ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.5. Китай: династии Суй и Тан — возрождение и экспансия
Объединение Китая под властью династии Суй в конце VI века
стало кульминацией долгого процесса, длившегося в течение предыдущего века или
даже более, начиная с появления варварского народа табгачей, под чьим
руководством различные княжества на севере были объединены в одно государство.
Финальное завоевание в 589 году слабого государства Чэнь со столицей в Нанкине
стало логическим продолжением этой политики. И Суй, и наследовавшая ей династия
Тан в культуре, общественных институтах, как и в составе правящих элит, были синтезом
традиций китайского народа (хань) и варварских племен, живших в основном на севере
страны. Объединение Китая привело к периоду стремительной экспансии и
экономическому подъему государства.
Хотя Китай был объединен под владычеством династии Суй, эти правители,
как и Цзинь, первая династия, объединившая Китай в III веке до нашей эры,
правили очень недолго, а затем были свергнуты с престола. Первому императору
Суй, генералу Ян Цзяню, в 605 году наследовал его сын Ян. Народное недовольство
войной против корейских государств привело к росту числа крестьянских
восстаний, и в итоге — к восстанию знати. В 617 году Ли Юань, военачальник
армии, отправленной для защиты от кочевников вдоль границы Шаньси, объединился
с тюркскими племенами, захватил столицу Чанъань и основал династию Тан. До 626
года Ли Юань боролся с конкурентами и устанавливал контроль над страной. После
этого он снова начал вести агрессивную завоевательную политику.
11.5.1. Завоевания
Период от 626 до 683 года — это время великой китайской
военной экспансии. В 630 году, в союзе с тюрками-уйгурами, Китай победил восточных
тюрков в битве южнее озера Байкал в Сибири. Это открыло путь для дальнейших
завоеваний на западе — по направлению к Центральной Азии. Было завоевано
королевство Гаочан, основанное китайскими колонистами несколькими веками
раньше, которое контролировало путь к бассейну реки Тарим. Продвигаясь на
запад, танские войска не только возвращали Китаю контроль над Великим Шелковым
путем, но и присоединяли области, которые вряд ли когда-либо считались
владениями народа хань.
Территории, бывшие ранее «западными землями» и самостоятельными
государствами Центральной Азии, теперь становились частью Китая. Были созданы
префектуры в Трансоксании, на границе с Ираном в Бухаре (Ань), в Ташкенте (Ши)
и в Самарканде (Ган). В 648 году Китай был достаточно силен, чтобы основать
династию правителей в Магадхе, государстве на севере Индии.
Тем не менее большая территория усложняла управление страной
— гарнизон в Кашгаре (Су-ло) находился в 3000 миль от столицы Чанъань. На
северо-западе войска Суй не смогли победить корейское государство Когуре, и
тяжелое поражение в битве при реке Салсу в 612 году было одной из причин
падения династии. Вторжение армии Тан в Корею в 645 году было успешным, и в
союзе с маленьким корейским государством Силла на юге полуострова Китай
завоевал Когурё и присоединил его в 660 году. Подчинив себе Корею, Китай
установил свою управленческую систему в Силле и зависимом от него королевстве
Поай (Пархэ по-корейски) на севере полуострова.
На юге влияние Китая расширилось до южного Вьетнама, где
королевства Тьямпа и Чен-ла признали себя его вассалами. В течение пятидесяти
лет власть Китая распространилась на беспрецедентное расстояние от западной
границы Ирана до Кореи, Манчжурии и Монголии, а на юге — до самой дельты реки
Меконг во Вьетнаме.
11.5.2. Экономика и общество
Такая феноменальная экспансия могла произойти только
благодаря созданной двумя императорами Суй солидной экономической и
административной базе. Ради этого пришлось пожертвовать социальной
стабильностью, что привело к постоянному перемещению населения Китая на юг
страны. В 606 году около одной пятой части всех сельских хозяйств находились на
юге. За 150 лет это число удвоилось. Этот район был гораздо более продуктивным
в отношении сельского хозяйства, в основном в выращивании риса на залитых водой
полях. В некоторых местностях можно было собирать до двух урожаев в год.
