Месопотамия: истоки цивилизации

Часть II
Великое перемещение
Глава 4. Появление цивилизации
4.2. Месопотамия: истоки цивилизации

Долина рек Тигр и Евфрат (Месопотамия — название римской провинции, закрепившееся за этой территорией) была заселена лишь примерно в 5700 году до н.э. Для этой территории характерны длительное жаркое лето и суровые холодные зимы. Вдали от рек наблюдается дефицит воды, хотя почва при орошении являлась очень плодородной. Однако здесь почти не было никаких полезных ископаемых — ближайший камень добывали в пустыне к западу от Эриду, ближайшие месторождения меди находились в Иране и Анатолии. Древесины вообще было мало — ее привозили с гор на севере и востоке, а лучшую (кедр и тополь), используемую на постройке храмов, везли с гор Ливана.

4.2.1. Начало

На первый взгляд эта территория кажется неподходящей для первого возникновения цивилизации примерно в 3000 году до н.э. С другой стороны, вполне вероятно, что именно тяжелые условия потребовали большей степени социальной организации с самого начала заселения. Когда первые земледельцы начали возделывать здесь землю, они обнаружили, что на юге долины почти не бывает дождей, а уровень воды в реке самый низкий в период с августа по октябрь — именно когда только что посаженные растения нуждаются в самом щедром поливе. Осенью и в начале лета воды больше всего, и урожай надо защищать от наводнения.

Города Шумера
Карта 5. Города Шумера

Таким образом, самым необходимым был контроль над водой, создание ее запасов и орошение земель. Все это требовало не столько сильного централизованного государства (оно появилось позднее), но хотя бы относительно высокого уровня взаимодействия между земледельческими общинами. Вероятно, оно стало образоваться вокруг родственных групп, и первоначальные поселения были достаточно большими. Например, селение Чога Мани к востоку от Багдада, датируемое примерно 5500 годом до н.э., занимало площадь 15 акров и имело население в 1000 человек.
Основное преобразование произошло на дальнем юге, в месте, известном как Шумер. Неизвестно, были ли сами земледельцы шумерами (известными примерно с 3000 года до н.э.), или же шумеры пришли сюда позже. Однако первое предположение кажется более правдоподобным, так как очевидно, что жизнь в основных центрах этого региона продолжалась в течение всего этого длинного периода.
Ранняя стадия, со времени первых поселений и примерно до 4000 года до н.э., известна как Убайдский период — по названию основных раскопок. Она характеризуется несколькими основательными деревнями, такими как Эриду, Усайла и Ур. Они строились из глиняно-тростниковых кирпичей и были окружены общинными полями. Ранние храмы могли представлять собой хранилища продовольствия для всей общины. Крестьяне также пользовались тем, что давали болота, они использовали каноэ и рыболовные сети.
Эти деревни были центром религиозной жизни и церемониальной деятельности, а некоторые стали довольно большими. Например, храм в Эриду, построенный около 4500 года до н.э., был самым большим во всем регионе — он занимал площадь в 4 акра и вмещал около 5000 человек. Такую же территорию занимали некоторые первые города в Юго-Западной Азии, такие как Катал Гуюк. После 4000 года до н.э. и Эриду, и Ур в течение 500 лет продолжали расширять свою территории до площади в 25 акров, а их население следило за оросительными каналами длиной в три мили. Платформа храма в Эриду также была увеличена. Очевидно, что эти храмы были центральными для многочисленных общин Шумера. Однако найденные захоронения Убайдского периода дают мало свидетельств значительного социального и имущественного расслоения.

