Соотношение сил в мире в середине XX века

ЧАСТЬ VI Формирование современного мира (1750-2000 годы)
Глава 24. Изменение баланса (1900-2000 годы)
24.5. Соотношение сил в мире в середине XX века

В течение десяти лет после поражения Японии в 1945 году европейские империи в Азии по большей части исчезли. Даже те регионы, которые продолжали контролироваться, как Малайя и Сингапур, стремительно двигались к независимости. Сохранилось лишь несколько относительно малозначащих колоний. Эта поразительно быстрая трансформация стала следствием сокрушительного удара, которые японские завоевания в 1941—1942 годов нанесли хрупким структурам, построенным европейцами.

Это явилось лишь началом дальнейшего серьезного упадка власти европейцев над миром — и, что еще важнее, даже над собственным континентом после быстрых изменений, вызванных второй гражданской войной в Европе за два десятилетия. Споры и соперничество между европейскими державами больше не будут определять мировую политику и стратегию, как это они делали большую часть предыдущего века. Разгром Германии — ставший возможным благодаря экономической и военной мощи Соединенных Штатов и не имеющей равных военной решимости Советского Союза — ознаменовал фундаментальное изменение центров силы как в Европе, так и в остальном мире. На западе Европы теперь господствовали Соединенные Штаты, а на востоке советское (российское) влияние расширилось до невиданных пределов после присоединения значительной части Восточной Польши, создания общей границы с Чехословакией, занятия советскими войсками Восточной Германии и Берлина.

Каждая из этих двух держав была в состоянии добиться, чтобы в регионах, которые она заняла к концу войны, было создано нужное ей правительство. Европа была быстро разделена на две части. Главным преимуществом данного разделения континента и применения внешней силы к разделенным государствам Европы было создание зоны стабильности. Впервые почти на полвека Европа избавилась от внешних и внутренних конфликтов.

24.5.1. Соединенные Штаты и Советский Союз

С середины XIX века многие комментаторы предсказывали, что Соединенные Штаты и Россия (на момент описываемых событий — Советский Союз) станут величайшими державами будущего благодаря своему огромному размеру и, соответственно, ресурсам, которые находились в их распоряжении. Именно война в Европе и мировая война 1939—1945 годов в конечном счете вызвали эту трансформацию. Благодаря случайности обе страны находились на одной и той же стороне в этой войне, следовательно, им пришлось прийти к некоторому молчаливому пониманию по ряду вопросов. Этот процесс начался в 1943 году на конференции в Тегеране, за которой последовали конференции в Ялте и Потсдаме в 1945 году.

Однако в относительной мощи двух государств существовала огромная разница. Соединенные Штаты представляли собой единственную в полном смысле слова мировую державу — их армия и флот были развернуты на всех континентах и океанах, они являлись доминирующей экономической державой в мире и единственным обладателем атомной бомбы. США открыто заявили о своей роли мировой державы — президент Рузвельт напомнил Черчиллю во время визита последнего в Москву в октябре 1944 года для проведения переговоров со Сталиным относительно будущего Европы: «Идет глобальная война, и нет буквально ни одного вопроса военного или политического, в котором Соединенные Штаты не были бы заинтересованы».

Эта война трансформировала и сами Соединенные Штаты — они перестали быть демилитаризованным государством, каким являлись в двадцатые и тридцатые годы XX века. То, что позднее стало известно как «военно-промышленный комплекс», было создано в ходе войны, когда Соединенные Штаты продолжили содержание своих беспрецедентных по прежним масштабам сил, размещенных во всех регионах мира. К 1949 году США тратили на военные нужды почти 15 миллиардов долларов в год, а в вооруженных силах служило около 1,5 миллиона человек. Образовалось государство «национальной безопасности», в котором новые институты, такие, как Центральное Разведывательное Управление и Совет Национальной Безопасности, вместе с многократно увеличившимися военными структурами начали принимать решения стратегического характера.