Несмотря на то что сельское хозяйство было сильнее развито
на юге, административный центр Китая находился на севере в Чанъане и в старой
столице Лоян. Кроме того, армия должна была защищать страну от основных угроз,
находившихся на севере и северо-востоке. Перевозить огромные массы еды через
всю страну с помощью примитивной транспортной системы было невозможно. И
династия Суй решила эту проблему, критическую для всех доиндустриальных
обществ, построив систему каналов, поражающую мастерством и гениальностью
инженерной мысли, удивительной для того времени. С 587 до 608 года была создана
сеть каналов и рек, пригодных для навигации, соединившая долины рек Хуанхэ и
Вэй с нижним течением Янцзы и далее на север от Лояна до Пекина. Единственной
проблемой осталась передвижение вверх по Хуанхэ к столице Чанъань, поэтому
грузы в том направлении приходилось перевозить большей частью по дорогам.
Центром всего проекта был Великий канал от Ханьчжоу до
окрестностей Лояна и затем на север к порту Тяньцзинь. На строительстве были
заняты более пяти миллионов крестьян, согнанных на работы со всей страны, их
охраняли пятьдесят тысяч полицейских. Считается, что около половины всех
строителей погибло. Длина канала — 1200 миль, ширина — более сорока ярдов.
Вдоль него шла имперская дорога, на которой были предусмотрены путевые станции
и места для отдыха. Были сооружены большие амбары для хранения перевозимого
зерна — самый большой мог вместить 33 миллиона бушелей зерна. К началу VIII
века с юга на север, в столицу, по этой дороге перевозили более 120 000 тонн риса
в год.
Карта 31. Евразия, начало VIII века нашей эры
Такое большое количество провизии было необходимо, потому
что к 700 году Чанъань был самым большим городом в мире с населением в миллион
жителей. (Рим, крупнейший город христианской Европы, мог похвастаться только 50
000 жителей.) Чанъань был значительно перестроен во времена Суй. Стены столицы
были длиной в 6 миль с востока на запад и в пять миль с севера на юг. План
города напоминал прямоугольник, 14 улиц шли с севера на юг, и 11 —
перпендикулярно им. Некоторые из улиц были в 150 ярдов шириной! Они разделяли
город на 110 огороженных стенами районов. Кроме того, в городе было два крупных
рынка, выходивших к каналам. Площадь каждого из них была больше площади
средневекового Лондона. В центре города находился императорский район,
огороженный стеной. Отсюда наиболее сложно устроенное и эффективное
правительство в Евразии пыталось управлять огромным китайским государством.
Мэн-ся-шэн, или государственная канцелярия, проверяла и выпускала указы;
Чжун-шу-шэн, или Генеральный секретариат, писал все официальные тексты. Все эти
учреждения контролировал Государственный Совет, в него входили император, главы
шести министерств и важнейшие фигуры королевского двора. Кроме того, там был
Ю-ши-тай, или Апелляционный Совет, которым рассматривались народные жалобы на
правительство и проверялись все правительственные институты. Верховный суд
империи назывался Да-ли-су, он рассматривал все сложные дела, кроме того,
только он мог выносить смертный приговор. Первый государственный Кодекс законов
имел более 500 статей и был выпущен при династии Тан в 624 году, хотя во многом
он основывался на сборниках законов, написанных в западном Китае в 268 году и
Северной Чжоу в 564. На уровне провинций же сохранилась старая китайская
система чжоу, или префектур.
Все эти правительственные институты требовали большого числа
чиновников. Их набирали с помощью экзаменационной системы, которая, хотя и
существовала еще при Хань, была формализована только в 669 году.
Сельскохозяйственной основой государства Тан была
замечательная система поддержки свободных крестьян. Она происходила от системы,
созданной еще в Северной Вэй в 486 году, согласно которой земля принадлежала
тому, кто ее обрабатывал, в течение его жизни. Северная Вэй применяла ее на
осушенных землях, а Тан с 624 года распространила такую систему на всю страну и
объединила ее с налоговой системой, придуманной на 5 лет раньше. Большие
землевладения были разделены на индивидуальные наделы, которые сохранялись за
владельцем пожизненно или до достижения им 60 лет. Для взрослого мужчины надел составлял
в среднем чуть меньше трех акров.
