ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
Появление и распространение ислама ознаменовало собой
переходный период в истории Евразии. Менее чем за сто лет с момента создания
новой религии мусульмане основали империю с особым, уникальным культурным и социальным
устройством. Ни одна религия в мировой истории не находила последователей так
быстро и легко. Ислам распространился до Испании через юг Средиземноморья, а
также в Юго-Восточную Азию, Иран и далее в Центральную Азии и Индию. Это была
первая империя, которая смогла объединить настолько отличные друг от друга
культуры, и первая, простиравшаяся от побережья Средиземного моря до Индийского
океана. С течением времени мир ислама включил в себя Юго-Западную Азию, западное
побережье Африки и большие области Восточной Африки. Исламский мир, наряду с
Китаем, был центром цивилизации в мире в течение тысячи лет, он создал великолепные
города и области развитого земледелия.
Распространение мусульманской религии привело к появлению
расширяющегося мира, объединенного единой валютой — динаром, и международным
языком — арабским. Новое вероисповедание, которое тысячу лет было величайшей и
наиболее влиятельной в мире монотеистической религией, создало социальную
структуру, открытую для новообращеных. Исламский мир состоят из
космополитических торговых империй и независимых купеческих элит больших
городов, связанных морскими и караванными путями с окраинами империи — от
Кордовы до Самарканда, и его центром — Дамаском, Багдадом, а впоследствии Каиром.
Во многом распространение ислама арабами является еще одним примером
столкновения кочевых групп с периферии с устоявшимся обществом «цивилизованных»
государств. После недолгой борьбы арабская элита была поглощена существующим
обществом, хотя и оно изменились под влиянием новой религии. В итоге возникла
новая синкретическая цивилизация Юго-Западной Азии и Ирана. В этом регионе ислам
наследовал идеи эллинизма, в особенности Платона и Аристотеля, а также Эвклида,
Архимеда, Птолемея и Галена, став главным проводником этих знаний в Западную
Европу. В Иране появился персидско-арабское общество, а контакты мусульманского
мира с Индией стали основой для знакомства с достижениями индийцев, в
особенности математикой, и для дальнейшей передачи этих знаний в исламский мир,
а в итоге — в Западную Европу.
Одновременно с распространением ислама в начале VII века
наблюдался расцвет Китая при правлении династий Суй и Тан. Помимо сильного
экономического подъема это было время китайской военной экспансии — особенно в
Центральную Азию, где влияние Китая стало намного шире и сильнее, чем это было
при династии Хань. К середине VIII века в Центральной Азии столкнулись две
мощные завоевательные силы. Это был первый случай в мировой истории, когда
империи Юго-Западной Азии и Средиземноморья вступили в прямой контакт с великим
государством Евразийского континента. Кроме этого противостояния, указанным
двум силам приходилось соперничать с крупнейшими империями Центральной Азии —
тюркской и Тибетом. К тому же на окраинах Евразии, в Японии и Западной Европе,
также началось образование государств.
В течение четырех веков после 600 года в Евразии произошло
много событий. У великих империй и государств наступил период расширения и
внутренней стабильности, который длился в течение примерно ста пятидесяти лет.
Неурядицы в Китае начались в 750-х годах, с битвы при Таласе между мусульманами
и китайцами в 751 году. Противоречия между арабским и китайским миром множились
и стали очевидны при возвышении империи Аббасидов и упадке династии Тан. Скорость
распада увеличивалась, и к X веку Китай снова раскололся на несколько
государств, а Аббасиды более не контролировали весь мусульманский мир. Кроме
того, в Центральной Азии распались Тибет и империя тюрков, так что начавшееся
возрождение Западной Европы около 800 года закончилось дальнейшим вторжением
племен с периферии.
11.1. Появление ислама
Возвышение арабов с Аравийского полуострова в 630-х годах
стало полнейшей неожиданностью. Этот район всегда был неразвитым из-за сухой
бесплодной почвы. Земледелие существовало в Южной Аравии, Омане и в нескольких
разрозненных оазисах — но по большей части на полуострове жили кочевники,
перегонявшие стада верблюдов по пустыне или разводившие овец и коз на более
плодородных побережьях. В Йемене, а также на севере около торговых городов
Петры (столицы Набатайского царства до 106 года, когда оно было завоевано
римлянами) и Пальмиры существовали небольшие царства. Римская империя и Сасаниды
несколько раз пытались установить контроль над полуостровом — но в его глубине
всегда жили дикие племена. Местные кочевники были бедны и очень отличались от
племен Центральной Азии — в Аравии не было культурного обмена с более развитыми
странами. Крупнейшее достижение VI века — это увеличение роли Мекки как
торгового города, контролирующего караванные пути с юга на север. Это произошло
в результате упадка городов, расположенных севернее, особенно Пальмиры, и
увеличения количества пиратов на Красном море, что заставило направило
торговцев пользоваться другими путями.
