Империя Ахеменидов

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 8. Экспансия (1000—200 годы до н.э.)
8.8. Империя Ахеменидов

Империя, которая появилась в Иране около 560 года до н.э., находилась в регионе, считавшемся до этого времени периферийным по отношению к центрам цивилизации Юго-Западной Азии. Она стала первой из трех великих иранских империй, которые доминировали в истории Западной Евразии большую часть следующего тысячелетия. Империя Ахеменидов (названная по имени правящей семьи) была самой большой из всех существовавших до того империй, и на пике своего взлета, вскоре после 400 года до н.э., протянулась от Босфора на западе до Египта и Северной Индии, а в Центральной Азии — до самых границ современного Казахстана.

Она первой связала весь этот громадный регион в единое целое. За ней последовала Парфянская империя (около 140 года до н.э. — 224 год н.э.) и держава Сасанидов (224—651 годы н.э.). Название Иран произошло от сасанидского слова, определяющего их родину — Эраншахр. Имя «перс» — это греческий термин для провинции империи, где население говорило на персидском языке (часть более широкой иранской языковой группы).

Проблема интерпретации истории империи Ахеменидов заключается в том, что внутренние источники скудны (особенно после 522 года до н.э.), и многое приходится устанавливать по греческим источникам. А греки в основном интересовались лишь своим ограниченным эгейским миром, а вдобавок весьма ненадежны, потому что стремились показать «персов» трусливыми, слабыми, богатыми, упадочническими, управляемыми женщинами (все это позднее стало общими характеристики «востока») —а на самом деле там, кроме богатства, все было как раз наоборот.

Персия возникла в современной иранской провинции Фарс на юго-восточном краю Загросских гор. Об этой области мало что известно примерно до 700 года до н.э., когда она, вероятно, находилась под контролем Элама, лежавшего западнее. В 646 году до н.э. область была атакована ассирийцами, и маленькое царство откололось, чтобы стать независимым. Империя Ахеменидов была, как и многие другие, образована в основном одним завоевателем —Киром II (Великим) (559—30 годы до н.э.). Его завоевания знаменовали один из самых быстрых из всех известных периодов имперской экспансии. Он унаследовал маленькое Персидское царство, за десять лет разбил соседние царства Сузы и Мидия, а затем двинулся на запад. Анатолийское царство Лидия было покорено, а его царь Крез взят в плен. Наконец, в 539 году до н.э. царь Вавилонии Набонид был побежден в битве при Описе, а его империя распалась.

Двигаясь на восток, Кир еще более расширил свою власть, взяв под контроль большую часть современного Афганистана, а также обширные регионы в Центральной и Южной Азии. Была построена новая столица — Пасаргады (названная по имени племени Кира), но центром империи осталась старая столица царства Мидия — Экбатана. Ко времени смерти Кира единственной крупной и независимой силой в Евразии оставался Египет. Наследник Кира Камбис (530—522 до н.э.) построил флот, завоевал Кипр и затем, в 526 году до н.э., начал вторжение в Египет, которое закончилось взятием Мемфиса. Саисская династия (26-я династия 663—525 до н.э. прим. ред.), навязанная ассирийцами, закончилась.

Неясно, что точно случилось после смерти Камбиса. Точно известно лишь то, что Дарий I (522—186 до н.э.), хотя и происходил из правящей семьи, не являлся законным наследником, и ему пришлось подавлять ряд мятежей. Тем не менее контроль над страной быстро был восстановлен, и Ахемениды не потеряли власть до окончательного их поражения в 330 году до н.э.

После примерно 500 года до н.э. империя испытывала ряд проблем, но восстания в основном ограничивались Египтом. Империя была разделена на «сатрапии», которые стремились вырасти в числе и занимать поменьше пространства, так как контроль из центра в этом случае усиливался. Сатрапы всегда были персами по происхождению и правили из главных провинциальных городов, которые были связаны сетью дорог, имевших путевые станции и гарнизоны в ключевых точках. Управление ниже этого уровня осуществлялось местными элитами, так как не имелось другой эффективной альтернативы. Но в целом уровень контроля из центра был, вероятно, выше, чем в любой предыдущей империи. Персы не платили налогов и могли владеть поместьями по всей империи — первоначально землей награждали в ответ на различные формы военной службы, но очень быстро после создания империи это было заменено на денежные выплаты, а большая часть армии составлялась из наемников.

Царь Ахеменид был центром иранской религии — зороастризма. Точное происхождение этой религии и ее основателя — Заратустры — практически неизвестно. Религия почти наверняка некоторое время существовала до создания Ахеменидской империи — возможно, примерно с 630—550 годов до н.э., но эта датировка вполне может отстоять и на два века раньше. Записи о Заратустре содержатся в «Авесте», в различных стихах и поэмах (гатха), архаических по стилю и по языку — их явно писали в течение долгого периода. Вероятно, Заратустра жил в восточном Иране и был жрецом, прежде чем создал собственное учение. Оно было основано на двойственной сути мира и бесконечном конфликте между добром и злом.

В третьем веке мира, который открыл Заратустра, баланс сдвинулся в сторону добра и бога Ахуры, но у людей оставалась свобода выбора; они могли, если хотели, помогать искоренять зло. Священный огонь играл центральную роль в обрядности, так как после смерти уничтожал тела, чтобы не загрязнять землю. Зороастризм не распространился настолько, чтобы стать одной из главных мировых религий (одними из его основных приверженцев сейчас являются персы Индии) — но влияние его идей, в особенности двойственность добра и зла, оказалось чрезвычайно глубоким и повлияло почти на каждую религию, появившуюся на юго-западе Азии.

Примерно к 500 году до н.э., после пятидесяти лет существования, Ахеменидская империя достигла максимальных размеров после того, как Дарий I присоединил к ней Самос, Фракию и часть северо-западной Индии. Она уже столкнулась с основными проблемами при контролировании самой большой империи из всех известных до того времени. В 498 году до н.э. греческие города Ионического побережья подняли мятеж, и город Сарды был сожжен. Мятеж был подавлен, но Дарий рвался продлить империю на запад на материковую Грецию — однако был разбит в 490 году до н.э. в битве при Марафоне. В другом отношении Дарий был более успешен — он приказал построить канал между Средиземным и Красным морями, восстановил Сузы и основал новую столицу династии Персеполь.

Его политику продолжил его наследник Ксеркс (486—465 годы до н.э.). Мятежи в Египте и Месопотамии были подавлены, но распространение империи в Грецию снова провалилось. Фивы и Фессалия подчинились власти Ахеменидов, Спарта и Афины — нет. В 480 году до н.э. греки победили в морской битве в Саламинском проливе, а на следующий год в сухопутном сражении при Платеях. Греки имели возможность быстро мобилизовать в своем регионе сравнительно небольшие силы, но их как раз хватило, чтобы одерживать победы над войсками Ахеменидской империи, которая вытянула себя сверх меры далеко на запад. Следующие два десятилетия империя уступила грекам территорию во Фракии, Эгейские острова и полосу вдоль Анатолийского побережья.

Ксеркс и его наследник были убиты в 465 году до н.э. — трон захватил Артаксекркс, правивший сорок следующих лет. Египетское восстание, поддержанное греками, было подавлено, и вторжение греков на Кипр провалилось. Развязанная в 431 году до н.э. Пелопонесская война между Спартой и Афинами предоставила Ахеменидам гораздо большие возможности для маневра в Эгейском регионе, и после поражения афинян в Сицилии в 413 году до н.э. контроль над ионическими городами был полностью восстановлен (греки окончательно признали это в 386 году до н.э.). Контроль над Египтом был утерян в 399 году до н.э. и не восстанавливался более пятидесяти лет. Хотя около 338 года до н. э возник ряд внутренних проблем и совершился ряд дворцовых переворотов, Ахеменидская империя все еще казалась сильной — и все-таки в течение десяти лет она прекратила свое существование после ее завоевания македонцем Александром.


Финикийцы и Левант

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 8. Экспансия (1000—200 годы до н.э.)
8.7. Финикийцы и Левант

8.7.1. Левант

Одновременно со взлетом Ассирии торговые города левантийского побережья оправлялись от проблем, пережитых в районе 1200 года до н.э. Это было начало периода масштабной экспансии и создания громадной торговой империи и колоний в центральной и западной Месопотамии. Осуществлявшие этот процесс государства и люди обычно называются финикийцами — хотя это греческое название неизвестного происхождения, которое они сами для себя никогда не использовали. Эти люди называли себя кан’ани или ханаанеянами, а свою страну — Ханааном. Их историю и их значение в основном игнорировали и очерняли — особенно классики, которые настойчиво смотрели на них глазами их последних соперников, греков и римлян.

Финикийцы-ханаанеяне занимали территорию прибрежной полосы Леванта, где существовало множество мелких княжеств, возникших вокруг богатых торговых городов, уже давно расцветших в этом регионе. Их внутренняя история известна очень плохо. Главными центрами торговли и ремесел были Библ, Тир и Сидон, из которых значение двух последних неуклонно росло. Эти города оставались независимыми примерно до 800 года до н.э., когда попали под нарастающее ассирийское влияние — но сохранили свою номинальную свободу, потому что ассирийцы хотели получать доход, собираемый ими от торговли. С независимостью Тира формально покончила лишь Вавилонская империя Набопаласара II в 564 году до н.э.

Греческий и финикийский алфавиты
Схема 4. Греческий и финикийский алфавиты

Основной период экспансии начался примерно в 900 году до н.э. Сначала она была, по-видимому, связана с торговлей металлами — финикийцы плавали в Анатолию напротив острова Кипр за медью и все больше совершали путешествий на запад за серебром и оловом. Первые постоянные финикийские поселения появились в восточной части Кипра вокруг города Китий в 820 году до н.э., но торговля с западом требовала создания на длинном пути промежуточных пунктов. Этим объясняется очень раннее возникновение в 814 году до н.э. города, позднее ставшего столицей собственно финикийской империи — Карфагена.