Карта 32. Китай, Великий канал
В системе, однако, не было равноправия — старикам, больным,
вдовам и монахам давали меньшие наделы, а государственные чиновники получали от
восьми до восьми сотен акров в зависимости от их положения. Князья получали еще
больше. В дальнейшем они разделяли эти наделы земли между крестьянами для
обработки. Точный размер надела земли зависел от интенсивности сельского
хозяйства в данном регионе — в районах тутовых деревьев, где выращивали
шелковичных червей, и в районах разведения конопли наделы были меньше. Такая
система требовала высокой эффективности от чиновников, всегда нужно было иметь
информацию о численности населения и поддерживать продуктивность региона.
Правительству также нужно было иметь достаточно власти, чтобы производить
регулярный передел земли.
Ранее считалось, что при Тан такая система существовала
только в теории, однако недавно найденные в Центральной Азии документы доказывают,
что она реально функционировала и что передел земли происходил из поколения в
поколение, хотя точных данных по высокопродуктивным регионам, где возделывали
рис, так и не найдено.
Способность правительства инициировать передел земли не
давала сформироваться классу крупных землевладельцев, как в Европе, а
заставляла вместо этого каждого заслуживать право на землю своим трудом. Такая
система была связана с налогообложением, оно рассчитывалась не по количеству
земли или по желанию землевладельца, а по каждому крестьянину отдельно. Это еще
больше улучшало положение свободных крестьян. Крестьяне платили три налога: цзу
— злаки, дяо — шелк и коноплю, и юн — государственные работы. Единственной
проблемой налогообложения было то, что бремя налогов за чиновников,
аристократов и религиозные институты тоже ложилось на плечи крестьян.
Одна из причин, почему Тан поддерживала свободных крестьян,
— китайская армия формировалась в основном из них. Эта система была заимствована
у Северной Чжоу, где существовали постоянные войска, защищавшие границы. Тан
распространили такую практику на всю империю и мобилизовали крестьян по мере
надобности. Однако высшие должности в армии занимали аристократы, и из них же
формировали кавалерию. Они, а вовсе не гражданские чиновники, были правящей
элитой империи.
В эпоху Тан сильно возросло значение кавалерии, и особенно
конных лучников с арбалетами — как и в великих кочевых империях. Вначале
лошадей захватывали в боях у тюрков, но уже к 650 году существовали государственные
лошадиные фермы общим поголовьем в 700 000 лошадей, они снабжали армию и
позволяли империи и дальше захватывать земли. Вначале использовались невысокие
лошади монгольского типа, родом из степей, но потом их скрестили с уроженцами
центральной Азии и Тибета. В 703 году Китай получил в подарок несколько
арабских лошадей. Правительству приходилось пристально следить за поголовьем
лошадей для кавалерии, которое обеспечивало высокую эффективность армии,
практически до конца VII века.
В конце VII — начале VIII века в империи Тан начались
внутренние проблемы. Правителем стала By Чжао, бывшая наложница двух
императоров Тан — Тай-цзуна (626—649) и Гао-цзуна (649—683). После их смерти By
Чжао стала первой императрицей в китайской истории, а также единственным
представителем династии Чжоу. Она перевела столицу в Лоян и казнила многих
аристократов. Зато она пользовалась поддержкой буддистов, которым она благоволила.
Она смогла сохранить власть до смерти, и только после ее кончины в 705 году на
трон вернулась династия Тан.
В правление императора Сюань-цзуна (712—756) Тан успешно
поддерживали систему, созданную более ста лет назад, хотя она и ощущала все возрастающее
напряжение. В 721—724 годах чиновничество были реформировано, теперь в его
обязанности входило собирать налоги и возвращать землю в государственное
владение при необходимости. Проблемы с армией и амбициями генералов продолжали
расти — однако до середины VIII века, когда усилилось внешнее давление,
возникшее из-за соперничества империй в Центральной Азии, династия Тан
оставалась способна поддерживать систему в рабочем состоянии, и Китай был
мощным, процветающим и единым государством.