Соединенные Штаты всегда верили, что им предначертано не просто изменить мир, но и, как сказал Вудро Вильсон, «сделать мир безопасным для демократии». США также ненавидели коммунизм — внутри страны быстро росла истерия (раздуваемая такими политиками, как Ричард Никсон и сенатор Джозеф Маккарти) по поводу влияния коммунистов и «антиамериканской деятельности». Став мировой державой, США стремились отвести Советскому Союзу подчиненную роль и считали, что это можно будет сделать посредством силового давления.

Советский Союз, как и Россия ранее, обладал большой армией (численностью 4 миллиона человек в конце сороковых годов XX века, хотя это было менее трети количества, имевшегося в конце войны). Однако в глобальном отношении Советский Союз был слаб. Он представлял собой сухопутное государство и был не в состоянии разместить войска столь далеко за пределами своих границ. Его главная цель заключалась в стабилизации этих границ, которой планировалось достичь посредством создания в Восточной Европе уступчивых режимов и в том случае, если Германия останется крайне слабой и контролируемой. Обе цели легко объяснялись огромными потерями, понесенными Советским Союзом во время войны.

Советский Союз смотрел на внешний мир с подозрением, которое было вызвано идеологической изоляцией и внешней интервенцией, которую ему пришлось испытать в ходе гражданской войны после 1917 года. Как и немцам до 1914 года, советским лидерам было легко считать себя «окруженными» враждебными государствами. Их иностранная политика, несмотря на ее революционную риторику, на практике была крайне осторожной, хотя часто осуществлялась в грубой и неуклюжей манере.

Когда Советы отказались от подчиненной роли, которую определили американцы, и провозгласили существование своих собственных интересов, неизбежно должны были возникнуть разногласия. Очень быстро проявился «инерционный эффект» — невозможность договориться и проявление различного восприятия той или иной проблемы легко «доказывали» непримиримость Советского Союза, вызывали возрастание враждебности американцев и еще более затрудняли возможные будущие соглашения. Соединенные Штаты быстро стали считать Советский Союз по сути своей агрессивной, идеологически одержимой державой, с которой невозможно договориться.

Это имело форму религиозного фундаментализма, когда само наличие еретиков воспринимается как оскорбление Бога и освященного им порядка, и в итоге — как агрессия. Ситуация усиливалась тем, что президент Трумэн, действовавший с 1945 по 1954 год, был искренним религиозным фанатиком: даже в своих личных записях он постоянно апеллировал к Богу. (Прим. ред.)

Результатом стала так называемая «холодная война», которая продолжалась с разными степенями интенсивности до конца восьмидесятых годов XX века.

Холодная война представляла собой странную и, в конечном счете, бесплодную конфронтацию, в ходе которой между двумя державами не происходило непосредственных боевых действий. В обычном смысле у них не было реальных причин для конфликта — они не имели общей границы, представляющей важность (граница в Беринговом проливе не являлась важной) и у них не было территориальных споров. Таким образом, конфликт стал борьбой за влияние, в которой американцы были преисполнены решимости «сдержать коммунистическое» влияние. Проблема состояла в том, что американцы воспринимали почти каждую проблему в мире как часть «холодной войны» — что привело их к ряду серьезно ошибочных суждений. Единственная область, где оба государства действительно противостояли друг другу — Центральная Европа, особенно вдоль внутренней немецкой границы, — являлась самой стабильной.

Довольно быстро после окончания войны обе стороны достигли молчаливого понимания того, что лучшим решением в Германии послужит раздел страны вдоль границ тех зон, которые они соответственно занимали — все остальные варианты являлись настолько трудными и, вероятно, слишком опасными, что их даже не стоило рассматривать. Данное решение также снимало проблему возможного возникновения в центре Европы сильной объединенной Германии — того самого фактора, который 75 лет оказывал дестабилизирующее влияние на континент. К 1949 году Германия была разделена, а после того, как Берлин был эвакуирован на самолетах, старая столица была оставлена в качестве анклава под контролем всех оккупационных держав.

