Римское общество

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 9. Смыкание Евразийского мира (200 до н.э. — 200 н.э.)
9.6. Римское общество

Продолжительная война и завоевания дали Риму огромный толчок к развитию. И общество, и государство стали опираться на деньги, грабеж, землю и рабов, которые обеспечивались войной. Завоевание Сицилии, Сардинии и Корсики примерно в 249 году до н.э. имело иную основу по сравнению с завоеваниями на Итальянском полуострове. Вновь завоеванные области не стали союзниками — от них потребовали платить дань деньгами. Примерно к 200 году до н.э. три четверти всего годового дохода римского государства приходило из-за границы, а свыше полутора последующих веков — поступало в основном из завоеванных богатых областей на востоке Средиземноморья. В целом же эти поступления увеличились шестикратно. Эти дополнительные богатства плюс прямые поступления награбленного во время кампаний привели к ряду фундаментальных изменений в обществе и внесли громадное напряжение в весьма хрупкие римские институты, которые возникли, когда государство было маленькой сельскохозяйственной страной.

Хотя некоторые трофеи, приобретенные во время войн, распределялись среди солдат, львиная доля их шла на обогащение правящей элиты. Это необычайно увеличило ее богатство и привело к возникновению громадных поместий. Ценность этой земли еще увеличилась после отмены в 167 году до н.э. всех налогов на итальянскую землю — заморские поступления дани более чем компенсировали потерю годового налога. По мере того как земля становилась все более ценной, мелкое крестьянство теряло ее, а общественная земля присваивалась элитой. Неизбежным следствием стало исчезновение группы, которая являлась становым хребтом раннего римского государства — ассидуус, свободного крестьянства, которое владело собственной землей. На его уменьшении сказался рост городского населения и требование отбывать военную службу. Поскольку оставшимся земледельцам требовалось служить дольше, элите было легче отнимать землю в отсутствии хозяев.

В 107 году до н.э., в основном из-за нехватки мужчин, все, кто не имел собственности, были призваны в армию. Новые солдаты ожидали, что им дадут землю при демобилизации. В 82 году до н.э., когда Сулла распустил двадцать три свои легиона, ему пришлось расселить почти 100 000 солдат — а к 25 году до н.э. в общей сложности около 250 000 солдат получили землю. Это могло быть сделано только за счет оставшейся крестьянской земли. На практике в долгосрочной перспективе такое распределение привело к не слишком значительным изменениям — большинство солдат быстро потеряло свою землю в пользу элиты — или через продажу, или насильственно. По современным оценкам между 90 годом до н.э. и концом века около половины крестьянских семей Италии (более 1,5 миллиона человек) было выброшено со своей земли. Многие перебрались в разрастающийся город Рим, чье население могло составлять уже около 500 000 человек. Его жители не могли прокормить себя, и государство, начиная с 58 года до н.э., вынуждено было платить за сохранение внутреннего мира распределением дешевой, а затем и бесплатной еды. Это поглощало шестую часть государственного годового налога, но, без сомнения, элите такая плата за стабильность представлялось невысокой.

Более серьезной проблемой для элиты было приобретение доступа к новым богатствам. Пока существовали только два сенатора, получивших на год доступ к награбленным величайшим военным трофеям. Как только контроль над Средиземноморским регионом был достигнут, количество завоеваний и кампаний уменьшилось. Поэтому основным источником богатства стал контроль над властными структурами (особенно в провинции), достигавшийся через коррупцию, продажу права сбора налогов и банальное вымогательство. При этом конкуренция и соперничество за политическую карьеру стали еще больше — а зависть, амбиции и убийство соперников стали основными чертами римской политики. Римские государственные институты не смогли справиться с вышедшей из-под контроля ситуацией, и страна соскользнула в гражданскую войну.

Основным результатом римской экспансии стало то, что Италия превратилась в рабовладельческое общество — подобно Афинам, но в еще большем масштабе. Рим имел рабов с самого начала (налог на вольность налагался примерно с 357 года до н.э.), но общество не было чисто рабовладельческим примерно до 250 года до н.э. С этого же времени началась устойчивая поставка рабов для работы в крупных поместьях элиты. Землевладение с огромным количеством рабов стало признаком богатства и отличительной особенностью в среде элиты. Это было одной из нескольких форм богатства, возможных в римском обществе.

