Греция

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 8. Экспансия (1000—200 годы до н.э.)
8.9. Греция

Когда около 900 года до н.э., вслед за падением Микен примерно на триста лет раньше, из «темного века» появилась Греция, большинство старого мира лежало в руинах. Однако один фактор действовал неизменно — Эгейская область область оставалась периферийной для центров цивилизации Юго-Западной Азии, и еще несколько веков она была экономически и культурно зависима от более развитых регионов. Большая часть того, что ныне выглядит «греческой цивилизацией» — города-государства, колонизация и торговля через Эгейское и Средиземное моря — было начато финикийцами. Именно благодаря контактам с Юго-Западной Азией и начали развиваться многие черты более поздней греческой цивилизации.

8.9.1. Греческий алфавит

Одним из самых важных аспектов передачи знаний на этом пути был финикийский алфавит. Все свидетельства указывают, что он был исходным для греческого алфавита (следы полностью отличного микенского линейного письма Б были потеряны после 1200 года до н.э.). Старое греческое слово для обозначения букв — фоникейя, «финикийские предметы». Формы греческих букв произошли от финикийских, структура алфавитов также была в основном схожа. Названия греческих букв не играют сейчас значения, но они пришли от финикийских слов, которые буквам более подходили. «Альфа» появилась от алеф, что значило «бык», «бета» — от слова бет, означавшего «дом», а «гамма» — от гимелм, означавшего бросание палки. Единственное важное отличие греческого алфавита — это добавление гласных (не особо нужных в семитских языках), но и это было сделано несколькими веками раньше в Леванте для других языков.

В греческом языке также имеется значительное количество семитских «заемных слов», особенно в таких областях, как керамика, одежда, рыбалка и мореплавание. Греческий алфавит был изобретен около 850—800 годов до н.э. — возможно, одним человеком, занимающимся торговлей между Грецией и Левантом; неизвестно, греком или финикийцем. Затем последовал внезапный взрыв количества записей на греческом — победителей Олимпийских игр 776 года до н.э., афинских чиновников 683 года до н.э. и первых сводов законов примерно на десять лет позднее.

Веками грамотность была ограничена очень маленьким слоем элиты, и лишь после 500 года до н.э. произошел основной поворот от раннего письма, которое по всей Евразии использовалось до того лишь для царских надписей, торговых счетов, сводов законов и религиозных гимнов. Первые известные примеры драм (Эврипида и Софокла) и поучительных историй (Геродота и Фукидида) найдены в греческом мире после 500 года до н.э. Чуть позднее за ними последовали некоторые самые ранние размышления о политике и обществе (Платона и Аристотеля) — хотя труды китайских философов (которые имели много общего с греческими писателями) датируются практически тем же периодом.

8.9.2. Ранняя Греция

Проникновение культуры Юго-Восточной Азии в Грецию происходило через два основных пункта. Первый, Аль-Мина, был портом на побережье Сирии возле устья реки Оронт. Он процветал около пяти веков после 800 года до н.э., и хотя классические историки любят считать его греческой колонией, он скорее был финикийским портом, который торговал с Грецией, и поэтому там жило некоторое число греческих торговцев. Вторым был город Коринф, особенно в период после 725 года до н.э. (названный классическими историками «восточной фазой» греческой истории). Роспись по керамике здесь (и немного позднее в Афинах) носит сильное влияние традиций Юго-Западной Азии, в ней использовались цветы лотоса, карликовые пальмы и так называемые «древа жизни».

Некоторые греческие религиозные идеи путешествовали теми же самыми маршрутами — культ Адониса произошел от финикийского культа богини плодородия Астарты, которая стала Афродитой с любовником Адонисом. Общая систематизация греческих богов также сильно зависела от более развитой мифологии Юго-Западной Азии.

Совершенно очевидно, что существовала непрерывность заселения из микенской Греции в новый мир, который возник примерно в 900 году до н.э. — как это происходило, например, в Аттике. Сначала маленькие населенные пункты были всего лишь слабо организованными вокруг храма группами людей. Им приходилось оставаться довольно изолированными друг от друга из-за того, что пятна плодородной земли в Греции очень разбросаны. По мере роста населения нехватка удобной земли выявилась очень быстро, уже после 800 года до н.э. Это заставило некоторые группы эмигрировать и устраивать колонии, которые были, как и у финикийцев, не просто центрами торговли, но и сельскохозяйственными поселениями. К 750 году до н.э. была создана первая колония вне Эгейского региона — Питекуссаи на острове Искиа возле западного берега Италии. За нею последовали Сиракузы на Сицилии (733 год до н.э.) и поселения на Итальянском материке (Тарент), во Фракии, в Византии (660 год до н.э.) и в Северной Африке — Кирена около 630 года до н.э. В западном Средиземноморье колонии были созданы в Массалии (Марсель), Нисее (Ницца), Амфиполе (Антиб) и в Эмпорионе (Ампуриас в северной Испании). Вскоре после 600 года до н.э. основной период колонизации закончился — похоже, что большинство лучших мест было уже разобрано финикийцами или самими греками.