Соединенные Штаты приступили к созданию по всему земному шару ряда союзов и размещению войск для защиты своих интересов. В 1947 году благодаря «доктрине Трумэна» сразу же нашлись экономические и военные ресурсы для Греции и Турции — таким образом была создана замена долгой традиции британского влияния. Два года спустя создание НАТО (на основе существующего западноевропейского альянса) знаменовало возникновение военного возглавляемого американцами союза, который охватил весь регион от мыса Нордкап в Норвегии до турецкой границы в Юго-Западной Азии. Договор, заключенный в Рио-де-Жанейро, подтвердил американское доминирование во всем Западном полушарии. В 1950 году договор АНЗЮС сделал очевидным доминирование американцев в юго-западном тихоокеанском регионе — отныне Австралия и Новая Зеландия полагались на поддержку американцев, а не британцев.

Военно-политический блок Австралии, Новой Зеландии и США. Договор о его создании был подписан в Сан-Франциско 1 сентября 1951 года и вступил в силу 29 апреля 1952 г. Срок действия договора неограничен. (Прим. перев.)

В начале пятидесятых годов XX века в рамках двусторонних договоров американцы разместили свои военные объекты в Японии, Южной Корее, Тайване и Испании. В 1954 году был создана Организация договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО), в ее состав наряду с другими государствами вошли также Пакистан и Таиланд, а после ухода французов Соединенные Штаты стали доминировать и над Южным Вьетнамом.

South-East Asia Treaty Organization (англ.).

В альянс СЕНТО*** вошли Турция, Ирак, Иран и Пакистан.

Central Treaty Organization (англ.).

Также были заключены соглашения с Израилем, Саудовской Аравией и Иорданией, а в 1957 году «доктрина Эйзенхауэра» увеличила помощь арабским государствам — а также перспективу военной интервенции в этот регион.

К началу шестидесятых годов США дислоцировали свыше одного миллиона военнослужащих более чем в тридцати странах. Это являлось следствием четырех региональных оборонительных пактов и договоров о «взаимной обороне» с сорока двумя странами. Кроме того, США предоставляли военную помощь более чем ста государствам. В 1965 году государственный секретарь Дин Раск в несколько иной формулировке повторил предостережение, высказанное во время войны Рузвельтом Черчиллю: «Наша планета стала слишком маленькой. Нам приходится беспокоиться обо всем — обо всех ее землях, водах, атмосфере и окружающем пространстве». Это было беспрецедентным утверждением права Соединенных Штатов вмешиваться в дела любой страны на земном шаре.

Советский Союз, со своей стороны, проводил значительно более осторожную политику. Он сосредоточил усилия на попытке поддерживать контроль в своей сфере влияния в Восточной Европе. Он вмешался, чтобы поддержать коммунистические правительства Венгрии и Чехословакии в 1956 и 1968 годах. Однако даже в этой области ему пришлось бороться с неистово независимым правительством президента Тито, которое образовалось в Югославии из партизанского движения времен Второй мировой войны, а также с гораздо менее влиятельным, но в равной степени независимым албанским правительством. К середине шестидесятых годов Советам также пришлось принять во внимание растущий разлад с Китаем, разлад, который вылился в ряд стычек на границе. В 1967 году Советы держали вдоль границы с Китаем 15 дивизий; к 1972 году эта цифра увеличилась до 44 дивизий (по сравнению с 31 в Восточной Европе). Для советского руководства это выглядело масштабным «окружением».

Лишь в конце пятидесятых годов Советы начали ограниченно расширять свое влияние, снабжая оружием несколько государств, в частности, Египет и Индию, а позднее — Кубу после революции 1959 года. В большинстве регионов влияние Советского Союза являлось минимальным, и даже там, где оно оказывалось успешным, ему не удавалось долго выстаивать против американского давления. Он был изгнан из Египта в 1972 году, а одна из немногочисленных баз за пределами Восточной Европы, Могадишо в Сомали, была потеряна в 1977 году.

