Восточная периферия Евразии: Европа — восстановление, расширение, самоопределение

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 13. Эпоха Китая (1000 — ок. 1250 года)
13.12. Восточная периферия Евразии: Европа — восстановление, расширение, самоопределение

Вслед за падением империи Каролингов и вторжением викингов и венгров в Западной Европе начался раскол. Она стала территорией, на которой не было практически ни одного организованного государства. Управление было главным образом местным, к власти приходили землевладельцы, которые могли присвоить себе хотя бы немного из излишков скудного урожая, который производили его крепостные, обладали хотя бы немногочисленным войском и могли навести хотя бы относительный порядок на захваченной территории.

Общее население Европы было небольшим — около 35 миллионов (приблизительно столько же, сколько в Римской империи в период ее расцвета 800 лет назад), которые были разбросаны по деревням, отделенным друг от друга лесами и необрабатываемыми землями. Существовавшие города были небольшими: в самых крупных, Риме и Париже, было приблизительно 25—40 тысяч населения, но в большинстве городов было около тысячи жителей. Торговля была развита плохо — основными товарами были рабы и товары из исламского мира.

13.12.1. Восстановление и расширение

За три века, последовавших за 1000 годом, Европа значительно продвинулась в своем развитии. Население увеличилось более чем вдвое, достигнув к 1300 году 80 миллионов, и обрабатываемая площадь значительно увеличилась, так как появлялись новые деревни. Сначала расширение обрабатываемой территории происходило в основном в уже устоявшихся границах Западной Европы, по мере того, как задействовались новые земли вокруг деревень. Очень скоро в Центральной и Восточной Европе это приняло характер колонизации, по мере того, как поселенцы заселяли новые деревни и города.

Однако этот рост продуктивности сельского хозяйства был экстенсивным, а не интенсивным. Крестьян становилось больше, но все они жили почти так же, как жили их предки. В экономике стран не происходило значительных изменений, хотя ближе к концу данного периода в Европе стали использоваться некоторые из технических изобретений, которые уже на протяжении нескольких веков существовали в Китае и исламском мире. Одновременно с этим развитием сельского хозяйства в Европе стали появляться организованные, но относительно слабые политические объединения, отличавшиеся от хаоса предыдущих веков. Вдобавок к этому, впервые за всю мировую историю, события на севере Европы стали оказывать влияние на более богатые и процветающие регионы Средиземноморья.

Время, которое требовалось европейцам для восстановления, было различным, в зависимости от территории. Сначала оно началось в таких регионах, как Бургундия, которые находились относительно далеко от мест, куда производились вторжения в IX и X веках, и к 1080 году большая часть Иль-де-Франс и южной Англии была расчищена от лесов. Примерно к 1200 году было очищено большинство лучших земель Западной Европы, и поселения продвигались в менее плодородные земли — с песчаной или глинистой почвой, на холмы и пустоши. По мере того, как земля заполнялась, увеличивающееся население в некоторых областях, особенно в Германии, продвигалось в восточном направлении, в области, в которых была слабая политическая организация, где земледельцы все еще вели подсечно-огневое сельское хозяйство в лесах и где новые поселения могли быть основаны очень легко.

В начале X столетия немцы заселили область между реками Эльбой и Заале. Венгерские вторжения сдерживали дальнейшее продвижение до XII столетия, хотя Вена была основана в 1018 году. Затем поселенцы двинулись в Голштинию, Мекленбург и Бранденбург. Процесс был хорошо организован, поскольку торговцы земельными участками разделяли землю, обеспечивали поселенцев сельскохозяйственными орудиями и расширяли деревни и города, часто по стандартным планировкам. К концу XII столетия поселения достигли Ливонии и Курляндии, затем последовали Рига (1201) и Восточная Пруссия (1231). К середине тринадцатого столетия, когда лучшие земли были заняты, движение в восточном направлении начало слабеть. Общий результат состоял в том, что между германские колонизаторы и местные жители не установилось четкой границы; складывалась сложная система смешанных поселений и народов, которая так сильно волновала Европу в конце XX века.

Масштабное расселение народов по Европе состоялось в то время когда климат был очень благоприятным — температура на протяжении 900—1200 годов была в среднем на один градус Цельсия выше, чем сегодня. Линия распространения лесов в Центральной Европе была примерно на 150 метров выше, виноград рос в Англии на территории до реки Северн, и в Дартмуре сельское хозяйство было возможно вести на высоте 400 метров над уровнем моря. Одним из наиболее важных последствий такого теплого климата было то, что в это время распространялись поселения викингов по всей северной части Атлантического океана. Викинги из юго-западной Норвегии поселились в Исландии около 870 года — она стала главным образом сельской местностью с населением, которое в период расцвета в 1100 году составляло около 60 000 человек. Номинально она была под властью короля Норвегии, но на самом деле там был свой собственный парламент — альтинг.

Именно отсюда в 982 году Эрик Рыжий отплыл на запад и обнаружил Гренландию. Он вернулся туда четыре года спустя с четырнадцатью судами с поселенцами. Природные условия здесь были гораздо более суровыми, чем в Исландии, и население викингов, вероятно, никогда не превышало 3000 человек. Около 1000 года они натолкнулись на людей, которых они назвали скрелинги — это были эскимосские племена, которые все еще двигались на северо-восток с целью колонизации новых земель, как они делали еще со времен заселения Америки более чем десять тысяч лет назад.

В 1000 году Лейф, сын Эрика Рыжего, стал первым европейцем, который достиг континентальной части Америки, когда плыл на запад от Гренландии. Он достиг побережья Лабрадора, который он назвал Маркланд, а затем отправился дальше на юг к побережью Ньюфаундленда, который он назвал Винланд. Позднее викинги поселились в районе современного Л’Анс-о-Медоуз; большое селение было и на Белл-Айл. Представляется маловероятным, что эти поселения просуществовали долго — возможно, они были разрушены местными американскими племенами. Однако, викинги продолжали плавать от Гренландии до Маркланда за мехами и древесиной до XIV века.

В Европе расширялось не только сельское хозяйство. Некоторые младшие сыновья из аристократической элиты, лишенные власти и собственности из-за все более доминирующей майоратной системы наследования, искали свои собственные земли и территории, на которых они могли бы править. Например, некоторые поселенцы из бывших викингов, живших в северной Франции под началом Роберта Гвискара, сначала служили наемниками, а затем завоевали свои земли в окрестностях Бари, впоследствии распространившись по большей части Южной Италии в конце XI века. В течение нескольких десятилетий они были королями Сицилии — одного из самых богатых и самых многонациональных районов Средиземного моря с его смесью византийских, исламских и северных европейских традиций.

В Англии после норманнского завоевания в 1066 году часть норманнов перебралась в Уэльс и Ирландию, чтобы владеть и управлять новыми территориями. Несколько десятилетий спустя таким же военным группам удалось получить временный контроль над частью Палестины и создать Иерусалимское королевства. Но в общем и целом в христианской Европе по-прежнему не было сильной центральной власти: она могла складываться в пока еще плохо организованных областях, таких, как Уэльс, Ирландия, Центральная и Восточная Европа — но в других местах могла лишь воспользоваться временной слабостью таких государств, как Византия и империя Фатимидов, когда их власть ослабевала в Южной Италии, Сицилии и в Леванте. В Леванте, как только силы ислама были реорганизованы, государства крестоносцев были быстро разбиты.

13.12.2. Иберия

Эти трудности стали особенно очевидными на Пиренейском полуострове. Первые сведения о маленьких полухристианских государствах, которыми управляли местные правители, которые сохранились в отдаленной, бедной и гористой Астурии и которых исламские владыки не считали достойными завоевания, датируются концом VIII века. В начале десятого века их столицей стал Леон, но еще вплоть до конца VIII века его правители не претендовали на титул. В 1077 году Альфонсо VI был коронован как «король Леона», хотя он величественно назвал себя «Императором всей Испании». Он, однако, смог воспользоваться слабостью и раздробленностью мусульман после распада халифата Омейядов в Кордове. В 1064 году христианские силы взяли Коимбру, которая после стала территорией Португалии, но еще более важным было завоевание старой столицы Толедо в 1085 году.

