Часть II
Великое перемещение
Глава 4. Появление цивилизации
Излишки продовольствия, производимые первые крестьянскими
общинами, означали, что почти все они становились все более иерархическими и
неравными. Вожди и религиозные лидеры контролировали большую часть излишков и
распределяли их в соответствии со своими приоритетами. Делая это, они
добивались все большего контроля над своими соплеменниками. Они также вступали
в конфликты с другими группами, особенно из-за земли и доступа к воде, что еще
сильнее усиливало контроль внутри сообществ.
Сообщества на этом уровне развития существовали практически
по всему миру в течение тысяч лет: на большей территории Европы — до последнего
тысячелетия, в Америке — до разрушения коренного уклада жизни европейцами после
1600 года н.э., а кое-где в Африке — и до конца XIX века.
4.1. Цивилизация
Кое-где некоторые сообщества безо всякого внешнего влияния
пошли намного дальше и превратились в государства. Здесь были созданы
организации и институты, культура — словом, все то, что мы сейчас называем
цивилизацией. Это происходило не более шести раз за всю человеческую историю —
в Месопотамии, в долине Инда, в Китае, Месоамерике и в Центральных Андах. По
традиции в этот список включают обычно Египет, так как это первая ранняя цивилизация,
изучением которой занялись европейцы, — однако можно предположить, что Египет испытал
влияние Месопотамии.
Эти сообщества были выделены благодаря наличию нескольких
сходных черт — они содержали многочисленную элиту, не производящую продовольствие:
священников, правителей, бюрократию, ремесленников и воинов. Эти люди жили
главным образом в городах и правили остальным населением, взимая разнообразные
налоги и дани. В городах возникли целые комплексы общественных зданий — храмы,
дворцы, зернохранилища, многие из которых были внушительных размеров. Эти
общества имели более сложное экономическое и социальное строение, чем группы
земледельцев, а вдобавок строго ограничены территориально. Многие разработали
ту или иную форму письма для ведения своих организационных записей.
Эти изменения не произошли автоматически в связи с переходом
к сельскому хозяйству. Нельзя вычленить факторы, способствующие возникновению
цивилизации. Месопотамия находилась в большой плодородной, а позднее и
орошаемой долине Тигра и Евфрата. В Китае эволюция сконцентрировалась у рек
Хуанхэ и Янцзы. Цивилизация Хараппан возникла в долине Инда, а Египет зависел
от узкой долины Нила и его ежегодных разливов. Первые цивилизации в Перу
развились в узких прибрежных долинах, изолированных друг от друга вклинившейся
пустыней. Тем не менее в Месоамерике первые цивилизации появились в очень
негостеприимных местах — таких, как побережье Мексиканского залива или
тропические джунгли.
Технологии не играли главной роли в этих переменах —
значительные события, такие как первое использование металла, обычно следуют за
появлением цивилизации (американские вообще обошлись почти без использования
металлов). Одновременно рост городов был следствием, а не причиной этих
перемен.
Ни одна причина по отдельности не может объяснить все
сложные социальные, экономические и политические изменения, приведшие к возникновению
«цивилизации». Производительность труда первых крестьян, составлявших
подавляющее большинство населения, была очень низкой. Некоторые речные долины
могли бы давать больше продовольствия, чем другие земли, — но при имеющихся
тогда технологиях никакое увеличение производительности труда отдельных
крестьян не было возможным. Таким образом, основные изменения произошли в организации
этих сообществ. За период в несколько тысяч лет уровень могущества и власти
внутри этих обществ сильно изменился, что привело еще к более сильному
неравенству. С развитием сельского хозяйства самыми важными факторами были
«эффект храповика» и принцип обратной связи. Движение в каком-либо направлении
уже не повернуть вспять, и изменения в одной сфере общества сильно влияют на
все остальные сферы, усиливаются и далее по спирали.
Вероятно, сначала излишки продовольствия отдавались
добровольно на обеспечение религиозной деятельности и для вождя, который
пользовался ограниченной властью внутри сообщества. Однако с развитием и усложнением
общественной структуры степень внутреннего неравенства постоянно увеличивалась.
Предводители пользовались все большей властью, возникали все новые институты и
типы полномочий — экономические, идеологические, военные и политические, —
способные усилить перераспределение излишков среди незанятых в сельском хозяйстве.
Неравенство все больше расслоило общество, так как некоторые его представители
накапливали все больше влияния и богатства. У одних было больше земли, а другие
обладали религиозной, военной или политической властью.
Важной частью этого процесса были конфликты с другими
группами (по большей части за землю) — они усиливали необходимость в лидерстве
и военной силе и выстраивали внутреннее управление в обществе. До каких-то
пределов люди видели выгоду в наличии власти — защиту, порядок и обеспечение
отправления важных религиозных функций. Но в итоге долгого процесса развития
перечисленные нами ранние цивилизации выделились среди других обществ именно
из-за того, что обладали более сложной системой внутренней организации и крайне
неравным распределением имеющихся ресурсов. В руках элиты было сосредоточено
так много власти, что она могла обеспечить продолжение изъятия излишков у
земледельцев и насильно принуждать их к исполнению государственных и
религиозных повинностей наряду со службой в примитивных армиях.
Оставшаяся часть главы посвящена этим изменениям в
Месопотамии (наиболее изученной области), Египте и долине Инда. Она
рассматривает два аспекта, общих для всех трех цивилизаций, — развитие
технологий и возникновение письменности. Следующая глава имеет дело с событиями
в Америках и в Тихом океане, развитию Китая посвящена глава 7.