В Могадишо имелся только пункт заправки топливом, организованный в первой половине 70-х и не игравший существенной роли. Главные советские базы в регионе Африканского Рога были созданы в Асмэре (Эфиопия) и в Адене (Северный Йемен) — в последнем случае использовалась военная инфраструктура, оставшаяся еще от англичан. Обе эти базы были оставлены только в начале 1990-х годов. (Прим. ред.)

Лишь один раз Советский Союз использовал силу за пределами своей сферы влияния в Восточной Европе. Это произошло в Афганистане в 1979 году. Для сравнения — Соединенные Штаты участвовали в войнах либо военных операциях почти 300 раз за 45 лет после 1945 года.

Природа конфронтации между Соединенными Штатами и Советским Союзом по большей части определялась военными технологиями. После 1945 года она была в основном консервативной; все используемое оружие — танки, самолеты, корабли, подводные лодки, ракеты и управляемые ракеты — использовалось еще во время войны 1939—1945 годов. Совершенствовались только их возможности и сильно возрастали расходы на них, особенно по мере того, как экспоненциально увеличивалось количество используемой электроники. Оружие стало гораздо дороже и сложнее в производстве. Больше не существовало массового производства оружия, а количество вооружения, которое можно было себе позволить, значительно сократилось.

Самые фундаментальные и беспрецедентные проблемы возникли в связи с атомным оружием, которое использовалось против городов Хиросима и Нагасаки в Японии в конце войны. Оно обладало разрушительной силой — и можно ли было считать его просто еще одним видом оружия для использования в любой момент, когда обстоятельства покажутся подходящими? До середины пятидесятых годов Соединенные Штаты, казалось, придерживались подобного взгляда. Они едва не применили атомную бомбу во время Корейской войны, а затем — когда французы потерпели поражение в Индокитае.

Хотя Соединенные Штаты обладали полной монополией на ядерное оружие до первого испытания, проведенного Советским Союзом в 1949 году (на практике эта монополия существовала еще в течение нескольких последующих лет), запас бомб был ограниченным, и с их помощью было бы невозможно остановить наступление Советского Союза, проводимое с использованием традиционных видов оружия. Соединенные Штаты разработали первую водородную бомбу в 1952 году — но пробное сбрасывание с самолета было произведено лишь в 1956 году, и только в конце пятидесятых годов стало возможным массовое применение водородных бомб. К тому времени, когда в середине пятидесятых годов у Соединенных Штатов действительно появился большой ядерный арсенал, Советы обладали возможностью нанести им достаточный ущерб, чтобы отбить желание атаковать.

По мере того как возможности Советов увеличивались, сначала благодаря бомбардировщикам дальнего действия, а затем благодаря ракетному оружию, развилась «теория сдерживания». Однако оба государства сначала создавали виды оружия, которые были возможны, и лишь потом беспокоились о последствиях. Поскольку США обладали ограниченной информацией о возможностях СССР, в Америке возник страх относительно «пробелов» в своих оборонительных возможностях (сначала бомбардировщики и потом межконтинентальные ракеты), поэтому каждая сторона строила все больше и больше оружия и ядерных боеголовок.

С середины шестидесятых годов были введены новые технологии, такие, как разделяющиеся и независимо нацеливаемые боеголовки, но ни одна из сторон все равно не смогла добиться значительного стратегического преимущества. К восьмидесятым годам Соединенные Штаты располагали более чем 30 000 ядерных боеголовок (Советский Союз имел несколько меньшее количество), но у большинства из них в действительности не было военного значения. Использование даже небольшой их части уничтожило бы значительную долю военной, экономической и социальной инфраструктуры противника и убило бы сотни миллионов людей — но подобное можно было осуществить лишь ценой неизбежного возмездия и подобных же потерь.

