ЧАСТЬ IV Великие
империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.4. Создание Византийского государства
Стремительный рост исламской империи породил столкновение с Восточной
Римской империей, которая, в отличие от империи Сасанидов, выжила, хотя и
сильно изменилась. За несколько десятков лет она утратила контроль над Сирией,
Египтом и Северной Африкой. Это означало утрату большой части населения
империи, некоторых богатейших городов и важных торговых путей (вместе с
доходом, который они приносили), а также важнейших поставок зерна из Египта,
обеспечивающих питанием население Константинополя.
У Римской империи отняли центр Юго-Западной Азии, и она из великой
страны превратилась не более чем в обычное крупное государство. Пульс ее
истории теперь зависел от положения дел в Исламской империи: чем сильнее
становилась последняя, тем слабее была первая, и наоборот.
Необходимость концентрации военных сил на границе с
Исламской империей на востоке привела к потере территорий на Балканах,
завоеванных славянами и аварами. На Балканах империя была способна
контролировать только основные города: Афины, Патры, Коринф, Салоники и
крепости во Фракии, такие как Адрианополь. Военные действия все приближались к
Константинополю, поэтому империи была необходима послушная Фракия — ведь она
производила большую часть продовольствия для этого города. Жизненно важной
ценностью стал торговый путь через Босфор к Черному морю.
Именно потеря большой части территории знаменует собой
превращение Восточной Римской империи в Византию. Ее население не начало
называть себя византийцами (это слово происходит от названия греческой колонии,
на месте которой основали Константинополь), несмотря на преобладание греческого
языка и культуры. Люди звали себя «ромаиои» (ромеями) —то есть римлянами и
христианами; эти слова были, по сути, синонимами. Они остро осознавали свое
происхождение от римлян, преемственность своей истории и в особенности значение
столицы как второго Рима.
В любом случае, внутренние перемены после усиления Исламской
империи создали совершенно другое государство, нежели основанное Диоклетианом и
Константином и существовавшее на востоке до середины VII века. Несмотря на это,
история Византии часто рассматривается как упадок страны, просуществовавшей
после этих преобразований еще в течение восьми веков. Она сохраняла свою власть
в течение многих лет, хотя и была ослаблена после завоевания западными христианами
в 1204 году. Культурное же влияние Византии распространялось на большую часть
Балкан, Западную Европу и Россию, то есть гораздо шире, чем прямое политическое
влияние.
В течение двадцати лет после смерти Мухаммеда Восточная
Римская империя контролировала почти всю Анатолию, которая и стала центром нового
Византийского государства. Большие потери населения, земель и доходов вкупе с
десятилетиями непрекращающейся войны и внутренних конфликтов привели к
упрощению состава общества. Земледельцы не поставляли достаточно излишков,
чтобы поддерживать всю инфраструктуру, и многие города пришли в упадок, оставив
Константинополь единственным настоящим городом в стране. Византийская империя
стала военизированным государством, ориентированным на содержание крупной армии
и управление с ее помощью (часто именно армия решала, кому быть императором).
Старые землевладельцы пропали в беспорядках VII века, и в Сенате стали заседать
арендаторы крупных владений.
Разделение между гражданской и военной властью исчезло,
власть стала централизованной. Такая структура впервые появилась в Италии, когда
она потеряла большую часть полуострова из-за нападения ломбардцев в 560-х
годах, а также использовалась в Леванте Ираклием во время войн с Сасанидами. С
650-х годов остатки империи были разделены на военные области (фемы) под
началом стратегов, ответственных за все управление — гражданский правитель был
лишь их представителем.
У правительства не было возможности содержать прежнюю
наемную армию, поэтому систему военной службы пришлось изменить. Солдатам каждой
фемы давали неотчуждаемый участок земли и освобождали от большей части налогов,
а взамен они, как и их потомки, должны были служить в армии. Основой
государства стали крестьяне-солдаты Анатолии. Власть старых землевладельцев
пришла в упадок, крепостные превратились в свободных крестьян, несущих воинскую
повинность.
