Объединение восточно-евразийской периферии

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 10. Кризис (200—600 годы н.э.)
10.9. Объединение восточно-евразийской периферии

Одновременно с распадом Китая, между падением династии Хань примерно в 200 году н.э. и созданием государства Суй в 589 году, проходила активная экспансия китайского влияния, связанная в основном с распространением буддизма. В результате к началу IV века появились примитивные государства в Корее, а к VI веку возникли первые признаки того, что Япония движется в том же направлении.

10.9.1. Корея

Корея долго была приграничным районом для Хань и других северных китайских государств. Над этим регионом осуществлялись разные степени контроля, и в провинциях, создаваемых Хань, постепенно появлялись местные корейские правители. Они зависели от китайцев в своем статусе, а их система правления в значительной мере основывалась на родстве (как и все корейское общество в целом) — власть переходила от брата к брату внутри правящего клана до перехода к следующему поколению.

После падения Хань, при растущем хаосе на севере Китая, и особенно после падения Вэй в 265 году, китайцы постепенно стали терять контроль над Кореей, дав возможность местным правителям возможность строить собственные государства. С начала IV века на Корейском полуострове появились три основные государства — Силла и Пэкче на юге и Когурё на севере. Последнее стало самым мощным — не потому, что больше всех подвергалось китайскому влиянию, а потому что у него было место для расширения на север, в Манчжурию.

Хотя в 371 году Когурё было побеждено Пэкче, оно быстро восстановилось и молниеносно стало расширяться при династии Квангэтхо (391—413) и во время длительного правления Чансу (413—491). Столица была перенесена с гор в Пхеньян, и вплоть до V века Когурё оставался основной империей, протянувшейся от севера Манчжурии до самого юга полуострова. Оно оставалось в таком виде большую часть VI века, несмотря на расширение царства Силла, раскинувшегося вдоль восточного края полуострова и всегда бывшего самым отсталым из всех корейских государств.

Все три государства все еще оставались совсем примитивными — они подчинялись нескольким аристократическим землевладельческим семьям, которые управляли большей частью армий; уровень контроля из центра был низким. В культурном отношении самым важным для развития Кореи было распространение буддизма из Китая. Когурё официально стало буддистским в 366 году, Пэкче — в 384 году, а более отдаленное Силла — в середине V века. Похоже, что письменность (в форме китайского шрифта) пришла в Корею с буддистскими монахами, хотя она была ужасно неудобной для совершенно отличного корейского языка. Как только буддизм утвердился, Корея стала центром его дальнейшего проникновения в Японию.

10.9.2. Япония

География Японии помогает объяснить некоторые основные факторы, стоящие за ее уникальной историей. Как группа островов, отстоящих на сотню миль от Евразийского материка, она находилась вдали от всех сложных перемен, происходящих в Китае. Даже после IV века н.э., когда китайская культура уже много веков оказывала подавляющее влияние на страны региона, в истории Японии по-прежнему доминировали внутренние факторы. На острова никогда не вторгались иноземцы, и лишь однажды до 1945 года возникла реальная угроза такого вторжения — монголов в конце XIII века. Однако, хотя Япония была крупной страной (больше современной Германии), только пятая часть ее земли подходила для сельского хозяйства, чтобы интенсивно выращивать рис по влажной технологии, производя таким образом большое количество пищи. Экономическое, социальное и политическое развитие Японии оставалось ограничено несколькими районами интенсивного сельского хозяйствования — юго-западной частью главного острова Хонсю (регион вокруг Осака, Киото и Кобе) и восточной областью вокруг современного Токио (бывший Эдо).

В Японии оседлые сообщества с глиняными изделиями (культура дзёмон) были уже хорошо развиты в течение примерно десяти тысяч лет перед появлением сельского хозяйства примерно в 300 году до н.э.. Представители культуры дзёмон были, вероятно, совсем разными людьми — возможно, даже говорившими на разных языках и объединенными лишь общей хозяйственной культурой, основанной на сборе растительной пищи, охоте и ловле рыбы, в особенности тунца.

По-видимому, какие-то растения культивировались здесь примерно с 1000 года до н.э. Влажное выращивание риса почти наверняка появилось с вторжением культуры яёй (названной по месту возле Токио). То явно были новые люди, которые даже анатомически отличались от дзёмон, хотя их точное происхождение неизвестно. Они использовали железные инструменты и преобладали на юго-западе Японии примерно к 100 году до н.э., а затем постепенно двинулись на восток и север, приспосабливая свое сельское хозяйство к меняющимся условиям и внедряя просо, ячмень и пшеницу в засушливых районах северо-востока Хонсю.

С появлением стабильных излишков пищи на юго-западе стали возникать первые кланы и маленькие царства. Вожди, определяемые по их татуировке, хоронились в больших каменных погребальных камерах и земляных курганах около 500 ярдов длиной и 120 футов высотой, которые обнаружены в регионе Кинки на юге Хонсю. Похоже, многое в культуре близко культуре Силлы на юго-востоке Корейского полуострова, ближайшего к Японии района. Эти мелкие японские кланы и государства (их было, предположительно, около сотни) время от времени контактировали с Китаем. Похоже, они посылали послов ко двору Хань в 57 и 107 годах н.э. — китайцы называли их ва, то есть «карлики».

Ранняя Япония
Карта 27. Ранняя Япония

Ядром появления японского государства и культуры стал регион Ямато в центре района влажного выращивания риса. Именно отсюда были завоеваны острова Сикоку и Кюсю. Правители Ямато объявили о своем главенстве над другими вождями района, которые были главами племен или родов, известных как удзи. Правители Ямато были вождями одного из этих удзи, их власть, вероятно, базировалась на обладании основным церемониальным центром — рядом усыпальниц бога-солнца в Исе.

Традиционная японская религия много позднее была названа синтоизмом («синто» — слово китайского происхождения, означающее «путь к богам»), чтобы отличать ее от буддизма. Культ солнца Ямато был в ней основным, другие культы интегрировались в тщательно составленную систему с более чем 3000 уровнями. В основном, это были природные культы — позднее сюда стали включаться и умершие императоры, хотя они и не становились святыми в том смысле, как это понималось в Западной Евразии.

Синтоизм не имел стройной философской системы, но взамен обладал подчеркнутой ритуальной чистотой и простой обрядностью. Правители Ямато стали основателями императорской семьи Японии, которая ныне является самой длинной непрерывной линией правителей в мире — хотя многие века их власть была ограничена или не существовала вовсе, а действительная линия наследников была очень сложной. Развитие Японии шло медленно, и даже к VI веку здесь еще не существовало эффективного централизованного государства. Претензии на верховную власть правителей Ямато сильно подрывались спорами о наследовании внутри императорской семьи, а также ростом власти и влияния командиров военных структур — отомо («великие служители») и оонобе (соединение армий). В итоге имперские правители стали тем, что они оставили для японской истории, — символами, линией передачи власти, которая на практике осуществлялась в другом месте и иными методами.