Обе стороны быстро осознали, что ядерное оружие не подходит для использования, и обнаружили, что при любом кризисе следует сводить к минимуму риск его использования. Даже до того, как ядерное оружие стало доступным в больших масштабах, и задолго до того, как была создана «теория сдерживания», обе державы разработали эффективное соглашение. Каждая признавала сферу влияния другой — в частности, в Европе. В 1953 году Соединенные Штаты и их европейские союзники не вмешались, когда Советы подавляли демонстрации рабочих в Восточном Берлине. Точно так же они не вмешивались, когда Советы более масштабно применили военную силу при подавлении восстания в Венгрии в 1956 году.

В последнем случае сыграла роль международная ситуация: как раз в этот момент Англия и Франция при содействии Израиля устроили «тройственную интервенцию» в Египет для восстановления контроля над Суэцким каналом. Соединенные Штаты не поддержали эту акцию, так как не были заинтересованы в восстановлении контроля европейских держав над Ближним Востоком; поэтому осенью 1956 года СССР и США на короткий период оказались союзниками. (Прим. ред.)

Произошло лишь несколько прямых конфронтаций (в Берлине в 1960—1961 годах и на Кубе в 1962 году) — но они не переросли в нечто большее, поскольку каждый раз удавалось найти иные решения. Ядерное оружие сыграло, вероятно, лишь ограниченную роль: ни одна сторона не смогла бы выиграть войну с приемлемыми для себя результатами, учитывая географический размер и экономическую мощь обоих государств.

24.5.2. Европейские державы

Быстрое увеличение мощи американцев с начала сороковых годов, закрепленное в доктрине глобального «сдерживания коммунизма», разработанной в конце десятилетия, происходило не за счет Советского Союза, который был способен консолидировать и сохранить контроль над территориями, которые он занял в конце войны. Увеличение мощи Америки произошло за счет ее союзников в Западной Европе — в частности, Британии и Франции. В 1945 году эти державы находились в парадоксальном положении, поскольку они одновременно являлись слабыми и сильными. Они были слабы из-за военной и экономической зависимости от Соединенных Штатов, а сильны благодаря тому, что сохранили свои империи и военные базы, разбросанные по всему миру. Последние представляли ценность для американцев, которым в течение некоторого времени после 1945 года не хватало глобальной сети баз.

Для европейских держав проблема заключалась в том, какой уровень независимой мощи они могли проявить в мире, в котором доминируют Соединенные Штаты и Советский Союз — особенно если им приходится полагаться на США, чтобы обеспечить себе безопасность от СССР. И Британия, и Франция обдумывали возможность использовать свои империи в качестве способа сохранения статуса мировых держав — но обе отказались от такого варианта, сочтя его слишком дорогим. В результате они быстро утратили влияние, созданное за предшествующие века до того, как свое влияние начали укреплять американцы.

Соединенные Штаты, ведя Тихоокеанскую войну, всегда считали ее своим личным делом — а участие их союзников (в частности, Британии) в оккупации Японии и в мирном урегулировании носило номинальный характер. В 1947 году США лишили Британию доминирующей роли в Греции и Турции, а затем и на более обширной территории старой Оттоманской империи. Британцы оставили попытки править Палестиной перед лицом сионистского экстремизма и терроризма, и Америка стала главной опорой нового государства Израиль.

Соединенные Штаты отказались помогать британцам в Египте — особенно после революции 1952 года, закончившейся свержением монархии, и в 1956 году британские войска покинули Египет. Франция вывела войска из Сирии и Ливана. Далее на востоке британцы лишились влияния в Иране после неудавшейся национализации нефтяной промышленности в конце сороковых годов. Хотя британцы и американцы в начале пятидесятых годов совместно организовали здесь переворот, чтобы вернуть шаха на трон, именно США стали главной внешней опорой нового режима.

