ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 15. Восстановление (1350—1500 годы)
15.2 Китай: расцвет династии Мин
Крестьянские восстания и религиозные движения, которые все
больше и больше влияли на Китай с конца 1320-х годов, достигли своего пика
после середины 1340-х годов, что и привело к концу монгольского правления.
Восстания выдвинули новую группу лидеров, которые не были связаны со старой
элитой. Они пришли из самых бедных слоев китайского общества и возглавляли то,
что по современным меркам можно описать как революционные движения.
Общественная и политическая смута после ухода монголов в
1368 году привела к появлению ряда разных китайских государств. Вдоль
центрального и южного побережий восстания возглавлялись Фан Го-чжэнем, который
был родом из семьи рыбаков и торговцев солью. К концу 1350-х годов он имел
военно-морской флот, насчитывавший более тысячи кораблей, которые захватывали и
грабили портовые города. Почти все низовья Янцзы и старая столица правителей
Сун, Ханчжоу, контролировались Чжан Шиченом, который был родом из семьи
лодочника. Самым выдающимся из лидеров был Чжу Юань-чжан, который в 1368 году
стал императором Хунь-ву, основателем династии Мин («ярчайшей»). То, что Чжу
выбрал такое необычное династическое имя, возможно, было связано с его ранними
религиозными верованиями — частично испытывавшими влияние манихейства.
Революционные крестьянские восстания середины XIV века часто
изображаются китайскими историками как национальные, направленные против
ненавистных монголов. Однако, по-видимому, антимонгольские настроения в этих
бунтах, вызванных преимущественно социальными причинами, проявлялись слабо. К
примеру, Чжу охотно брал монголов на службу в свои армии и награждал титулами.
Чжу Юань-чжан — одна из центральных фигур в китайской
истории. Он установил образец государственного устройства, применявшийся многими
поколениями и приведший к восстановлению Китая и росту его влияния. Чжу родился
в 1328 году. Его дед по отцу был старателем, занимался промывкой золота, а дед
по матери — шаманом. Его отец был батраком, нанимавшимся работать на фермах в
провинции Аньхой. После великого голода в 1344 году, когда Желтая река
(Хуанхэ), прорвав дамбы, вышла из берегов, Чжу стал буддистским монахом.
Чжу Юаньчжан был младшим из четырёх сыновей в семье. Его
отец жил в Нанкине, но под гнётом налогов бежал в провинцию Аньхой. В 1344 году,
во время эпидемии, родители и братья Чжу Юаньчжана умерли, и он вынужден был
пойти в буддийский монастырь, чтобы не умереть с голода. В монастыре он получил
начальное образование (уже будучи императором, продолжал писать с ошибками и
недолюбливал интеллектуалов). Монастырь закрылся из-за нехватки средств;
какое-то время Чжу Юаньчжан попрошайничал, чтобы не умереть от голода, и
поэтому позже прослыл как «император-попрошайка». Однако знакомство с
крестьянским бытом и другими реалиями Китая оказало ему впоследствии большую
услугу. Бывший монарх также успел примкнуть к разбойникам — будучи талантливым
лидером, скоро стал одним из главарей шайки. (Прим. перев.)
К 1348 году он уже был вожаком небольшого отряда
крестьянских повстанцев на северо-востоке Аньхоя. Потом присоединился к
движению «Красных повязок» и стал его лидером.
По мере того, как восстание ширилось, Чжу собирал под свои
знамена все больше крестьян. В 1359 году он захватил Нанкин, а через четыре
года уже контролировал большую часть центрального Китая. В 1365—1367 годах Чжу
устранил большинство соперничающих вождей повстанцев, а в 1368 году взял
столицу монголов, Пекин. Менее чем через десять лет контроль новой династии Мин
простирался на весь Китай и за его пределы, включая Сычуань (1371), коридор
Ганьсу (1372), Юннань (1382) и в итоге Корею (1392).
