ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 10. Кризис (200—600 годы н.э.)
10.8. Возрождение в Китае
Примерно с середины V века, в то время, когда Римская
империя стала в основном христианской, а в Китае широко распространился
буддизм, появились явные признаки подъема Китая из хаоса предыдущих 250 лет.
Оживление торговли на юге страны с Центральной Азией и по морю с юго-востоком
Азии принесло рост благосостояния. Власть была в руках господствовавшей
аристократической элиты, состоящей из потомков тех, кто переехал на юг в период
после 300 года, а также местных богатых землевладельцев долины Янцзы и берега
Гонконгского залива. Они могли освободить себя от налогов и правительственных
предписаний, а также иметь собственные частные армии, которые в совокупности стали
более могущественными, чем контролируемая государством армия.
В конце V века появился закон о запрете на браки между
аристократией и «простолюдинами». Аристократические группы обладали реальной
властью при дворе слабых династий, правивших в Южном Китае чуть не до середины
VI века. Династия Сун (420—1279) была основана Лю Ю, военачальником в кампаниях
против северных династий. Он победил Восточную Цинь, которая правила областью
со времени великой миграции с севера. Царство Сун было достаточно стабильным до
450-х годов, но само было повержено военным мятежом, который привел к основанию
династии Ци (479—502).
Попытки контролировать власть аристократии привели к еще
одному военному перевороту и созданию династии Лян (502—557). Долгое правление
(почти пятьдесят лет) ее основателя У привели к некоторой стабильности, но
династия все больше теряла контроль за деятельностью своих наемных войск,
которые были не намного лучше бандитов, грабящих крестьян. Династия Лян
потеряла контроль над Сычуанью в 553 году, и юг оказался охваченным жестокой
гражданской войной, в которой были убиты многие аристократы. Из этого конфликта
поднялась династия Чэнь (557—89) — но она осталась слабой и неэффективной, не
способной создать значительную военную силу.
Самые важные события для будущей истории Китая произошли на севере.
После хаоса «Шестнадцати царств и пяти варваров» область была вновь объединена
династией Северная Вэй. Государство было образовано бывшими
кочевниками-табгачами (китайцы называли их тоба). Им выделили земли на севере
Шанси в 315 году, и к концу IV века они создали царство со столицей в Датуне,
которое распространилось в Хубэй и Хунань, и к 439 году объединило большую
часть Северного Китая.
Царство табгачей образовали аристократы кочевников, которые
владели большей частью земли в царстве, хотя администрирование все еще осуществлялось
китайцами. Большинство крестьянства также было китайцами и оставалось предметом
строгой организации. Группы из пяти семей образовывали лин, или «соседство»,
пять линов составляли ли, или «деревню», а пять ли образовывали танъ, или
«коммуну». Они формировали базис для военных подразделений, а лидеры каждого
уровня были ответственными перед центральным правительством.
При установлении контроля за новыми районами правительство переселяло
крестьян, чтобы начать обработку земли для получения ежегодного налога, — между
386 и 409 годами более 450 000 людей было переселено в район вокруг Датуна.
Вскоре табгачи действовали как нормальная китайская власть, выступая против
кочевников на севере и северо-западе. В 429 году была проведена крупная
кампания против жуань-жуаней (оскорбительное китайское наименование, означающее
«извивающиеся черви»), которые могли быть аварами, завоевавшими Европу примерно
двумя веками позднее.
Когда табгачи осели на земле и создали свое государство,
некоторые представители их старой аристократии вернулись назад в степи, чтобы продолжить
кочевую жизнь. Те, кто остался оседлыми, приняли китайскую культуру. В начале V
века был принят китайский уголовный кодекс, но основные перемены пришли при Сяо
Вэн-ди (471—99), который принял китайское династическое имя Юань. В 480 году
имперские ритуалы пришли на смену ритуалам кочевников, а спустя три года
смешанные браки между табгачами и китайцами был не только позволены, но и
поощрялись. В 494 году столица Датун была оставлена, императорский двор
вернулся в старую китайскую столицу Лоян (оставленную в 315 году) и начал ее
перестраивать. В том же году язык табгачей при дворе был запрещен в пользу
китайского, а в 495 году табгачской элите было приказано принять китайские
имена.