Последняя попытка Британии и Франции использовать свою власть в значительном масштабе без одобрения Соединенных Штатов произошла в 1956 году. Национализация Египтом Суэцкого канала (чтобы иметь возможность получить средства на строительство Асуанской плотины, которое Соединенные Штаты, Британия и Франция упорно отказывались финансировать) была воспринята как прямой вызов власти европейцев. Французы охладели к Египту из-за поддержки им алжирских националистов, а Британия, которая считала арабский национализм угрозой своему быстро угасающему влиянию в регионе, громогласно проводила совершенно неуместные параллели между Гамалем Абделем Насером, египетским лидером, и Адольфом Гитлером.

Попытки дипломатического урегулирования были эффективно блокированы Британией и Францией, которые предпочли вступить в тайный сговор с Израилем, который обязался напасть на Египет, чтобы потом британские и французские силы могли вмешаться для «защиты канала». Соединенные Штаты воспротивились этой акции, она была осуждена ООН и в итоге закончилась полным и унизительным провалом.

За этим последовало значительное расширение влияния американцев в регионе — особенно после того, как в результате военного переворота была свергнута монархия в Ираке. У Британии вплоть до начала семидесятых годов осталось лишь некоторое влияние над малозначащими государствами Персидского залива, Оманом и в Адене. Хотя как Британия, так и Франция создали свое ядерное оружие, они уже являлись не более чем средними державами, а в течение нескольких десятилетий даже не были такими.

Возрастающая стоимость военного снаряжения означала, что для всех держав, кроме самых могущественных, оказались отрезаны целые области возможностей. В конце пятидесятых годов британцы пытались построить ракету среднего радиуса действия («Блю Страйк»), но отказались от этой затеи и вместо этого решили полагаться на американские ракеты. Не предпринималось даже никаких попыток построить межконтинентальные ракеты, боевые спутники, стратегические ракеты подводного пуска и бомбардировщики-невидимки (по технологии «стелс»). В 1966 году англичане отказались даже от попытки построить большой авианосец, сочтя его слишком дорогим. С конца шестидесятых годов британская система стратегического ядерного оружия была почти полностью американского происхождения, за исключением самих боеголовок.

24.5.3. Конец европейских империй

К концу пятидесятых годов XX века крупные европейские державы также пересматривали свое отношение к империям, которые они построили за предшествующие сто лет, особенно в Африке, поскольку теперь лишились почти всех своих колоний в Азии. Становилось ясно, что в колониях, на которые в течение десятилетий обращалось мало внимания, экономическое развитие будет очень дорогим, и маловероятно, что огромные требуемые вложения окажутся выгодными для колониальной власти.

Стратегическая ситуация также радикально изменилась. Значительное расширение империй, произошедшее в конце XIX века, в немалой степени являлось результатом конкурентной борьбы в пределах Европы — ощутимая необходимость препятствовать захвату территорий державами-соперницами. После 1945 года положение стало иным. Конкуренция за колониальные владения исчезла. Правда, оставалась необходимость препятствовать расширению влияния коммунистов — но противодействие этой угрозе можно было оставить американцам, имеющим более значительные ресурсы. Следовательно, экономические обоснования колониальных владений следовало было пересмотреть.

Европейские державы главным образом были озабочены доступом к сырью, но к середине XX века стало возможным получить его без официального политического контроля — индустриализованные державы и их транснациональные корпорации имели достаточно экономической и политической власти, чтобы почти не оставить любой недавно обретшей независимость стране иного выбора, кроме сотрудничества. Следовательно, независимость означала немногим более, чем просто передачу власти тем политическим группам, которые и так всегда сотрудничали с колониальной администрацией. Сразу после начала этого процесса, когда одно государство шло по пути к деколонизации, в других колониях стало гораздо труднее сопротивляться этому, и в результате процесс стал нарастать, подобно снежному кому.

В 1957 году Золотой Берег первым среди африканских колоний обрел независимость и стал называться Ганой. Плохо проведенный референдум во Французской Западной Африке привел к независимости Гвинеи в 1958 году, и это послужило примером для других. К 1960 году все французские колонии в Западной и Экваториальной Африке стали независимыми. Это увеличило давление на другие европейские державы. Бельгия поторопилась с независимостью Конго — процесс занял чуть более полутора лет, и поскольку она во время своего правления не построила здесь никакой социальной инфраструктуры, государство развалилось — мятеж армии привел к хаосу и едва ли не к анархии.