Хотя класс крупных землевладельцев почти полностью исчез,
власть все более концентрировалась в руках военных и местных элит. Тем не менее
Византийская империя веками оставалась достаточно сильной, чтобы контролировать
этот процесс. Даже если часть доходов от государства переходила в руки частного
владельца, государство составляло практикой — регистр крестьянских долгов, и
время от времени проверяло его. Землевладельцы не были полностью независимы. С
IX века начал появляться новый класс крестьян — парики (paroikoi), которые брали
землю в аренду у землевладельцев и попадали таким образом к ним в зависимость.
Гражданская война у мусульман в 656—661 годах дала Византии
передышку между потерями 630—640-х годов, но сразу после этого в империи
начался крупнейший в VII веке кризис. Тяжелые осады Константинополя в 660, 668
и 674-678-х годах повлекли за собой потерю земель в низовьях Дуная, завоеванных
булгарами в 681 году. Десять лет спустя мусульманские войска захватили Армению.
Единственным утешением стало соглашение с арабами о том, что ни одна сторона не
станет размещать свои силы на Кипре и что доходы от здешней торговли будут
разделены между ними (договор действовал три века).
После 695 года Византию ослабляли гражданская война и
безвольные правители. В 705 искалеченный Юстиниан II (ему отрезали нос во время
восстания в 695 году) снова вошел в Константинополь — но для этого ему
понадобилась помощь болгар, которым пришлось платить дань. В 717 году стратег
Анатолии захватил власть, нарек себя Львом III и положил начало новой династии.
Незамедлительно вслед за этим в государстве вспыхнули еще
более сильные религиозные споры. Фундаментальные принципы ислама запрещали
изображения на иконах Бога и людей, включая Мухаммеда. Это сильно повлияло на
восточное христианство через два движения — павликиан и иконокластов
(иконоборцев). Первые были близки несторианам, они считали, что Христос был
человеком, а Господь уже после рождения сделал его божественным. Им
противостоял афтартодокетизм — крайняя секта монофизитов, считавших тело Христа
божественным, а следовательно, само распятие, — иллюзией.
Иконоборцы имели меньше разногласий с восточной церковью, их
было много в крестьянских армиях Анатолии и среди «белого духовенства».
Главными их противниками являлись монахи. В 726 году Лев III официально
поддержал это движение и, несмотря на народное возмущение в городах, в 730 году
выпустил декрет об уничтожении всех религиозных изображений.
Лев III умер в 741 году. После короткой гражданской войны
между разными частями армии, на престол взошел его сын Константин V, радикальный
иконоборец. Его временный успех в противостоянии мусульманам в конце 740-х
годов стал причиной возросшей популярности его религиозных взглядов, и в 754
году церковный собор постановил, что поклонение изображениям противоречит
доктринам церкви и подлежит анафеме. Впоследствии этот собор признали
неправомочным.
После смерти Константина V в 775 году в Византии начался
период нестабильности, длившийся почти год. Сначала власть захватила вдова Константина,
Ирина, которая на Никейском соборе в 787 году прекратила поддерживать
иконоборцев. В результате этого павликиане покинули лоно церкви, перешли на
позиции манихейцев, утверждавших о двойственности мира и при поддержке халифата
основали собственное государство в верховьях Ефрата.
В 802 году мятежники ослепили и свергли с престола сына
Ирины, Константина IV, и ее саму. Набеги арабов и булгар возобновились;
следующий император Никифор был убит, а из его черепа булгарский хан Крум
приказал сделать чашу. Лев IV, симпатизировавший иконоборцам, был убит в 820
году сторонником икон, а в следующем году восстание крестьян в Анатолии власти
смогли подавить только с помощью булгар. Поражения от мусульман (особенно на
Сицилии), придворные интриги, безвольные императоры и регенты продолжали
ослаблять Византию до 860 годов.