Поселения на далеком западе в Ликсе (Северная Африка) и Гадире (современный Кадис) могли возникнуть даже еще раньше — вероятно, это было связано с попытками контролировать торговлю оловянной рудой из Атлантики, особенно с португальского побережья и, может быть, еще дальше с севера, от Британии и Корнуэлла. Гадир развился в главный торговый центр, эксплуатировавший месторождения руд, найденные вдали от моря, особенно вокруг Рио-Тинто, который был основным горнодобывающим центром всю следующую тысячу лет. Вдоль восточного берега Средиземноморской Испании в Малаге, Секси (современный Альмунекар) и Абдеры (современная Адра) имелись и другие колонии, но в редко населенных местностях, не имеющих своих ресурсов, могли образовываться и сельскохозяйственные поселения.

Довольно быстро финикийцы заполнили дополнительными поселениями пустое пространство между Западным и Восточным Средиземноморьем. На Сицилии они заняли большую часть острова, включая Мотию на северо-западной его оконечности, Панорм (современный Палермо) и Солунт. К 800 году до н.э. они основали поселения на Мальте, Гоццо, Пантеллерии и, вероятно, на Лампедузе. Вскоре они поселились на Сардинии в Норе, Сульхе и Каралисе (современный Кальяри), откуда могли контролировать районы вглубь от прибрежной полосы, а также поселения вдоль Ливийского берега — Лептис Малый и Хиппо.

Эта торговая империя также включала в себя Эгейский регион (уже с 850 года до н.э. финикийцы торговали с Родосом и Критом), а также часть материковой Греции. Классические историки не любят признавать финикийское влияние на развитие государств Греции — но левантийские города существовали гораздо дольше греческих и оказали гораздо большее влияние на Средиземноморский мир, потому что были частью цивилизации центрального района Юго-Западной Азии. Почти наверняка финикийские поселения присутствовали в Эгейском море, и греческая легенда о Кадмосе подтверждает, что Фивы были основаны финикийцами.

Все эти колонии были частью торговой империи и доминировали в Средиземноморье в течение нескольких веков. Финикийские лодки все еще были примитивными, они использовали квадратные паруса в сочетании с веслами, и управление ими было тяжелым. Плавание в основном оставалось прибрежным, но поселения на отдаленных островах показывают, что финикийцы могли плавать через открытое море, прокладывая путь по береговым отметкам и по звездам.

Распространение финикийцев по Средиземноморью
Карта 19. Распространение финикийцев по Средиземноморью

Путешествия были ограничены летними месяцами (как до последних нескольких веков в Средиземноморье); требовалось, вероятно, около трех месяцев, чтобы добраться из Тира в южную Испанию. Обратное путешествие могло не завершиться в тот же летний сезон, и поэтому при пропущенной зиме на рейс уходило около пятнадцати-шестнадцати месяцев.

Финикийские корабли плавали также на юг от Гибралтарского пролива до колонии Могадор, а путешествие еще дальше на юг, до побережья Западной Африки, было нетрудным. Есть свидетельства того, что в 596—593 годах до н.э. финикийские моряки, проспонсированные египетским фараоном Нехо, проплыли вокруг Африки.

8.7.2. Карфаген

Когда родина финикийцев все больше стала попадать под контроль ассирийцев, а затем вавилонян, их колонии начали становиться все более и более независимыми от метрополии. Самой важной из них являлся Карфаген. Он мог быть основан царской семьей Тира — но каким бы ни был его статус, он многие века оставался подчиненным своему родному городу. В Тир отсылалось ежегодное посольство; подношения, эквивалентные 10 % дохода от торговли Карфагена, делались в храме Мелькарта, бога-покровителя города Тира.

Карфаген не был просто торговым центром, его богатство и рост (при максимальном населении более 75 000 человек) зависели от роста использования очень продуктивных сельскохозяйственных районов в глубине континента. Первым шагом в создании Карфагенской империи было основание первой собственной колонии на Ибице (Ивиса) в 654 году до н.э. Примерно с 600 года до н.э. он все больше контролировал финикийские колонии в Центральном и Западном Средиземноморье, захватив Сардинию и большой кусок Сицилии, а также южную Испанию и Северную Африку.

Отличительной чертой культуры Карфагена и некоторых его колоний был тофет — святилища, расположенные на краю поселения, где имели место человеческие жертвоприношения, включая и сжигание детей. Эта традиция, особенно, принесение в жертву первого ребенка, была совершенно обычным делом в регионе Леванта, но делались лишь в исключительных обстоятельствах, в то время как в Карфагене они стали гораздо более частым явлением. Тут это, похоже, являлось «привилегией», сохраняемой для царей и прямых наследников основателей города, и могло быть связано с ритуалами, касающимися независимости Карфагена.

За два века после 400 года до н.э., судя по всему, было принесено в жертву около 20 000 детей. Существуют свидетельства, что в основном это были слабые дети, и что ритуалы были лишь более экстремальной формой избавления от слабых, практиковавшейся в греческом государстве Спарта.

8.7.3. Алфавит

О более ранней письменности см. Письменность и Объединение Эгейского региона, в Китае — Ранний Китай: Шан
Финикийская цивилизация сыграла огромную роль в фундаментальном шаге для развития человечества — в эволюции алфавита в период между 1400 и 900 годами до н.э. Ныне определены ключевые стадии этого процесса, хотя сам его ход до сих пор ясен не полностью. В Серабит-эль-Хадеме на Синае (место древних шахт по добыче бирюзы) найдено около тридцати надписей, датированных примерно 1400 годом до н.э. Вместе с надписями египетскими иероглифами там обнаружено и другое письмо. Хотя это письмо расшифровано лишь частично, почти наверняка его язык относится к семитской группе. Знаки, которые по виду напоминают иероглифы, имеют лишь два или три десятка разновидностей — то есть можно предположить, что это именно буквенный алфавит.

Примерно в тот же период (возможно, двумя сотнями лет позднее) в Угарите на севере Сирии сложилась, похоже, еще более сложная ситуация с пятью различными азбуками, использовавшимися одновременно. Это египетские иероглифы, аккадская клинопись, кипро-минойские и хеттские иероглифы, а также угаритский «клинописный алфавит». Последний использовался для записи угаритского, западно-семитского и малоизвестного хурритского языков. Он имел тридцать знаков, но они не происходили от месопотамской клинописи. Это письмо, вероятно, являлось промежуточным между слоговой азбукой и классическим алфавитом.

Ситуация была очень запутанной, но можно заключить, что алфавит развивался в регионе под сильным египетским влиянием, и что он вышел из египетских иероглифов, потому что последние опускали гласные. Однако ранний угаритский алфавит не появился в один момент, как изобретение отдельной личности, придумавшей привязать согласный звук к имевшемуся знаку. Это происходило за долгий период и без определенного плана, система развивалась во времени. В Угарите получилось так, что писцы добавили знаки для трех гласных (а-и-у), которые были необходимы для их языка. Полный алфавит, включая все гласные, был найден в Библе, им сделана надпись на крышке саркофага царя Ахирама ( около 1000 года до н.э.) и на стенах его гробницы. В конечном счете именно из Леванта через процесс постепенной адаптации к очень различным языкам пришли все написания алфавита, использовавшиеся в Западной Евразии, Индии и Юго-Восточной Азии.

8.7.4. Израиль

В то же самое время, когда поднялись Ассирийская империя и финикийские торговые города, в холмах далее от прибрежной равнины Леванта появилось несколько мелких государств. Они не были бы важны для мировой истории — если бы не тот факт, что часть их истории оказалась изложена в Ветхом Завете.

Существует две основные проблемы, связанные с этой историей. Первая состоит в том, что Ветхий Завет — документ религиозный, а не исторический. Он содержит анахронизмы, двойные и даже тройные упоминания инцидентов, противоречия (например, две истории о создании Книги Бытия) и два очень различающихся взгляда на Яхве, главного бога. Самая ранняя возможная дата его написания — это IX век до н.э, но гораздо вероятнее более поздняя дата — поэтому Завет не является современником появления израильских царств.

Вторая проблема носит религиозный характер. В западном мире принято считать, что Ветхий Завет в основном говорит правду, и что любое иное историческое свидетельство должно укладываться в его рамки. Большинство археологических работ, предпринятых в регионе, используются, чтобы попытаться доказать, что Ветхий Завет правилен — таким образом, если город, названный в Ветхом Завете, имеет следы разрушения, это считается доказательством, что он был разрушен Иосией во время завоеваний Израиля. На практике нет логичных свидетельств, подтверждающих какие-либо факты из древней израильской истории примерно до 1200 года до н.э. — включая пребывание в Египте, исход, блуждание в пустыне и завоевания при правлении Иосии. Последнее в особенности кажется мифом VII века, изобретенным, чтобы оправдать право Израиля на занятую им территорию.

В период около 1200 года до н.э. в этом районе происходили значительные перемены, как и по всей Юго-Западной Азии. Интерпретация, которая лучше всего подходит к археологическим свидетельствам, говорит о том, что во «время тревог» с 1200 по 1050 год до н.э. ряд групп людей, происходивших из ханаанеянской культуры побережья, образовали серию новых поселений в холмах. Это период «Судей» Ветхого Завета —группы людей боролись и с внешними врагами, и друг с другом, и делили несколько культовых мест, таких как Сихем, Бетэль, Гильгал и Шилох, хотя далеко не ясно, существовало ли какое-либо религиозное единство между ними.

Легенда о существовании «двенадцать колен» — конструкция гораздо более поздняя. Последним царем объединенного государства был Саул (ок. 1020—000 год до н.э.) —военачальник, установивший контроль над небольшим регионом. Ему наследовал его сын Ишбаал, которого быстро сверг союз армейского командира Абнера и Давида, мелкого бандита, когда-то обретавшегося при дворе Саула, но затем боровшегося против первого царя и его сына.