Исламское Возрождение, начавшееся благодаря Альморавидам из Северной Африки, привело к потере христианами Лиссабона и Валенсии. К началу XII века, хотя христиане удерживали Толедо, он уже был пограничным городом. Христианские царства оставались небольшими и сильно раздробленными. Крупнейшим было Кастилия — Леон. Маленькое Португальское королевство существовала в начале XII века, равно как Наварра и Арагон (он был небольшим горным королевством, пока не объединился с различными местными правителями в Каталонии в первые три десятилетия XII века).

Хотя королевства распространились на юг, в исламские территории, и в 1140 гг. были сделаны успехи (Лиссабон был захвачен в 1147 году) некоторые носили лишь временный характер (Альмерия была утрачена в 1157 году), и темпы завоеваний диктовались силами ислама. Только в 1212 году христианские королевства под давлением папы римского договорились о проведении совместной кампании против мусульман и выиграли решающую битву при Лас-Навас де Толоса в этом году. Альмохады (которые пришли на смену Альморавидам в 1150 году) отступили в Северную Африку, и вскоре исламское сопротивление рухнуло. Это стало возможно благодаря завоеванию Кадиса и Севильи в 1248 году, после чего исламская власть была оттеснена на юго-восток полуострова в окрестности Гранады. Однако мусульмане по-прежнему составляли значительную часть населения Иберийского полуострова — в районе Валенсии они составляли 75% населения. Это создавало огромные проблемы для агрессивных христианских государств, которые расширяли свои владения с севера на юг.

13.12.3. Распространение христианства

Не только на Пиренейском полуострове распространение населения означало распространение христианства. Первые три столетия после 1000 года были особенно важны для процесса формирования отдельного латинского западного христианского мира. В 900 году латинское христианство (определенное благодаря церквям, которые признали власть Рима и папства, а их обряды и способ проведения литургии одобрялись Римом) отграничило себе территории в Италии, областях под властью франков, частях Великобритании и на северной окраине Иберии.

Преобразование Европы
Карта 43. Преобразование Европы

По мере того, как немецкие поселения расширялись на Восток, с ними расширялась и область латинского христианства. Этот процесс начался с создания епархии в Магдебурге в 968 году, который управлял большей часть работы на Востоке. За ней последовала епархия Познань и создание отдельной церкви в Польше с архиепископом в Гнезно в 1000 году. В следующем году в Эстергоме была учреждена первая епархия в Венгрии. В Скандинавии крещение Дании началось в середине X века, за ней в начале XI века последовали Норвегия, а вскоре после этого — и Швеция. Дания имела свое собственное архиепископство с 1103 года, как и Швеция (в Упсале) с 1164 года. К этому времени большая часть Померании уже была обращена в христианство, а затем в XIII веке за ней последовали Бранденбург, Ливония и Эстония.

В то же время греческая церковь расширялась в результате роста византийского влияния через Балканы, особенно после насильственного крещения болгар в середине 860-х. Сербы были крещены вскоре после этого, после чего в 988 году христианство приняли княжества, созданные викингами вокруг Киева. В XI веке конфликт между латинской и греческой церквями усиливался, особенно в северной части Балкан, так как здесь они соперничали за влияние. Конфликт усугубился после официального раскола церквей в 1054 году. Такое разделение привело к появлению еще одной линии разлома по всей Центральной Европе (хотя взаимоотношения между латинянами и последователями греческой церкви и отличались от взаимоотношений между германскими поселенцам и коренным населением), и это тоже послужило основой для конфликтов в европейской истории вплоть до конца XX века.

Распространение латинской церкви было более агрессивным, она была более требовательной, сильнее поддерживала свой авторитет и отстаивала свое право навязывать свою политику обществу в целом. Во многих счетах это представлялось как «реформа» церкви — и это правда, что в то время подвергались критике некоторые из самых серьезных нарушений в ранней церкви, такие, как коррупция и симония. Идея так называемого «Возрождения XII века», вероятно, лучше всего показывает, как церковь пыталась справиться с распространением новых знаний из исламского мира путем введения новых ортодоксальных мер и создания своего собственного института власти с гораздо большими претензиями.

В последующие века после 1000 года церковь усиливала требования к власти (в частности, претендовала на власть над светскими правителями), стала инициатором новых обычаев (например, крещения младенцев, ходатайства за души в чистилище, исповедь и рукоположения), создала новые институты (особенно новые монашеские ордена), окончательно институировала свои догматы, обновила понятие «ереси», и постепенно заручилась поддержкой светских правителей в создании, общества преследования и нетерпимости в Западной Европе, которое сохранялось на протяжении столетий и образовало прочный элемент общеевропейского наследия.

В раннем христианстве, во время императоров после Константина и ранней церкви было много таких мыслителей, как Августин, которые предлагали насильственное обращения в христианство и преследования. Однако после первоначальных споров о доктринах в рамках только что созданной церкви (которая провозгласила «ересью» учения ариан, монофизитов, несториан, пеласгов и др.) наступил длительный период относительного затишья в церкви. Новая волна нетерпимости в Европе поднялась из-за попыток христианской церкви установить свою власть над светскими государствами.

Одной из областей, где было много примеров настроений в поддержку политики церкви, был антисемитизм. После введения христианства евреи потеряли привилегии, которыми они ранее обладали. Им было позволено соблюдать свои обычаи и следовать своей вере — но теперь было запрещено жениться на христианах, содержать христианских рабов или строить новые синагоги. В 694 году в результате Толедского собора в вестготском королевстве все евреи были оттеснены к югу от Пиренеев и низведены до состояния рабов. Это было неудивительно, потому что евреи Иберии с большой терпимостью относились к исламу. Однако в целом евреев терпели, если и не приветствовали и не стремились включать в свое общество — они были более космополитичны, грамотны и имели контакты за пределами узкого христианского мира Западной Европы.

Растущий антисемитизм можно пронаблюдать на событиях XI века — в городах на юго-западе Франции возникла «традиция» бить еврея по лицу перед церковью в Пасхальное воскресенье, хотя в этих местах, возможно, нужно было заплатить для этого специальный налог. Первый пик религиозного фанатизма связан с Первым Крестовым походом 1096 года. Рюдигер, епископ Шпайера, в 1084 году создал первое гетто, и различные авторитеты поддерживали армии крестоносцев в Руане, Вормсе, Майнце, Кельне и по всей территории от Германии до Праги.

В XI веке эти меры получили дальнейшее развитие, и евреи стали изображаться как враги христианской общины. Юридически они не имели права владеть землей и передавать имущество по наследству, они не защищались в судах — они были определены как крепостные короля, который мог конфисковать их имущество и стать их наследником. Соблазн для часто разорявшихся правителей и богатой долгами элиты Западной Европы был очевидным. Филипп II, король Франции, отличался особенной нетерпимостью к евреям: они были изгнаны из королевских земель в 1181 году (а в следующем году их гнали уже по всей Франции) — но только после того, как они сделали вынужденные «займы» королю, и он конфисковал большую часть их имущества. В Англии монархи были несколько богаче, но 3 сентября 1189 года, по случаю коронации Ричарда I, как минимум тридцать евреев в Лондоне были сожжены, а по всей Англии прошли погромы, в ходе которых было убито более 150 евреев в Йорке следующем году.

Церковь определила свою позицию относительно евреев на Латеранском соборе в 1215 году. Евреи были обязаны носить особую одежду, они не имели права на любую государственную должность, и если они принимали христианство, они не имели права отправлять какие-либо из своих бывших ритуалов. Они были выведены за рамки христианской цивилизации. Эдуард I в Англии изгнали их со своей территории в Гаскони в 1288—1289 годов, и двумя годами позже — из Англии.

Выделить евреев в отдельную общину были для Церкви сравнительно легко. Однако она также стремилась создать новые определения понятия «ересь». Это было полезно для выделения врагов и для увеличения власти и богатства церкви. В качестве врагов выступали такие «еретики», как вальденсы, многие францисканцы и «Братство свободного духа», которое существовало внутри Церкви и утверждало, что она должна возвратиться к ранним христианским идеалам бедности. Кроме того, учение о ереси было полезным при борьбе с представителями других убеждений — такими, как катары, которые имели свои церкви, епископов и ритуалы, обращались к бедным и беспомощным и, вероятно, предлагали более ясные символы веры, нежели установленные Церковью.

