ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 6. Древний Евразийский мир
6.5. Контакты
Хотя в Евразии возник очень четкий культурный центр вокруг
Китая, Индия и Юго-Западная Азия тоже не были изолированы от внешних влияний и
друг от друга. Центральным штрихом евразийской истории является растущий
уровень контактов между различными группами. Эти контакты включали в себя
торговлю, передачу идей, особенно религий, а также проникновение технологий.
На первичном уровне контакты были ограниченными, хотя вскоре
после 3000 года до н.э. Месопотамия уже общалась и с Египтом, и с долиной Инда.
Постепенно, по мере роста торговли и развития дорог, количество контактов
увеличивалось. В некоторых случаях купцы путешествовали вдоль великих торговых
путей, которые связывали различные районы Евразии — сухопутные маршруты вели от
Юго-Западной Азии до Индии, Центральной Азии и Китая, морские пути пересекали
Средиземное море, из Персидского залива и Красного моря пути вели на западный
берег Индии, а от Индии — в Юго-Восточную Азию и к южному побережью Китая.
Из-за большого времени, затрачиваемого на путь по некоторым
из этих маршрутов, купцам было
разумнее создать постоянные колонии в иностранных
городах. Тут, живя зачастую отдельными кварталами, они осваивали местный язык и образ жизни — но также распространяли и свои представления и верования. Многие
члены местного общества вовлекались
в эти верования, потому что они ассоциировались с престижем иностранной общины.
Особенно часто иностранные религии принимали
вожди и лидеры в качестве способа повышения своего статуса — на юго-востоке
Азии многие приняли индуизм, а позднее ислам, в Западную и Восточную Африку ислам был принесен таким же путем. Иностранные общины стали также центрами
широкого распространения и принятия буддизма в Китае в III веке н.э., когда он
пришел по торговым путям из Индии
и Центральной Азии.
Карта 14. Центральная Азия
Со временем, после многих взлетов и падений, связи между
различными общинами Евразийского мира окрепли. Торговля становилась
значительнее не только по масштабам, но и по ассортименту предметов и по значимости своей роли в обществе.
Передача идей, религиозных верований
и технологий тоже росла. Правда, контакты между разными концами Евразийского мира (например, Китаем и Средиземноморьем) долгое время оставались незначительными
и непрямыми. Империя Хань и
Римская империя знали о существовании друг друга — но уровень непосредственной связи оставался
минимальным. Диффузия идей и торговые связи были непрямыми и велись через
промежуточные общества Евразии,
такие как Иран, Индия и Центральная Азия. Эти контакты стали более прямыми лишь после того, как исламский мир,
появившийся на юго-западе Азии, вошел в прямой контакт с Китаем в начале VIII века н.э.
Как только Евразийский мир стал ближе друг к другу, мы
начинаем выявлять признаки
одновременного подъема и падения государств и империй — времена процветания и периоды беспорядка и внутренних проблем часто совпадали. Последствия
событий в одной части Евразии со
временем все более ощущались по всему огромному пространству.