Давид и его сын Соломон создали кратковременную династию в крохотном царстве с примитивной административной структурой и иерархическим обществом рабовладельческого характера. Легенда, записанная в Ветхом Завете, создана для религиозных целей и несет ограниченную историческую ценность — например, ни одна известная нам храмовая постройка не может быть точно датирована этим периодом, и царство Шеба в это время не существовало.

Давид победил несколько других мелких государств — Аммон, Моан и Эдом, но его правление, как и правление других царей того времени, было в основном личным, основанным на престиже. Богатство царства происходило из контроля над торговыми путями между великими торговыми городами побережья и Акабского залива. К моменту смерти Соломона царство было в упадке, и где-то около 920-х годов до н.э. оно надолго распалось на два — Израиль со столицей в Самарии на севере и Иудею со столицей в Иерусалиме на юге. Библейский рассказ явно написан на юге — так как идеализирует Давида и настаивает на той точке зрения, что Израиль всегда пребывал в «мятеже». Небиблейские источники о двух крохотных царствах скудны и в основном ограничиваются ассирийскими данными. Израиль (часто называемый в ассирийских записях Самарией) представлял собой буферное государство между Ассирией и Иудеей и поэтому был более нестабильным. После двух веков существования, в 721 году до н.э., он был завоеван Ассирией и включен в состав империи. Иудея стала вассальным государством, но сохранила номинальную независимость. Как и большая часть оставшегося Леванта, она была включена в Вавилонскую империю при Навуходоносоре II в 587 году до н.э.

Даже беглое изучение свидетельств современников показывает, что религиозная ситуация в регионе была гораздо более сложной, чем относительно простой расклад, отраженный в Ветхом Завете. Археологические находки в Кунтилет Айруд на юге Иудеи дают основания предположить, что главный бог Яхве имел божественную супругу, а тексты из Хирбет эль-Ком показывают, что некоторые части общества вообще видели в нем женщину. Чистый монотеизм был гораздо более поздним изобретением, и многим из «иностранных» богов, подвергнутым суровой критике в Ветхом Завете, поклонялись в регионе — что не удивительно, так как они происходили из общей левантийской культуры и представляли гораздо более развитые города побережья. О сложностях религиозных верований в регионе можно судить из арамейского текста, написанного на стене святилища в Дейр Алия в Аммоне. Он рассказывает историю Валаама (в Ветхом Завете история дана в номерах 22—24), где ни один из упомянутых святых не является израильтянином.


Юго-Западная Азия: расцвет Ассирии

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 8. Экспансия (1000—200 годы до н.э.)
8.6. Юго-Западная Азия: расцвет Ассирии

Последнее государство, которое надолго, на целых триста лет после 1200 года до н.э., возникло в период «темных веков в Юго-Западной Азии, была Ассирия. Она господствовала в истории региона примерно с 900 года до 610 года до н.э. и стала первой империей, которая контролировала всю область между Египтом и Месопотамией с ее основными торговыми маршрутами. Ее история распадается на две фазы. Между концом X века до н.э. и 745 годом до н.э. ассирийские правители были заняты установлением контроля над областью вокруг сердца страны в верхней Месопотамии. Ее имперская фаза началась в 745 году до н.э., и за сорок лет период быстрой экспансии в основном закончился. В следующий век перешагнула уже империя.

Ассирийская традиция всегда делала упор на продолжении государства от первоначального Ассирийского царства, которое появилось около 1500 года до н.э. — несмотря на период упадка и внутренний раскол, которые были особенно тяжелыми около 1050 года до н.э. Несомненно, весь этот период существовала важная преемственность — Ашшур всегда являлся центральным городом страны, а царский церемониал оставался неизменным. Примерно за век после 1000 года до н.э. наихудший период слабости был пройден, и усилия государства оказались направлены на восстановление контроля над областью старого ассирийского царства. То был период бесконечных войн и кампаний в северных горах, он оказался сильно осложнен смертью правителя Тукульти-Нинурты в 881 году до н.э.

Ассирийская империя всегда изображается как особо жестокая, но на деле она мало отличалась от любой другой ранней империи в регионе — она наверняка зависела от завоеваний и грабежей (как и другие империи), но также проводила и политику брачных альянсов с соседними государствами, поддерживала торговлю и купцов, а во многих случаях местные правители оставлялись на своих местах после того, как им наносили поражение.

Основная экспансия началась при Ашурнацирапале II (883—859 до н.э.) — он завоевал части Леванта и продолжил ашшурскую традицию вырезания массивных рельефов, изображавших царские охоты, войны и ритуалы. Он также основал новую столицу Кальху (позднее Нимруд). Главным успехом ассирийцев было завоевание Вавилона (где местная династия появилась около 900 года до н.э.) под предводительством Шамши-Адада V в 812 году до н.э.

Ассирийцы опустошили страну и на двадцать лет оставили ее вообще без правителя, хотя не пытались установить над ней собственный постоянный контроль. Примерно в 750 году до н.э. Ассирия контролировала (кроме своей исторической области, включающей города Ашшур, Ниневия и Кальху) область восточнее великой излучины Евфрата, весь север Месопотамской равнины и подножие гор Загрос на востоке. И все-таки это было еще не больше, чем простое царство.

Период быстрого расширения империи начался при Тиглатпаласаре III (744—727 до н.э.), который завоевал Сирию, продвинулся на юг до Дамаска и поставил под свой контроль зависимые государства до самой египетской границы. Царство Урарту (приблизительно современная Армения), которое было важным соперником Ассирии в течение целого века, было разбито, а его силы подорваны, хотя завоевано оно не было. Различные части Вавилонского царства были захвачены только при Саргоне II, а в 705 году до н.э. была завоевана и присоединена к империи вся Месопотамия.

Хотя это был важный район благодаря его множественным торговым связям, он оказался трудным для контроля. Здесь вспыхивали бесконечные мятежи, восставали даже марионеточные цари, посаженные на трон ассирийцами, и весь регион приходилось завоевывать заново в 689 и 648 годах до н.э.

Примерно после 700 года до н.э. главным направлением ассирийской экспансии стал Египет, в котором с 712 года до н.э. правила нубийская династия. Конфликт между двумя странами за влияние в Леванте привел к ассирийскому вторжению и захвату Мемфиса в 671 году до н.э. Как и в Месопотамии, очень трудно оказалось поддерживать контроль над страной, даже после захвата Фив. Ассирийцам ничего не оставалось, как поставить в Египте зависимого царя Псамметиха, который в 656 году воссоединил Египет и создал династию Сайте (26-ю), правившую до 525 года до н.э. Пока власть Ассирии была сильной, египетские правители оставались полностью в ее подчинении.

Ассирийская имперская экспансия была основана на серьезных изменениях в военном деле. Военная революция, вызванная концом эры колесниц около 1200 года до н.э., очень заметно сказалась на Ассирии. Примерно к 800 году до н.э. ассирийская армия имела всего 1300 колесниц, но зато более 50 000 пехотинцев. Ни одно государство на западе Евразии в это время не могло содержать профессиональную армию такого размера, и поэтому любая страна была вынуждена набирать народное ополчение из массы крестьян.

Завоевания тоже усиливали власть царя. Похоже, на начальной фазе ассирийского государства в нем существовала какая-то форма совета из представителей элиты, который выполнял совещательные функции при правителе. По мере роста империи царь набирал власть благодаря возможности самому назначать огромное число чиновников и военных командиров; он становился все больше автократичен и постепенно получил абсолютную власть. Империя была разделена на провинции, которые обычно назывались по имени своего главного города. Каждая провинция имела управляющего и дворец, который являлся центром администрации и местом сбора налогов. Многие города, которые были важны для ассирийцев из-за сбора годового дохода налогами на торговлю, оставались формально независимыми от управляющего провинцией и подчинялись напрямую царю.

Хотя в империи существовала примитивная система дорог, коммуникации оставались трудным делом. Поэтому эффективный контроль в основном обеспечивался сплоченностью ассирийского правящего меньшинства, которому давались земли в завоеванных областях, чтобы оно поддерживало государство. Важным и оригинальным политическим ходом, сделанным ассирийцами, стало расселение по империи различных людских групп. Частично эта политика преследовала цель заселить окраинные районы империи — но также очевидно, что она имела целью терроризировать население, чтобы поддерживать внутренний контроль над ним. Хотя подобные депортации проводились не слишком часто, все-таки они, вероятно, коснулись примерно четырех миллионов человек.

Падение Ассирийской империи было внезапным и неожиданным.

Около 630 года до н.э. была на вершине своей власти — и вдруг менее чем за тридцать лет, она перестала существовать. Главные города сердца страны — Нимруд, Ниневия и Ашшур — были разрушены. Сведения об упадке фрагментарны и часто противоречивы, большинство ключевых дат нельзя установить надежно. Последний из великих ассирийских царей, Ашшурбанапал, умер между 631 и 627 годами до н.э., после чего вспыхнул жестокий внутренний конфликт за наследование. Этот вакуум власти позволил Набопаласару, халдею с юга Месопотамии, создать свое царство вокруг Вавилона. Вероятно, это случилось в 626 году до н.э., и к концу десятилетия новый Вавилон установить контроль над большей частью Месопотамии.

К 616 году до н.э. Набопаласар стал достаточно силен, чтобы вторгнуться в Ассирию. Двумя годами позднее, в союзе с набирающей силу Мидией на западе Ирана, он разграбил Ашшур, а в 612 году до н.э. — Ниневию. Ассирийцы вместе со своими египетскими союзниками попытались организовать контрудар, но к 608 году до н.э. власть Ассирии окончательно рухнула, великие ассирийские города оказались в руинах.