В конце XII века катары усилились в Лангедоке, Провансе, Ломбардии и Тоскане. Реакцией церкви было возрождение Латеранского собора в 1215 году — светские правители должны были принять все меры, чтобы искоренить ереси под угрозой лишения их власти церковью и передачи их земель добрым христианам. Был провозглашен крестовый поход — но не против ислама, а против катаров на юге Франции; дополнительным стимулом было то, что все земли еретиков будут конфискованы и переданы тем, кто принял участие в крестовом походе. Церковь создала инквизицию, чтобы выяснять личные убеждения каждого и использовать их не только против катаров, а также против евреев, бывших иноверцев и других, кто не согласен с Церковью. Еретики передавались светским властям для наказания.

Преследованиям со стороны церкви подвергались не только евреи и «еретики», но и другие социальные группы. Проказа появилась в Европе в XI веке, но, насколько известно, она не была распространена до одиннадцатого века. В 1179 году Латеранский собор определил, как следовало обращаться с прокаженными. Диагноз проказы был равносилен провозглашению человека как мертвым — прокаженный должен был стоять в открытой могиле, а священник отправлял над ним погребальный для мертвых и обычно бросал немного земли на голову прокаженного как символ смерти. Прокаженных исключали из общества путем изгнания или заключения, они теряли все свои права на свою собственность, не могли ходить в церковь или быть похороненными на христианском кладбище. Им было запрещено ходить по улицам Лондона в 1200 году и по Парижу два года спустя. Во Франции при Филиппе V их регулярно пытала инквизиция, чтобы они признавались в отравлении колодцев, сотни человек были сожжены, а имущество лепрозориев конфисковывалось.

Другой группой, которую еще более осуждали в XII веке, были мужчины-гомосексуалисты. Они были впервые официально осуждены Церковью в 1179 году, и согласно гражданским законам должны были быть казнены. С XIII века отношение к проституткам было таким же, как и к евреям — хотя церковные власти решили, что не будут осквернены, если примут от них милостыню и подарки.


Распространение ислама: Восточная Африка

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 13. Эпоха Китая (1000 — ок. 1250 года)
13.11. Распространение ислама: Восточная Африка

В отличие от Западной Африки, где было несколько климатических поясов, тянувшихся с востока на запад, разделяя кочевников и земледельцев, климат и ландшафт Восточной Африки состояли из смешанных климатических зон. Освоение территорий и расселение жителей было, как и на западе, основной движущей силой развития истории. К 400 году н.э. земледельцы, говорившие на языке банту, уже использовали железные орудия труда и распространились на значительные территории Восточной и Южной Африки. Но местность здесь была неоднородной, поэтому и плотность населения являлась очень неоднородной и крайне невысокой.

Восточная Африка очень сильно отличалась от западной, так прибрежная часть Индийского океана всегда участвовала в торговле с другими странами Евразии — торговцы из Красного моря и стран Персидского залива часто проплывали на юг мимо африканского континента. Около 400 года н.э. иранская керамика продавалась на территории Танзании на расстоянии 80 км от берега, а на юге — в районе Шибуэна в Мозамбике. Первые известные следы исламской культуры — это маленькая деревянная мечеть (в ней помещалось менее десяти человек), построенная в VIII веке в Ламу на побережье нынешней Кении. Столетие спустя в торговлю вдоль побережья включились и китайские торговцы.

Основной период распространения ислама на территории Африки начался в IX веке, когда торговцы из Персидского залива основали здесь свои поселения, привезя с собой кирпичи и керамическую посуду. В Гезире (на юге от Могадишо), Унгуджа-Уку на Занзибаре и в Шибуэне выросли торговые порты. Они торговали слоновой костью с Индией и Китаем, экспортировали мачты из мангрового дерева и золото; за год в страны Персидского залива отсюда отправлялось около тысячи рабов. Многие из них работали на сахарных плантациях на юге Месопотамии, но некоторые становились солдатами, а один из них в XV веке даже захватил бенгальский престол.

Примерно с 1000 года торговля с мусульманами стала приобретать более широкие масштабы. В восьми торговых портах появились новые каменные мечети, импорт китайских товаров в Африку во время ранней Сун вырос в десять раз, а около 1070 года в Кильве на юге Танзании к власти пришла мусульманская династия. Она правила в течение двух столетий, пока не была свергнута династией Махдали, предположительно пришедшей из Йемена. Кильва превратилась в крупный порт с населением около 20 тысяч человек, который торговал с самой Африкой и по Индийскому океану — с Индией, в особенности с Гуджаратом. Развивался и местный язык, суахили, хотя в то время в нем еще практически не было арабских слов.

В отличие от торговцев из Северной Африки, которые активно путешествовали через Сахару, исламские торговцы из Восточной Африки редко проникали вглубь материка — им хватало торговли с местными купцами, которые поставляли товары в порты. Внутренняя торговля была развита слабо; развивалась только золотодобыча, первые города появлялись на возвышенности между Лимпопо и Замбези в Зимбабве. Первое поселение возникло вокруг Мапунгубве около 1000 года — это был небольшой торговый пункт, в котором местный вождь и знать жили на вершине холма, над деревнями, населенными податными крестьянами. Два века спустя город пришел в упадок, и на смену ему пришло Большое Зимбабве, возникшее в богатой пастбищами сельской местности к северу от Лимпопо. Это было самое значительное поселение времен африканского железного века. На вершине холма здесь располагался дворец, к нему прилегала обширная территория, огороженная деревянными стенами, а в конце XIII века появились массивные гранитные стены. Этот дворец был резиденцией местной правящей династии, которая контролировала торговлю золотом с Кильвой на побережье. Отсюда уходило больше тонны золота в год; оно доставлялось на кораблях в страны Персидского залива и Индию. Большое Зимбабве пришло в упадок в XV веке из-за оскудения пастбищ и исчерпания золотого запаса.

13.11.1. Христианская Эфиопия

Внутри материка и в гористых областях Верхнего Нила христианство выдержало натиск ислама. В 333 году, во время правления короля Эзаны, христианство приняло королевство Аксум, которое экспортировало слоновую кость, переправлявшуюся по торговым путям Красного моря. Христианство пришло сюда из Александрии, поэтому оно присутствовало здесь в форме монофизитства, а во главе церкви до XII века стояли монахи Египетской коптской православной церкви. Государственная религия распространялась среди народа очень медленно, по мере того как Священное Писание переводилось на геэзский язык (семитский язык, на котором говорили в Аксуме) с использованием письма, заимствованного у южных арабов.

Королевство Аксум сильно пострадало из-за римско-сасанидских войн, а затем из-за распространения ислама. К началу VII века начался процесс, который продолжался до XII века — медленное перемещение королевства на юг. Объединившиеся аксумская и местная кушитская культуры заложили основу для формирования нового Эфиопского королевства, центр которого был не в Аксуме и не в Тыграе, а в Уолло. Перемещение на юг означало не только захват новых лучших земель, но также открывало торговые пути Красного моря, особенно в Зейле. Эфиопское королевство поставляло рабов, золото и слоновую кость исламским торговцам на побережье — а они, в свою очередь, экспортировали их в страны Персидского залива и Индию. Ислам распространялся вдоль этих торговых путей, как и в Западной и Восточной Африке — сначала к народам Сомали, затем далее вглубь материка, где к концу XII века появились маленькие мусульманские королевства в Ифе и Восточной Шоа.

Однако Эфиопия не подвергалась практически никаким внешним воздействиям, поэтому в ней развилась своя собственная уникальная форма христианства. В 1137 году один из местных князей захватил власть и установил новую династию Загуйе, которая правила до 1270 года. Во время правления этой династии были построены огромные резные каменные церкви Лалибелы. Они были расположены по модели палестинских городов — вдоль реки (Иордана) и вокруг холма (Голгофы).

В эфиопской церкви развились сильные монашеские течения, центральными в которых были библейские и иудаистские обряды. У эфиопов были такие же ограничения в пище, как и у иудеев, священный ковчег, и они так же считали себя избранной нацией, а своими святыми — святого Георгия и архангелов, которые бились против ислама. Белое духовенство составляли главным образом женатые крестьяне, которые передавали свой сан по наследству. Монахи же были похожи на обыкновенных христианских монахов.

