ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 7. Взаимодействие
7.5. Объединение Эгейского региона
7.5.1. Крит и Микены
Примерно около 2000 года до н.э. «цивилизация» в западной
части Эгейского региона ограничивалась материковой частью Малой Азии от
Анатолии и Месопотамии до Египта. Во втором тысячелетии до н.э. она
распространилась на острова Эгейского моря — в особенности на Крит, а со
временем и на южную часть континентальной Греции в регионе Микены.
Проблема изучения ранней истории этого региона двойственная.
Здесь сильно влияние навязчивой западной идеи о мире Древней Греции как о «классике»
цивилизации, сопровождаемое настойчивым желанием изучать его как отдельную
область вне связи с соседними культурами. Поэтому общества второго тысячелетия
до н.э. в Эгейском регионе многие стараются интерпретировать как предтечу мира
классических Афин, начавшегося почти на тысячу лет позднее, а не оценивать сами
Афины как небольшую ветвь эволюции крупных обществ Юго-Западной Азии. В результате
классическое изучение поэм Гомера вызвало бесконечные попытки идентифицировать
микенский мир с миром «Илиады» и «Одиссеи».
Вторая проблема заключается в том, что нет точного способа
датирования событий в Эгейском регионе в то время. Датировка зависит от
взаимосвязи стилей ряда керамических изделий, которые иногда можно грубо синхронизировать
с египетской керамикой. Поэтому никакие даты не могут дать погрешности менее
чем на век с отклонением в обе стороны.
Все общества Эгейского региона были сравнительно небольших
размеров и не имели развитых инфраструктур, найденных в Египте и в Месопотамии.
Поселения в основном были сельскими общинами, население всего региона,
вероятно, составляло не более нескольких тысяч человек, и только небольшое
число городов занимало большие общественные пространства и имело некоторые
элементы планирования. Число ремесленников, которых могло содержать общество,
было много меньше, чем на материке. Все основные достижения цивилизации — одомашнивание
растений и животных, ремесленные технологии, использование клейм, развитие письма
— возникли на материке Евразии и распространялось на запад к островам.
Острова Эгейского моря находились под влиянием Юго-Западной Азии
задолго до того, как под ее влияние попала материковая Греция. Египетское
влияние в регионе — в основном через торговлю — тоже было сильным. Не
приходится сомневаться, что египетский Кефтиу — это Крит, который указан как
плательщик дани в 1370-х годах до н.э., когда власть и влияние Нового царства
поднялись до своей вершины. Египет торговал с серебряными и свинцовыми шахтами
Лавриона, расположенными возле Афин, еще с 1900 года до н.э., и эта торговля
достигла своего пика примерно к 1400 году до н.э. Возможно, что в этом районе
существовали колонии Египта, как это было в Леванте.
Египетское название материковой Греции может читаться как
Танайа, что очень близко к Гомеровскому названию Данаои. Общий корень этих слов
— «тни», что означает «старый» или «дряхлый». Это явно отсылает к Данаосу —
человеку, который, как считали греки, колонизировал Аргос из Египта (как в
пьесе Эсхила) и которого всегда изображали старым и дряхлым.
Похоже, что примерно с 2000 года до н.э. элита острова Крит
использовала свои связи с Юго-Западной Азией, особенно с Египтом, чтобы
укрепить свой статус и создать маленькие государства с центрами вокруг Кносса,
Феста и Маллии. Существовало соревнование между этими «мини-государствами», и
вдоль дорог был возведен ряд сторожевых укреплений. В какой-то момент многие из
этих ранних государств были разрушены — возможно, в этой войне победил Кносс,
который стал господствующим центром на острове.
Еще со времен раскопок сэром Артуром Эвансом, произведенным
в начале XX века, Кносс ассоциировался с местом правления царей Крита, а
использование термина «дворец Миноса» — еще один пример ничем не подкрепленного
влияния классической Греции. На деле существует очень мало подтверждений тому,
что так называемые «дворцы» на Крите являлись резиденциями правителей. Мы видим
полное отсутствие в них следов правящей семьи или царя, характерных изображений
правителя в роли или военного или жреца, здесь нет надписей, прославляющих их
жизнь и деяния, и нет гробниц или похоронных строений. Настенная живопись на
зданиях, особенно в Кноссе, изображает различные символы, религиозную и
церемониальную деятельность, обряды культа быка (возможно, пришедшего из
Египта). Здесь отсутствуют какие-либо изображения военных событий и оружия. Все
эти факторы заставляют предположить, что эти здания являлись церемониальными центрами
для различных мероприятий, проводимых элитой.