Царство, которое создал Набопаласар в Вавилонии, просуществовало недолго. Оно находилось на пике при Набопаласаре II (605—562 до н.э.), когда велись главные сражения с Египтом за контроль над Левантом (как и в течение всего тысячелетия). Царство было сравнительно богатым благодаря контролю над торговыми путями вниз по Заливу и на восток, и получаемому с них налогу. Вавилон был вновь отстроен и быстро развивался, в конце концов он занял площадь более трех квадратных миль и имел население свыше 100 000 человек. Город был окружен громадными двойными стенами и рвом. Но после смерти Набопаласара II разразилась семилетняя гражданская война за наследование, из которой вынырнул Набодин, установивший контроль над страной. Его царство было разрушено в 539 году до н.э. поднимающейся в Иране империей Ахеменидов.


Первая индийская империя

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 8. Экспансия (1000—200 годы до н.э.)
8.5. Первая индийская империя

После падения цивилизации долины Инда примерно в 1700 году до н.э. индийская история характеризуется всеобщим «темным веком», продлившимся более тысячи лет. Можно домыслить только основную линию событий. В Северной Индии господствовала культура так называемой «серой расписной керамики», которую сейчас находят от Раджастхана до Гималаев в россыпи маленьких деревень примерно в восьми милях по обе стороны от долин главных рек вдоль их течения. Решающим в эволюции здесь было появление технологии изготовления железа (вероятно, завезенной из Ирана) и использование железа для сельскохозяйственных орудий. Они дали людям возможность осваивать долину Ганга, расчистить густые джунгли и начать выращивать рис на очень плодородных землях. Этот регион, очень продуктивный для земледелия, обеспечивавший необходимым и дававший крупные излишки продуктов, стал центром истории Северной Индии на следующие два с лишним тысячелетия.

8.5.1. Индийское общество

Одной из самых трудных исторических проблем этого периода стало прослеживание уникальной индийской социальной системы, ошибочно названной португальцами в XVI веке «кастовой». Расширение площадей обрабатываемой земли и появление новых сообществ добавило сложностей в существующее социальное строение, в котором уже различалось четыре группы людей: элита брахманов, кшатрии или воины, вайшьи, которые были огромным большинством крестьянства, и шудры, слуги и крепостные на самом низу. Однако быстро появилась пятая группа, стоящая еще ниже, чем шудры — внекастовые панчамы, называвшиеся также «неприкасаемыми».

Со временем система стала еще более сложной, так как каждая из пяти основных групп разделилась. Основанием этого деления частично стала профессия (хотя пятая группа обычно выполняла работу по обработке кожи, которая считалась слишком грязной для других), но равно важным было также рождение и родственные отношения.

По мере расширения «цивилизованного» пространства присоединялись новые области, в особенности на юге, и баланс между различными социальными группами начал сильно колебаться от района к району, так что невозможно никакое простое представление об индийской общественной системе и о ее развитии. Хотя Индия представляется резко разделенной на множество различных, частично исключающих друг друга социальных групп, далеко не ясно, каково действительно влияние «каст» на общество и так уж необычно их наличие. Ведь каждое европейское общество было также разделено на очень отличающиеся социальные группы с маленькой элитой землевладельцев, священников и воинов, массой крестьянства и рядом различных категорий по профессиям. Границы между этими сословиями были весьма ограниченными в любом сообществе, не только в Индии.

8.5.2. Буддизм и джайнизм

Примерно к 800 году до н.э. религия Индии начала становиться все более сложной и все больше отходить от простоты, обнаруживаемой в большинстве обществ Евразии. Самое ортодоксальное из этих отклонений найдено в учении, основанном на книге «Упанишады» (что означает «сидеть перед»). Согласно индуистской религии целью личности было освободиться от страданий и бесконечной череды перерождений через самоконтроль. Было выработано сложное понятие «кармы» (связь действия и его последствий при многократных повторных рождениях), а главный бог «Риг Веды» — Брахма — трансформировался в Брахмана, универсальный дух, охватывающий все.

Более радикальный отход от изначальной религиозной системы пришел с появлением Сиддхаратхи Гаутамы. Традиционно годом его рождения считается 563-й год до н.э. — но возможно несколькими веками позднее. Гаутама был сыном правителя крохотного государства возле Капилавасту у подножья Гималаев. Под именем Будды он основал первую и самую долгоживущую из всех великих мировых религий — буддизм.

Он говорил о всеобщности страдания, объяснял его причины и способы покончить с ним — что позднее стало известно как «Благородный восьмеричный путь». Целью личности должно быть достижение «нирваны» (литературно выражаясь — «гашения») с окончанием страдания и бесконечных возрождений. Буддизм был также первой религией, создававшей монашеские общины, как мужские, так и женские (сангха) для последователей пути, намеченного Буддой, который принял жизнь медитации, целомудрия, ненасилия и бедности.

Близким современником Будды был другой кшатрийский принц — Вардхамана Махавира, который основал учение монахов и мирян, отрицавших авторитет ведизма и брахманизма, ставшее известным как джайнизм — религия последователей «джайна», завоевателя. Махавира считался последним из двадцати восьми тиртанкара или «прокладывателей брода», которые показывали путь к окончанию страданий. Это было крайне аскетическое движение, в котором природа рассматривалась как воплощение космического закона, и поэтому ненасилие по отношению ко всем формам жизни для него являлось абсолютом. Для мирян поэтому сельскохозяйственные работы становились невозможны, и они стремились в торговлю и коммерцию. Вероятно, именно этот строгий аскетизм и привел к тому, что джайнизм никогда не стал привлекательнее буддизма.

8.5,3. Империя Маурья

Буддизм и джайнизм появились в мире, который быстро менялся. Уже до 500 года до н.э. на равнине Ганга появились первые города, а Северная Индия оказалась разделена примерно на шестнадцать маленьких царств. В западной части равнины царство Кошала со столицей Шравасти, которая включала в себя территорию важного религиозного места Айодхье, завоевало ранее независимое царство Каси со столицей в Варанаси на Ганге. В западной части равнины самым значительным было царство Магадха. Его столица находилась в Раджгире, и оно контролировало не только торговлю вдоль Ганга, но и ресурсы железа и других металлов в горах Барабар.

Именно эта комбинация высокопроизводительного сельского хозяйства и контроля над торговлей и ресурсами металлов создала базис для мощи Магадхи. Оно расширилось на восток и на юг, завоевав другие маленькие государства, и примерно к 100 году до н.э., при правителе Бимбисаре, стало самым сильным царством в Северной Индии, господствуя над торговыми путями вдоль Ганга и дальше, вплоть до Центральной Азии и торгового города Таксила.

Около 322 года до н.э. последний царь Магадхи Нанда был свергнут одним из своих военачальников, Чандрагуптой, который основал новую династию. Это стало началом быстрой экспансии — к 305 году до н.э. новая империя Маурья контролировала большую часть Северной Индии, протянулась на западе до Пенджаба и до гор Гиндукуш и заключила соглашение о границах с правителями Ирана. Империя была разделена на джанапады, или «области», которые, вероятно, следовали существовавшему политическому делению и управлялись родственниками Чандрагупты или его генералами. Были введены стандартная монета и налог на землю. На практике большое количество земли было освобождено от налогообложения, так как ею владели религиозные группы — буддисты или джайнисты, либо она использовалась для поощрения образования поселений в новых регионах.

Власть центрального правителя была ограничена — район, контролируемый новой империей, был громадным, а инфраструктуры имелось мало, большинство городов оставалось на самоуправлении, будучи полунезависимыми. По традиции Чандрагупта отрекся на пике своей власти в 301 году до н.э. и стал джайнистским монахом на юге Индии. Ему наследовал его сын Биндусара, который правил до 269 года до н.э. и расширил империю еще дальше на юг.

Самым известным правителем империи Маурья стал Ашока (269—232 до н.э.) — благодаря своим эдиктам и моральным указаниям, которые он вырезал на восемнадцати скалах и тридцати колоннах. Эти указания являются самым ранним известным примером расшифрованной индийской письменности, хотя их алфавит явно основан на гораздо более ранних разработках, которые не сохранились. Большинство из этих надписей сделаны на языке брахми, предке современного хинди, хотя некоторые написаны на языке карошти, варианте арамейского языка Юго-Западной Азии.

За первые десять лет своего правления Ашока расширил империю далеко на юг Индии. Он победил царство Калинга (в современной Ориссе) в очень кровавой войне, которая привела к фундаментальным переменам. Ашока перешел в буддизм, начал проводить новую политику ненасилия и придерживался ее весь остаток своего правления. Примерно в 240 году до н.э. он созвал великий совет буддистов.

Империя, которой он правил, протянулась почти от современного Афганистана до Бангладеш, а на юге субконтинента независимыми оставались всего три маленьких царства: Керала, Чола и Пондья. Хотя Ашока вел переговоры как равный с правителями царств на западе, в Иране, Египте и Сирии, доступная ему степень контроля внутри страны была весьма ограничена. Большинство региональных правительств пользовались высокой степенью автономии, и главным достижением империи Маурьев был долгий период внутреннего мира.

Хрупкость империи Маурьев выявилась после смерти Ашоки. Споры о наследовании привели к гражданской войне, внутреннему развалу, экономическому спаду и быстрому распаду империи на ряд мелких государств, как только усилились нападения извне. Потомки Ашоки продолжали править в Магадхе до 184 года до н.э., когда генерал Пушьямитра Шунга основал новую династию, которая правила большей частью Центральной Индии до 72 года до н.э.