По мере того как Эфиопия расширялась на юг, местные группировки в Шоа свергли монархию и основали свою собственную династию. Их первым королем был Йикуно-Амлак. Он провозгласил себя прямым потомком Соломона, а его внук Амдэ-Цыйон (1314—1344) завоевал весь Йифат, находившийся под властью мусульман, и северные территории, на которых раньше располагался Аксум. Во время его правления остатки еврейских традиций преобразовались в отдельное общество фалаша.

Эфиопия была первым государством Африки, в котором широко использовалась письменность, поэтому, благодаря найденным записям, возможно восстановить ее историю. В целом она, как и исламские государства, была крестьянской страной. Несмотря на постепенное расширение территории, государственные институты здесь были развиты очень слабо — король был всего лишь первым в группке местных правителей. В государстве не было столицы до середины XV века, но и после появления она просуществовала лишь двадцать лет, а потом была оставлена жителями. Монархии к тому времени уже почти не существовало.


Распространение ислама: Западная Африка

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 13. Эпоха Китая (1000 — ок. 1250 года)
13.10. Распространение ислама: Западная Африка

Западная Африка включала в себя различные климатические зоны, и ведение сельского хозяйства в каждом из них было связано со специфическими проблемами, которые мешали производству избытков урожая и, соответственно, формированию государств. Но севере, в засушливой саванне вдоль южных границ Сахары, основными возделываемыми культурами были пшено и фонио (очень мелкое зерно), южнее было можно выращивать сорго. В некоторых областях можно было возделывать рис, а на востоке нынешнего Кот-д’Ивуара, где два раза в год наступал сезон дождей, рос урожайный сладкий картофель.

В экваториальных лесах водилось мало животных, на которых можно было охотиться, и росло мало съедобных растений; туда было сложно проникать, и еще сложнее было расчищать от зарослей землю. Большая часть его джунглей была не заселена совсем или здесь обитали народности пигмеев. Железные орудия труда стали распространяться с севера континента примерно с 500 года до н.э., многие из использовавшихся в Западной Африке технологий были уникальны. Вместо чугуна местные ремесленники производили высокоуглеродистую сталь прямо в плавильных печах, трубы которых достигали шести метров в высоту, а воздух, подаваемый мехами, предварительно подогревался.

История этого региона связана с расширением внутренних границ — постепенным очищением земли от леса многочисленными деревенскими общинами. В начале первого тысячелетия нашей эры, когда границы владений отдельных деревень стали соприкасаться, началось формирование более крупных политических единиц. Однако избытков урожая все еще было мало, а небольшое количество населения и свободный доступ к земле означали, что политического контроля можно было легко избежать, продвигаясь дальше и осваивая новые территории.

Деревня оставалась основной политической единицей Западной Африки, и во многих областях существовал кафу — главный вождь сразу нескольких деревень. Дальнейшее политическое устройство практически не усложнялось. Время от времени появлявшиеся «государства» были очень слабы и распространяли свое влияние только на те территории, на которых они возникли. На более отдаленные деревни и кафу их влияние было минимальным, и обычно люди, проживавшие там, даже не знали о том, что кто-то претендует на власть над ними.

Толчком к развитию Африки стало появление караванной торговли через Сахару. Через нее переправлялись два основных вида сырья. В Западной Африке необходимым продуктом, входившим в рацион, была соль, которая также являлась важным предметом торговли (в языке хауса есть более пятидесяти слов для различных видов соли). Многочисленные рабы добывали соль из высохших озер Сахары, а затем она переправлялась на юг, откуда в качестве платы на север приходили золото и рабы.

Развитие караванной торговли началось благодаря появлению в Северной Африке в 300—400 годах н.э. верблюдов. С их помощью стало относительно просто перемещаться от одного оазиса к другому, а в районе оазисов было возможно выращивать финиковые пальмы, которые нуждаются в высоких температурах и воде для полива. Караваны, которые часто состояли из более чем 10000 животных, растягивавшихся на десятки километров, совершали путешествие от севера к западу Африки за несколько месяцев. Они покидали север материка в сентябре и возвращались весной.

Однако верблюды не могли удаляться далеко от границ пустыни, так как климат становился слишком влажным для них. В результате вдоль границ Сахары возникали цепи торговых городов, где останавливались караваны и куда торговцы с юга привозили свои товары. Южная часть этих торговых городов контролировалась местными купцами, хотя некоторые мусульманские торговцы уже достигли запада Африки.

Первым торговым городом был Старый Дженне на территории современного Мали. Он относится к V веку н.э. — хотя еще не проводилось тщательных раскопок, чтобы найти другие города этого периода. Он был крупным городом (его стены достигали более мили в длину) и контролировал более шестидесяти соседних деревень. Однако его основное развитие началось только после того, как в Сахару стали проникать мусульманские торговцы и здесь стал сказываться существовавший в исламском мире спрос на рабов и золото. Как и во многих других периферийных областях, это ускорило социальное и политическое развитие и привело к формированию на западе Африки в 700—900 годах трех государств.

Вокруг озера Чад появилось государство Канем (впоследствии его место заняло Борно). Здесь не хватало золота, поэтому основным предметом торговли были рабы. Оба государства состояли главным образом из деревенских жителей, которыми правила небольшая военная элита. На западе сформировалась Гана — государство народа сонинке, но она занимала не территорию современной Ганы, а располагалась в нынешней восточной Мавритании. Гана находилась на дальнем краю торгового пути, который шел из Тахерта через Сиджильмасу, и контролировала поставки золота с прииска Бамбук в Сенегамбии — хотя и не саму его добычу. Определенной столицы не было. Основным соперником Ганы было Гао — королевство народа сонгай, которое протянулось на восток вдоль реки Нигер. Оно также находилось на оконечности пути из Тахерта, по которому привозилась соль, использовавшаяся в Гао в качестве валюты. Хариджитские торговцы распространяли на юг ислам, и первыми из местных жителей его приняли местные торговцы. Последними были земледельцы. Правитель Гао принял ислам около 1000 года, затем, столетие спустя, его примеру последовал правитель Канема. Гана прияла суннитский ислам благодаря влиянию Альморавидов на севере Африки в 1070 году.

Королевство Гана было разрушено около 1240 года, после долгого периода упадка. Затем последовало становление «империи» Мали. Возвышение Мали в XIII веке было связано с изменениями в вооруженных силах страны, уменьшением значения пехоты и развитием кавалерии, так как в стране появились лошади из Египта. Однако их не использовали за пределами саванны, и они принадлежали лишь немногочисленным представителям элиты, так как цена на них была очень высока — в 1450-х годах лошадь стоила столько же, сколько стоили четырнадцать слуг. Мали было основным торговым соперником Гао до тех пор, пока последнее не потерпело поражение вскоре после того, как правитель Мали Манса Мусса вернулся из паломничества в Мекку в 1324 году. Крупным торговым центром Мали был Тимбукту. В XIV веке он был одним из основных городов исламского мира — со своим собственным внутренним устройством.

В период своего расцвета в начале XV века Мали «контролировала» территории от нижней Сенегамбии на западе до Гао на востоке и от границ Сахары на севере до реки Нигер на юге. Она даже ввозила ценных белых рабов с востока Средиземноморья. Однако в 1433 году она потеряла Тимбукту, захваченный кочевниками-туарегами; вскоре после этого народ сонгай получил независимость, а его правителем стал Сони Али Бер.

Ранняя Африка
Карта 42. Ранняя Африка

За этими изменениями, происходившими в области саванны, следовали еще более медленные изменения в лесных районах на западе Африки — во многих регионах в конце XV века все еще не было государств. Первое «государство» — Ифе — появилось на краю лесов лишь около 1000 года. Его основой была добыча золота в небольших размерах. К XV веку из государств лесной зоны можно отметить только Бенин, специализировавшийся на производстве высококачественной бронзы.


Распространение ислама: Индия

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 13. Эпоха Китая (1000 — ок. 1250 года)
13.9. Распространение ислама: Индия

После падения империи Гупта в VI веке Индия оставалась политически раздробленной. Ислам оказывал на нее воздействие еще со времени первой волны его распространения, когда в 711—713 годах арабские войска захватили Синд. Дальнейшее распространение арабских завоеваний шло медленно, и в северной части Индии шли постоянные междоусобные войны между соперничающими династиями, у каждой из которых было достаточно сил, чтобы сдерживать при этом мусульман. Это были династии Пала в Бенгалии, Раштракута с западного Деканского плоскогорья и Пратихара на севере и западе территории.