К началу I века н.э. Рим имел около двух миллионов рабов, и они составляли треть населения империи. Рабство в таких масштабах требовало непрерывного и массового притока рабов, который обеспечивался постоянной войной. При захвате города население могло было быть продано торговцам рабами или распределено среди солдат — которые, как правило, тоже очень быстро распродавали свою добычу. Разведение рабов также практиковалось в больших масштабах: после падения Карфагена в 146 году до н.э. в рабство было продано 25 000 женщин. В 67 году н.э., когда будущий император Веспасиан захватил Тибериас в Галилее, 1200 слабых и больных было убито, 6000 мужчин было отправлено на работу на строительство Коринфского канала, а остальное население в количестве 30 000 человек было продано в рабство. В 198 году н.э., когда Септимий Север захватил парфянскую столицу Ктесифон, ее население в количестве 100 000 человек целиком было продано в рабство. Существует множество примеров, таких как Кантабры в Испании в 22 году до н.э., когда население захваченных городов предпочитало совершить массовое самоубийство, нежели видеть, как римляне безжалостно разрушают их семьи и продают детей, жен и мужей в рабство.

Однако войн было недостаточно, чтобы поддерживать необходимое количество рабов. Из-за краткости жизни раба требовалось поступление в Италию как минимум 25 0000 новых рабов ежегодно, только чтобы поддерживать их количество на прежнем уровне. Это сравнимо с европейской торговлей рабами в Америку, которая достигала около 80 000 человек в год, когда вышла на свой максимум в конце XVIII века. Поэтому большинство рабов поступало по хорошо отлаженной системе работорговли из периферийных регионов — с севера Европы, из Черного моря и из Африки.

Квалификация рабов очень различалась. Большинство их трудилось большими командами в сельскохозяйственных поместьях. Те, кто шли на шахты, (в особенности в Испании, где находилось более 40 000 рабов), могли ожидать лишь скорой смерти от работы — в то время как рабы, работавшие в домах у элиты, могли рассчитывать на гораздо более легкую жизнь. Хотя немногие хозяева рабов проявляли хоть относительную человечность, отпущение раба на волю было возможно, и существовало даже несколько богатых бывших рабов. Но в целом система опиралась на силу и жестокость, в ее основе лежала полная власть хозяина над своей собственностью, которой становился раб. Рабы могли быть проданы, а семьи (которые не были признаны в законном порядке) — разбиты. Многие рабы носили металлические ошейники с записанными на них инструкциями, куда их возвращать, если они сбегут. Инструкция, найденная в Путеоли, сообщает, что владелец похоронного бюро предлагает рабовладельцам услуги по экзекуциям и казням рабов, включающие такие варианты как порка и распятие по установленным ценам.

Государство, естественно, поддерживало рабовладельцев. В 61 году н.э. префект Рима Педаний Секунд был убит одним из своих рабов из-за личной обиды. Типичным обычаем римлян в таких случаях была казнь всех рабов, живущих под одной крышей — что в данном случае составило более 400 человек, включая женщин и детей. Сенат обсудил это постановление и решил не менять закона. Войска подавили несколько мятежей, и казни были проведены.

Некоторые рабы умудрялись бежать в дикие места, где у государства находилось мало сил для их поимки, но восстания рабов были ограниченными, местными и короткими. Между 140 и 70 годами до н.э. в Риме и на Сицилии произошли три восстания рабов. Самым важным из них стало последнее под предводительством Спартака. Оно вспыхнуло после длительной военной кампании и закончилось распятием 6000 рабов вдоль дороги между Капуей и Римом. Такое наказание в Римском мире не было необычным и касалось не только рабов — Август распял такое же количество солдат разбитой армии своего соперника Помпея. Для нас чрезвычайно важен тот факт, что ни одна значимая фигура из римской элиты никогда даже не задумывалась, что рабство может быть отменено, хотя некоторые и считали, что оно противно природе и духовному равенству человеческих существ. Однако подобные дебаты относились, скорее, к философии, чем к практике.