Китай: экономика, общество и идеи

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 8. Экспансия (1000—200 годы до н.э.)
8.4. Китай: экономика, общество и идеи

Одновременно с этими военными и политическими переменами прошел ряд перемен социальных и экономических. Расширение заселенной и обрабатываемой территории сделало Китай после объединения не просто самым крупным, но также и самым населенным государством в мире. Область, занимаемая под сельское хозяйство в долине Вэй, необычайно увеличилась, как и на Центральной равнине, и на равнине Чэн-ду в Сычуани. Кампании по интенсивной расчистке местности часто спонсировались государством, они включали осушение болот, масштабные мелиоративные работы и строгий контроль за водой в уже заселенных районах.

Продолжительные войны не тормозили, а может быть, даже ускоряли экономические и социальные перемены. В результате примерно с 300 года до н.э. Китай замечательно модернизировал свою экономику, создав базис для позднейшего фундаментального технического, экономического и социального рывка. Весь период «Воюющих царств» существовало свободное перемещение людей между государствами, так как цивилизация завоевывала новые области, и росли новые города. Возникновение многочисленных крестьянских армий во многом снизило роль старой военной аристократии, а все государства были сильно заинтересованы в обладании достаточным количеством крестьян, чтобы снабжать людьми свои армии.

Хотя большие поместья и землевладельцы сохранились, Китай развивался в абсолютно ином направлении, нежели Юго-Западная Азия, Средиземноморье и Европа. При каждой переписи крестьян регистрировали как отдельные хозяйства, независимо от их владельцев их земли. Хотя рабы все-таки существовали, они в основном происходили из военнопленных и преступников, Китай никогда не знал крупномасштабного рабства, которое мы видим в «классической» Греции и Италии, основной формой найма в крупных поместьях была издольщина, которая с III века до н.э. определялась контрактом. Стандартной долей между наемщиком и землевладельцем было 50:50, и это соотношение оставалось почти постоянным всю историю Китая — землевладелец получал дополнительные десять процентов, если он предоставлял быка.

Многие семьи не владели и не арендовали землю, а работали за плату в поместьях других хозяев — с начала III века до н.э. это происходило на основе письменного договора: в течение нескольких веков появились стандартизованные формы контрактов для заполнения каждой стороной.

Китай также с очень раннего времени имел свободный рынок, денежную экономику и высокую степень специализации труда. Крестьяне здесь были гораздо менее независимы, чем где-либо в Евразии, но продавали свою продукцию и участвовали в рыночной экономике. Они платили свои налоги деньгами, а не продуктами, все товары имели цену; рабочим, призванным на государственные объекты, также платили деньгами, и крестьянские семьи оценивали свое имущество в денежном эквиваленте. Первый крупный китайский историк Сыма Цянь в своем труде Ши-чжи («Исторические записки») так описал китайскую экономику и общество:

«Должны быть земледельцы, чтобы производить пищу, люди, добывающие богатства в горах и болотах, ремесленники, чтобы изготавливать вещи, и купцы, чтобы замыкать круг. Нет нужды ждать приказов правительства, каждый человек вносит свою долю, делая все наилучшим образом, чтобы получить желаемое. Так дешевые товары пойдут туда, где они подходят больше всего, дорогие же товары заставят людей искать дешевые. Когда все работают с желанием в своих областях, подобно воде, текущей непрестанно вниз с холма день и ночь, вещи появятся без усилий, и люди произведут их без упрашиваний. Потому что это явно созвучно с движением вперед и согласуется с природой».

Это было написано около 100 года до н.э. — почти за две тысячи лет до Адама Смита, и все-таки дает похожее описание работы рыночной экономики, в котором метафора текущей воды играет ту же роль, что и «невидимая рука» Смита.

Во время периода, ведущего к образованию объединенного китайского государства, выявилось множество скрытых черт китайской мысли и идей. Для китайцев они были такими же основополагающими, какими библейские заповеди и классические традиции стали для Европы. Сложность оценки этой ситуации в том, что «Запад» стал верить, будто она может быть заключена в одном слове — «конфуцианство» — и что эта традиция неотъемлемо статична и чрезвычайно консервативна.

Ни одна из этих точек зрения не может быть подтверждена. Китай был необычайно динамичным обществом, а его экономика включала в себя множество взглядов и идей, значимость которых варьировалась во времени. В течение нескольких веков примерно после 400 года н.э. унаследованная традиция уже мало значила, так как Китай стал страной буддизма и главным центром его распространения.

Происхождение «конфуцианства» можно проследить вглубь до китайских писателей II века до н.э., которые авторитетно цитировали древнюю книгу Кун-цзы. Иезуитские миссионеры в XVII веке латинизировали это имя как «Конфуций» — от Кун фу-цзы, что означало «Мастер Кун». Традиционно считается, что Кун-цзы жил с 551 по 479 год до н.э., и очень малое количество его высказываний после его смерти было собрано в «Лун-юй» или «Литературный сборник». В этих высказываниях главная цель личности была подана как самосовершенствование через собирание мудрости и правильное поведение — добродетель становилась результатом личных усилий. В этой системе нет ничего, что неотъемлемо «консервативно». Нет в ней и религиозности в таком количестве, в каком она присутствовала у европейских верующих — это была этическая система, но без какого-либо «бога» для ее подкрепления.

Еще более важным для китайских взглядов был даосизм, известный в основном по работам Чжуан-цзы (ок. 370—300 до н. э). который написал большую часть «Чжуан-цу». Для даосистов целью была простота (поу), близость к ритмам природной жизни, удаление от мира (в особенности от общественной жизни) и концентрация на личном эксперименте, а не на выученном или описанном кем-то другим опыте. Единственной реальностью была бесконечная трансформация. Даосизм стал широко популярен и оказал гораздо более глубокое влияние на китайскую мысль, чем идеи Кун-цзы. Во многих смыслах даосизм был близок некоторым течениям буддизма (который предвосхитил даосизм на несколько веков) — что позднее облегчило внедрение даосизма в Китай. Некоторые параллели с буддизмом могут быть также найдены в работах Мэн-цзы (позднее латинизированном как Мэнси), который жил в конце V века до н.э. Его работы не особенно глубоки и оригинальны — они по большей части идеализируют прошлое, но выступают за гуманное правительство и за то, чтобы все люди имели внутри себя моральные качества, способные принести им добро. Эти работы имели мало влияния в Китае почти до X века н.э., когда они слились с господствовавшим взглядом образованных китайцев на мир.

На более практическом уровне находилось множество мыслителей, которые оправдывали растущую власть государства, — они были известны как фа-цзя или «легисты». Одним из самых значительных авторов легизма был Хань Фэй (ок. 280—234 до н.э.). Он утверждал, что правитель должен быть абсолютом, что его приближенные и чиновники обязаны исполнять свои функции, ограничиваясь целью и связывающими правилами. Закон должен быть общедоступным, четким, одинаковым для всех и поэтому не являться предметом различных человеческих суждений.

Эти мысли оказали фундаментальное влияние на путь развития объединенного Китайского государства, а также на природу закона. В китайском законе роль судьи не заключалась, как в конце концов стало в Европе, в оценке свидетельств и в принятии решения о соответствующем наказании на основе анализа различных факторов. Вместо этого его функция сводилась просто к правильному определению преступления — как только это было сделано, налагалось предопределенное наказание. Для китайского государства ключевым было создание правильных правил и механизмов — тогда личностный характер вещей становился менее значимым.


Китай: создание централизованного государства

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 8. Экспансия (1000—200 годы до н.э.)
8.3. Китай: создание централизованного государства

Раскол государства Чжинь в 403 году до н.э. обычно принимается как веха начала периода «Воюющих царств». Это была эра ускорившихся изменений в экономике, обществе и государстве, которая достигла кульминации при образовании в 221 году до н.э. первого объединенного китайского государства под властью династии Цинь.

Спор между государствами вели семь основных участников. Три из их появились как части Чжинь — это Хань, Вэй и Чжао. Кроме них было царство Ци (теперь управляемое семьей Тянь), Цинь в Шэньси, Чу в долине среднего течения Янцзы и новое царство Йен на севере (современная провинция Хубей), со столицей возле Пекина. Конфликт между этими государствами возник из-за ряда факторов. Одним из самых важных стало падение военного значения колесницы, которая являлась опорой власти аристократии. Теперь колесницы были заменены пехотными армиями, впервые созданными в южных государствах У и Юэ, где территория была неудобной для колесного транспорта. Значение новой тенденции было усилено двумя другими переменами: во-первых — развитием железного оружия, особенно мечей, во-вторых — появлением верховых лучников. Техника метательного оружия была перенята у кочевников степей, но с использованием нового китайского изобретения — механического арбалета искусно выделанным взводно-спусковым устройством, которое могло подавать стрелы в боевую позицию. Такой арбалет даже спустя тысячу лет все еще был достаточно эффективным, чтобы использоваться наряду с первым огнестрельным оружием.

Около 300 года до н.э. сражения велись между пехотными армиями под руководством профессиональных командиров, которые тщательно изучали искусство войны. Эта перемена в природе военного дела привела также к фундаментальным социальным и политическим переменам. Власть аристократии и ее монополия на силу и войну были подорваны, и благополучными государствами стали те, которые смогли установить максимальный контроль над своими ресурсами и мобилизовать крестьян для создания массовой армии. Это стало частично возможно благодаря использованию железных инструментов, способных быстрее расчищать территорию под посевы и глубже взрыхлять землю. В результате большее количество земли могло быть обработано увеличившимся населением, которое могло, если государство было достаточно хорошо организовано, произвести существенные излишки. Правители стали меньше полагаться на аристократию и больше — на средних землевладельцев, которые давали чиновников для управления государством как на местном, так и на центральном уровне. Китай стал первым регионом в мире, где была создана эффективная, хотя еще небольшая бюрократия.