Ислам стал оказывать значительное влияние на Индию только после падения Абассидов, во время существования милитаризированных государств в восточном Иране и Афганистане. В 1030 году Газневиды, будучи вытесненными со своих основных территорий сельджуками, захватили Лахор и сохранили свой контроль над северной частью долины Инда и Афганистана. В XII веке их вытеснили Гуриды, которые начали завоевывать северо-западную часть Индии, захватив Пешавар, Лахор и Дели. В 1206 году один из гуридских генералов, Кутб-уд-Дин Айбек, провозгласил независимость и основал новую династию. Она правила появившимся таким образом Делийским султанатом, который владел большой частью Индии до 1526 года.

Три века существования этих индийских султанатов можно выделить как единый исторический период, так как, несмотря на то что страной правили пять разных династий, все они происходили из одной и той же афгано-тюркской элиты. Каждая из этих династий пыталась взять центральную власть в свои руки, но ни одна не достигла в этом успеха — султан оставался всего лишь самым влиятельным из кучки мусульманских и индийских правителей, претендовавшим на власть над другими и большую часть дани. В некоторых областях, таких как Раджастхан, власть султаната была крайне слабой.

Династия Айбеков до 1290 года правила большей частью Северной Индии и долины Инда. Расширение влияния султаната началось во время Ала-уд-дина Хилджи (1296—1316), когда Гуджарат, значительная часть Деканского плоскогорья и части южной Индии попали под формальную власть султаната и признали его господство. Династия Хилджи пала практически сразу же после смерти ее основателя, и ей на смену пришла династии Туглаков, которая правила с 1320 по 1413 год Они попытались сформировать оппозицию влиятельным мусульманским семьям, которые правили многими частями Индии. К ним относились Бенгалия, Кашмир, Гуджарат, Джаунпур, Малва, а династия Бахманидов и династия Фаруков владели плоскогорьем Декан. В Индию были приглашены тюркские воины для формирования элитной армии, и на военные и гражданские должности были назначены немусульмане. Султанат разрешил строительство индуистских храмов, но все султаны были правоверными суннитами, они собирали подушной налог с немусульман и укрепляли законы шариата.

С середины XIV века Делийский султанат стал приходить в упадок. Увеличивалось количество восстаний, особенно на плоскогорье Декан, постепенно возникали более автономные и полностью независимые индийские княжества. На юге, на северной границе Тамилнада, возникло стремительно расширяющееся военизированное государство Виджаянагара. Теоретически считалось, что оно защищает индусов, но на самом деле оно воевало почти исключительно с индийскими же государствами на юге — государством Хойсала в Карнатаке и княжеством Редди в Кондавиду, — а не с северными султанатами. После 1350-х годов Виджаянагара возглавила империю на юге, которая существовала на протяжении двух веков. Последние две династии султаната (Сайиды в 1414—1451 годах и Лоди до 1526 года) также правили из Дели, но их власть была очень слабой.

Все делийские династии испытывали большие трудности, пытаясь управлять всей обширной территорией Индии с ее культурным, религиозным и политическим разнообразием. Сначала султаны агрессивно пытались внедрить ислам и предпринимали мало усилий, чтобы допустить местных представителей в правящую элиту — несмотря на то, что мусульманская концепция власти, берущая свое начало в иранских традициях и делающая акцент на преданность правителю и важность иерархии, весьма подходила индийским правителям и индийскому обществу.

Новая правящая элита во многом напоминала арабов времен ранних мусульманских завоеваний: она неодобрительно относилась к принятию ислама жителями завоеванных государств и пыталась управлять страной как военное правительство со своей собственной религией. Смешанное общество, формировавшееся на индийских, мусульманских и иранских культурных элементах, складывалось очень медленно. Постепенно возникало новое сочетание языков и литератур: мусульманские поэты начали писать об индуистских богах и легендах на новом литературном бенгальском языке со словами, заимствованными из арабского и персидского языков. Влияние ислама было наиболее сильным там, где индуизм был слаб — особенно среди племен бывших охотников и собирателей, которые приняли ислам тогда, когда стали земледельцами, и в городах, где было не таким сильным влияние жестких индийских традиций, господствовавших в деревне.

Делийский султанат
Карта 41. Делийский султанат

Однако по всей территории Индии ислам приняло не более четвертой или пятой части всего населения, несмотря на то что в страну приехало большое количество учителей ислама и они пользовались широкой поддержкой государства. Основная часть мусульман жила в долине Инда, на северо-западе Индии, в Бенгалии, Ассаме и в некоторых частях Деканского плоскогорья. В большинстве случаев местные индийские политические и религиозные структуры оставались нетронутыми и, по мере угасания буддизма, основной религией Индии оставался индуизм. Очень важную роль в индийском исламе играл суфизм. Это происходило главным образом потому, что суфизм вобрал в себя многие традиции индуизма, особенно метафизические элементы, индуистские и буддийские упражнения и отношения учителя и ученика.

В целом период султаната был периодом процветания и богатства Индии — она была центром Евразийской торговли между востоком и западом, ее торговые города богатели, сельское хозяйство было высокоэффективным и внутренняя торговля активно развивалась. После  Китая Индия была самой богатой областью Евразии.


Единство исламского общества

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 13. Эпоха Китая (1000 — ок. 1250 года)
13.8. Единство исламского общества

Период между 1000 годом и началом XIII века очень сильно отличался от периода раннего халифата Омейядов и Аббасидов. В первый период халифата установились основные течения ислама и определились общества, сформировавшиеся на их основе. Во время последующего периода происходило интенсивное разделение государств внутри уже устоявшейся системы. Из-за упадка халифата Абассидов Багдад перестал быть главным городом во всем мусульманском мире. Вместо него появились многочисленные крупные центры — Самарканд, Бухара, Нишапур, Исфахан, Каир и Фес. Еще большее значение имело усиление религиозных различий, которые вели к появлению множества сект и течений.

Община шиитов изменилась после того, как к середине X века изменилось учение, согласно которому имамат управлялся непосредственно божественной волей. Вместо этого религиозное и культурное наследие шиитов было письменно зафиксировано в виде хадисов. Это произошло преимущественно во время правления аль-Кулайни. Позиция имама теперь трактовалась как переопределение; с помощью понятий, взятых из учения гностиков, он провозглашался эманацией Бога и носителем неискаженных знаний о религиозных истинах. В результате сложилась система шиитских религиозных праздников и ритуалов: наложение проклятия на Муавию, всеобщий траур по случаю гибели Хусейна ибн Али под Кербелой и празднование дня, в который, согласно легенде, произошло провозглашение Али наследником Мухаммеда. Сюда входили также паломничества к священным могилам шиитов: могиле Али в Эн-Наджафе, могиле Хусейна в Кербеле и могиле Али ар-Рида в Мешхеде. Шиитские общины находились в постоянной оппозиции по отношению ко всем исламским политическим режимам. Их идея о спасении заключалась в жизни согласно хадисам и вере в мученические подвиги шиитских лидеров и мистические обряды имамата.

В суннитском течении упадок халифата, который со времен Аббасидов представлял собой главным образом политическую власть, привел к появлению религиозных лидеров, независимых от халифата. Они появлялись в самостоятельных религиозных образованиях, авторитет которых в обществе зависел от согласия с их учением. К XI веку религиозные школы, сформировавшиеся вокруг различных учителей, чьи ученики переходили от одного учителя к другому, получили название медресе. Со временем они превратились в учебные заведения, в котором изучались исламские законы. В качестве платы ученики должны были пожертвовать медресе часть своей земли или арендной платы, взимаемой за нее.

Появление медресе началось, вероятно, в Хорасане, но оно быстро распространилось во время правления сельджуков, так как на основе этих заведений можно было создавать религиозные и правовые институты. Масштабное восстановление суннитских традиций после периода шиизма, который сопровождал правление Фатимидов, произошло именно благодаря сельджукам, которые придерживались суннитского учения и были ярыми противниками шиизма. Сельджуки представляли одновременно и религиозную, и политическую оппозицию Фатимидам. Она поддерживалась благодаря государственной помощи, которую сельджуки оказывали суннитам, их деятельности и институтам.

