Тихий океан

Часть II
Великое перемещение
Глава 5. Изоляты: Америка и Тихоокеанский регион
5.7. Тихий океан

Полинезийцы рассредоточились по акватории Тихого океана в течение нескольких эпических морских путешествий. На их пути встретились острова с разнообразной средой обитания. Поселившись там, полинезийцы возрождали привычный образ жизни, на который, однако, окружающая среда не могла не наложить своего отпечатка. Дома их существование зависело от выращивания таро, ямса, хлебного дерева и содержания некоторых домашних животных: свиней, кур и собак. В новых местах обитания их образ жизни адаптировался к условиям разных климатических зон, от тропической до умеренной и даже субантарктической. В некоторых случаях, например на южных островах Новой Зеландии, поселенцам пришлось отказаться от обработки почвы и вернуться собирательству и охоте. Влияние человека на хрупкую окружающую среду островов могло быть истощающим — более 13 видов гигантских нелетающих моа вымерли в Новой Зеландии наряду с 16 видами других птиц. Такое же вымирание произошло на Гавайях.

Практически все острова Полинезии изолированы друг от друга, что создало идеальные условия для отдельных экспериментов по эволюции общества от кланового уровня до начальных стадий образования государства. Так как на этой стадии развития полинезийских обществ европейцы уже начали свои путешествия по Тихому океану, многие детали их эволюции стали известны. Для европейцев, посещавших этот регион, он казался «тропическим раем», где жизнь была легкой. На практике все было не совсем так. Основной проблемой были постоянные сезонные ветра, проблема голода также существовала постоянно. Таким образом, для полинезийских сообществ было необходимо создать организацию хранения продовольствия (в ямах, путем ферментации) и его распределения среди членов общины. Эта роль и стала главной обязанностью вождей.

Общество было организовано в виде кланов, где все члены происходили от одного общего предка. Однако внутри клана существовало строгое деление по статусу и происхождению. Земля обычно принадлежала клану, но обрабатывалась отдельными семьями. Обычно при заселении очередного острова земля делилась на части, простирающиеся от побережья вглубь острова, то есть каждая семья имела доступ к разнообразным зонам и ресурсам. Роль вождей изначально сводилась к посредничеству между общиной, богами и предками.

Военные действия были привычны везде и всюду. Обычно они касались захвата земель, так как сделать это намного легче, чем расчищать новые территории. Удачливые воины узурпировали власть вождей и в последствии приумножали собственные силы, оставляя себе завоеванные земли, которые обрабатывали от их имени. Таким образом политическая власть в большей степени зависела от военных успехов, чем от происхождения.

Развитие полинезийского общества лучше всего наблюдать на трех примерах — Тонга в сердце Полинезии, Гавайи на севере, остров Пасхи на юго-востоке. Тонга является уникальным примером, так как его жители предпринимали далекие путешествия и торговали не только с близлежащими островами, но и с Фиджи на востоке и с Самоа на севере. Небольшие острова Тонга могли прокормить не более 10 000 человек каждый из-за интенсивного сухого земледелия (орошение здесь не было доступно). Всеобщее увлечение генеалогией среди местного населения, даже после пришествия европейцев, наряду с археологическими находками позволяют восстановить, по крайней мере частично, историю этого народа. Очевидно, что около 1000 года н.э. произошло расслоение общества — тогда были возведены огромные церемониальные курганы в Муа на Тонгатапу и в Лапаха. В этих центрах жили и были похоронены два вождя. Там они исполняли свои главные обязанности — церемонию ежегодного сбора дани и перераспределения ее среди своих сторонников.

До XV века Туи Тонга (верховному вождю островов) принадлежали и религиозные и светские функции. Затем 23-й вождь, Такалуа, был убит, и обязанности разделились. Туи Тонга превратился лишь в религиозного вождя с очень ограниченной властью. Новый светский правитель, хау, реорганизовал стороны великих церемониальных курганов, построил основную верфь и расширил сферу своего влияния на большую часть архипелага. Новый хау назначил для выполнения административных функций несколько помощников из числа своих родственников.

Управление теперь было не клановым, а территориальным. К 1700 году сформировалось очень ясное разделение на вождей и простых граждан. Они подчинялись вождю не по клановому или родственному принципу, а по территориальной принадлежности. Земля более не принадлежали клану, она в той или иной мере являлась собственностью вождя, который разрешал ее обрабатывать в обмен на дань и работу. По всей вероятности, возникновение очевидного неравенства обуславливалось получением большой власти небольшой группой и постоянно повторялось по всему миру по мере развития крестьянских сообществ. Некоторые из них в своем развитии пошли еще дальше и превратились в полноценные государства с еще большим неравенством в обществе и сильной централизованной властью.