Старая пирамида власти, основанная на родственных связях и системе наследования, была заменена социальной структурой, в которой доминировала власть правителя и его местных представителей. Родственная система потеряла свое значение и была сведена до крестьянской семьи с ее почитанием предков. Войны между государствами характеризовались краткими, переменчивыми союзами и господством двух основных центров силы — царств Цинь и Вэй. Государства Центральной равнины, которые не могли расширить своих территорий и увеличить свои базовые ресурсы, постепенно поглощались расширяющимися периферийными государствами. Западное приграничное государство Цинь под профессиональным руководством Шан Яна в 350-х годах до н.э. стало первым из принявших новые формы ведения войны, налогообложения и администрирования.

Китай: «Воюющие государства» (403—221 гг до н.э.)
Карта 18. Китай: «Воюющие государства» (403—221 гг до н.э.)

Цинь было сравнительно бедным и изолированным государством, в котором не имелось упрочившейся старой аристократии, но оно смогло довольно легко расшириться на границах. Население было организовано в военизированные группы по пять-десять семей, которые также образовали основу системы налогообложения. Новая знать возникла из офицеров, добившихся успеха на войне. Новая столица в Сяньяне была основана в 350 году, одновременно была создана внутренняя административная иерархия. Гражданские и военные функции были разделены, всех граждан поделили на сяни или «общины» под руководством саньлао, а военных — на чжуни, или «команды», которые состояли из таких же сяней, возглавляемых тай-шоу. Была создана единая система мер и весов. Позднее появилось официальное лицо, известное как сян или «канцлер», главный советник царя.

Эти перемены в государстве Цинь стали ключевыми для создания Китайского государства после 221 года до н.э. — вслед за победой Цинь над соперниками. В 314 году до н.э. оно разбило группы кочевников на своей северной границе и тогда оказалось в достаточной безопасности, чтобы двинуться против других китайских государств. С 311 года до н.э. царство Цинь расширилось в Сычуань, а затем в Хубэй, где в 277 году до н.э. победило Чу. За этим последовала серия войн против государств на восточной границе — Хань, Вэй и Чжао. В 249 году до н.э. армии Цинь разбили маленькое государство Восточного Чжоу в Хэнани, и теперь уже на практике, а не в теории закончилось правление старой линии царей Чжоу.

Основание объединенного Китайского государства имело место при князе Чжэне из государства Цинь, который пришел к власти в 247 году до н.э. После периода сбора сил основные завоевания были сделаны очень быстро — всего за десятилетие после 231 года до н.э., когда были низвергнуты последние шесть остававшихся независимыми государств — Чжао (228 год до н.э.), Вэй (225 год до н.э.), Чу и Хань (223 год до н.э.), Янь (223 год до н.э.) и, наконец, Ци (221 до н.э.).


Китай. Ранняя Чжоу

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 8. Экспансия (1000—200 годы до н.э.)
8.2. Китай. Ранняя Чжоу

Китайская традиция, которую не стоит считать фундаментально ошибочной, утверждает, что государство Чжоу в Шаньси под предводительством царя У победило государство Шан в битве при Му-е к северу от реки Янцзы, казнило последнего царя Шан (Чжоу-синь) и утвердило свое правление, создав столицу в Чжоу-цзуне возле Сиани в долине реки Вэй в нынешней Шаньси. Эти события имели место или в 1122, или в 1027 году до н.э. и завершили длинную серию конфликтов между мелкими государствами периода Шан.

Китайская традиция увидела в этом событии знак двух важных перемен. Во-первых, оно стало началом очень долгого процесса создания единого китайского государства, продолжавшегося примерно до 200 года до н.э. Во-вторых, оно отметило начало значительной экспансии китайского влияния на внешние для центра области, где впервые возникла китайская культура. Примерно с 1000 года до н.э. китайские крестьяне заселяли районы к северу от Пекина, северо-восток Шаньдуна, а также равнины нижней Янцзы. Везде по мере устойчивого роста населения число поселков и городов значительно росло.

Китай: государства периода «Весны и Осени» (771—403 годы до н. э.)
Карта 17. Китай: государства периода «Весны и Осени» (771—403 годы до н. э.)

История Чжоу, как правило, подразделяется на три периода. Первый (до 771 года до н.э.) известен как Западная Чжоу — из-за расположения столицы в Шаньси. Второй с 771 до конца пятого века до н.э. начался с переноса столицы в Чэн-чжоу (возле более поздней столицы Лоян в Хэнани) и часто называется Чунь-Чю или периодом «Весны и Осени» — по названию летописи царства Лу в Шаньдуне. Третий длился до объединения Китая под властью династии Цинь в 221 году до н.э. и известен как период «Воюющих царств».

Точное устройство государства Чжоу определить трудно. На вершине власти находились правители Чжоу, объединявшие (как и в Шан) военные и религиозные функции. Правитель получал титул Тянъ-цзы или «Сын Неба». Столица Чжоу была религиозным центром общества и местом почитания умерших царей. Это было искусственное творение, созданное по заранее намеченному плану, в котором макрокосмос и микрокосмос были объединены в сложную символическую систему, все еще понимаемую нами только частично. Город имел вид квадрата со сторонами в девять ли (почти 4000 ярдов), каждая из них имела трое ворот, а девять дорог пересекали город во всех направлениях. Каждая дорога была шириной ровно в девять следов от колесниц.

Дворец правителя находился в середине города, и в его центре стоял столбик солнечных часов, который не отбрасывал тени в летнее солнцестояние. Как и в Шан, каждый город назывался по имени его правителя, который считался в некоторой степени родственником (реальным или условным) царя Чжоу. Их семьям передавалась политическая и религиозная власть над областью, называемой фэн — от китайского слова, обозначающего земляной вал, который отмечал ее границы. Каждая правящая семья имела обычай чтить отца-основателя города, и только первородный сын главной жены мог наследовать как власть, так и ответственность почетного предка. Вторичные ветви правящей семьи могли поклоняться только последним четырем поколениям предков.

Ясно, что между Шан и ранним Чжоу существовала значительная преемственность. Оба государства были примитивными монархиями, в которой действительная власть правителя была очень ограничена. Несмотря на номинальное признание общего верховенства царя Чжоу, множество мелких государств и их правителей на практике были почти независимы. Сначала царь Чжоу мог обладать властью смещать правителей городов, но эти места быстро стали наследуемыми — тенденция, которая становилась все более явной в период примерно после 750 года до н.э. Около дюжины могущественных княжеств появилось на центральной равнине Китая, из которых наиболее важными были Чжэн, Сун, Вэй, Jly, Цао, Чэнь и Цай (в Сун правил потомок старой династии Шан). На краю региона возникали даже более крупные государства, потому что у них имелось больше места для экспансии. К ним относилось княжество Цинь, расположенное в центре долины Фэнь в Шаньси, которое наращивало свою мощь благодаря почти непрерывным войнам с группами кочевников на северо-западе, и Ци на дальнем северо-западе Шаньдуна. На юге правители Чу, которые владели областью, не говорящей по-китайски, приняли титул царей и также вели борьбу за власть в центральном Китае.

Конфедерации государств, возглавляемые Чу и Цинь, постепенно развивались. Сначала они представляли собой свободные союзы, но, после поражения Цинь от царя Чу Цзуана в 597 году до н.э., более сильные государства заставили более слабые вступить в их союз.

Дальше к юго-востоку, в области, меньше привязанной к первичным китайским традициям Центральных равнин, примерно после 600 года до н.э. возникли более мощные государства У и Юэ — в основном за счет Чу. Как и другие государства на окраинах Центральной равнины, они смогли расшириться и стать более могущественными. Сначала самым сильным было царство У, особенно при царе Фу-ча (496—473 годы до н.э.), но в 460-х годах оно потерпело поражение от царя Юэ Гоу-чжаня и потеряло свои завоевания в среднем течении Янцзы и в районе Шаньдуна.

Под влиянием почти непрерывных войн между этими царствами и общество и государство быстро менялись. Успешными государствами и правителями были те, которые смогли уйти от образца старой свободной конфедерации Шан и раннего Чжоу, централизовать власть и мобилизовать ресурсы в регионах, которые они контролировали. Чаще всего правители приобретали ресурсы через развитие систем аграрного налогообложения, которые впервые создали в Лу в 590-х годах до н.э. и в Чжен примерно на пятьдесят лет позднее. С 550-х годов до н.э. правители издавали также законы-кодексы (записанные на бронзовых пластинах), целью которых было упорядочить внутренний контроль. Однако во многих государствах эти эволюционные шаги вызывали рост внутренних раздоров, так как большинство правящих семей сопротивлялось централизации. В царстве Лу власть захватили три семьи — Мэн-сун, Шу-сун и Чи-сун. Они отстранили правителя, который теоретически законно получил свою власть от царя Чжоу. В Ци семья Тянь пошла еще дальше и официально захватила власть. В Чжинь за власть боролись армейские военачальники и в конце концов разделили государство на три новых — Хань, Вэй и Чжао.


Железо

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 8. Экспансия (1000—200 годы до н.э.)

Евразия в период между 1000 и 200 годами до н.э. характеризовалась рядом важных перемен. Во-первых, происходило развитие и распространение производства железа, первоначально в Юго-Западной Азии, а затем в Китае. Вовторых, к концу этого периода завершился процесс объединения Китая в самое большое государство мира. В-третьих, за это время произошел взлет и последующее падение первой империи, которая контролировала большую часть Индии.

До 439 года до н.э. в Юго-Западной Азии господствовала Ассирийская империя — последняя империя в центре Месопотамии, области, где возникла первая цивилизация. Вскоре ее сменила Вавилонская империя, а затем первая из иранских империй (Ахеменидская), которая впервые связала в единое целое регион между Средиземноморьем и дальним востоком Ирана. Она была уничтожена в 330 году до н.э. просуществовавшей очень недолго империей Александра Македонского. Чуть дольше чем за десятилетие империя Александра разделилась на три основных царства, которые оспаривали главенство над Юго-Западной Азией весь следующий век.