В начале VI века государство табгачей все еще оставалось
могущественным государством, но затем оно пережило быстрый и всеобщий крах.
Мятеж в 523 году групп «варваров», охранявших степную границу, привел к ужасной
гражданской войне, которая длилась до 534 года. В конце концов Лоян был
захвачен, а все члены царской семьи вместе с их придворными оказались убиты.
Империя была поделена среди военноначальников, которые победили в гражданской
войне.
Генерал Гао Хуань основал династию Восточная Вэй в Е в южном
Хубэе. Он был традиционалистом, враждебным китайскому влиянию, и оставался
близок военной элите табгачей, доминировавшей в государстве. Генерал Ю Вэнь Тай
основал Западную Вэй на старом имперском месте в Чанани, он зависел от многих
китаизированных членов элиты предыдущей династии Северной Вэй.
Западная Вэй смогла превратиться в более сильное и
влиятельное государство в Центральной Азии, чем любая китайская династия в
течение трехсот лет. Из Сасанидского Ирана в 553, 558 и 578 годах сюда были присланы
посольства; различные царства Центральной Азии (Согдиана, Бухара и Хотан)
послали миссии в Чанань в 560, 564, 567 и 574 годах. Главной силой государства
оставалась крестьянская милиционная армия, созданная в 550 году, что обеспечило
решительное военное превосходство над соперниками. И именно из Чанани Китай был
воссоединен к концу VI века.
Ю Вэнь Тай умер в 556 году, ему наследовал его сын,
номинально основавший новую династию Чжоу. В 577 году он уничтожил Восточную
Вэй (называвшуюся теперь Ци). Несмотря на такой успех в объединении севера под
одной династией, в 581 году вспыхнул мятеж под предводительством члена царской
семьи Ян Чжяня. Он захватил власть и основал династию Суй. В 589 году Суй легко
завоевало слабое южное государство Чэнь в Нанкине и снова объединило Китай
почти после четырехсот лет раздробленности.
Среди китайских историков, пишущих аккуратно
структурированную и приукрашенную историю династий, за которой в большой
степени следуют многие западные историки-китаисты, стало традиционным особо
подчеркивать непрерывность китайской истории, силу китайской культуры и желание
«варваров» окитаиться как можно скорее. Однако ясно, что долгий период
разобщенности в течение четырехсот лет после цивилизации Хань внес большие
перемены в китайскую культуру, общество и государство. Фундаментальные
изменения привнес буддизм, особенно при табгачах. По крайней мере в течение 500
лет от начала V века Китай был буддистским государством с преимущественно
буддистской культурой, и это образовало глубокую пропасть с более ранней
Китайской империей при династии Хань. Даже после ухода буддизма оставалось
сильным его влияние, поэтому Китай не мог вернуться и не вернулся к своей
старой культуре. Таким же образом, хотя «варвары», которые поселились внутри
границ старого государства Хань, приняв в конце концов многое из китайской
культуры и административных особенностей, процесс этот шел не в одну сторону.
Китай очень сильно изменился под влиянием расселения бывших кочевников
— как превратившихся в крестьян, так и ставших группами элиты. Результатом
такого синтеза стало появление новых культурного, социального и политического
образования. Многие члены огромных семей, которые доминировали при династиях
Суй и Тан вплоть до начала X века, с такими именами, как Юй-вэнь, Му-жун,
Лин-ху и Ю-чинь, явно происходили от тюрок и степных кочевников сянь-би. Даже правители
Тан, которые приняли имя Ли, были на деле по происхождению наполовину тюрками.