В период после примерно 1600 года до н.э. влияние Крита
становится явным в Эгейском регионе и на Пелопоннесском полуострове. Но не
похоже, что существовал какой-нибудь политический контроль со стороны Крита —
кроме разве что Кастри на Кифере, который мог быть критской колонией.
До последних нескольких лет считалось, что цивилизация Крита
была разрушена гигантским вулканическим извержением, случившимся примерно в
1450 году до н.э. и сопровождавшимся выбросом пепла и обломков на остров Фера
Кикладского архипелага — гораздо более сильным, чем при взрыве Кракатау в конце
XIX века. За этой катастрофой последовало завоевание острова группами с
греческого материка. Исследование проб льда, взятых из гренландской ледяной
шапки, показало, что извержение действительно имело место около 1640—1630 годов
до н.э. — то есть минимум за два века до захвата и разрушения дворцов. Хотя эта
катастрофа должна была вызвать значительные проблемы для критского общества и
элиты, они выжили и процветали еще примерно двести лет до того, как были
покорены микенцами с материка.
Развитие мелких государств на материке имело место гораздо
позднее, чем на Крите, а их природа была совершенно отлична от критской и
стояла гораздо ближе к природе некоторых ранних государств Юго-Западной Азии.
Однако это тоже было небольшое общество — даже главный город Тиринф занимал
площадь менее двадцати акров. Однако дворцы, найденные в таких местах, как
Микены, Тиринф и Пилос, уже являлись резиденциями правящей военной элиты,
наряду с которой существовала очень небольшая бюрократия, способная на
организацию военных союзов и кодификацию правовых норм.
Дворцы строились на скалистых обнажениях и окружались
защитными стенами. Правители удостаивались тщательно спланированных похорон в
крупных семейных склепах. Их престиж поддерживался успехами в маломасштабных
войнах между мелкими государствами греческого материка. Судя по всему, группы
микенцев завоевали Крит около 1450 года до н.э. — в египетских источниках есть
свидетельства, подтверждающие эту дату. С этого времени и примерно до 1200 года
до н.э. микенский мир переживал свой расцвет и являлся частью куда более широкой
торговой сети, протянувшейся через восточное Средиземноморье и Юго-Западную
Азию. Хотя микенская культура была одинаковой по всему Эгейскому региону, в том
числе и на материке, нет никаких свидетельств о политическом единстве эгейских
государств.
7.5.2. Письменность и язык
Некоторые дальнейшие выводы о Крите и Микенах можно сделать из
их ранних текстов. На Крите примитивные иероглифы, появившиеся после 1800 года
до н.э., были заменены написанием, известным как «линейное письмо А». Эта
система была развита только в местных масштабах, а малое число знаков дает
основания предполагать, что письменность в основном была слоговой — с
пиктограммами для домашнего скота и предметов потребления. Она в основном была
обнаружена на высушенных на солнце глиняных табличках (в Месопотамии они
запекались), на печатях и на нескольких надписях на горшках. Можно понять лишь
несколько слов линейного письма А — в остальном язык, использовавшийся первыми
обитателями Крита, остается неизвестным. Хотя один факт известен наверняка —
линейное письмо А ни в коей мере не греческое, оно скорее ближе к семитскому
языку и схоже с языками Юго-Западной Азии.
Линейное письмо А просуществовало до завоевания Крита
микенцами. Новые правители с помощью местных писцов модифицировали его, чтобы
оно стало удобным для их языка. В Кноссе они оставили надпись, известную как
линейное письмо Б. Это письмо впоследствии распространилось и на материк. Оно
было расшифровано в 1950-х годах и представляет собой очень раннюю форму
греческого.
Происхождение греческого языка сложное. Он явно
индоевропейский и по форме, и во многом по своему словарю, но в нем есть и не индоевропейские
элементы — такие наименования, как Korinthos Athanai и Mukanai (Микены),
произошли от неизвестного нам языка, на котором раньше говорили в Греции.
