ЧАСТЬ V Мировое равновесие (1500—1750 годы)
Глава 18. Империи, государства и огнестрельное оружие
18.2. Оттоманская империя
Османская держава была последней из великих империй,
подчинившей и объединившей под своим началом цивилизации Юго-Западной Азии. Она
же служила связующим звеном этого региона со Средиземноморьем и Балканами. В
Средиземноморье власть ислама распространилась до пределов, утерянных пятью
веками ранее. Держава контролировала три великих торговых пути Юго-Западной
Азии (через Босфор в Черное море, из Леванта в Месопотамию, а оттуда сушей в центральную
Азию, и по Красному морю в Индийский океан), а также три основных района
производства злаков (Месопотамию, Египет и берега Черного моря). На протяжении
трехсот лет после 1470-х Черное и Азовское моря были «турецкими озерами».
Хотя с конца XVIII столетия Оттоманская Порта потеряла свои
позиции в Европе, она сохраняла контроль над Юго-Западной Азией (кроме Египта)
до 1918 года и формально не была ликвидирована вплоть до 1923 года. Ее историю,
как и историю Византийской империи, часто описывают как процесс
последовательного распада — однако и в XVI веке, и в последующие столетия
империя процветала, продолжая расширять сферы своего влияния еще в XVIII веке.
Первые серьезные потери территорий начались только в конце XVIII столетия
(спустя более пятисот лет после создания империи).
18.2.1. Экспансия
После быстрой экспансии турок на Балканах, последовавшей за
падением Константинополя в 1453 году, наступил период консолидации (1480—
1490-е годы). Первым признаком возобновления экспансия стала война с Венецией в
1499—1502 годах, в ходе которой две крепости в южной Греции, Модон и Корон,
были захвачены (турецкая артиллерия разбила их стены). Поворотной точкой стало
низложение Баязета II его сыном Селимом в 1512 году. Два года спустя иранские
Сефевиды были разбиты в Чалдыранском сражении близ озера Ван, пределы
Оттоманской империи расширились далеко на восток от Анатолии, и любые попытки
Сефевидов продвинуться дальше на запад были блокированы. Затем Селим двинулся
на юг и напал на мамлюков, захватив ключевой торговый город Алеппо в 1516 году.
На следующий год в битве при Рейдании мамлюки были окончательно разбиты, и
Оттоманская империя подчинила Египет. Правитель Мекки также признал ее власть,
которая теперь распространилась на всю Аравию и священный город. Победа над
мамлюками и контроль над Аравией способствовали укреплению среди османов
мусульманства суннитского толка (важнейшей опоры тюркской политики еще со
времен сельджуков) в противовес соперникам-шиитам Сефевидам. Экспансия в Левант
и Египет изменила также баланс сил внутри самой Оттоманской империи — она стала
по преимуществу мусульманской, а христиане на Балканах оказались в меньшинстве.
Селим умер в 1520, ему наследовал Сулейман I, который правил
до 1566 года. (В Европе его часто называют «Великолепным», хотя на самом деле
его прозывали «Законодателем».) Он возобновил натиск на Балканы, и в 1521 году
Белград был окончательно захвачен (за ним последовал через год остров Родос в
Средиземном море). Победа при Мохаче в 1526 году означала конец Венгрии в
качестве независимого королевства — спустя три года Порта поставила в Будапеште
марионеточного правителя, позволившего разместить турецкий гарнизон и
платившего ежегодную дань.
Оттоманская империя находилась практически в апогее своего
могущества. Империя простиралась от Алжира на западе до Азербайджана на
востоке, от Будапешта до Басры и от Крыма до Мохи и Адена на Красном море. На
западном Средиземноморье, в Черном море и в восточной части Индийского океана
империя содержала флот, сражения происходили в таких удаленных друг от друга
точках, как побережье Гуджарата в западной Индии и Алжир. В 1580-е годы
османский флот совершал нападения на Мозамбик. Оттоманская империя стала
доминирующей державой Средиземноморья, так как контролировала три четверти
береговой линии. Она главенствовала в дипломатических маневрах
западноевропейских стран на протяжении всего XVI столетия, будучи самым
могущественным соседом. Многие из них затратили много времени и стараний, чтобы
заполучить османов в союзники. История западной Европы в этот период становится
понятнее, если взглянуть на нее с точки зрения Оттоманской империи, а не мелких
государств у ее западных границ. Общая тенденция заключалась в том, что турки
противостояли главной европейской силе — Габсбургам — и поддерживали менее
значительные государства, такие, как Франция, Англия и мелкие княжества
Германии.
