ЧАСТЬ V Мировое равновесие (1500—1750 годы)
Глава 18. Империи, государства и огнестрельное оружие
18.7. Европа: реальность и «Ренессанс»
18.7.1. Реальность
В 1500 году население Европы достигло того же уровня, что в
1300 году (около 80 миллионов), и последствия катастроф четырнадцатого столетия
(особенно голода и эпидемии чумы) были в целом устранены. За XVI век оно
выросло почти на четверть и к 1600 году достигло 100 миллионов (что все еще
составляло лишь около 60 процентов населения Китая). Главная проблема
заключалась в том, что производительность сельского хозяйства почти не
увеличивалась, не внедрялись новые методы и культуры. Подъем численности
населения на протяжении XV столетия был в основном обусловлен распашкой земель,
заброшенных в середине XIV века.
Уже в начале XVI столетия свободной земли для обеспечения
дальнейшего прокорма все возрастающего населения почти не осталось. Поэтому с
1550-х годов начало возрастать число обнищавших крестьян и безземельных
работников, наличие которых приводило к понижению заработной платы. К 1600 году
покупательная способность мужчин-рабочих была примерно вдвое ниже, чем в 1550
году, и это понижение почти не зависело от инфляции, вызванной притоком
американского золота и серебра (как мы видели выше, булыиая часть его отправлялась
в Индию и Китай). Положение подавляющего большинства населения еще усугублялось
за счет все возрастающей требовательности землевладельцев. Кроме того, на
протяжении XVI столетия государственные налоги в большинстве стран Европы
существенно возросли. Лишь в нескольких выходящих из ряда вон районов, таких
как Нидерланды, окрестности Лондона и ряд городов в северной Италии, растущая
коммерциализация, поставки сельскохозяйственных продуктов городскому населению
и рост капиталовложений обеспечили крестьянам более прочные позиции.
Примерно до 1550-х годов промышленность развивалась
благодаря тому, что рост населения привел к увеличению спроса, государство
увеличило затраты на военное снаряжение и стоимость перевозок упала. После
1550-х годов в производстве начался спад, за немногими исключениями, такими,
как Нидерланды и Англия (торговля шерстью). Промышленное производство все еще
сильно зависело от сельского хозяйства и его продукции и осуществлялось, как и
во всей Евразии, в основном силами мелких ремесленных мастерских. Объем
продукции колебался в связи с открытием или закрытием таких мастерских, а не за
счет каких-либо фундаментальных изменений в технологии. Важно было также то,
что промышленность, которой занимались крестьяне в сельской местности, зависела
от купцов, продававших или ссужавших им сырье для получения готовой продукции.
Такая система была очень удобна для плохо организованных рынков при низком
спросе и позволяла торговцам легко изменять объем продукции, хотя вся тяжесть
выполнения их заказов ложилась на частично занятых в производстве крестьян.
Сельскохозяйственные и промышленные системы Европы
одновременно и отражали, и поддерживали общественную структуру, основанную на
крайнем неравенстве, при которой массы жили в большой бедности. Максимальным
приоритетом для большинства людей было добыть достаточно пропитания, чтобы не
умереть. У крестьян выживание зависело от урожая (а он, в свою очередь — от
погоды), а также от того, какую часть его заберет себе владелец земли.
Остальные вынуждены были тратить не менее четырех пятых своего дохода на
питание, а в неурожайный год цены возрастали так, что и этого не хватало.
Расходы на питание оставляли мало излишков для других нужд. Поэтому одежда была
предметом редким и ценным — в уставе одного госпиталя в Перудже, в 1582 году,
отмечалось, что одежду умерших «не следует присваивать, но возвращать законным
наследникам»; во многих городах люди дрались из-за одежды умерших от чумы. Еще
труднее было оплачивать жилье — в Турине в 1630 году люди жили по 65 человек в одном
доме, а во Флоренции того же времени бывало и по 70—100 человек на дом. Средний
крестьянин проживал в глинобитной хижине с соломенной крышей, без окон, с дырой
в крыше для вывода дыма от очага, и разделял жилое помещение со своими
домашними животными ради тепла. Низкая производительность означала, что
работать приходилось всем, и старым, и малым. Даже богатые могли потратить свои
средства только на некоторый набор предметов роскоши, деликатесные продукты
питания и нарядную одежду (в большинстве государств издавались законы,
ограничивающие ношение некоторых престижных видов одежды среди знати), большие
дома и огромное количество слуг.
Богатым считался каждый десятый европеец, примерно половину составляли
бедняки, остальные были почти или совсем нищими. Даже в Англии (одной из
богатейших стран Европы) в конце XVII столетия, когда условия стали лучше, чем
за сто лет до того, по оценкам четверть населения составляли бедняки,
страдающие от постоянного отсутствия средств и работы, не имеющие каких-либо
резервов для решения даже простейших проблем. Во Франции в тот же период
бедняки составляли около сорока процентов населения. Подробное исследование
деревни Навальмораль к югу от Толедо в 1580-х годах дает нам ясное
представление о Европе XVI века.