Маленькие поселения в Греции медленно развивались в мини-государства, из которых первым, вероятно, вырос Коринф. На них, скорее всего, тоже повлиял переворот в военном деле примерно 1200-го года до н.э. с переходом господства на поле боя к пехоте, вооруженной щитами, копьями и мечами. В Греции возникли «гоплиты» — это была военная элита, которая могла позволить себе много вооружения и доспехов, и которая стала гражданами новых городов-государств. Хотя «классическая» Греция часто изображается как родина «демократии», это была не более чем мало значащее внешнее оформление, вдобавок ограниченное горсткой государств, возникавших на короткий период, и слабо влиявшая на последующее политическое развитие. Основной формой правления в различных государствах, образовавшихся в последовавшем за 650 годом до н.э. веке, была «тирания» — греческое слово для маленьких монархий, подходящее почти для всех государств Евразии, иногда греческие государства могли иметь популярных правителей, которые сбросили олигархию, контролировавшую большую часть Греции, но вскоре и они становились наследственными царями.

8.9.3. Спарта

Самым сильным из всех Греческих государств была Спарта, она господствовала в греческой истории, пока в середине IV века до н.э. не поднялась Македония. Спарта появилась около 800 века до н.э. из слияния четырех деревень под правлением двух «царей» из семейств Эврипартидов и Агиадов. Спарта росла через завоевания, решающим событием стала война с Мессенией (ок. 735—715 гг до н.э.). Захват этой плодородной местности обеспечил образование своеобразного государства Спарта, которое просуществовало более трех столетий. Во многих смыслах, несмотря на наличие двух «царей», оно являлось типичным «полисным государством», в котором все мужчины-граждане имели голос в ассамблее, а верховной властью обладала Герузия, или совет из 28 старшин возрастом старше шестидесяти лет.

Природа спартанского государства определялась его милитаризованным характером. Завоеванные крестьяне Мессении были обращены в государственных рабов — илотов, их заставляли носить шапки из собачьих шкур, и любой спартанец мог безнаказанно убить илота. Слабых мальчиков убивали при рождении, существовало строгое военное обучение с семи лет, а все взрослые мужчины были распределены по общим обеденным группам. Все это должно было придать особое значение главному приоритету государства Спарта — мужественности.

Спартанская система ставила государство выше личности. И Платон, и Аристотель восхищались этой системой — они лишь хотели придать ей большую широту, а не концентрировать только на военном мужестве, — и «Республика» последнего фактически является пропагандой спартанских институтов с легким налетом критики.

Хотя Спарта и была сильным военным государством, ее возможности вмешиваться в более широкие греческие дела были ограниченны необходимостью держать большую армию дома, чтобы подавлять илотов и сдерживать любое вторжение, которое могло бы помочь вспыхнуть мятежу. Последнее успешное вторжение в 370—369 годах до н.э. привело как раз к этому, а затем к потере Мессении и в результате к концу спартанской системы.

8.9.4. Афины

Греческое государство, которое часто противостояло спартанской системе — это Афины, хотя определять его как «демократическое» было бы весьма неосторожным. В конце 590-х годов до н.э. реформы Солона покончили с монополией старой аристократии на чиновничьи должности, но вместо этого была введена классовая система, в которой низшая группа была исключена из обладания гражданскими правами, а все высокие должностные места могла занимать только высшая группа.

Реформы в основном оказались неэффективными, и с 546—510 годов до н.э. Афинами правила «тирания» семьи Писистратов. Это закончилось изгнанием афинян, поддерживавших Спарту. В последовавшей затем борьбе между различными аристократическими группировками произошло возвышение группировки под предводительством Клисфена, которая провела ряд реформ в свою пользу. Она покончила со старыми «племенами» и ввела для всей Аттики разделение на десять административных единиц как основу для военной организации и выборов в Буле, или «Совете пятисот», который был действующим правительством города.

За век после 510 года до н.э. Афины изменились, поднявшись от подчиненного Спарте государства и создав свою недолго просуществовавшую империю. Афины создали собственные мифы вокруг успешных сражений против персов у Марафона в 490 году до н.э. и у Саламина десятью годами позднее, хотя это именно Спарта возглавляла греческое сопротивление вторжению Ахеменидов в 480—479 гг до н.э.

