Часть II
Великое перемещение
Глава 4. Появление цивилизации
4.2. Месопотамия: истоки цивилизации
Долина рек Тигр и Евфрат (Месопотамия — название римской
провинции, закрепившееся за этой территорией) была заселена лишь примерно в
5700 году до н.э. Для этой территории характерны длительное жаркое лето и
суровые холодные зимы. Вдали от рек наблюдается дефицит воды, хотя почва при
орошении являлась очень плодородной. Однако здесь почти не было никаких
полезных ископаемых — ближайший камень добывали в пустыне к западу от Эриду,
ближайшие месторождения меди находились в Иране и Анатолии. Древесины вообще было
мало — ее привозили с гор на севере и востоке, а лучшую (кедр и тополь),
используемую на постройке храмов, везли с гор Ливана.
4.2.1. Начало
На первый взгляд эта территория кажется неподходящей для
первого возникновения цивилизации примерно в 3000 году до н.э. С другой стороны,
вполне вероятно, что именно тяжелые условия потребовали большей степени
социальной организации с самого начала заселения. Когда первые земледельцы
начали возделывать здесь землю, они обнаружили, что на юге долины почти не
бывает дождей, а уровень воды в реке самый низкий в период с августа по октябрь
— именно когда только что посаженные растения нуждаются в самом щедром поливе.
Осенью и в начале лета воды больше всего, и урожай надо защищать от наводнения.
Карта 5. Города Шумера
Таким образом, самым необходимым был контроль над водой,
создание ее запасов и орошение земель. Все это требовало не столько сильного
централизованного государства (оно появилось позднее), но хотя бы относительно
высокого уровня взаимодействия между земледельческими общинами. Вероятно, оно
стало образоваться вокруг родственных групп, и первоначальные поселения были
достаточно большими. Например, селение Чога Мани к востоку от Багдада,
датируемое примерно 5500 годом до н.э., занимало площадь 15 акров и имело
население в 1000 человек.
Основное преобразование произошло на дальнем юге, в месте,
известном как Шумер. Неизвестно, были ли сами земледельцы шумерами (известными
примерно с 3000 года до н.э.), или же шумеры пришли сюда позже. Однако первое
предположение кажется более правдоподобным, так как очевидно, что жизнь в
основных центрах этого региона продолжалась в течение всего этого длинного
периода.
Ранняя стадия, со времени первых поселений и примерно до
4000 года до н.э., известна как Убайдский период — по названию основных
раскопок. Она характеризуется несколькими основательными деревнями, такими как
Эриду, Усайла и Ур. Они строились из глиняно-тростниковых кирпичей и были
окружены общинными полями. Ранние храмы могли представлять собой хранилища
продовольствия для всей общины. Крестьяне также пользовались тем, что давали
болота, они использовали каноэ и рыболовные сети.
Эти деревни были центром религиозной жизни и церемониальной
деятельности, а некоторые стали довольно большими. Например, храм в Эриду,
построенный около 4500 года до н.э., был самым большим во всем регионе — он
занимал площадь в 4 акра и вмещал около 5000 человек. Такую же территорию
занимали некоторые первые города в Юго-Западной Азии, такие как Катал Гуюк.
После 4000 года до н.э. и Эриду, и Ур в течение 500 лет продолжали расширять
свою территории до площади в 25 акров, а их население следило за оросительными
каналами длиной в три мили. Платформа храма в Эриду также была увеличена.
Очевидно, что эти храмы были центральными для многочисленных общин Шумера. Однако
найденные захоронения Убайдского периода дают мало свидетельств значительного
социального и имущественного расслоения.
4.2.2. Урук
Основной период развития цивилизации, продлившийся примерно в
течение тысячи лет с 4000 года до н.э., известен как Урукский — по названию
места главных раскопок. Первоначально он выделялся в отдельную фазу из-за
изменения в стиле керамики от расписных изделий, типичных для Убайда, до
одноцветных, сделанных на гончарном круге. Однако теперь становится очевидным,
что за этот период произошел ряд фундаментальных изменений, которые усилили
драг друга и в результате вызвали появление абсолютно иного общества, с первым в
мире значительным государственным контролем.
