Хуанхэ, вдоль края Нан-Шан (Южных Гор). Затем он шел через коридор Кансу к
пограничному городу Дуньхуан на краю громадной пустыни в бассейне реки Тарим.
Это была самая безлюдная и опасная часть пути. Тут существовало два маршрута. Южный
путь был более трудным, так как оазисы здесь далеко отстояли друг от друга, а
дневная температура была чрезвычайно высокой; преимуществом его было отсутствие
в этом районе разбойников. Пользуясь этим путем, купцы обычно шли ночью,
ориентируясь по звездам. Первой основной остановкой был Шан-Шан (Черчен), затем
дорога выходила к крупному городу Хотан, откуда начинался маршрут по горам
Каракорум к Кашмиру и Индии. Однако многие торговцы предпочитали продолжить
путь к Яркенду и Кашгару, то есть через Памир и Гиндукуш к Тахиле и далее в
Северо-Западную Индии.
Карта 24. «Великий Шелковый путь» в Центральной Азии
Второй, северный, маршрут через бассейн реки Тарим пересекал
соленую пустыню Лоб-Нор и выводил к городу в оазисе Лоулан, а затем через
песчаную пустыню вел к Корле. Вода в Корле высохла в III веке н.э., что
заставляло идущих этим путем делать огромную петлю через Турфан, главный узел
передвижения кочевников из степей на юг. Отсюда северный маршрут шел через Кучу
и Аксу к Кашгару, где северный и южный маршруты сливались.
От Кашгара дорога круто сворачивала на запад через Памир, но
на дальнем краю гор уже начинались богатые сельскохозяйственные районы. Теперь
Шелковый путь расходился в зависимости от цели торговли и местных политических
условий. Те, кто шел в Индию, направлялись через Бактрию к началу Индийской
дороги вдоль Ганга, то есть одному из великих перекрестков Евразийской истории.
Те, кто продолжал идти на север и двигался к Мерву (Маргиане), могли сделать
большой объезд через Мараканду (Самарканд) и Бухару, чтобы добраться до Мерва.
Из Мерва маршрут на запад пересекал Иранское плато, следуя вдоль гор Эльбурс,
чтобы иметь регулярный доступ к источникам воды. Затем маршрут следовал вдоль
цепи обнесенных стенами городов — Гекатомпил, Раги и Экбатаны — к центральной
Месопотамии (Вавилон, Селевкия, Ктесифон или Багдад, в зависимости от периода).
Оттуда по хорошо развитым дорогам можно было добраться до Алеппо, Антиохии и Средиземного
морю или, что реже, двигаться к Пальмире и Петре.
Торговля вдоль самого тяжелого маршрута была доходной из-за
высоких потребностей в шелке и, соответственно, очень высоких цен на него на
Юго-Западе Азии и в Средиземноморье. Шелк был роскошью, которую хотела иметь
вся элита — но секреты производства которой тщательно охранялись китайцами.
Вдоль дороги он использовался даже как валюта. Но не только шелк жаждали
получить римляне — другим ключевым товаром был чугун, который Плиний признавал
лучшим по качеству из всех известных римлянам сортов чугуна.
Хотя знания о китайских технологиях распространились на
запад до сюнну около 75 года до н.э., до оазиса У-сун примерно на пятьдесят лет
позднее и до Ферганы в I веке н.э., до сих пор они не доходили дальше на запад.
Западная часть Евразии оставалась в неведении относительно того, как
изготавливать чугун, еще более тысячи лет.
Проблема Шелкового пути, как и всей торговли между двумя
концами Евразии (как мы увидим в следующем разделе), состояла в том, что запад
производил мало или вообще не производил ничего из нужного в Индии и Китае.
Доход давала только торговля с востока на запад.