В деревне проживало 243 семейства, всего около 1000 человек.
Из них 22 семьям принадлежала половина от общей земли, которую они сами не
обрабатывали; 60 крестьянских семей владели меньшими наделами; 28 семей не
владели землей, но занимались скотоводством; 95 семей были безземельными
батраками. Кроме того в деревне проживали 17 семей, не имеющих даже жилья и 21
одинокая вдова без видимых средств к существованию.
Богатые нуждались в бедняках как источнике рабочей силы (в
большинстве городов примерно четверть населения составляли слуги), но в трудные
времена количество рабочих мест и благотворительных пожертвований сокращалось
(даже церковная благотворительность замирала, если никто не платил десятину).
Когда такое случалось, у людей не оставалось другого выбора, кроме как бродить
по стране в поисках пропитания или милостыни. Когда и эти возможности исчезали,
оставалось воровство. Богатые люди и государственные чиновники всегда боялись
бедняков, особенно вооруженных шаек, бродяг и нищих, которых зачастую набиралось
до четверти населения в больших городах. Их или прогоняли, или заставляли
работать в условиях, близких к рабству, в так называемых «работных домах».
18.7.2 Ренессанс
Вышеизложенная картина дает нам тот фон, на котором следует
рассматривать понятие Ренессанса, или Возрождения, как определяющей характеристики
конца XV и всего XVI столетия в Европе. Понятие Возрождения в основном было
придумано представителями обеспеченной и «культурной» прослойки в Европе XIX
столетия, такими, как Буркхардт и Вальтер Патер.
Автор, отмечая эти очевидные, но чисто внешние признаки
Ренессанса, забывает о многих других. Искусствоведы XIX века и впрямь оценивали
этот период достаточно субъективно — но Ренессанс все-таки был объективным
выражением прогресса общественной мысли. Автор резко упрощает картину и явно
принижает роль культурных факторов, абсолютизируя экономические. (Прим. перев.)
Они горячо верили в цивилизующую роль «искусств» и
восторгались творческим, личностным характером культуры Италии, как они
полагали, воплощенным в таких фигурах, как Микеланджело, Леонардо и Боттичелли,
которые были «людьми современности», ведущими Европу из «темных веков» к
достойному положению на вершине мировой культуры. Возрождение в их
представлении означало воскрешение классической архитектуры, латыни и ее
литературных жанров, а также создание основного комплекса так называемого «гуманистического»
образования: классическая литература, грамматика, риторика, поэтика, этика и
история. Все это сочеталось с имитацией культуры древней Греции и, еще больше,
Рима и его истории — точнее, римского взгляда на собственную историю,
отразившегося в сочинениях таких авторов, как Тит Ливий и Тацит.
Только спустя еще сто лет историки начали по-другому
рассматривать период Возрождения. Прежде всего, этот феномен проявился отнюдь
не по всей Евразии, и практически все его характерные черты показывают, что он
всего лишь представлял собой начало движения Европы к уровню других, более
древних и развитых культур. Например, классические тексты, которыми так
дорожили в Италии XV столетия, были известны в исламском мире с седьмого века.
Кроме того, периоды «возрождения» имели место и ранее, например, в двенадцатом
столетии, когда Европа получила доступ к произведениям Аристотеля, переведенным
с арабского. Возрождение было, кроме того, намного ближе к культуре и идеям
предыдущих веков и намного менее современно, чем полагали в XIX столетии. Почти
каждая из характеристик, которые приписывали периоду Возрождения, может быть
найдена в более ранние периоды в Европе, а также и в культуре других стран.
Больше всего это понятие пригодилось для того, чтобы определить специфически европейское
мировоззрение, в частности, чтобы подчеркнуть, что Западная Европа стала
наследницей традиций Греции и Рима. С другой стороны, именно в XVI столетии
Европа начала отказываться от ряда представлений о мире, унаследованных от
древней Греции. Особенно это было заметно в астрономии, где труды Коперника,
Кеплера, Тихо Браге и Галилея заставили отказаться от системы Птолемея (вопреки
жесткому сопротивлению такой могущественной силы европейского общества, как
церковь) и перейти к более «современной» системе. (Китай никогда не страдал от
птолемеевых идей, поэтому подобные перевороты там не потребовались.) При всем
этом большинство астрономов были мистиками, астрологами и увлекались магией
(как и сэр Исаак Ньютон спустя сто лет после них). Часто утверждают, что эти и
другие научные открытия в XVI и XVII веках заложили основы дальнейшего
промышленного развития Европы, но дело обстояло совсем не так. Большинство
открытий почти не имело практического применения, и технологическое развитие
зависело, как и в прошлом, от ряда улучшений и мелких изменений, производимых
ремесленниками и промышленниками, не имевшими обычно никакого научного
образования. Только в XIX столетии (в частности, после открытия электричества и
магнетизма) научный прогресс стал способствовать ускоренному прогрессу
промышленности.