Македонская империя

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 8. Экспансия (1000—200 годы до н.э.)
8.10. Македонская империя

И греческие города-государства, и империя Ахеменидов были разрушены Македонской империей, которая очень быстро возникла после 350 года до н.э., но и распалась так же быстро. По многим чертам ее история была похожа на появление Ахеменидской империи при Кире Великом двумя веками ранее — это тоже была серия быстрых завоеваний, сделанная небольшой общественной группой, ранее периферийной для «цивилизованного» мира. Но македонцы не развили институтов и структур, которые способствовали бы выживанию объединенной империи.

8.10.1. Александр

Македония, лежавшая на далеком севере греческого мира, появилась сначала как подчиненное государство, признававшее власть Ахеменидов. Она стала главной силой при Филиппе в 340-х годах до н.э. В 338 году до н.э. он разбил большинство греческих царств (включаяАфины, Беотию и Коринф) в битве при Херонее. На следующий год была создана лига материковых государств во главе с Македонией, объявившая войну Ахеменидам. Единственным из довольно значимых государств, которое осталось в стороне, была Спарта.

Филипп был убит при таинственных обстоятельствах в 336 году до н.э., и власть перешла к его сыну Александру, который после подавления мятежа в Фивах установил контроль над Грецией и ее силами. Сначала война, которую он вел, могла показаться обратной событиям 150-тилетней давности, так как греческие города Анатолии были «освобождены» из-под контроля Ахеменидов. На практике города в основном имели самоуправление, а после завоевания Александром стали платить дань ему вместо царя Ахеменидов.

Война стала завоевательной после битвы при Иссе (333 год до н.э.), когда Александр вступил в центральные провинции Ахеменидской империи. В 332 году до н.э. был взят Тир, а на следующий год был завоеван Египет — тут могли даже поддержать освобождение от правления Ахеменидов. Здесь была основана новая столица, Александрия. Дарий III, царь Ахеменидов, сражался отчаянно, но Александр оказался и умелым, и удачливым полководцем, и победа в битве при Гавгамелах в 331 году до н.э. позволила македонцам занять Персеполь, столицу империи. Дарий на следующий год умер, и империя Ахеменидов закончила свое существование.

С этого момента у Александра стали крепнуть признаки мании величия. Он требовал абсолютной лояльности и уверовал в собственную пропаганду своей святости и в свои параноидальные замыслы. Его перестало интересовать все, кроме завоеваний и личной славы. Три года после смерти Дария он вел кампании в основном на дальнем восточном краю ахеменидской империи — пересек Гиндукуш, дошел до реки Яксарта, подавил мятежи в Согдиане и Бакгрии и направился к долине Инда. Уверенность в том, что он достиг «конца известного мира», являлось всего лишь простым греческим чванством — эта область могла быть новой для греков, но в течение двух веков была частью империи Ахеменидов, и даже ахемениды мало знали об Индии и уж совсем ничего о Китае.

Завоевания Александра в долине Инда были быстро потеряны после его возвращения на запад в 326 году до н.э. Последние три года его жизни были истрачены на попытки удерживать контроль над свей громадной, растянувшейся державой, которая в течение примерно семи лет своего существования являлась самой крупной известной до того в мировой истории империей. Но эта империя имела слабую административную структуру — финансовые и военные дела находились в руках македонцев (а не греков), но обычно после завоевания на местах оставлялись местные правители и управляющие. Центром империи по стратегическим и финансовым соображениям стала Месопотамия, которая была гораздо богаче греческих провинций на западе. Тут, в Вавилоне, Александр и умер в 323 году до н.э.

8.10.2. Эллинистические царства

Следующие двадцать лет полководцы Александра сражались за раздел награбленного. Пару лет казалось, будто Пердикка, командир кавалерии Александра, сможет достичь компромисса и сохранить империю единой — но соперники убили его в 320 году до н.э. Последовала запутанная серия сражений и кампаний с бесконечной сменой союзов и дипломатическими маневрами, когда ситуация в основном зависела от попыток Антигона, сатрапа Фригии, контролировать всю империю. В 301 году до н.э. в битве при Ипсе его разбила коалиция соперников. Это зафиксировало разделение империи между полководцами, которые сами присвоили себе царские титулы в предыдущие пять лет.

