Цивилизация

Часть II
Великое перемещение
Глава 4. Появление цивилизации

Излишки продовольствия, производимые первые крестьянскими общинами, означали, что почти все они становились все более иерархическими и неравными. Вожди и религиозные лидеры контролировали большую часть излишков и распределяли их в соответствии со своими приоритетами. Делая это, они добивались все большего контроля над своими соплеменниками. Они также вступали в конфликты с другими группами, особенно из-за земли и доступа к воде, что еще сильнее усиливало контроль внутри сообществ.
Сообщества на этом уровне развития существовали практически по всему миру в течение тысяч лет: на большей территории Европы — до последнего тысячелетия, в Америке — до разрушения коренного уклада жизни европейцами после 1600 года н.э., а кое-где в Африке — и до конца XIX века.

4.1. Цивилизация

Кое-где некоторые сообщества безо всякого внешнего влияния пошли намного дальше и превратились в государства. Здесь были созданы организации и институты, культура — словом, все то, что мы сейчас называем цивилизацией. Это происходило не более шести раз за всю человеческую историю — в Месопотамии, в долине Инда, в Китае, Месоамерике и в Центральных Андах. По традиции в этот список включают обычно Египет, так как это первая ранняя цивилизация, изучением которой занялись европейцы, — однако можно предположить, что Египет испытал влияние Месопотамии.
Эти сообщества были выделены благодаря наличию нескольких сходных черт — они содержали многочисленную элиту, не производящую продовольствие: священников, правителей, бюрократию, ремесленников и воинов. Эти люди жили главным образом в городах и правили остальным населением, взимая разнообразные налоги и дани. В городах возникли целые комплексы общественных зданий — храмы, дворцы, зернохранилища, многие из которых были внушительных размеров. Эти общества имели более сложное экономическое и социальное строение, чем группы земледельцев, а вдобавок строго ограничены территориально. Многие разработали ту или иную форму письма для ведения своих организационных записей.
Эти изменения не произошли автоматически в связи с переходом к сельскому хозяйству. Нельзя вычленить факторы, способствующие возникновению цивилизации. Месопотамия находилась в большой плодородной, а позднее и орошаемой долине Тигра и Евфрата. В Китае эволюция сконцентрировалась у рек Хуанхэ и Янцзы. Цивилизация Хараппан возникла в долине Инда, а Египет зависел от узкой долины Нила и его ежегодных разливов. Первые цивилизации в Перу развились в узких прибрежных долинах, изолированных друг от друга вклинившейся пустыней. Тем не менее в Месоамерике первые цивилизации появились в очень негостеприимных местах — таких, как побережье Мексиканского залива или тропические джунгли.
Технологии не играли главной роли в этих переменах — значительные события, такие как первое использование металла, обычно следуют за появлением цивилизации (американские вообще обошлись почти без использования металлов). Одновременно рост городов был следствием, а не причиной этих перемен.
Ни одна причина по отдельности не может объяснить все сложные социальные, экономические и политические изменения, приведшие к возникновению «цивилизации». Производительность труда первых крестьян, составлявших подавляющее большинство населения, была очень низкой. Некоторые речные долины могли бы давать больше продовольствия, чем другие земли, — но при имеющихся тогда технологиях никакое увеличение производительности труда отдельных крестьян не было возможным. Таким образом, основные изменения произошли в организации этих сообществ. За период в несколько тысяч лет уровень могущества и власти внутри этих обществ сильно изменился, что привело еще к более сильному неравенству. С развитием сельского хозяйства самыми важными факторами были «эффект храповика» и принцип обратной связи. Движение в каком-либо направлении уже не повернуть вспять, и изменения в одной сфере общества сильно влияют на все остальные сферы, усиливаются и далее по спирали.
Вероятно, сначала излишки продовольствия отдавались добровольно на обеспечение религиозной деятельности и для вождя, который пользовался ограниченной властью внутри сообщества. Однако с развитием и усложнением общественной структуры степень внутреннего неравенства постоянно увеличивалась. Предводители пользовались все большей властью, возникали все новые институты и типы полномочий — экономические, идеологические, военные и политические, — способные усилить перераспределение излишков среди незанятых в сельском хозяйстве. Неравенство все больше расслоило общество, так как некоторые его представители накапливали все больше влияния и богатства. У одних было больше земли, а другие обладали религиозной, военной или политической властью.
Важной частью этого процесса были конфликты с другими группами (по большей части за землю) — они усиливали необходимость в лидерстве и военной силе и выстраивали внутреннее управление в обществе. До каких-то пределов люди видели выгоду в наличии власти — защиту, порядок и обеспечение отправления важных религиозных функций. Но в итоге долгого процесса развития перечисленные нами ранние цивилизации выделились среди других обществ именно из-за того, что обладали более сложной системой внутренней организации и крайне неравным распределением имеющихся ресурсов. В руках элиты было сосредоточено так много власти, что она могла обеспечить продолжение изъятия излишков у земледельцев и насильно принуждать их к исполнению государственных и религиозных повинностей наряду со службой в примитивных армиях.
Оставшаяся часть главы посвящена этим изменениям в Месопотамии (наиболее изученной области), Египте и долине Инда. Она рассматривает два аспекта, общих для всех трех цивилизаций, — развитие технологий и возникновение письменности. Следующая глава имеет дело с событиями в Америках и в Тихом океане, развитию Китая посвящена глава 7.