11.5.3. Вероисповедание
Во время правления Суй и Тан Китай был буддистским
государством. Он играл ключевую роль в эволюции восточно-евразийского буддизма
— китайские школы буддистов, которые развивались в это время, стали проводниками
буддизма в Японии. Вера была важной частью китайского общества и основой
влияния на Корею и Японию. В середине VII века в Китае было 185 команд
переводчиков, работающих над великими индийскими текстами. Множество пилигримов
путешествовали в Индию. Сюань-цзун, свободно владевший санскритом, отправился
туда по суше и привез в Китай тексты софистически сложной философской школы
Виджнанавады, которая впоследствии сильно повлияла на развитие философской
мысли Японии.
Были и другие знаменитые путешественики — корейский монах
ХуЧао, который путешествовал в Индию по морю и вернулся через Центральную Азию
в 729 году, и У-кун, который повторил это путешествие, уехав в 751 и вернувшись
в 790 году. Китай находился под влиянием работ индийских философов в течение
всего VII века — тантрический буддизм по морю попал Шри-Ланку и Юго-Западную
Азию, а затем в Центральную Азию и Тибет. Первые его последователи достигли
Китая в 716 году, а основные тексты были переведены в 750-х годах. В Китае также
развивались два важнейших буддийских течения. Школа Чистой Земли была сильно
упрощенной формой буддизма, последователи ее поклонялись Будде Амитабха и
должны были возрождаться в Чистой Земле. Более важным стало развитие в восьмом
веке учения Чань (Чистого Света) — которое в Японии стало известно под
названием дзен. Оно не признавало изображений, было враждебно традициям и
считало, что неожиданное просветление с помощью парадоксов лучше изнурительных
долгих тренировок.
Китай также был открыт различным влияниям, особенно через
основные центраьно-азиатские торговые пути. Во всех крупных городах Китая
имелись иностранные кварталы, а Чанъань был фактически многонациональным
городом. Первый зороастрийский храм был построен в столице в 631 году, а потом
их построили и во всех крупных городах. Манихейство стало легальным учением с
694 года.
Другое внешнее влияние оказывало несторианство — хотя то,
как оно потеряло почти все свое оригинальное содержание под влиянием буддизма,
иллюстрирует сложности культурной преемственности из Евразии. Несторий был
патриархом Константинополя в начале V века, он утверждал двойную природу
Христа. Его признали еретиком и отлучили от церкви. Несторианская церковь
развивалась в империи Сасанидов, потому что ее последователи были настроены
враждебно к Восточной Римской империи и подвергались преследованиям в ней. Зато
они были толерантны к мусульманам — что позволило им распространиться на восток
вдоль торговых путей. Миссионер Алопен был принят императором Тан Тай-Цзуном в
635 году, через три года ему позволили проповедовать. Император сказал: «Это
учение дружелюбно всем существам и выгодно всем людям. Так что пусть оно
свободно идет по моей империи». В Китае его знали как по-су цзин-цзяо («религия
священных текстов Ирана») — но оно оставалось чуждым обществу и сообщалось с
ним основном с помощью согдианских купцов. Некоторое время спустя в нем еще
хорошо угадывалось христианство, что демонстрирует стела в несторианской церкви
в Чанъане, воздвигнутая в 781 году с двуязычным текстом на сирийском и
китайском (когда иезуитские миссионеры нашли ее в XVII веке, они были уверены,
что это мистификация).
Однако китайцы, с их даосистским и буддийским прошлым, не
понимали концепты христианства, даже несмотря на то, что несторианская церковь
заимствовала буддийские термины, назвала свои тексты сутрами, а святых —
буддами. Окончательно она потеряла свои христианские корни, по описанию
епископа Кириакуса, главы церкви в Чаньане, в начале VIII века. Его «Сутра
таинственного отдыха и удовольствия» не содержит ничего христианского, а вместо
идей Иисуса учит буддийским идеям об избежании желаний и важности недеяния.
На юг Китая ислам проник с торговцами из Индии и
Юго-Западной Азии. Особенно много его последователей было в Кантоне (по-арабски
Ханфу), где было две мечети — Сунни и Шиа.