Гавайи были заселены около 500 года н.э. В отличие от Тонга они были по настоящему изолированы от остального тихоокеанского мира. Однако это был обширный архипелаг, состоящий из восьми основных островов и уступающий в размерам только Новой Зеландии. Плодородная почва обеспечила избыток продовольствия и быстрый прирост населения, особенно после 900 года н.э., когда были заселены новые большие площади. Все острова были поделены на кланы, которые боролись за свой статус при помощи войны, дипломатии и брачных союзов. Обострения конфликтов приходятся на период после 1400 года, когда все пригодные земли оказались заняты, что исключало возможность отселения некоторых сыновей вождей и их сторонников. Земля подвергалась интенсивной обработке, прирост населения продолжался, вызывая новые внутренние распри, так как приходилось возделывать приграничные области, где был велик риск неурожаев и последующего голода.

Результатом распрей стало воцарение около 1400 года на острове Оаху одного-единственного правителя вместо нескольких. Другие острова быстро последовали его примеру. Вслед за сильным централизованным политическим контролем пришли социальные перемены. Вожди сильнее отдалились от остального общества, они заключали браки только с семьями вождей других островов, выделили себя в царственную наследственную группу и правили от своего имени. Им платилась дань, распределявшаяся исключительно среди их окружения, хотя обязанность помогать общине в случае голода осталась. Им принадлежало все больше земли, и большая часть населения становилась их арендаторами. Внутренние войны становились все интенсивнее, так как каждый вождь хотел обладать большей территорией и, соответственно, получать больше податей. В конце концов, к прибытию европейцев в 1795 году все гавайские острова были завоеваны и объединены под единым правителем. Примерно за 1300 лет гавайское общество развилось из горстки поселенцев в примитивное царство.

Остров Пасхи — одно из самых отдаленных заселенных мест на земле: 2000 миль от побережья Южной Америки и более 1000 миль от крошечного острова Питкэрн. Горстка поселенцев прибыла на остров Пасхи примерно в 500 году н.э. Они обнаружили, что территория острова составляет всего 150 кв. миль, на нем очень мало природных ресурсов и практически никакие из привезенных субтропических растений не могут там произрастать — островитянам пришлось жить на скудной диете из сладкого картофеля и цыплят. С ростом населения остров был поделен на кланы и княжества — как и везде в Полинезии. У каждой группы было свое священное место, или аху — каменная платформа для погребений, поклонения предкам и увековечивания памяти мертвых вождей. Из-за того, что их однообразная, но сбалансированная по питательной ценности пища доставалась островитянам чрезвычайно легко, у них оставалась достаточно времени для культурного развития, которое достигло беспрецедентных высот для уровня Полинезии. Одной их церемоний был птичий культ в Оронго, где найдены остатки 47 специальных домов, многочисленные платформы и наскальные рисунки. Некоторые ритуалы включали в себя перечисление единственно известной формы полинезийской письменности ронго-ронго, бывшей не настоящим письмом, а скорее серией мнемонических знаков. Больше всего усилий отдавалось аху — вдоль побережья их было построено более 300. Многие из них сгруппированы по астрономическому признаку — по линии солнцестояния. В каждом аху имеется от одной до пятидесяти огромных каменных фигур, представляющих стилизованные мужские головы и торсы, высеченные из камня в каменоломнях в Рано Рараки с использованием обсидиановых инструментов. Их высота составляет около 20 футов, а вес — нескольких десятков тонн. На верхушке каждой статуи находился особый красный камень, весом около 10 тонн, вырезанный в другой каменоломне. Всего известно более 600 статуй, многие из которых не завершены.

Соревнование между кланами в возведении этих статуй было главной чертой жизни населения острова Пасхи, особенно с увеличение его численности до 7000 человек примерно в 1550 году. Когда первые поселенцы прибыли на остров, он был покрыт густым лесом. С ростом населения все больше деревьев вырубалось, чтобы освободить землю под поля, для постройки и обогрева жилищ, для приготовления пищи и, наконец, чтобы делать катки для перемещения огромных статуй. Древесина исчезла к 1660 году, и на острове произошел глубокий кризис. Не на чем было больше перевозить статуи — многие из них так и были оставлены в каменоломнях. Это оказало сильное влияние на верование островитян. Не из чего было строить дома — людям пришлось жить в пещерах или в хижинах из тростника, собранного на берегах озер в кратерах потухших вулканов. Нельзя было строить каноэ, а предпринимать длительные морские путешествия в тростниковых лодках не представлялось возможным, то есть люди оказались запертыми на острове. Исчезновение лесов плохо сказалось на почве, вызвав эрозию и падение урожаев. Куры превратились в ценное имущество, тщательно охраняемое в укрепленных курятниках.

За уменьшением количества продовольствия последовало уменьшение населения. За столетие оно сократилось до 3000 человек. Социальный распад продолжался. Усилились военные действия из-за земли и продовольствия. Рабство и каннибализм вошли в привычку. Главной целью военных действий стало уничтожение аху противника. Огромные каменные статуи, слишком большие для разрушения, просто опрокидывали. Когда на остров прибыли первые европейцы, несколько статуй все еще стояли. Столетие спустя все они были сброшены. Население жило в ужасающей бедности, не способное даже вспомнить, чего достигли их предки до того, как они уничтожили окружающую среду острова и свое общество.