4.2.2. Урук

Основной период развития цивилизации, продлившийся примерно в течение тысячи лет с 4000 года до н.э., известен как Урукский — по названию места главных раскопок. Первоначально он выделялся в отдельную фазу из-за изменения в стиле керамики от расписных изделий, типичных для Убайда, до одноцветных, сделанных на гончарном круге. Однако теперь становится очевидным, что за этот период произошел ряд фундаментальных изменений, которые усилили драг друга и в результате вызвали появление абсолютно иного общества, с первым в мире значительным государственным контролем.
Излишек продовольствия с орошаемых полей был совершенно необходим для обеспечения целого круга незанятых в сельском хозяйстве людей, он также обменивался на сырье из близлежащих областей. Растущая специализация внутри общества вела к более сильному расслоению и неравенству. Наряду с религиозными властями появлялись и набирали вес светские лидеры, а также армия и военачальники. Элита жила в быстро растущих поселениях, которые превращались в настоящие города. Одновременно производились первые попытки отливать металл.
Природа этих преобразований легче всего прослеживается в Уруке, ставшим главным городом Шумера. Примерно в 3600 году до н.э. был построен храмовый курган, так называемый зиккурат, который в последствии постоянно расширялся. Церемониальные комплексы, посвященные богам Эанна и Ану, были построены на массивных платформах, с тщательно разработанными подходом и планами, сложными нишами в стенах и с колоннами шести футов в диаметре. К 3000 году до н.э. население города, вероятно, насчитывало 40 000 человек. Он далеко превосходил все предыдущие человеческие поселения и был более чем в два раза крупнее любого другого города в Шумере.
Значительный объем трудовых ресурсов, необходимых для выполнения таких работ, был организован храмовыми властями и зарождающейся светской властью. Первая примитивная письменность для управления разнообразными государственными делами появилась около 3400 года. Большая территория вокруг Урука обрабатывалась скорее экстенсивными, чем интенсивными методами, руками людей из зависимых городков и деревень, лежащих в радиусе 6 миль от Урука. Каждое такое поле имело свою собственную небольшую оросительную систему. Отношения между этими городками и деревнями и городом были сложными. Божества города привлекали паломников из числа местного населения и их пожертвования — добровольные или вынужденные, а военные и политические власти города силой изымали «дань» и «налоги» (то есть экспроприировали сельскохозяйственные излишки) на оборонительные и государственные нужды.
4.2.3. Ранние династии
Хотя Урук развился больше, чем все остальные города Шумера, к 3000 году до н.э. по всему региону образовалось несколько городов-государств, окруженных оборонительными стенами и зависевших от производства продовольствия окрестным населением. Этот период между 3000 и 2300 годами до н.э. известен как период Ранних династий. Хотя он часто подразделяется на несколько фаз, это разделение происходит лишь от стилистических изменений в керамике и печатях и не имеет более широкого значения.
В этот период города-государства находились в состоянии перманентной войны друг с другом за жизненно важные ресурсы — землю и воду. Например около 2500 года до н.э. Лагаш вел 150-летний конфликт с Умма из-за своих границ. Так называемый «Шумерский список царей» был написан около 1800 года, но по большей части является мифологическим, с его помощью трудно установить последовательность правителей (хотя он и содержит ряд настоящих имен) или узнать, какой из городов-государств был главнее.
Некоторые правители имели титул «Царей Киша» — что, вероятно, подразумевало какое-то главенство. Например, во время конфликта с Умма правители Лагаша постоянно ссылались на решение царя Месалима — «царя Киша» — в 2600 году до н.э. как обязательное, но почему оно считалось таковым — неясно. Тем не менее осталось достаточно свидетельств, рассказывающих нам, как функционировала первая цивилизация в мире.
До недавнего времени считалось, что Шумер состоял из нескольких «храмов-государств», где храму принадлежала вся земля, жители рассматривались как храмовые слуги различных рангов, а светский правитель был лишь помощником главного жреца. Теперь стало ясно, что это заблуждение, основанное на неправильной расшифровке в 1930-х годах единственного архива из храма в Гирсу. Ныне принятая схема функционирования шумерского общества абсолютно другая. Большая часть земель находилась во владении семейств, а «храмовые» поместья были собственностью правителя города и его семьи, и он имел право распределять эти земли между своими сторонниками. Правитель был защитником города перед лицом городского божества, он содержал храмы, и его статус зависел от его отношений с этим божеством. Городской правитель проводил основные церемониалы вместе со священниками, а царская семья занимала некоторые важные должности в церковной иерархии. Таким образом, не было разделения между церковной и светской властью.