Одновременно с развитием двух основных течений, к X веку в исламе зародилось новое ответвление. Оно было более индивидуализированным и менее организованным, но его появление имело важные и длительные последствия. Суфизм стал высокоиндивидуализированным, молитвенным и мистическим течением ислама, он включал в себя многие индийские традиции, особенно способы медитации, а также идею гуру, которая присутствовала в буддизме и индуизме. Вокруг суфийских лидеров образовывались центры суфизма (хана/си), в которых появлялись различные школы-монастыри. К концу X века некоторые ханаки стали местом погребения великих учителей суфизма, и туда совершались паломничества. Суфийские ученики становились адептами, жившими в полном подчинении у своих учителей, которых они себе выбирали. Посвящение в суфизм становилось все более сложным, и в рамках различных суфийских течений появились братства — тарикаты. Они имели особенно важное значение в пограничных зонах, в которых требовались воины гази для участия в священной войне за распространение ислама.

Даже во время правления Аббасидов ислам оставался по большей части религией элиты, и по всему исламскому миру существовало много сплоченных христианских и зороастрийских общин. Массовое обращение простонародья в ислам было частью общего процесса развития религии в мусульманских странах с X века. Немногим более века спустя на территории исламского мира осталось совсем немного общин другой веры — это были главным образом христианские общины в северной Месопотамии и Сирии.

Политические изменения в обществе, особенно власть иностранных правителей (в основном бывших кочевников), даже если они исповедовали ислам, вызвали отстранение мусульманских религиозных общин от политической деятельности. Главным образом это относилось к суннитам. Представители элиты предпочитали не участвовать в политике и основывать свою власть на своей роли религиозных лидеров и на покровительстве, которое они оказывали желающим получить помощь и награду. Другие сообщества, например купцов, также имели прочное социальное положение и не участвовали в политической жизни стран.

Таким образом, исламские религиозные традиции неформально пронизывали различные политические субъекты и связывали народы, образуя огромное сообщество людей объединенных единой культурой, которое занимало всю центральную часть Евразии — от Северной Африки до Индии и дальше. Несмотря на политический раскол, ислам продолжал распространяться по Индии, Западной Африке и вдоль восточного побережья Африки. Следующие три раздела посвящены этому распространению ислама по территориям, не пострадавшим от монголов и продолжавшемуся вплоть до XV века — чтобы описание событий того времени как можно было более полным.


Мир ислама: политический раскол

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 13. Эпоха Китая (1000 — ок. 1250 года)
13.7. Мир ислама: политический раскол

Падение в XI веке халифата Аббасидов и захват Месопотамии бундами стали последним шагом, который привел к окончательному расколу между странами исламского мира. Этот раскол начался в 750-х годах, когда Омейяды отказались признать победу Абассидов в гражданской войне и взяли под свой контроль значительную часть Иберийского полуострова.

Этот процесс следует считать не частью «общего упадка» мира ислама, а, скорее, концом ранней исламской империи, когда под общей властью объединялась настолько большая территория, что ей было практически невозможно управлять как единым политическим образованием. Мир ислама, подобно христианской Европе, продолжал существовать уже в виде отдельных, но культурно связанных между собой государств.

За два века после 1000 года мусульманский мир разделился еще сильнее. Если не считать короткого существования государств крестоносцев в Леванте и потерю большей части Иберийского полуострова, мусульмане не только сохранили свои территории, но и продолжали распространять свое политическое и культурное влияние.

13.7.1. Мир ислама в XI веке

Династия Омейядов, правившая на западе исламского мира, пришла в упадок, и в 1031 году, после разграбления Кордовы берберскими кочевниками из Северной Африки, их государство распалось на миниатюрные «королевства». Это позволило маленьким христианским государствам на севере Испании расширить свои территории. В 1086 году был захвачен Толедо, древняя мусульманская столица. В результате началось исламское возрождение, в ходе которого в страну для правления из северной Африки были приглашены альморавиды («добровольцы священной войны») — хорошо обученные и дисциплинированные религиозные войска, похожие на христианские военные ордена. В 1150-х годах вместо них пришли довольно похожие на них альмохады, установившие свой контроль над Марокко и югом Испании.

Фатимиды из Египта сохраняли под своей властью Западную Аравию и Сирию; на севере их владения достигали Дамаска. Теоретически шииты были врагами халифата в Месопотамии — но он был довольно слабым государством, и буиды, военные правители этой территории, также пребывали в упадке. В конце X века они потеряли древний центр халифата, Хорасан на севере Ирана, который заняли газневиды — солдаты, в прошлом бывшие рабами. Они основали новое государство, первым представителем правящей династии стал Альп-Тегин. В период расцвета (в начале XI века) в него входила большая часть Ирана, Хорасан, Афганистан и долина Инда. Газневиды также контролировали значительную часть Трансоксании вплоть до Самарканда и Сыр-дарьи. Правление газневидов в Иране основывалось на восстановлении сасанидских традиций, а не только исламских, и было еще одним шагом на пути к новому возвышению Персии. В 1025 году газневидский правитель Махмуд пригласил в Хорасан наемников из турок-сельджуков. В 1036 году они подняли восстание, и это послужило началом распространения турецкого влияния на древний центр Ислама.

13.7.2. Развитие тюркских племен

В 751 году тюрки из племени карлуков сражались в Таласской битве на стороне мусульман и тибетцев, а их противниками были китайцы и уйгуры. В течение следующего столетия тюрки были вынуждены продвинуться дальше на запад под давлением тибетцев и уйгуров. Находясь на окраине мусульманского мира, они приняли ислам в конце IX века, а в середине X века на территории Трансоксании возникло слабое государство Караханидов, находящееся в формальной зависимости от государства газневидов. На севере этой территории к власти пришли сельджуки — высший клан огузов, и в 1025 году они были приглашены в Хорасан. Подняв мятеж, сельджуки в 1038 году захватили Нишапур, а в 1040 году одержали победу над газневидами, оттеснив их на территорию Афганистана и в долину Инда.

Сельджуки продолжали двигаться в западном направлении и вскоре захватили весь Иран, который на протяжении следующих девяти веков управлялся тюркской или монгольской элитой. По вероисповеданию сельджуки были суннитами и, таким образом, представляли собой достойного оппонента для шиитской династии Фатимидов, правивших в Египте и Сирии. Подтверждение этому случилось в 1050 году, когда халиф дал Тогрул-беку, предводителю сельджуков, титул султана — это было первое официальное употребление этого титула.

В 1055 году сельджуки вытеснили буидов из Багдада и установили свой контроль над халифатом Аббасидов, хотя управлять страной предпочитали из Нишапура, а затем Исфахана. Подобно газневидам, они опирались на иранский бюрократический аппарат и на иранские, а не только на мусульманские традиции. Теоретически империя сельджуков была единым государством до смерти Мелик-шаха в 1092 году — но в действительности в государстве никогда не было сильной централизованной власти, и сельджукские военачальники захватывали любые плодородные земли, которые могли удержать. К 1060-м годам Фатимиды потеряли контроль над Сирией и Дамаском — а сельджуки, что еще более важно, вступили в конфликт с Византийской империей.

К середине XI века возрождение Византии, начавшееся во время правления Македонской династии, давно подошло к концу. Государство стремительно слабело, теряя контроль над военной аристократией, которая управляла значительной частью Анатолии. В 1054 году произошел окончательный раскол в христианской церкви. Она разделилась на восточную и западную, так как представители разных ветвей имели разногласия по многим вопросам: целибату белого духовенства, использованию дрожжевого или пресного хлеба для евхаристии, авторитету папы римского и добавления «филиокве» — понятия исхождения Святого Духа от Сына Божьего — в Символ Веры.

В 1056 году династия Комнинов, крупнейшего военно-аристократического семейства в Анатолии, подняла восстание. Император Роман Диоген предпринял попытку похода на сельджуков и продвинулся до озера Ван. В 1071 году произошла битва при Манцикерте, в результате которой византийские войска были полностью разгромлены сельджукской армией под предводительством Арп-Арслана, а император был взят в плен. В результате почти вся Анатолия оказалась под властью сельджуков, которые установили в ней правление двух новых династий — сельджукской в Конье и данишмендской в Центральной и Восточной Анатолии.