Излишек продовольствия с орошаемых полей был совершенно
необходим для обеспечения целого круга незанятых в сельском хозяйстве людей, он
также обменивался на сырье из близлежащих областей. Растущая специализация
внутри общества вела к более сильному расслоению и неравенству. Наряду с
религиозными властями появлялись и набирали вес светские лидеры, а также армия
и военачальники. Элита жила в быстро растущих поселениях, которые превращались
в настоящие города. Одновременно производились первые попытки отливать металл.
Природа этих преобразований легче всего прослеживается в
Уруке, ставшим главным городом Шумера. Примерно в 3600 году до н.э. был построен
храмовый курган, так называемый зиккурат, который в последствии постоянно
расширялся. Церемониальные комплексы, посвященные богам Эанна и Ану, были
построены на массивных платформах, с тщательно разработанными подходом и
планами, сложными нишами в стенах и с колоннами шести футов в диаметре. К 3000
году до н.э. население города, вероятно, насчитывало 40 000 человек. Он далеко
превосходил все предыдущие человеческие поселения и был более чем в два раза
крупнее любого другого города в Шумере.
Значительный объем трудовых ресурсов, необходимых для
выполнения таких работ, был организован храмовыми властями и зарождающейся
светской властью. Первая примитивная письменность для управления разнообразными
государственными делами появилась около 3400 года. Большая территория вокруг
Урука обрабатывалась скорее экстенсивными, чем интенсивными методами, руками
людей из зависимых городков и деревень, лежащих в радиусе 6 миль от Урука.
Каждое такое поле имело свою собственную небольшую оросительную систему.
Отношения между этими городками и деревнями и городом были сложными. Божества города
привлекали паломников из числа местного населения и их пожертвования —
добровольные или вынужденные, а военные и политические власти города силой
изымали «дань» и «налоги» (то есть экспроприировали сельскохозяйственные
излишки) на оборонительные и государственные нужды.
4.2.3. Ранние династии
Хотя Урук развился больше, чем все остальные города Шумера,
к 3000 году до н.э. по всему региону образовалось несколько городов-государств,
окруженных оборонительными стенами и зависевших от производства продовольствия
окрестным населением. Этот период между 3000 и 2300 годами до н.э. известен как
период Ранних династий. Хотя он часто подразделяется на несколько фаз, это
разделение происходит лишь от стилистических изменений в керамике и печатях и
не имеет более широкого значения.
В этот период города-государства находились в состоянии
перманентной войны друг с другом за жизненно важные ресурсы — землю и воду.
Например около 2500 года до н.э. Лагаш вел 150-летний конфликт с Умма из-за
своих границ. Так называемый «Шумерский список царей» был написан около 1800
года, но по большей части является мифологическим, с его помощью трудно
установить последовательность правителей (хотя он и содержит ряд настоящих
имен) или узнать, какой из городов-государств был главнее.
Некоторые правители имели титул «Царей Киша» — что,
вероятно, подразумевало какое-то главенство. Например, во время конфликта с Умма
правители Лагаша постоянно ссылались на решение царя Месалима — «царя Киша» — в
2600 году до н.э. как обязательное, но почему оно считалось таковым — неясно.
Тем не менее осталось достаточно свидетельств, рассказывающих нам, как
функционировала первая цивилизация в мире.
До недавнего времени считалось, что Шумер состоял из
нескольких «храмов-государств», где храму принадлежала вся земля, жители
рассматривались как храмовые слуги различных рангов, а светский правитель был
лишь помощником главного жреца. Теперь стало ясно, что это заблуждение,
основанное на неправильной расшифровке в 1930-х годах единственного архива из
храма в Гирсу. Ныне принятая схема функционирования шумерского общества
абсолютно другая. Большая часть земель находилась во владении семейств, а
«храмовые» поместья были собственностью правителя города и его семьи, и он имел
право распределять эти земли между своими сторонниками. Правитель был
защитником города перед лицом городского божества, он содержал храмы, и его
статус зависел от его отношений с этим божеством. Городской правитель проводил основные
церемониалы вместе со священниками, а царская семья занимала некоторые важные
должности в церковной иерархии. Таким образом, не было разделения между
церковной и светской властью.