Это заставило задуматься британцев, и они тоже ускорили шаги к независимости по всей Африке. Самым быстрым оказался процесс в Сомали, которая перешла от колониальной автократии к независимости всего лишь за четыре с половиной месяца в начале 1960 года. Лишь в нескольких странах, где европейские поселенцы прочно закрепились, таких, как Алжир (конституционно являющийся не колонией, а частью Франции), возникали серьезные проблемы и обширные конфликты из-за независимости.

При этом коренные алжирцы-мусульмане были лишены значительной части гражданских прав и лучших земель; они официально являлись людьми второго сорта — что и привело к националистическому восстанию. (Прим. ред.)

К середине шестидесятых годов европейским империям в Африке пришел конец; и почти все остальные колонии в мире стали независимыми к началу семидесятых годов. Последними независимость обрели португальские колонии после революции 1974 год и Южная Родезия в 1980 году — после того, как правящее белое меньшинство незаконно объявило независимость в 1965 году.

Распад европейских империй к концу шестидесятых годов знаменовал окончание периода европейского господства в мире, которое длилось с середины XIX века. Создание множества новых независимых государств изменило соотношение сил в мире. Это привело к появлению ряда «комплексов безопасности» — региональных режимов безопасности со своими собственными доминирующими и подчиненными державами и своими собственными конфликтами. До середины сороковых годов было лишь два комплекса безопасности в мире — Европа и Азия, — и первая могла оказывать влияние на весь мир. Лишь в декабре 1941 года эти два комплекса были сведены вместе нападением Японии (доминирующей в Азии страны) на Соединенные Штаты и европейские державы.

В конце сороковых годов развились два новых комплекса. В первом Южно-Азиатском, главную роль играла Индия и ее конфликт с Пакистаном, а ряд небольших государств, таких, как Непал и Шри-Ланка, играл второстепенную роль. Второй, возникший в регионе, который стал известен как Средний Восток, сосредоточился вокруг недавно получившего независимость государства Израиль и противостоящих ему арабских государств — в первую очередь Египта, Иордании, Сирии и Саудовской Аравии. Позднее в регионе Персидского залива появился еще один комплекс с участием таких государств как Ирак, Иран, Саудовская Аравия, а позднее Бахрейна, Кувейта и арабских Эмиратов.

В Африке после независимости развились три отдельных комплекса. Первый находился на Африканском Роге и включал Эфиопию, Судан, Сомали, а позднее — Эритрею. В состав второго комплекса, в Магрибе, входили Алжир, Марокко, Тунис, Ливия, Чад и Мавритания. Третий, в Южной Африке, был построен на основе противостояния правительству белого меньшинства в Южной Африке (и в меньшей степени правительству белого меньшинство в Южной Родезии) и включал так называемые государства «линии фронта», которые окружали эти последние оплоты европейского правления. Хотя Соединенные Штаты пытались втиснуть все эти различные проблемы и конфликты в прокрустово ложе «холодной войны», на самом деле у них всех были свои истоки и своя динамика, поэтому они продолжились и после того, как «холодная война» была окончена. Они стали даже опаснее, когда такие государства как Израиль, Индия и Пакистан разработали собственное ядерное оружие.

Хотя в результате противостояния между Соединенными Штатами и Советским Союзом образовались два мощных военных блока, наблюдалась стабильность именно в той области, где проходила непосредственная конфронтация между обеими сторонами — в Европе. До конца восьмидесятых годов в Европе была обычно мирная обстановка, произошло всего лишь три конфликта. Самым крупным из них являлась гражданская война в Греции с 1944 по 1949 год, в ходе которой погибло примерно 160 000 человек. После этого последовали советские интервенции в Венгрию (1956 год) и Чехословакию (1968 год) в ходе которых погибло максимум 10 000 человек — почти все жертвы пришлись на Венгрию.

