Индия

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 9. Смыкание Евразийского мира (200 до н.э. — 200 н.э.)
9.3 Индия

После падения империи Маури и весь период между 200 годом до н.э. и 200 годом н.э. Индия политически представлена очень отрывочно. Может быть составлена лишь самая общая политическая история, и предполагаемые даты различных царств варьируются в границах двух веков. Больше всего известно о царствах северо-западной Индии, так как они взаимодействовали с Ираном на западе и Китаем на востоке. В царстве Бактрия, которое стало полностью независимым от Селевкидов не позднее 250 года до н.э., правила малочисленная македонская элита, которая, несмотря на изоляцию, сохраняла свою греческую культуру на протяжении еще примерно целого века. В начале II века до н.э. бактрианцы распространили свой контроль на юг, на Пенджаб, имея свою столицу в Сагале (современный Сиалкот). Последний царь македонской династии известен грекам как Менандр, а индийцам — как Милинда. Около 150 года до н.э. он отошел от греческой культуры и принял буддизм; текст, известный как «Вопросы царя Милинды», ныне считается одним из традиционных введений в буддизм.

Бактрианское царство было уничтожено кочевниками, двигавшимися из Центральной Азии. Впоследствии группа бактрианцев продвинулась из долины Кабула к Таксиле и создала маленькое царство Гандхара, которое извлекало деньги из контроля над ключевыми торговыми путями из долины Ганга и Индии в Центральную Азию. «Классические» историки часто рассматривают его как «греческое», но на деле оно было главным центром буддистского искусства. Именно здесь внутри буддизма развилась традиция Махаяны. Влияние царства Гандхара помогло распространить это учение дальше на запад в Юго-Западную Азию. Последний из бактрианских правителей Гандхара (Хермеус) был убит около 50 года до н.э. во время нападения с севера скифских кочевников и одновременной экспансии с запада (из нынешнего Ирана) Парфянской империи.

Самым важным из всех северо-западных индийских царств был Кушан. Его происхождение и даже даты существования весьма неясны. Вероятно, он было царством юэ-чжи, которых оттеснили на запад сюнну, когда сами оказались под давлением со стороны империи Хань. Кушанцы (или юэ-чжи) были, вероятно, самыми восточными из народов, говорящих на индоевропейском языке, их язык ныне называется тохарианским («тухара» в современном индийском произношении). Самым значимым из кушанских правителей был Канишка, но начало его правления датируется совершенно по-разному — 58 годом до н.э., 78 годом н.э. и даже 128 годом н.э. В настоящее время невозможно выяснить истинную дату — но та, что относится к концу этого двухсотлетнего периода, кажется наиболее вероятной. Столицей Кушанского царства был Пурушапура (современный Пешавар), а его власть распространялась на район, захватывающий Бакгрию, Кашмир, Синд, Пенджаб и земли далее на восток вплоть до Дели.

Неизвестно, как было организовано это царство — впрочем, как и его история. Подобно Гандхаре, богатство Кушана происходило из контроля над ключевыми торговыми путями из Северной Индии, особенно из долины Ганга, через Таксилу и Бакгрию в Центральную Азию и на восток вплоть до Китая. Область, которую оно контролировало, была ключевым участком евразийской транспортной сети. Эта область являлась также решающей для смешения различных культур и идей Евразии. Кушанскими правителями выпускались высококачественные, стандартизированные золотые и серебряные монеты; здесь все еще пользовались греческим письмом, и, наряду с Буддой, почитались также иранские, шумерские и индуистские боги. Внутри царства доминировал буддизм, большинство сохранившихся литературных работ — буддистские, но написаны они на санскрите. Это было место проведения Четвертого Великого буддистского совета, и оно сыграло ключевую роль в позднейшем переносе буддизма по торговым путям Центральной Азии в Китай.

Царство Кушан просуществовало триста лет, примерно до 240 года н.э., когда оно было завоевано поднимающейся в Иране империей Сасанидов.