Мекка была и остается центром паломничества, так как в ней
находится мусульманская святыня — Кааба. В городе и на окружающей территории
обитало племя курайш, появившееся в начале VI века. У племени вместо одного
вождя существовал совет клановых вождей, между которыми зачастую вспыхивала
кровная вражда. Вот в этом мире в начале седьмого века и появился пророк
Мухаммед.
Сложности в выяснении истинных подробностей истории
появления ислама и жизни Мухаммеда возникают из-за отсутствия источников — за
исключением ортодоксальной версии, созданной в 690-х годах халифом Абд
аль-Маликом из династии Омейядов. В процессе редактуры этих текстов была
создана мощная традиция. Практически единственный источник, датируемый периодом
ранее 800 года — это сам текст Корана, в котором почти ничего не говорится о
Мухаммеде. Общеизвестная его биография была написана в XI веке ибн Хишамом на основе
работы ибн Исхака, умершего в 767 году.
Мухаммед родился около 570 года в Мекке и начал
проповедовать в возрасте около сорока лет, после своего первого религиозного
откровения. У него было не более сотни последователей и натянутые отношения с
племенем курайш. В 622 году он уехал из Мекки в Ясриб, ставший впоследствии
Мединой, куда, по древней традиции, его призвали как религиозного лидера, чтобы
он возглавил общину и прекратил вражду между кланами.
Вероятно, его пригласила сюда крупная еврейская община,
которой нравился жесткий монотеизм учения Мухаммеда. Вскоре после прибытия Мухаммед
написал для Медины конституцию, в которой сформировал как правила существования
общества (уммы), так и законы, практически создав новое государство. Еще более
важным было создание религиозных посланий, которые впоследствии были объединены
в Коран — откровений ангела Гавриила, сделанных Мухаммеду.
Итоговый текст Корана был утвержден халифом Усманом
(644—656) и, хотя существуют некоторые вариации, нет сомнений, что это истинное
учение Мухаммеда и что этот текст свободен от проблемы «точности передачи
сообщений», которой страдает Новый Завет. Вдобавок были записаны хадисы —
высказывания Мухаммеда, которые не являются частью вдохновленного божественной
волей Корана. В Медине Мухаммед разработал пять столпов ислама: салят (намаз,
молитва), закят (благотворительность), хадж (путешествие в святые места),
шахада (формула единобожия (Т.е. «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк
его». Прим. ред.)) и соблюдение поста в Рамадан.
Ислам многое унаследовал от иудаизма и христианства. В
Коране упоминается Адам как предок всех людей, а также ветхозаветные пророки и
другие важные фигуры, например Авраам и Моисей, и даже Иисус как один из
пророков. Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что ранний ислам очень близок
иудаизму в отношении монотеизма, морали, религиозных обрядов, а также в
подчеркивании важности пророка, посланного богом избранному народу. Кроме того,
ислам близок христианству с его идеей Страшного Суда, который ждет каждого
человека в конце мира. Первые мусульмане молились, обращаясь лицом к
Иерусалиму, а не к Мекке. Значимость Иерусалима (и его завоевания) могла бы
оказаться гораздо выше, чем это получилось в результате мусульманского влияния
— если, конечно, оно имело смысл для первых арабских военных кампаний.
Несмотря на близкое родство раннего ислама с иудаизмом, в
924 году Мухаммед поссорился с евреями в Медине, и его последователей изгнали
оттуда либо поработили. В то же время в Мекке росла напряженность, здесь
началась гражданская война, в то время как популярность учения Мухаммеда среди
племени курайш усиливалась. В 625 году начались военные столкновения и
нападения на караванные пути.
В 630 году Мухаммед завоевал Мекку, освободил Каабу и
превратил ее в мусульманское святилище. Ко времени его смерти два года спустя большинство
арабских племен Аравийского полуострова (до этого у них существовали некие
объединения, но не имелось ничего похожего на государственную структуру)
объединились в новую мусульманскую общность — умму. В течение нескольких
десятилетий арабские племена проходили одну из самых заметных и интенсивных
трансформаций в мировой истории.
Вместо поклонения языческим богам они стали монотеистами и
ярыми распространителями новой мировой религии. Жизнь пустынных кочевников они
поменяли на оседлость в стабильных цивилизованных регионах. Нищета сменилась
благосостоянием. Из наивных провинциалов они превратились в жителей центра Евразии.
Это было тем более удивительным, что все перемены очень сильно повлияли и на
самих арабов.
Основной проблемой было то, что Мухаммед создал не только
религиозное, но и политическое сообщество. Его последователям нужно было найти
способ легализовать новое положение мусульман в завоеванных районах, опираясь
только на руководство, оставленное Мухаммедом. Необходимо было определить место
арабской военной элиты и ее отношения с подавляющим большинством населения
новой империи. Менее чем за сто лет из-за различных проблем вспыхнуло три
гражданские войны, и исламский мир безвозвратно разделился на части.