Наконец, с начала первого тысячелетия до н.э. влияние юго-западных азиатских цивилизаций распространилось через Средиземноморье также и на запад, в области, расположенные за Эгейским регионом. Этот процесс начался с финикийских торговых городов, а затем последовала экспансия греческих полисов. К VII веку в центре Италии развились этрусские города, за ними возник город Рим. Последний медленно устанавливал контроль над Апеннинским полуостровом, и к концу периода разбил бывшую финикийскую колонию Карфаген, подмяв под себя почти все западное Средиземноморье. Дальше на север постепенно нарастала скорость перемен на северо-западе и в Центральной Европе, так как она вступила в более тесный контакт с более развитыми государствами на юге.

8.1. Железо

Примерно до 1000 года до н.э. все европейские общества зависели от меди и бронзы, своих основных металлов. Золото и серебро копились как роскошь, а иногда как валюта. Медь и бронза имели два основных недостатка — они были относительно мягкими и их было трудно заточить до нужной остроты кромки. Развитие производства железа дало значительный толчок и в сельском хозяйстве, и в военном деле, обеспечив гораздо более твердыми инструментами и оружием.

Однако трудно представить себе процесс, по которому первоначально изготавливали железо, так как он радикально отличался от технологий, применявшихся для плавки меди и бронзы. Печи, использовавшиеся при производстве бронзы на юго-западе Азии, давали недостаточно жара, чтобы расплавить железо. При нагревании железной руды они лишь давали пористую массу, которую нужно было многократно нагревать и, раскаленную докрасна, отбивать молотками, чтобы в конце концов изготовить ковкую сталь. Все это требовало новых инструментов: щипцов, наковальни и молота, а также развития техники ковки и плавки раскаленного железа, а также умения контролировать условия в печи.

8.1.1. Железо в Юго-Западной Азии и в Индии

Не удивительно, что производство железа веками продолжало существовать в очень небольших объемах. Вероятно, железо было случайно получено около 2000 года до н.э. и первоначально считалось драгоценным металлом. Технологии для его масштабного производства не были полностью отработаны еще тысячу лет. Похоже, так и не появился какой-нибудь единый центр, где было бы развито использование железа, но методы и способы производства быстро распространялись по различным обществам.

Ковкое железо, которое первым начали изготовлять в широких масштабах около 1000 года до н.э., было твердым и упругим — идеальным для сельскохозяйственных орудий, проволоки, гвоздей, подков и оружия, особенно для мечей. Первыми изготовленными инструментами были ножи, но в течение сотни лет широко распространилось использование железа в сельском хозяйстве — это резко повысило производительность, позволив гораздо легче расчищать землю от зарослей железными топорами, а также использовать для ее обработки более твердые плуги и мотыги. Употребление железа преобразило многие другие ремесла — такие, как плотницкое дело и обработка камня.

Из Юго-Западной Азии использование железа медленно распространялось дальше. Вскоре после 700 года до н.э. оно дошло до Египта и примерно в то же время — до Балкан. В остальную Европу железо попадало через западное Средиземноморье с финикийскими торговцами, и нет свидетельств какого-либо местного железоделательного производства примерно до 500 года до н.э. — вероятно, из-за относительно низкого уровня организации общества. Действительно, количество используемого железа в западной Европе не приблизилось к уровню области Средиземноморья еще 1500 лет.

Из Юго-Западной Азии производство железа также распространилось и на восток, достигнув Северной Индии примерно за век, а южной — примерно на 500 лет позднее. К III веку н.э. индийские железные технологии уже позволяли изготовлять громадные колонны почти в 25 футов высотой и весом более шести тонн. Технологический уровень индийского производства был настолько высок, что некоторые предметы экспортировались в Средиземноморский мир. В одном индийская индустрия оставалась уникальной — она изготавливала в малых количествах сталь, которая превращалась в высококачественные лезвия мечей и ценились по всей Евразии. Проблема, которую удалось решить в Индии, заключалась в создании тигля, материала контейнера, способного выдерживать очень высокие температуры — почти 1400 °С. Около 300 года до н.э. в Индии было также налажено и производство цинка. Этот процесс стал известен в Европе лишь после 1500 года н.э., когда необходимые техники были привезены из Индии португальцами.

8.1.2. Технологический застой

Развитие технологий обработки железа стало важной ступенью в истории человечества. Однако примерно после 1000 года до н. э в Юго-Западной Азии и Средиземноморье общая скорость технологических перемен была очень низкой. Не использовалось новое сырье, не развивались действительно новые производственные методы. Вместо этого все общества региона, похоже, достигли технологического «плато», на котором поставка энергоносителей оставалась ограниченной, а изменения в технологиях происходили на низком уровне, мало что давали либо же являлись простым приложением существовавших технологий к новым областям. Появилось лишь несколько новых технологий — выдувание стекла (которое использовало железные трубки) в Леванте, а также появившаяся около 300 года до н.э. модификация гончарного круга, которая заключалась в создании «ножного привода» — теперь горшечник мог вращать его ногой, оставляя обе руки свободными для обработки глины.

Важным новшеством стало использование силы воды. Водяные мельницы появились где-то в Греции или Анатолии в I веке до н.э. — первая ссылка на мельницу, принадлежащую Митридату, царю Понта, относится к 65 году до н.э. Первые мельницы были примитивными — ось ставилась горизонтально, и в отсутствии зубчатой передачи мелющий камень вращался с той же скоростью, как и колесо, то есть был нужен очень быстрый поток, чтобы мельница могла работать. Примерно к V веку н.э. появилась зубчатая передача с повышающим коэффициентом, и теперь воду можно было удерживать запрудой, то есть появилась возможность мельнице работать постоянно. Мельницы использовались для помола пшеницы и выдавливания масля из оливок.

8.1.3. Железо в Китае и технологический прогресс

Самое примечательное развитие — технология обработки железа и его использования, имела место в Китае. Некоторые технологии, применявшиеся тут, были намного прогрессивнее, чем в остальной Евразии, и как минимум до 1800 года н.э. Китай являлся основным центром в мире по производству железа и стали. Хотя развитие производства железа в Китае началось около 400 года, позднее, чем в Юго-Западной Азии, оно с самого начала основывалось на совсем другой технологии. Вместо производства ковкого железа китайцы приступили сразу к его литью, которое могло осуществляться в формы, как у бронзы. Этот способ появился примерно на 2000 лет раньше, чем впервые стал известен в Европе около 1380 года н.э. (и даже тогда техника, вероятно, отличалась от китайской).

Это стало возможным по ряду причин. Китайцы использовали глину хорошего качества, строя печи, способные выдерживать очень высокую температуру (минимум 1130°С). Они также создали поршневые кузнечные мехи двойного действия для очень точного и регулярного поддува, что позволило выжигать большую часть углерода, который делал чугун хрупким. К первым векам н.э. и поршневые мехи, и подвижной молот, который брал на себя тяжелую работу ковки железа, были приспособлены к использованию силы воды. (Первые китайские водяные мельницы — современницы мельниц Юго-Западной Азии, но только китайцы приспособили их для производства железа.)

Начиная с 250 года до н.э. чугун изготавливался уже на промышленной основе — в Сычуани некоторые производители железа нанимали более тысячи рабочих и изготавливали даже лезвия для бритья. Около 200 года н.э. железо отливалось для статуй, огромных колонн и пагод. К 600 году н.э. оно стало использоваться для изготовления тросов для подвешивания мостов через пропасти до 300 футов шириной. Европа не строила подобных подвесных мостов еще 1100 лет — в 1741 году немецкий инженер Фишер фон Эрлах сконструировал такой мост, основываясь на знаниях, полученных во время поездки в Китай в 1725 году.

Так как китайцы легко получали и чугун, и кованое железо, производство стали было надежным и простым. Около 400 века н.э. была изобретена техника сплавления — нагрев двух типов железа вместе, чтобы усреднить в нем содержание углерода и произвести сталь. По своему значению это стало таким же принципиальным новшеством, как и процесс в открытой печи Сименса-Мартена, разработанный в Европе в середине XIX века. Поэтому не удивительно, что к 1845 году американская стальная индустрия использовала китайских советников, чтобы улучшить свою технику производства.

В отличие от Юго-Западной Азии и Средиземноморья, китайцы избежали технологической стагнации. Развитие технологии производства железа было только частью более общего рывка развития, который создал в Китае самую прогрессивную экономику и самое эволюционно продвинутое общество в мире. Почти таким же важным, как железные технологии, стало использование шелковичного червя и появление шелковой индустрии еще в XIV веке до н.э.

Из всех обществ Евразии только в Китае научились производить очень длинную текстильную нить длиной несколько сотен ярдов. В результате китайцам не пришлось работать со льном или хлопком, имевшими длину нити всего несколько дюймов, которую нужно было вытягивать и скручивать. Шелк имел также предел прочности на разрыв гораздо выше любого растительного волокна. Различные техники, применявшиеся при его производстве, оставались строго охраняемым секретом внутри Китая примерно две тысячи лет. Весь этот период Китай был единственным производителем самого ценного предмета, изготавливаемого в Евразии, который хотела иметь элита в каждом обществе. Шелк был самым важным товаром Евразийской торговой системы.


Обвал: около 1200 года до н.э.

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 7. Взаимодействие
7.9. Обвал: около 1200 года до н.э.

В 1122 или в 1200 году до н.э. государство Шан было завоевано государством Чжоу. Событие это стало в основном политическим — хотя царские официальные записи Шан были уничтожены, от него осталось множество экономических, социальных и культурных следов. Учитывая относительную изоляцию Китая от западного Евразийского мира в то время, падение Шан было, вероятно, не более чем совпадением с более широким и глубоким обвалом государств в Юго-Западной Азии и Эгейском регионе. А оно в свою очередь было гораздо более важным, чем много шире известное «падение» Западной Римской империи около 400 года н.э. Через сорок-пятьдесят лет, примерно в 1200 году до н.э., почти все значительные города и дворцы в восточной Месопотамии были разрушены, и многие никогда больше уже не заселялись.