Для постройки и содержания храма с его внутренним залом,
содержавшим статую божества из металла и драгоценностей, требовались
значительные усилия всей общины, а существование храма являлось залогом
самосознания общины как отдельной единицы. В каждом городе было свое божество:
Энлиль — в Ниппуре, Энки — в Эриду, Нанна — в Уре. Теоретически каждый храм
контролировал большие участки земли. Некоторые наделы обрабатывались
крестьянами, которых обязывала заниматься этим община. Ежедневные поставки
продовольствия с этих наделов предназначались для служителей храма. Однако
другая земля предназначалась для людей, занимающих разнообразные должности в
храме — обычно это были члены правящей семьи и другие представители элиты.
Количество получаемого продовольствия зависело от статуса человека. Многие
храмовые должности являлись не более чем наследственными синекурами, и
сопутствующие им земельные наделы начинали также передаваться по наследству.
Оставшаяся храмовая земля просто сдавалась в аренду местным жителям и их
семьям. При храмах имелись обширные мастерские, в которых были заняты профессиональные
ремесленники, продовольствие для которых предоставлялось из храмовых поместий.
Эти мастерские были крупными коммерческими предприятиями, чья продукция
продавалась и обменивалась отдельной группой купцов.
Дворец (эгал — дословно «большой дом») был резиденцией
правителя или лугала («большого человека»). В некоторых городах дворец
находился на прихрамовой территории (хотя это не обязательно означало
подчинение религиозным властям), однако в других городах, особенно на севере,
он являлся отдельным зданием. Дворец служил резиденцией правящей семье и ее
слугам, при нем имелись собственные мастерские, он был центром административной
власти и местом хранения государственной казны. Большинство дел, вершимых во
дворце, имели отношение к лугалу как к богатому и могущественному члену общины,
а также к его главному юридическому помощнику и важным религиозным событиям
либо вопросам управления обширными поместьями правителя.
До нас дошли свидетельства о том, что города управлялись
некоей формой собрания старейшин, представляющих собой «опекунов» города,
которые вполне могли состоять в родстве между собой. Тем не менее основной
функцией правителя было руководство в случае войны — очевидно, именно это стало
основным фактором в развитии светской власти.
Правители могли сначала быть временными военачальниками
(вероятно, даже выборными) — но очевидно, что примерно к 2600 году до н.э. эта
должность становится наследственной, а правители превращаются в настоящих
монархов. Точный титул правителя отличался в разных городах, некоторые
именовались лугал, некоторые — энси, хотя причины таких различий неизвестны.
Символы их власти были сходными и с тех пор не изменились — шапка (корона),
жезл (скипетр) и сиденье (трон).
Военные действия были основным занятием шумерских
городов-государств. Самые ранние цилиндрические печати периода Урук (4000 год до
н.э.) изображают битвы и военнопленных. В период Ранних Династий, примерно
после 3000 года до н.э., так называемый Царский штандарт из Ура (деревянный
объект, реальное предназначение которого нам неизвестно) и «Стела с грифами» из
Лагаша (датируемая 2450 годом до н.э.) изображают битвы и армии.
Армии, скорее всего, набирались из рекрутов, которые
служили, выполняя часть своих повинностей перед государством. Основой армии была
пехота, ее вооружение состояло из топоров, больших кожаных щитов и копий. У
пехотинцев не было мечей, так как имевшаяся в Шумере медь была слишком мягкой
для заточки, но у них имелись примитивные кинжалы. Вождь перемещался на
колеснице с большими прочными колесами, запряженной ослами. Таким образом,
требовались развитые технологии как для постройки колесницы, так и для обучения
животных. Надо полагать, что ослы являлись лишь символом статуса, так как
сражались вожди пешими.
Города Шумера были очень уязвимы в случае занятия
противником земель, с которые в них поступало продовольствие. Осада с
использованием таранов и осадных башен была основной стратегией военных
действий. При захвате города стены обычно разрушали, мужское население убивали,
захватывали в рабство или ослепляли, а женщин и детей превращали в рабов.