Почему сельское хозяйство?

Часть II
Великое перемещение
Глава 3. Растения и животные

В течение более миллиона лет люди жили маленькими мобильными группами, находили себе пищу в дикой среде и занимались охотой. Когда позволяли условия, они собирались в большие группы, а иногда, когда они могли полагаться на особенно богатые источники пищи, даже становились полуоседлыми.
Затем, за относительно короткий промежуток времени после окончания последнего ледникового периода, примерно в 10 000 году до н.э. этот стабильный и сбалансированный образ жизни начал меняться. По всему миру люди начали селиться в определенных местностях и вместо того, чтобы просто собирать растения, стали их высаживать на специальных участках земли. В то же время были одомашнены некоторые животные.
Менее чем за 10 000 лет этот образ жизни распространился по всему земному шару. Группы собирателей и охотников остались — но их стремительно вытесняли в пограничные области и в те места, которые нельзя было использовать под сельское хозяйство. К XX веку сохранилось всего лишь несколько таких групп — ныне их изучают антропологи. Переход к сельскому хозяйству был фундаментальным шагом в человеческой истории и привел к тому, что мы называем цивилизацией и записанной человеческой историей.

3.1. Почему сельское хозяйство?

Главный вопрос состоит в том, почему произошла эта перемена в хорошо приспособленном образе жизни. В соответствии с более ранними теориями предполагалось, что преимущества сельского хозяйства столь очевидны, что к нему следовало перейти сразу же, как только человеческий гений, знания и технологии получат соответственное развитие. Ныне такие простые ответы кажутся куда менее очевидными.
Работы по исследованию сообществ охотников и собирателей показывают, что их жизнь относительно легка — не надо прилагать много усилий для добычи пищи, которая обеспечивала бы сбалансированную и питательную диету и достаточно свободного времени. Что же касается сельского хозяйства, то с ним связано немало проблем. На него затрачивается намного больше усилий, чем на собирательство и охоту, особенно во время посадки и сбора урожая. Большую часть года урожай надо где-то хранить, что приводит к потерям и возможному воровству. Пусть даже являясь более продуктивным, чем собирательство и охота, сельское хозяйство завязано на несколько культур, что ведет к нехватке продовольствия и даже голоду в неурожайные годы.
Переход к сельскому хозяйству произошел не сразу, а в процессе нескольких попыток по всему земному шару, с использованием разных растений и животных. Основными центрами земледелия стали Юго-Западная Азия, Китай, Месоамерика (Центральная Америка), Анды, тропические области Африки и Юго-Восточной Азии. Намного труднее понять, что происходило в тропиках, так как вследствие влажного климата лишь очень немного остатков растений находят там при археологических раскопках. Таким образом кажется очевидным, что нельзя применить простое объяснение к каждому случаю.
Выдвинутая несколько лет назад теория приводит доводы в пользу того, что сельское хозяйство возникло в тот момент, когда мировое население достигло такого уровня, что группы охотников и собирателей с трудом находили новые территории для добычи пищи. Таким образом, у них не было иного выхода, кроме как обратиться к более интенсивным способам добывания пропитания, требовавшим больших усилий. Это может частично объяснять случившееся в сравнительно плотно населенной Юго-Западной Азии — но вряд ли подходит для Месоамерики, где первые признаки сельского хозяйства становятся очевидны лишь через 700 лет после первого заселения американского континента.
В прошлом эти фундаментальные изменения называли «неолитической революцией», связывая ее с появлением гончарного ремесла и первых маленьких городов. Однако люди могут вести оседлый образ жизни и без сельского хозяйства — например, коренные жители североамериканского побережья Тихого океана создали высокоорганизованное сообщество, основанное на использовании местных морских ресурсов. У других групп гончарное ремесло существовало и без сельского хозяйства. Самые первые гончарные изделия были сделаны в Японии примерно 10 000 лет до н.э. группами охотников и собирателей культуры Дзёмон — они продолжали их делать еще в течение 10 000 лет и совсем не занимались сельским хозяйством.
Перемены, последовавшие за переходом к сельскому хозяйству, были далеко не революционными — никто его не «изобретал», процесс шел в течение тысячелетий, внося лишь небольшие изменения в привычный образ жизни от поколения к поколению. Одним из важных аспектов этих перемен был так называемый «эффект храповика». Как только группа начинала получать больше продовольствия, количество ее членов резко возрастало, что делало невозможным возврат к менее интенсивным методам добычи пищи.
Авторы последних работ по этому сложному вопросу считают, что переход к сельскому хозяйству следует рассматривать не как внезапный прорыв, а как часть сложного эволюционного процесса, включающего в себя интенсификацию взаимодействия между человеком, растениями и животными. Группы охотников и собирателей изменяют окружающую среду, способствуя росту необходимых им растений, используя такие методы, как контролируемые поджоги, создание орошаемых территорий и посадка новых растений. Также очевиден тот факт, что примерно 30 000 лет назад группы людей в Евразии были не просто охотниками, преследующими попадавшиеся им стада. Они использовали более совершенные и эффективные тактики управления стадами и могли тщательно отбирать своих жертв. Все эти техники могут рассматриваться как пути к полномасштабному сельскому хозяйству. Технологии обработки орехов и диких злаков (камни для перемола, пестики, ступки и емкости для хранения) появились около 20 000 лет назад — еще до развития сельского хозяйства.
Однако описанный процесс не остановился с появлением последнего. Человек продолжал одомашнивать одни виды животных и растений и отказываться от других. От одомашнивания крупного рогатого скота до «революции производных продуктов» — использования его для получения молока и молочных продуктов — прошло несколько тысяч лет. Одомашненные виды позже распространились по всему миру и выращивались в разных странах.
По всему миру люди одомашнивали разных животных и растения, в зависимости от тех видов, что были распространены в дикой среде обитания. Однако некоторые их черты были сходными. Вероятно, первым одомашненным животным стал волк — но не для того, чтобы обеспечить пропитание. Собаки, произошедшие от волка, дарили человеку свою дружбу, питались остатками человеческой пищи и, вероятно, помогали ему в охоте. Но человек сосредоточил свое основное внимание на мирных медленных животных, неприхотливых в пище и уже живущих в больших группах под управлением вожака — например, овцах и козах. Домашние животные отделялись от диких и постепенно, путем селекции, получали те или иные необходимые людям признаки.
Большинство культурных злаков самоопыляемые. Это качество позволило первым крестьянам легко отделить их от диких собратьев. Дикие виды очень быстро разбрасывали свои семена, а первые крестьяне автоматически выбирали те, которые дольше оставались на растениях. Такой подход быстро — в течение нескольких лет — еще сильнее отделил одомашненные виды, превращая их в растения, у которых семена отделялись лишь искусственно, с помощью молотьбы. Это ставило способность растения размножаться в зависимость от человека.

Тем не менее разнообразие видов одомашненных растений и животных, наряду с различной скоростью этого и других процессов, происходящих в то время в мире, заставляют подойти к изучению этой самой фундаментальной перемены в человеческой истории на основании регионального подхода.