Некоторые специалисты утверждают, что каждое третье «греческое» слово может иметь
семитское происхождение. Все, кроме горстки слов на линейном письме В — чисто
административные термины, относящиеся к суду правителя, военному делу, законам
и нормативам. Нет следов использования линейного письма Б для хроник или при
жертвоприношениях и нет длинных текстов на нем. Судя по всему, линейное письмо
Б могло применяться только в коротких официальных текстах — все, что длиннее,
давало бы слишком много альтернативных прочтений. Вдобавок, так как
использовавшиеся знаки были взяты из линейного письма А, они не особо хорошо
адаптировались к греческому языку.
Грамотность в ту эпоху явно была ограничена горсткой писцов
при дворце правителя, а древняя форма языка, использовавшаяся в Греции, не
могла широко применяться как разговорная в микенском мире. Линейное письмо Б
перестало использоваться после разрушения всех микенских дворцов и государств
примерно в 1150 году до н.э. Когда через несколько сотен лет Греция снова
обрела грамоту, она использовала уже совершенно другой алфавит, взятый из
Леванта. Взаимоотношения «прото-греческого» линейного письма Б с очень четкими
региональными диалектами классической Греции тоже совершенно неясны.
Линейное письмо Б дало нам некоторое понимание микенского
общества с его царями (ванаками) и их дворцами (ванакторонами), с царскими
вассалами. Из письма следует, что войны в этом обществе играли крайне важную
роль. Но насколько оно было близко к миру, описанному Гомером? Считается, что
две его эпические поэмы были созданы около 700 года до н.э. — вероятно, через
500 лет после падения Микен и, возможно, двумя людьми. Самый старый известный
текст относится к гораздо более позднему времени (III век до н.э.) и написан на
осовремененном ионическом диалекте греческого языка. Некоторые детали у Гомера
могли быть взяты из микенского мира — например, ношение шлема, покрытого
пластинами, вырезанными из клыков кабана. Город Троя (уровень VIIA) был разрушен около 1250
года до н.э., и, хотя он часто ассоциируется с Троянской войной из «Илиады»,
его падение могло быть не более чем эпизодом в широкомасштабных разрушениях по
всей Юго-Западной Азии той эпохи.
У Гомера есть много деталей, не совпадающих с микенским
миром. Героев Гомера кремировали — в то время как микенских правителей хоронили
в огромных фамильных склепах. Главные титулы правителей, известные из линейного
письма Б: геквет, шелест и лавагет — полностью отсутствуют у Гомера (хотя надо
заметить, что и само письмо изучено пока весьма недостаточно). Судя по всему,
Гомер также очень мало знал о географии западной Греции, которая была центром
Микенского мира.
В общих чертах ясно, что линейное письмо Б принадлежало
миру, весьма отличному от мира Гомера — и последний создал, скорее, мощный миф,
украшенный несколькими фактами, перенесенными через поколения из давно
потерянного мира.
7.5.3. Кипр
Отдельной частью восточно-средиземноморского мира во втором тысячелетии
до н.э. являлся остров Кипр. Он был известен как царство Аласия и упоминался в
широком ряде источников — в клинописных текстах, египетских документах и
линейном письме Б. Его богатство и статус базировались на запасах меди, которая
требовалось для производства бронзы всей Юго-Западной Азии. Примерно с 1700
года до н.э. общество на острове переменилось — вместо сельскохозяйственных
деревень возникли города, монументальная архитектура и письменность (основанная
на линейном письме А с Крита), использовавшаяся административными структурами,
когда торговля и рост богатства стали основой для создания царства.
По всему острову археологи обнаружили обширные скопления
шлака, фрагменты печей и тиглей, а также портового оборудования для экспортной
торговли. Большинство меди экспортировалось лодочным флотом в большие торговые
города Леванта: Угарит, Библ, Бейрут и Тир. Медные слитки с Кипра
использовались как стандартная единица валюты в Эгине и Юго-Западной Азии. Их
форма соответствует идеограмме линейного письма Б для слова «слиток» — и
похоже, что именно такой слиток являлся основой для стандарта веса,
используемого и в Кноссе, и на материке в Пилосе. Правители Кипра видели себя
равными царям Египта и Хеттского царства, но имели возможность оставаться
нейтральными в соперничестве империй, потому что обе стороны нуждались в
поставках меди.