Несмотря на недавние усилия некоторых археологов переработать принятую хронологию, ясно, что минимум на два века после 1200 года до н.э. во всей Юго-Западной Азии наступил «темный век», от которого не осталось записей, что делает невозможным написать его сколь-нибудь связную историю. Когда в первом тысячелетии до н.э. различные государства и общества начали выходить из этого темного века, стали происходить очень важные перемены.

В Анатолии каждое известное нам место поселения этой эпохи имеет слой разрушения, датируемый примерно 1200 годом до н.э. Примерно после 1215 года до н.э. внутренние проблемы Хеттской империи заметно усилились, возникло внешнее давление от развивающейся Ассирийской империи на востоке, и был утерян контроль над большинством территорий в западной Анатолии. В конце концов хеттская столица Хаттуса была снесена и сожжена, и с этого момента Хеттская империя исчезла. В Трое на западном побережье Анатолии существуют два слоя разрушений, датируемые примерно 1250 и 1190-1180 годами до н.э. На Кипре три основных города, Энкоми, Китион и Синда, были разграблены — вероятно, по два раза каждый. В Сирии торговый город Угарит был уничтожен огнем и больше не заселен снова. Когда он горел, несколько сот глиняных табличек запекались в печи и поэтому сохранились. Они несут послания «царю» с просьбой прислать 150 кораблей — так как место не защищено, войска и корабли находятся в Анатолии, а неназванный «враг» нападает с моря.

В Леванте были разрушены все главные города вдоль пути от Сирии до Египта — Ашдод, Ашкелон и Мегиддо. На Пелопонесском полуострове и в Эгейском районе каждый микенский дворец был разрушен, и почти все культурные следы оказались утеряны. Хотя Киклады, похоже, избежали сильных разрушений, на Крите они были особенно тяжкими. Население перебралось в совсем недоступные места в горах, такие как Карфи на высоте более 1300 футов над уровнем равнины Ласити, которая сама находится в 3000 футах над уровнем моря.

В Месопотамии тоже существуют признаки разрушений, и в любом случае здень явно наступило время глубокой политической нестабильности, последовавшей за концом империи касситов после двойного вторжения — Ассирии с севера и Элама с востока. Соответственно, ни одна из мелких политических группировок в этом регионе оказалась не способна установить контроль над ним и на севере. Хотя Ассирия выжила как государство, ее власть осталась минимальной.

В Египте внутренние проблемы, особенно продолжавшаяся борьба за наследование, быстро нарастали после смерти Рамсеса II в 1224 году до н.э. Похоже, возник промежуток в четырнадцать лет между последним фараоном 19-й династии и приходом к власти Сетхнехта в 1186 году, начавшего 20-ю Династию. Власть Египта быстро убывала, контроль над Левантом был потерян около 1135 года до н.э. В течение еще десяти лет египетское государственное объединение распалось, возникли по крайней мере два отдельных царства со столицами в Фивах и в Танисе. 20-я династия окончилась примерно в 1070 году до н.э., и в течение последовавшего III междуцарствия, которое длилось до 712 года до н.э., Египет представлял собой мозаику из маленьких государств вплоть до объединения их Суданской династией извне.

Делались многочисленные попытки объяснить такие обширные изменения и обвалы. Климатическое изменение, и поэтому разрушение сельского хозяйства, вызванное сильным извержением вулкана Гекла в Исландии в 1159 году до н.э., которое заметили даже в Китае, могло внести в проблемы свой вклад, но не могло быть первичной причиной, потому что большая доля разрушений имела место ранее. Нет сомнений, что те древние империи и государства были очень слабыми структурами — с глубоким разрывом изнутри между элитой и массой крестьянства и со слишком небольшой государственной инфраструктурой, чтобы увязать общество и государство в единое целое. Но это длилось веками, и трудно понять, почему так много государств рухнуло на таком обширном пространстве и так быстро именно в это конкретное время. Одно из самых широко принятых объяснений говорит, что волна «полуварваров», известных, как «морские народы», спустилась на цивилизованный мир. Это еще один пример продолжившегося давления идей конца девятнадцатого века, придающих особое значение важности миграции. В данном случае идея была привязана к «вторжению Дориана» греческого (чтобы придать «классической» Греции «арийское» основание) — что, при более детальном изучении, оказалось весьма сомнительным событием. Идея, что там присутствовала хотя бы одна группа под названием «морской народ», основана на единственном египетском свидетельстве в двух надписях, которые были неверно истолкованы. Это не более, чем запись о сражениях с сирийцами и сопровождающими их наемниками из Средиземноморского мира, а не о вторжении групп Средиземноморского «морского народа», действующего самостоятельно.

Самым логичным объяснением общего обвала цивилизации является серия фундаментальных перемен в природе ведения войны. Все государства и империи Юго-Западной Азии и Эгейского региона между 2000 годом до н.э. и примерно 1200 годом до н.э. (как и Шан в Китае) зависели от колесниц как основного оружия. Колесница была главным технологическим достижением периода около 2000 года до н.э., ее создали где-то на юго-западе Азии (развитие колесниц в Китае шло отдельно) — а не внешние «варвары», как это было принято считать. Телеги и фургоны с цельными колесами, которые тянули быки и онагры, появились примерно в 3000 году до н.э. и некоторые могли использоваться для перевозки царей и военачальников на битву — но они не являлись боевым оружием.

Развитие колесницы зависело от множества инноваций. Приручение лошади определенно случилось вне оседлой цивилизаций — но неизвестно, где впервые был изобретен повод с мундштуком для управления лошадью. Легкая колесница требовала легкого шасси, платформы с кожаными петлями и появления изогнутых путем нагрева колес со спицами, которые были примерно в десять раз легче обычного сплошного колеса. Ступица, обод и спицы делались их трех различных типов дерева — обычно из ели, дуба и ясеня. Ось обычно располагалась по центру под платформой, но около 1300 года до н.э. она была передвинута к заднему краю платформы, чтобы обеспечить большее равновесие при езде. Первоначально спиц на колесе было четыре, но к 1300 году до н.э. в Юго-Восточной Азии их количество довели до шести, а триста лет спустя в Китае использовали уже до восемнадцати спиц. Около 1700 года до н.э. колесницу объединили с лучниками, использовавшими составные луки, впервые изобретенные в Анатолии. Сделанный из дерева, рога и сухожилия, такой лук зачастую требовал несколько лет для обработки материала.

Колесница на двух человек (возницы и лучника) стала традиционным средством войны в Юго-Западной Азии и в Китае примерно около 1700 года до н.э. Лучник мог стрелять почти безнаказанно под защитой вооруженной копьями пехоты, роль которой сводилась теперь к осадной войне и защите колесниц, когда они находились на марше, в лагере или развертывались длинными линиями перед битвой. Пехота сопровождала колесницы, чтобы добивать раненых. Сначала армия в каждом бою использовала лишь несколько десятков колесниц (может быть, до сотни) — но так как количество доступных лошадей выросло, а эффективность колесниц как оружия была доказана, древние империи стали быстро увеличивать их число.

Стоимость их изготовления для ранних государств была велика. Команда колесницы нуждалась в латах (иногда латы использовались и для лошади), крайне важным было наличие земли, чтобы выращивать корм для лошадей. Главной задачей увеличивающейся дворцовой бюрократии было поддержание дорог для своих элитных подразделений и сельского хозяйства для прокорма армии. В более крупных империях число колесниц быстро росло — в битве при Кадеше между египтянами и хеттами в 1285 году до н.э. каждая сторона располагала, вероятно, примерно тремя тысячами колесниц, а пехота вообще едва ли участвовала в сражении. Более мелкие царства, подобные микенским, не могли содержать более нескольких сотен колесниц.

Судя по всему, около 1200 года до н.э. ранним империям, привыкшим полагаться на колесницы, пришлось приспосабливаться к очень быстрым переменам в природе ведения войны, обусловленным рядом причин. Пехота обрела лучшие доспехи в форме кованых лат, защищающих торс, кожаных юбок и бронзовых наколенников-. Самым важным стало появление круглых щитов со встроенной рукояткой для захвата — это было необходимо для сражения в плотном строю, плечом к плечу. Такие перемены сочетались с появлением двумя новых типов оружия. Первое, короткий дротик длиной около трех футов, был позаимствован из охотничьего оружия, но он оказался очень эффективным против лошадей. Вторым стал новый тип меча. Примерно до 1200 года до н.э. мечи имели лезвия серповидной формы, удобные для режущего удара. Около 1450 года до н.э. в Центральной Европе был изобретен меч нового типа (обозначаемый археологами как «Тип II»), хотя потребовалось больше века, чтобы такой меч дошел до Юго-Западной Азии. Он был длинным, с параллельными лезвиями, рукоять и клинок отливались как единое целое, поэтому меч был достаточно прочным для удара, не сгибался и не ломался. Он мог использоваться как для рубящего, так и для колющего удара.

Эти перемены революционизировали военные действия, превратив пехоту в эффективное боевое средство, которое могло одержать верх над колесницами. За пару веков значение колесницы резко снизилось, ее роль снова свелась лишь к функции доставки правителя и командования на поле брани. Судя по всему, в период около 1200 года до н.э. большинство государств Юго-Западной Азии не смогли достаточно быстро адаптироваться к новому стилю ведения войны. В результате они терпели поражения от различных групп и царств с окраин цивилизованного мира, которые временно получили технологическое преимущество. Когда в начале первого тысячелетия до н.э. тучи «темного века» рассеялись, армии новых государств и империй состояли в основном из пехоты, использовавшей длинные мечи и круглые щиты.