Потеря Анатолии, на протяжении четырехсот лет являвшейся центральной частью Византийской империи и основным источником ее военной силы, стала смертельным ударом для византийцев. Хотя государство и продолжило свое существование, оно так и не смогло восстановить свои силы. Сразу после битвы при Манцикерте в Византии началась гражданская война, которая закончилась захватом власти семьей Комнинов в 1081 году. Не располагая достаточными военными силами, Комнины попытались купить помощь. В 1082 году Византия предоставила Венеции право вести неограниченную торговлю по всей территории империи в обмен на помощь в войне с норманнами, которые захватывали императорские владения в Южной Италии и на Сицилии.

Завоевания сельджуков
Карта 40. Завоевания сельджуков

К концу XI века в результате применения традиционных для кочевников обычаев наследования в оседлом государстве «империя» сельджуков разделилась на ряд мелких территорий, что дало государствам Западной Европы возможность нанести им поражение. В 1096 году был организован Первый Крестовый поход в помощь Византии. Хотя непосредственная польза для империи была невелика (грабежи крестоносцев были серьезной проблемой), захват крестоносцами Антиохии в 1097 году и Иерусалима в 1099 году (последний был ранее под властью Фатимидов), а также создание Иерусалимского королевства надолго отсрочили падение Византии.

Влияние крестового похода на мусульманский мир было очень небольшим — Сирия и Левант были уже сильно раздробленными, и появление нового, относительно небольшого государства никак на них не повлияло. Хотя Алеппо и был завоеван обратно в 1128 году, масштабные ответные действия мусульман начались только в 1140-х годах. Предводителем мусульманского войска был Зенги, атабек (правитель) Мосула, который вел армию, состоявшую в основном из курдов. В 1144 году у христиан была отвоевана Эдесса, а через три года была снята осада с Дамаска, который пытались захватить крестоносцы во время Второго Крестового похода.

На смену Фатимидам в Египте пришел Нур-ад-Дин, сын Зенги, правивший из Дамаска. После его смерти в 1174 году Дамаск и Сирию оккупировал Салах ад-Дин — курд из клана Айюбидов. Кроме того, он разбил западных христиан в битве при Хаттине в 1187 году, захватив Иерусалим. В результате этих завоеваний возникло объединенное государство Айюбидов, которое управляло Египтом и Сирией до 1250 году. Оно отразило Третий Крестовый поход (1189—1192 годы), организованный в попытке захватить Иерусалим, а также отразило другие атаки христиан в Египте в 1197, 1217, 1229 и 1249 годах. Последний христианский анклав в Палестине, порт Акра, просуществовал до 1291 года.

13.7.3. Мир ислама в конце XII века

Сельджуки, правившие в Месопотамии и Иране, мало интересовались событиями в Леванте. Они сосредоточили свои усилия для того, чтобы сохранить завоевания на востоке, но потерпели неудачу. В 1148 году войска династии Хорезмшахов под предводительством тюркского полководца Атсыза овладели Трансоксанией, а в 1193 году захватили Хорасан. Тем не менее, к началу XIII века сельджуки управляли империей, простиравшейся от Западного Ирана до отдельных территорий в Афганистане и северо-западной Индии.

К 1200 году центр исламского мира оказался еще более раздроблен, чем двести лет назад. Он состоял из как минимум девяти независимых государств и империй. Айюбиды управляли Египтом и Сирией, сельджуки контролировали большую часть Анатолии, Зенгиды владели частями северной Месопотамии и Восточной Сирии, а остатки Аббасидов правили на юге Месопотамии. Территория Кавказа разделялась между многочисленными местными правителями: Луристан управлялся независимыми Хазараспидами, а провинция Фарс — Салгуридами. Хорезмшахи контролировали значительную часть Восточного Ирана и территориями до Амударьи, а Гуриды правили на юге этой области.


Периферия Восточной Евразии: Корея, Япония и государство кхмеров

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 13. Эпоха Китая (1000 — ок. 1250 года)
13.6. Периферия Восточной Евразии: Корея, Япония и государство кхмеров

13.6.1. Корея

Несмотря на то что Китай династии Сун был наиболее развитой страной в Евразии, его влияние за его пределами сводилось главным образом к торговым связям с Юго-Восточной Азией. Хотя Корея и находилась под сильным влиянием китайской культуры, она оставалась буддийским государством даже после того, как буддизм в Китае начал приходить в упадок. В отличие от периодов правления династий Нань и Тан, в эпоху Сун Корея оставалась независимым государством, так как империи киданей и чжурчженей препятствовали любым попыткам Китая расширить свои территории.

В результате около 920 года на севере Кореи появилось государство Корё, которое постепенно расширялось практически на весь полуостров. В середине X века, во время правления короля Кванджона, корейское правительство предприняло попытку создать профессиональную армию и централизованную систему управления, для чего оно переняло у Китая систему экзаменов для государственных служащих. Система управления была полностью сформировала лишь к середине XI века, когда Корея была разделена на восемь провинций, пять военных округов (плюс две пограничные зоны), а управление осуществлялось из трех городов — Пхеньяна на западе, Сеула на юге и Кёнджу на востоке.

Для лучшего контроля над территорией страны король стал наделять своих приближенных землей за военную и государственную службу — но, как обычно случалось в ранних государствах, земля быстро стала личной собственностью элиты. Все большая и большая часть населения также становилась собственностью — да трети населения страны находилось в крепостной зависимости, что делало Корею самым крупным рабовладельческим государством того времени.

По мере того как крайне ограниченное в возможностях централизованное правительство теряло власть над страной, политическая ситуация в Корее становилась все менее и менее устойчивой. В 1014 году военные попытались устроить переворот, в 1170 году в результате крупного мятежа на престол взошел новый король Мёнджон, на протяжении всех 1170-х годов регулярно вспыхивали крестьянские мятежи. Мёнджон был свергнут с престола в 1196 году генералом Чхве Чхунхоном, который установил в стране военную диктатуру.

13.6.2. Япония

В Японии, которая была политически и культурно независима от Китая, в период между X и XIII веками возникла уникальная система государственного управления, которая большей частью сохранилась до 1860-х годов. Эти изменения в системе были вызваны рядом экономических, социальных и политических особенностей страны, которые складывались на протяжении нескольких предыдущих столетий.

Наиболее важным изменением было появление сельскохозяйственных поместий (сёэн), в которых на ирригированных полях выращивался рис, а также складывание отдельных социальных групп в этих поместьях. В самом низу социальной лестницы были небольшие группы рабов и крепостных, затем шли наемные работники, свободные крестьяне, потом — управляющие, а на верхушке находились землевладельцы. Все указанные группы получали различные доли урожая, которые регулировались на законодательном уровне (шики) обычно они записывались в специальных документах, а иногда — в правовых актах. Шики можно было передавать по наследству (и женщинам, и мужчинам) или делить на части (майорат здесь не действовал). Один и тот же человек мог владеть разными шики в разных поместьях.

В результате в стране возникла сложная система социальных отношений, в которой один и тот же человек мог быть подчиненным в одном поместье и управляющим — в другом. Тем не менее самой важной группой оставались землевладельцы, которые жили на доходы от поместий — многие из них были бывшими придворными или потомками императорских фамилий, которые установили свои собственные участки землепользования.

Изменения в военной системе усилили то воздействие, которое произвело появление сёэн. В 792 году была упразднена централизованная призывная армия, которая управлялась императором из Киото. Отныне военная сила стала основываться на провинциальной аристократии. Военные подразделения формировались вокруг владельцев самых значимых поместий, наиболее успешные военачальники имели право призывать на службу своих последователей — самураев, которые получали в награду землю и были связаны с военачальником клятвой верности, а не законодательным актом или контрактом.

Обстановка, сложившаяся в Японии, во многом напоминала ситуацию в Европе того же времени, когда распалась империя Каролингов. Тем не менее существовали два важных различия. Во-первых, Япония не подвергалась вторжению со стороны внешнего противника. Во-вторых, сохранялось влияние императора — если не впрямую на действия подданных, то хотя бы на словах. Хотя на деле Япония и управлялась группой местных влиятельных землевладельцев, страна не распалась на отдельные монархии, и основной причиной для столкновений между аристократами было именно стремление влиять на императорскую семью и править страной от ее имени.