За пределами этой зоны стабильности и, как правило, достаточно мирной Латинской Америки мир раздирали почти постоянные конфликты. Почти 30 миллионов людей было убито, 24 миллиона стали беженцами в своей собственных странах и еще 18 миллионов — за их границей. Четыре пятых всех потерь приходилось на долю гражданского населения, большинство из них пришлось на Азию — в частности, на тридцатилетний конфликт, возникшего в ходе борьбы за независимости Вьетнама и его объединения. Именно здесь американцы осознали (также, как и позднее Советы в Афганистане), что развертывание 500 000 солдат, сопровождаемое огромными воздушными и морскими операциями и использованием высокотехнологичного оружия, вовсе не является гарантией успеха в борьбе с легко вооруженным, но решительно настроенным противником, пользующимся существенной поддержкой гражданского населения.

В Азии произошли также три индо-пакистанские войны, Корейской войны и ряд крупных восстаний — например, в Кашмире и на Восточном Тиморе.

Кашмир — территория в бассейне Верхнего Инда, поделенная между Индией и Пакистаном в 1948 году. При разделе Индии англичанами кашмирские князья согласились присоединиться к Индии — но большинство населения составляли мусульмане, желавшие объединения с Пакистаном. Так возникла Первая индо-пакистанская война. Современная демаркационная линия между сторонами была официально установлена в 1972 году, после Третьей индо-пакистанской войны. (Прим. ред.)

Восточный Тимор — бывшая португальская колония на острове Тимор, населенная христианами. После получения независимости в 1975 году была захвачена Индонезией и включена в состав страны в качестве 27-й провинции. Но умиротворить ее режиму Сухарто удалось только грубой силой, при этом погибло, по разным данным, от 80 до 250 тысяч человек — последняя цифра выглядит совершенно фантастической с учетом того, что население Восточного Тимора составляло 800 000 человек. Получил независимость после референдума, организованного в 1999 году под контролем ООН. (Прим. ред.)

Другой большой зоной конфликта был Средний Восток. Здесь произошло шесть арабо-израильских войн (в 1948—1949, 1956. 1967, 1969—1970, 1973 и 1982 годах), одновременно с почти непрерывной, но не столь масштабной борьбой палестинцев против осуществлявшегося Израилем сионистского проекта по изгнанию исконных обитателей Палестины и захвату земли за пределами границ Израиля, признанных международным правом и ООН. Помимо этого, произошел конфликт между Ираном и Ираком, который продолжался большую часть восьмидесятых годов XX века, война 1991 года в Персидском заливе, борьба курдов за независимость в Иране и в Ираке (а также в Турции) и многочисленные нападения на Ирак, продолжавшиеся в течение всех девяностых годов.

В Африке большинство проблем являлись внутренними; многие государства согласились принять искусственно проведенные колониальные границы, потому что любая альтернатива была бы слишком дестабилизирующей. Однако здесь имели место конфликты между Ливией и Чадом, интервенция Танзании в Уганду, а также недавние интервенции в Либерию и Сьерра-Леоне. Помимо этого, десятилетиями происходила масштабная борьба против португальского правления в Анголе и Мозамбике. Эти войны продолжались и после получения независимости, в них приняли участие другие державы — в частности, Южная Африка.

За исключением нескольких приграничных споров (таких, как спор между Эквадором и Перу) единственным серьезным конфликтом в Южной Америке стала война между Британией и Аргентиной в 1982 году из-за Фоклендских/Мальвинских островов. В Центральной Америке в основном царил мир — за исключением многочисленных гражданских войн и нескольких интервенций со стороны Соединенных Штатов в такие страны, как Гватемала (1954 год), Куба (шестидесятые годы), Никарагуа, Сальвадор, Гренада и Панама (восьмидесятые годы), а также на Гаити (девяностые годы).


<-- Роль Японии