Расширение империй Хань и Сюнну

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 9. Смыкание Евразийского мира (200 до н.э. — 200 н.э.)
9.2. Расширение империй Хань и Сюнну

Развитие империи Сюнну в степях параллельно с подъемом Хань — первый пример явления, которое стало обычным в истории Евразии. Хотя сюнну (народ алтайской языковой группы) доминировал в степях Центральной Азии целых два века и создавал китайцам проблемы на границе, он смог построить собственную империю только используя в своих интересах оседлое государство — а это не могло происходить интенсивно при подъеме Хань. Контроль над товаропотоком из Китая позволял предводителю конфедерации сюнну поддерживать и укреплять свою власть, распределяя высоко ценимые товары среди своих последователей. Империя сюнну была основана Моту (примерно 209—174 годы до н.э.) и далее расширена его сыном Лао-шаном (это китайское имя) до оазисов Центральной Азии. Это оттеснило другую группу кочевников — юэчжи — дальше на запад, к границам Индии и Парфянской империи.

Вновь созданная империя Хань (с населением, вероятно, раз в пятьдесят большим, чем у кочевников) попыталась одержать победу над сюнну, но была разбита в 201—200 годах до н.э. Кочевники со своими лучниками на лошадях и способностью отходить в степь всегда сохраняли военное превосходство над оседлыми государствами. Китайцы отступили к югу от частично возведенной Великой стены и купили мир через политику умиротворения — брачный союз и выплата дани. Династия Хань, как и все более поздние китайские династии, была уверена в своем культурном превосходстве и всегда описывала «варваров» как подчиненных, но платила им дань как знак уважения к их империи. Анализ обращаемых товаров показывает, что то была почти целиком односторонняя торговля в сторону «варваров». Ежегодная субсидия сюнну от Хань в начале II века до н.э. составляла 200 000 литров вина, 100 000 ярдов шелка, а также зерно, чтобы кормить двор предводителя сюнну. В ответ китайцы получали странный подарок в виде двух верблюдов. В среднем субсидии, выплачиваемые варварам, забирали около одной десятой годового дохода китайского государства.

Первые шестьдесят лет после своего образования империя Хань сконцентрировалась на установлении контроля над самым крупным государственным образованием в Евразии. Когда эта цель была достигнута, в кончить с политикой выплаты ежегодной дани сюнну. Между 127 и 119 годами, до н.э. была организована массивная атака на сюнну силами армии более чем в 100 000 человек (намного большая из всех собиравшихся где-либо в мире к этой эпохе).

Результат оказался бедственным. Китайцы потеряли почти 80 % своей армии, и, хотя на некоторое время сюнну удалось сдержать, китайцы, чтобы сохранять мир, все еще должны были выплачивать большую денежную сумму ( включая 100 000 лошадей), что составляло в целом почти половину государственного ежегодного дохода. Военная политика почти обанкротила Китай, и снова была принята стратегия сдерживания и стабильности.

Государство сюнну поддерживалось его способностью сохранять бесспорное право наследования почти 150 лет. Это закончилось в 59 году до н.э., когда после гражданской войны империя разделилась между двумя братьями — Ху-хань-е и Чжи-чжи (сюнну известны только по именам, которые давали им китайцы). Китай смог воспользоваться этими трудностями, чтобы создать больше места для маневра и присоединить часть кочевников к империи. Но китайцы все еще платили дань, и после некоторого ее уменьшения во время гражданской войны, она вскоре вернулась к своему старому уровню.

Нападение на сюнну было только частью китайской политики экспансии. На севере и северо-востоке в 128 году до н.э. был создан первый цзюнь империи Хань в Манчжурии, а через три года после 109 года до н.э. была завоевана большая часть Корейского полуострова — его север и западное побережье; эти районы контролировались последующие четыреста лет. Граница на северо-западе также была отодвинута. Для заселения этих новых районов Хань создало систему колонизации с государственным спонсированием. В 127 году до н.э. более 100 000 крестьян были расселены в Монголии. Семью годами позже более 700 000 жертв сильного наводнения в западном Шаньдуне было отослано в Шаньси. В 102 году до н.э. 180 000 солдат и крестьян было расселено в северо-западных провинциях.

Эти пограничные районы всегда трудно было контролировать; не существовало определенной границы, которая отмечала бы деление между миром оседлости и кочевниками. Великая Стена не отмечала фиксированную и четкую границу — существовала широкая область, где два мира перемешивались, баланс между ними постоянно сдвигался. Защита от кочевников никогда не оставалась чисто военным делом — она заключалась в комплексе из дипломатии, коммерции, колонизации, ассимиляции и некоторой доли военной силы. В 166 году до н.э. китайцы создали сложную систему сигнализации флагами и дымом для передачи информации о действиях в приграничном регионе. Военные гарнизоны (контролировавшие передвижения при помощи паспортной системы) были первой линией защиты, затем следовала линия из крестьян-солдат в военно-сельскохозяйственных поселениях — единственный метод, возможный в то время для содержания большой приграничной армии.

Экспансия на юг была много легче, так как китайцы сталкивались лишь с относительно неорганизованными племенами и несколькими слабыми царствами, которые не имели военного превосходства, как группы кочевников. Продвижение китайцев на юг от Янцзы, превратившееся в мощный поток при династии Хань, было одним из самых фундаментальных усилий в китайской истории. Это было не просто военное завоевание, но также медленное передвижение людей на юг для освоения новых земель до границы цивилизации. Это передвижение смешивало различные племенные группы, которые теперь исчезли без следа, и сдвигало весь баланс китайского государства на юг, присоединяя к империи одну из богатейших и плодороднейших областей с абсолютно иным типом сельского хозяйства — выращиванием риса на залитых водой полях.

Центральная и Восточная Евразия под властью ранней Хань
Карта 21. Центральная и Восточная Евразия под властью ранней Хань

Этот процесс включал также военное покорение ряда царств. Он начался в 110 году до н.э. с уничтожения царства Минтюэ (в современном Фуцзяне). В то же самое время войска империи Хань достигли Кантона и дельты Красной реки в современном Вьетнаме и установили контроль над этим районом (китайские торговцы доходили до Дананга далее к югу еще несколькими веками раньше). Но Северный Вьетнам всегда оказывался для китайцев трудно контролируемым районом из-за огромных расстояний, очень плохих коммуникаций и легкости, с которой там вспыхивали мятежи. Расположенное дальше на запад царство Тьен, очень богатое из-за того, что контролировало переправу через реку на пути между верхней Янцзы и Бирмой, было завоевано в 109 году до н.э. Царю позволили продолжить править до восстания 87—74 годов до н.э. В этот период экспедиции против племен Кунь-мин расширили область контроля китайцев почти до современной границы Бирмы. Несколькими десятилетиями позднее царство Шан в Северной Бирмы стало платить дань империи Хань.