Морской союз — «Делосская Лига» — был создан, вероятно в 477 году до н.э., и на двадцать пять лет именно Лига стала Афинской империей, причем в 454 году до н.э. казна Лиги была перенесена из Делоса в Афины. Именно богатство, созданное этой казной и серебряными шахтами Лавриона, позволило организовать перестройку города, особенно возведение Пантеона и Пропиллей. Афины порвали со Спартой в 462 году до н.э., и их вызов превосходству Спарты привел к Пелопонесской войне, в которой Афины к концу V века были полностью разбиты.

Теоретически Афины были демократией для своих граждан-мужчин. Экклезия, или ассамблея, имела последнее слово для принятия некоторых решений — таких, как остракизм, когда требовался кворум в 6000 человек. В 390-х была введена плата за ее посещение. На практике большинство горожан ассамблею не посещало — холм, где она проводилась (Пникс), не мог вместить больше пятой части горожан, и большинство решений принималось малым числом тех, кто мог прийти, — совсем не похоже, что жившие вне города могли регулярно принимать участие в ассамблее.

Обыденная власть осуществлялась буле или советом из 500 человек, которые правили в ассамблее, решая, что ей следует обсудить, и выполняя решения. Совет выбирался большинством мужчин старше тридцати, и человек мог служить в нем только дважды. Это, может быть, и выглядит демократично (и действительно было гораздо демократичнее, чем Герузия в Спарте) — но на практике лишь несколько человек выдвигали свои кандидатуры на выборах, и дискуссии велись маленькой группой политической элиты, которая имела средства, время и риторическое образование для публичных выступлений, чтобы участвовать в политических дебатах, а к тому же имеющей желание брать на себя значительный риск, которым была чревата политическая карьера. Кроме двух кратких промежутков олигархического правления между 411—410 и 404—403 годами до н.э. система просуществовала до 322 года до н.э., когда македонцы ввели для обладания правом голоса имущественный ценз, что исключило из голосования две трети граждан.

Однако Афины были гораздо менее демократической страной, чем это казалось внешне. Лишь около одной шестой части взрослого населения имело хоть какие-то политические права. Все женщины были их лишены, а обладающая привилегиями доля мужского населения все более уменьшалась. Первоначально привилегии были даны всем потомкам мужчин-афинян, зарегистрированным в одном из «племен», или дениес, созданных Клисфеном в 510 году до н.э. В 450—451 годах до н.э. это право было ограничено Периклом, потребовавшим, чтобы потомки учитывались как по мужской, так и по женской линии — так что гражданство стало закрытым и ограничилось самовоспроизводящейся группой. Это оставило вне системы метиксов — не граждан, но жителей Афин, которых было как минимум не меньше, чем граждан-мужчин. Они должны были платить специальный налог (граждане от него обычно были освобождены), при этом обязаны были служить в армии (составляя четверть от ее общей численности), но не могли иметь своего дома и обладать политическими правами.

Однако основным признаком афинской демократии было то, что она опиралась на рабство — хотя не по типу илотов в Спарте. На деле Афины были первым из нескольких рабовладельческих обществ, которые появились в мировой истории. Большинство других обществ в Юго-Западной Азии, начиная с появления цивилизации в Месопотамии, имели рабов, но их общее число было небольшим, и они не были основой функционирования общества и экономики. В Афинах же имелось около 100 000 рабов, и они составляли треть населения — такая же пропорция существовала на Юге Соединенных Штатов в 1860 году н.э. Рабы обнаруживаются в каждой сфере общества — даже полиция в Афинах целый век после 477 года до н.э. состояла из отрядов принадлежавших государству рабов с берегов Черного моря; на государственных серебряных шахтах в Лаврионе, от которых в основном зависело богатство Афин, использовался труд рабов.

Необычным в Афинах был масштаб рабства при нехватке земли, избытке свободного труда и отсутствии больших поместий, которые обычно делали выгодной систему рабского труда. Большинство рабов должно было работать в маленьких хозяйствах большинства афинских граждан и делать работу, которую, по-видимому, не хотели выполнять граждане. В результате благодаря рабам, которые использовались во всех сферах жизни, у граждан появилась возможность участвовать в полудемократической политической жизни Афин. Большинство рабов поступало через хорошо организованный рынок рабов, а не являлось взятыми в плен побежденными врагами — греки проводили большую часть своего времени, сражаясь друг с другом, а не с внешним врагом.

Греки, с их сильно развитой уверенностью в своем превосходстве над всеми другими народами, особенно «варварами», были вполне счастливы внутри своей системы. Аристотель глубоко верил в «естественную» природу рабства, считал, что она выгодна обоим — и хозяину, и рабу. Вот как он изложил это в своей работе «Политика»: «По своей природе некоторые свободны, а некоторые рабы, и... для последних и правильно, и целесообразно, что они будут служить, как рабы».