Приоритетной задачей правительства Мин стала перестройка
сельскохозяйственной базы Китая, которая была подорвана войнами XIII столетия,
наводнениями, чумой, а также двумя с лишним десятилетиями крестьянских
восстаний и гражданской войны. Масштабы деятельности новой власти демонстрируют
не только глубину китайской инфраструктуры, которая уцелела в ходе беспорядков,
но также и силу китайской системы правления. Для поощрения подъема заброшенных
земель была организовано переселение людей, иммигранты получали новые земли и
налоговые льготы. Когда программу только начали осуществлять, в начале 1370-х годах,
распахивалось около 200 000 акров в год, а через несколько лет этот показатель
возрос до двух миллионов акров в год. Главным в программе было насаждение садов
и лесов — в 1391 вокруг Нанкина было посажено году 50 миллионов деревьев, а
через пять лет в провинциях Хунань и Хубэй — 84 миллиона фруктовых деревьев.
В целом к концу XIV столетия в Китае было посажено около
миллиарда деревьев. Кроме того, для поддержки ирригационных систем было построено
или отремонтировано около 40 000 водохранилищ. К 1381—1382 годам правительство
Мин смогло провести пробную перепись, проверить ее результаты через десять лет,
а в 1387 году осуществить перепись населения по всей стране.
Чжу и его советники верили, что они восстанавливают
классическую модель правительства Тан и Сун. Однако им не оставалось ничего другого,
как сохранить и некоторые монгольские приемы, использованные в прошлом
столетии, а также вводить новшества. Результатом оказался совершенно другой
стиль правления, продержавшийся в Китае до середины XIX века.
Чжу не доверял ни людям, которые пришли к власти вместе с
ним, ни образованной элите, из которой большей частью состояла китайская
администрация. Он пытался привлечь к управлению людей из менее
привилегированных сословных групп, и сразу же основал в Нанкине национальный
университет для подготовки новых поколений бюрократов. Однако отбор и
продвижение кандидатур в рамках системы производились по старым принципам. Чжу
разогнал старый Дворцовый секретариат, который являлся сердцем администрации
при монголах, и принял прямое управление шестью главными министерствами. Было
создано три главных ведомства — финансов, общественных работ, военное
ведомство, а также ведомства юстиции, общественной администрации и церемоний.
Чжу также взял на себя контроль над выработкой военной стратегии, которой ведал
координационный совет.
Не прошло и десяти лет, как новый император обнаружил, что
невозможно лично принимать все решения — масштабы и сложность китайской системы
управления (особенно в сопоставлении с ограниченными возможностями большинства
евразийских правительств того времени) были больше способностей одного
человека. В 1382 году состоялась крупная реорганизация. Был создан особый
институт пяти «великих секретарей» для действия в тесном контакте с императором
и от его имени. Чжу все равно не доверял половине управляющих и параллельно
создал «цзиньи-вэй» («охрана в парчовой форме») — нечто вроде примитивной
тайной полиции, задачей которой было контролировать правительственных служащих
(к 1387 году их власть очень уменьшилась). В целом новая система правления
сконцентрировала в руках императора намного более сильную власть, чем
когда-либо в прошлом. Кроме того, были учреждены секретные комитеты и должности
особых советников, работающих только для императора — в отличие от менее централизованных
и более унифицированных бюрократических систем, которые существовали раньше.
Чжу умер в 1398 году, обеспечив социально-экономическое
восстановление китайского правительства. Его преемник пытался ограничить власть
имперских принцев, которые были, по обыкновению доиндустриальных империй,
правителями главных провинций. Это привело к восстанию одного из его дядьев —
Чжу Ди, который командовал армией в регионе Пекина.
Чжу Ди был средним сыном императора Чжу Юань-чжана,
полководцем и образованным человеком, очень популярным в войсках. Наследником
престола был назначен старший сын Цзинь, но он умер раньше отца. Поэтому
наследником стал сын Цзиня, Юньвэнь. Он не допустил Чжу Ди даже на похороны и
поклонение умершему отцу. Мятеж стал естественной реакцией на такое отношение.
(Прим. перев.)
В 1402 году Чжу Ди захватил Нанкин, принял власть как
император Юн-лэ и правил до 1424 года. Его правление, которое опиралось на
итоги широкого процесса восстановления, достигнутые в последние три десятилетия
XIV столетия, стало одним из наиболее выдающихся периодов в китайской истории.