К концу X века в Японии почти непрерывно происходили военные столкновения между отдельными региональными военными формированиями. Некоторые из них, такие как Сэйва Гэндзи в регионе Канто, вели военные действия очень успешно и подчинили себе север Хонсю — таким образом окончательно включив этот район в состав Японии. Местные военные группировки заключали союзы с различными придворными фракциями при императорском дворе и различными буддийскими монастырями, у которых теперь были свои собственные военные силы для обороны.

Главной опорой императорского двора и особенно для ушедших на покой императоров (так как они редко правили до самой смерти) было семейство Исэ Хэйкэ, которое контролировало основную часть территории вокруг Внутреннего Японского моря. Во время смуты Хоген в 1156 году и смуты Хэйдзи в 1159—1160 годах Исэ Хэйкэ установили военный контроль над Киото, где находилась резиденция императоров — но не смогли подчинить себе сколь-нибудь значимую территорию за пределами города. Во время мятежа в 1180 году воины Исэ Хэйкэ бежали из Киото, забрав императора с собой, но впоследствии были разбиты (а император — утоплен) во время масштабного морского боя при Данноура в 1185 году, после того как в военные действия оказалась вовлечена вся Япония.

В результате этой гражданской войны армия из региона Канто под предводительством Ёритомо установила свой контроль над значительной территорией, и другие провинциальные военачальники признали превосходство Ёритомо. Он отобрал земли у своих бывших соперников и отдал их своим последователям, но сделал это не напрямую — официально землей распоряжалось правительство в Киото, которое продолжало действовать и содержалось за счет своих собственных земель. Распределив по провинциям своих управляющих, или дзито, Ёритомо смог установить некоторый контроль над местными землевладельцами. У них были свои собственные шики в поместьях, которыми они управляли, они не назначались владельцами поместий, а их пост вскоре стал передаваться по наследству. Дзито были представителями центральной власти на местах, они следили за тем, чтобы шики в поместьях распределялись правильно. Таким образом, они были местными судьями и сборщиками хёромаи — налога на производство риса, который взимался в размере 2% от всего урожая. В каждой провинции был один дзито, который назначался сюго, или защитником, и в чьи обязанности входило руководить другими дзито и осуществлять над ними контроль. Эта система эффективно действовала главным образом в Киото и вокруг Канто, в других же областях существовала лишь теоретически. Западнее Киото и на севере Хонсю власть Ёритомо была ограниченной.

Личная власть Ёритомо сосредоточивалась вокруг Камакуры в Канто, и его личные владения стали центром той власти, которую он имел над Японией. Законодательным центром стал Монтюдзё, или «Комитет расследований», в 1232 году он выпустил письменный сборник законов — «Список Дзёэй», — который стал основанием системы общего права в Японии. Однако в то же время Ёритомо имел свое собственное правительство, действия которого лишь формально нуждались в одобрении императора в Киото. В 1192 году эта система была закреплена законодательно, когда Ёритомо был назначен сэйи-тайсегуном, или «уничтожающим варваров генералиссимусом». Этот титул использовался для императорских военачальников в VIII веке во время войн с Эйну на севере Хонсю. Его восстановление означало, по крайней мере теоретически, появление императорской военной диктатуры. Титул сегуна стал обычным для военных правителей из различных семей, которые правили Японией до 1868 году.

Императорское гражданское правительство, которое называлось бакуфу, находилось в Киото и не имело практически никакой власти. К концу XII века был учрежден сегунат Камакура (названный так по названию столицы). Его власть основывалась главным образом на личной верности вассалов членам правящей семьи. К вассалам относились дзито, представляющие на местах центральную власть и собирающие налог с риса в пользу Камакуры. Ёритомо убил всех членов своей семьи, которые могли стать его соперниками, и оставил в живых только своих двоих малолетних сыновей. В результате началась длительная борьба за власть среди его сторонников, в которой победила семья Ходзё. Они распространили своих дзито по большему количеству поместий и учредили различные ведомства, чтобы руководить остатками императорского правительства. Правление Ходзё продлилось до XIV века.

Япония во время раннего сёгуната
Карта 39. Япония во время раннего сёгуната

13.6.3 Кхмеры

На юго-восточной оконечности азиатского материка, вследствие появления ирригационных систем и возделывания риса на заливных полях, сельскохозяйственная продукция производилась с большим избытком, что также привело к появлению государств. В отличие от Японии, они были сильно подвержены воздействию других стран — таких, как Индия, мусульманские страны и Китай. Это происходило потому, что через эти государства проходили торговые пути, связывавшие восток и запад Азии. В результате значительную часть их государственного дохода составляли налоги на торговлю вдоль этих путей.

Наиболее важным является развитие государства кхмеров. Оно существовало благодаря небольшой, но очень эффективно обрабатываемой посевной площади, которая позволяла выращивать два урожая риса в год с большим излишком. Развитие сложной социальной системы было очень типичным для окраинного региона, который находился под влиянием соседних государств. Примерно с VI века основная часть излишков урожая сосредоточилась в руках клановых вождей, которые становились все более могущественными благодаря своим связям с индийскими торговцами, жившими в прибрежной зоне и продававшими редкие и дорогие товары.

Постепенно вожди перенимали все больше и больше индийских религиозных обрядов, поклонялись пантеону индуистских богов. Увеличив степень своего влияния и укрепив свою власть, присвоили себе статусы, сходные со статусом королей. К концу XI века, во время правления Индравармана I, были возведены первые крупные общественные здания и храмы. Общество кхмеров стремительно разделялось на слои, в нем складывалась эксплуатация одного слоя другим. В самом низу социальной лестницы находились кхнумы — пленники войны и их потомки, которые фактически являлись рабами и работали группами на полях.

Теоретически главной силой, объединявшей общество кхмеров, были храмы, которые владели землей и распределяли излишки урожая — но на практике власть принадлежала правителям и элите. Земля выделялась храмам, но она оставалась собственностью аристократических семей, а храмам принадлежало только право обрабатывать ее и забирать себе часть урожая. Вдобавок к этому сами храмы также контролировались элитой, которая таким образом могла управлять распределением пищи. Роль правителя заключалась в том, чтобы управлять сложной системой распределения земли, регулировать ту часть продовольствия, которой могла распоряжаться элита, и, соответственно, степень влияния отдельных групп аристократов.

Власть правителя и элиты росла по мере того, как все большая и большая часть излишков урожая оказывалась в их руках, и все больше и больше крестьян оказывалось в зависимости от них. Однако полноценной государственной структуры так и не сложилось. Кхмеры построили огромные храмовые системы, плотины, мосты и дороги — все они были расположены с севера на юг или с востока на запад, что символизировало небесный порядок на земле. В начале XII века, во время правления Сурьявармана II, в Ангкор-Вате были возведены огромные храмы, посвященные союзу земного правителя с богом Вишну. Эклектичность верований правителей проявлялась в том, что позже в том же XII веке, во время правления Джаявармана VII, в Ангкор-Тхоме были возведены буддийские храмы в честь Бодхисаттвы Локешвары, хотя здесь же имелись и храмы в честь Шивы и Вишну. Сохранившиеся в некоторых из храмов документы демонстрируют, сколько людей их обслуживало. В конце XII века храме Та Прохм жило 12640 человек, включая 18 верховных жрецов, 2740 священников и 2632 служителя (из которых 615 было танцовщиками, 439 — отшельниками и 970 — учениками). Храм имел свои собственные земельные владения, на которых работали рабы и крепостные, производившие 2500 тонн риса в год.

Общее число кхмеров было около 300 тысяч человек, большая часть которых была расселена по 13 000 деревень. Крупных городов не было, самыми крупными образованьями являлись храмовые комплексы. К XI веку «государство» кхмеров распространило свое влияние на северный Таиланд и перешеек Кра и имело сообщение не только с торговыми центрами на вьетнамском побережье, но и с мусульманским торговым портом Такуа Па на западном побережье полуострова Малакка, а также и с чольскими купцами из Северной Индии.

Кхмеры подвергалась давлению со стороны буддийского королевства Паган в Бирме, а их союзниками обычно оказывались правители из Полоннарувы, столицы Шри-Ланки. «Государство» кхмеров существовало до XIII века, когда сюда пришли монголы. Вскоре после этого оно распалось в результате крестьянского мятежа и разногласий внутри элиты.