Для постройки и содержания храма с его внутренним залом, содержавшим статую божества из металла и драгоценностей, требовались значительные усилия всей общины, а существование храма являлось залогом самосознания общины как отдельной единицы. В каждом городе было свое божество: Энлиль — в Ниппуре, Энки — в Эриду, Нанна — в Уре. Теоретически каждый храм контролировал большие участки земли. Некоторые наделы обрабатывались крестьянами, которых обязывала заниматься этим община. Ежедневные поставки продовольствия с этих наделов предназначались для служителей храма. Однако другая земля предназначалась для людей, занимающих разнообразные должности в храме — обычно это были члены правящей семьи и другие представители элиты. Количество получаемого продовольствия зависело от статуса человека. Многие храмовые должности являлись не более чем наследственными синекурами, и сопутствующие им земельные наделы начинали также передаваться по наследству. Оставшаяся храмовая земля просто сдавалась в аренду местным жителям и их семьям. При храмах имелись обширные мастерские, в которых были заняты профессиональные ремесленники, продовольствие для которых предоставлялось из храмовых поместий. Эти мастерские были крупными коммерческими предприятиями, чья продукция продавалась и обменивалась отдельной группой купцов.
Дворец (эгал — дословно «большой дом») был резиденцией правителя или лугала («большого человека»). В некоторых городах дворец находился на прихрамовой территории (хотя это не обязательно означало подчинение религиозным властям), однако в других городах, особенно на севере, он являлся отдельным зданием. Дворец служил резиденцией правящей семье и ее слугам, при нем имелись собственные мастерские, он был центром административной власти и местом хранения государственной казны. Большинство дел, вершимых во дворце, имели отношение к лугалу как к богатому и могущественному члену общины, а также к его главному юридическому помощнику и важным религиозным событиям либо вопросам управления обширными поместьями правителя.
До нас дошли свидетельства о том, что города управлялись некоей формой собрания старейшин, представляющих собой «опекунов» города, которые вполне могли состоять в родстве между собой. Тем не менее основной функцией правителя было руководство в случае войны — очевидно, именно это стало основным фактором в развитии светской власти.
Правители могли сначала быть временными военачальниками (вероятно, даже выборными) — но очевидно, что примерно к 2600 году до н.э. эта должность становится наследственной, а правители превращаются в настоящих монархов. Точный титул правителя отличался в разных городах, некоторые именовались лугал, некоторые — энси, хотя причины таких различий неизвестны. Символы их власти были сходными и с тех пор не изменились — шапка (корона), жезл (скипетр) и сиденье (трон).
Военные действия были основным занятием шумерских городов-государств. Самые ранние цилиндрические печати периода Урук (4000 год до н.э.) изображают битвы и военнопленных. В период Ранних Династий, примерно после 3000 года до н.э., так называемый Царский штандарт из Ура (деревянный объект, реальное предназначение которого нам неизвестно) и «Стела с грифами» из Лагаша (датируемая 2450 годом до н.э.) изображают битвы и армии.
Армии, скорее всего, набирались из рекрутов, которые служили, выполняя часть своих повинностей перед государством. Основой армии была пехота, ее вооружение состояло из топоров, больших кожаных щитов и копий. У пехотинцев не было мечей, так как имевшаяся в Шумере медь была слишком мягкой для заточки, но у них имелись примитивные кинжалы. Вождь перемещался на колеснице с большими прочными колесами, запряженной ослами. Таким образом, требовались развитые технологии как для постройки колесницы, так и для обучения животных. Надо полагать, что ослы являлись лишь символом статуса, так как сражались вожди пешими.
Города Шумера были очень уязвимы в случае занятия противником земель, с которые в них поступало продовольствие. Осада с использованием таранов и осадных башен была основной стратегией военных действий. При захвате города стены обычно разрушали, мужское население убивали, захватывали в рабство или ослепляли, а женщин и детей превращали в рабов.