ЧАСТЬ V Мировое равновесие (1500—1750 годы)
Глава 17. Ранний этап развития мировой экономики:
Атлантический и Индийский океаны
17.13. Древние торговые пути Евразии
Для того чтобы эффект от прокладывания новых маршрутов стал
ощутим в полной мере, потребовалось несколько веков. Поэтому древние пути
старались сохранять. Маршруты через Сахару все-таки пострадали от конкуренции с
морскими дорогами в Европу. Но они никогда не были особо значительными, а в
пределах северной Африки торговля, особенно таким ценным товаром как золото,
процветала, и караваны верблюдов отправлялись в путь по-прежнему. В том, чтобы
подвозить золото на побережье и затем отправлять морем, не было никаких особых
преимуществ. Работорговля продолжала развиваться (хотя была ничтожной по сравнению
с европейской торговлей в Атлантике). На рынки рабов в Средиземноморье
европейцев практически не допускали. В сферу торговли вошли также новые товары,
такие как камедь, шкуры и слоновая кость. Транс-сахарская торговля была почти
полностью изолирована от европейских конкурентов лесами к югу от саванны и
прочными культурными связями с северной Африкой, куда европейцам не удавалось
проникнуть. Эта ситуация оставалась неизменной вплоть до XIX столетия.
Самой древней из всех торговых систем Евразии был Шелковый путь,
соединяющий Юго-Западную Азию с Китаем. В XVI столетии этот путь из конца в
конец занимал до восемнадцати месяцев, но этот срок был ненамного
продолжительнее пути в Китай через океан, с учетом необходимости дожидаться
попутных ветров-муссонов. Все данные свидетельствуют, что Путь процветал и в
XVII столетии. Начиная с середины XV столетия Шелковый путь находился под
властью сильных и стабильных империй — Высокой Порты и династии Мин,
государств-наследников империи Тимура в центральной Азии и, с начала XVI
столетия, Сефевидов в Иране. С 1450-х годов купцы из Мекки регулярно посещали
Китай, да и египетские от них почти не отставали. Торговля между Оттоманской
империей и Китаем велась в широком масштабе, особенно высоко ценился фарфор
эпохи Мин. Некоторые мастерские в Китае специализировались на торговле с
западом, и ныне две из крупнейших в мире коллекций фарфора эпохи Мин находятся
в Стамбуле и Иране. Только в течение XVII столетия старый Шелковый путь стал
терять свое значение. Отчасти сказалась политическая нестабильность, особенно в
центральной Азии, и к тому моменту в XVIII столетии, когда Китай распространил
свое политическое влияние на запад дальше, чем когда-либо со времен династии
Тан (за тысячу лет до того), Путь уже страдал от жесткой конкуренции. Она
возникла за счет развития торговых путей через Юго-Восточную Азию и Индийский океан,
а также формирования российских маршрутов.
Новые сухопутные маршруты возникали также в Юго-Западной
Азии. Здесь центральную роль играли армянские купцы. На протяжении XVI века они
контролировали пути из Константинополя в Алеппо и через Месопотамию в Иран. К
концу этого столетия они также обосновались в Гуджарате. Сухопутный караванный
путь из Алеппо в Индию процветал и не испытал серьезных затруднений вплоть до
открытия Суэцкого канала во второй половине XIX столетия. Армяне завязали тесные
контакты с империей Сефевидов в Иране, установили торговые связи в обход
Оттоманской Порты, например, по Каспийскому морю и Волге в Московию. Их общины
возникли вдоль всех торговых путей Евразии от Антверпена и Лондона на западе до
Индии и даже Манилы на востоке. Армяне также специализировались на перевозках
из Китая в Индию через Лхасу, причем наличие связей между их разбросанными общинами
позволяло обеспечивать банковские услуги на территории почти всей Евразии. О
сложности евразийского мира, о тесных связях между различными сообществами и
между разными регионами говорит, например, тот факт, что в 1730-е годы
королевская Африканская компания в Лондоне наняла Мельхиора де Джаспаса,
армянина, владеющего арабским языком, для ведения дел с мусульманскими
торговцами в Гамбии, откуда поставлялись рабы в Атлантический регион, от чего
зависело благосостояние компании. Он прожил в Гамбии несколько лет и, как
многие другие европейцы, там же и умер.