В новых царствах, которые появились в результате распада империи Александра, вполне узнавались государства, существовавшие до македонского завоевания. Птолемей взял контроль над Египтом (и увез тело Александра в Александрию). Иран, Месопотамия и северная Сирия попали в руки Селевка, а Лизимах стал контролировать большую часть Анатолии и Фракии. Большинство почти непрерывных конфликтов между наследниками государств после 301 года до н.э. велось за контроль над старой родиной — Македонией и Грецией. Ими владел сын Антигона, затем царь Египта, до тех пор пока ее не захватили группы кочевников с севера, после которых Антигон Гонат, внук Антигона, смог опять восстановить царство.

Самым сильным из царств, созданных наследниками Александра, был, вероятно, Египет, который мог опереться на долго существовавшие в регионе институты. Старая сфера влияния Египта а Леванте и южной Сирии была восстановлена, Кипр на время завоеван в 290-х годах до н.э., в союзе с Родосом осуществлялся контроль над торговлей в регионе Эгейского моря. Доход государства, получаемый от торговли, шел на оплату наемников и египетских войск, которые составляли основу армии. Центром царства стала новая космополитическая столица — Александрия.

Однако финансовые проблемы и все растущие из-за почти непрерывных военных действий налоги привели к росту внутренних проблем и к крестьянским мятежам. После гражданской войны 207—186 годов до н.э. Верхний Египет откололся, попав под власть нубийских правителей, и даже в Нижнем Египте действовавшее правительство пало. Несколько следующих веков Египетское государство было слабым и неэффективным.

История государства Селевкидов — это почти постоянное скольжение с вершины, примерно с 300 года до н.э. На востоке около 250 года до н.э. от него откололась Бактрия, затем вспыхнул мятеж сатрапа Диодота, хотя он и так десятилетиями был практически независим. Бактрийцы пересекли Гиндукуш и основали собственное царство Гандхара на северо-западе Индии. На другой стороне Ирана власть устойчиво перешла к парфянам, и большая часть Анатолии была потеряна.

В 188 году до н.э., после дальнейших потерь, Селевкидам осталось править лишь маленькой областью северной Сирии.

Классическим историкам всегда казалось самым великим достижением Александра и его наследников в Эллинистических царствах распространение доминирующей греческой культуры на восток. Например, в Эль-Хануме на реке Оке (теперь северная граница Афганистана) есть остатки греческого гимназиума и колонна со 140 написанными на ней максимами — копия с подобной колонны в Дельфах. Греческий распространился как правительственный язык (на больших просторах сменив арамейский, который был лингва франка Ахеменидской империи), хотя в Египте администрация всегда была двуязычной.

Примерно до 250 года до н.э. через различные эллинистические государства также прошла греческая колонизация, здесь было основано несколько новых греческих городов. Однако любое распространение греческой культуры (которая не была «доминирующей», а являлась просто отличной от давно существовавших культур на территориях таких как Египет, Месопотамия, Иран и северо-запад Индии) было совершенно несущественно для главной цели империи — эксплуатации и накопления богатств для правящей македонской элиты путем военного контроля, налогов и тяжелого труда местного населения. Однородность всего Эллинского мира была ограничена лишь маленькой македонско-греческой элитой. Греки свято верили в свое превосходство, идеализировали себя в искусстве и литературе и презирали все другие традиции, вплоть до активной враждебности к ним. Распространение греческих институтов, таких как гимназии, храмы и театры, было ограничено всего лишь греческими анклавами, это была «колониальная» культура, оторванная от местного населения.

Как в большинстве колониальных обществ, культура правящей элиты перенималась в основном теми, кто надеялся продвинуться внутри новой системы. В то же самое время поток идей шел также и в обратную сторону, из Индии и Ирана на запад, в Средиземноморье. Началось это, вероятно, после личного столкновения Александра с индийским аскетизмом традиций джайнизма и буддизма в великом торговом городе Таксила на стыке Центральной Азии и Индийских торговых путей.