Всех участников итальянских войн в начале XVI столетия
тревожила опасность нового вторжения Оттоманской империи на полуостров и повтора
ситуации с захватом Отранто в 1480 году. Империя начала играть главную роль в
Европе, начиная с 1530-х годов. В 1533 году королю Франции Франциску I была
выплачена субсидия в размере 100 000 золотых монет, чтобы поддержать его усилия
в установлении союза с германскими князьями и англичанами против Габсбургов. В
1535 году последовала вторая субсидия, к тому же французам позволили торговать
с империей; в обмен на это османские купцы получили право беспрепятственной
торговли в южной Франции. В 1538 Венеция согласилась вступить в союз с
Габсбургами и папой римским против турок. Она проиграла войну на Адриатике, и
когда в 1540 году ее вынудили подписать мирный договор, Венеции пришлось
выплатить большую контрибуцию и отдать крепости Навплион и Монемвасия в южной
Греции. В 1555 году османские власти обеспечили официальную поддержку займа у
частного лица, Иосифа Наси, еврейского банкира и сборщика налогов, отчего французская
монархия стала еще более покладистой. Оттоманская империя преследовала не
только сиюминутные политические цели, поддерживая германских протестантских
князей против Габсбургов; османы были остро заинтересованы в развитии
протестантизма, в котором усматривали сходство с исламом, в частности, в
вопросах иконоборчества. К кальвинизму в Венгрии и Трансильвании относились
терпимо, и он получил широкое распространение. Единственной серьезной потерей
турок в середине XVI столетия стала неудача 1565 года, когда они не смогли
захватить остров Мальту, куда перебрались рыцари-иоанниты с Родоса за сорок лет
до того. Хотя разгром турок в морском сражении при Лепанто в 1571 году был
воспринят христианской Европой как великая победа, он не изменил стратегической
ситуации в Средиземном море. Оттоманский флот был быстро восстановлен, и
испанцы не смогли помешать захвату Туниса.
18.2.2. Характеристика империи
Оттоманскую империю официально именовали «владениями дома Османа»;
это была династическая империя (подобно своему великому противнику в Европе —
Габсбургам) управляющая рядом очень различных территорий. Империя эта
отличалась некоторой терпимостью, поскольку в ее пределах уживались, без особых
проблем, все три основные монотеистические религии и множество самых
разнообразных многоязыковых сообществ, каждое — со сложной историей и
взаимосвязями. Десятки тысяч евреев, изгнанных из христианских государств —
Испании, Португалии и Италии, — осели в пределах империи. Мориски, изгнанные в
середине XVI столетия из Андалузии, поселились в Константинополе. Несколько
позже староверам из России, спасающимся от преследований на родине, позволили
селиться в Анатолии. Основная проблема после завоевания Балкан и включения в
состав империи многочисленного христианского населения заключалась в том, что у
этих людей, в отличие от населения Юго-Западной Азии, не было опыта
существования под властью мусульман. Однако политика терпимости — а в сельских
районах, где проживало большинство населения, и полного невмешательства в
местные обычаи, в сочетании с правильным поведением поставленных чиновников,
устранивших самые худшие черты правления прежних, христианских, землевладельцев
и мелких правителей, — обеспечила стабильность. Оттоманские власти даже разрешили
забой свиней, вопреки запретам ислама. В Венгрии наиболее крупные
землевладельцы бежали на запад, во владения Габсбургов, но продолжали требовать
оброк со своих крепостных, оставшихся в Оттоманской империи, и новые власти
позволяли им получать оный. Одновременно с этим из Анатолии начали прибывать
переселенцы, и к началу XVI столетия примерно пятую часть населения Балкан
составляли мусульмане. Из них более трети представляли собой новообращенных
христиан, и в таких областях, как Босния (где издавна были сильны богомилы)
обращение в ислам стало массовым явлением.
Центральной фигурой османской системы являлся на протяжении XVI
столетия султан; но проблема наследования оставалась нерешенной, поскольку еще
действовал старый кочевнический обычай избирать наследником не старшего сына, а
лучшего из возможных. Обычай позволял избежать прихода к власти слабых
правителей, но приводил к возникновению распрь, которые обычно заканчивались
физическим уничтожением проигравших. Однако к началу XVII столетия выработалась
бюрократическая система управления, при которой личным качествам султана не
придавалось былого значения. Империей управлял коллегиальный совет, а не
родственники правителя, как во многих европейских государствах. Важные военные
и административные функции осуществляли визири, а также губернаторы провинций и
областей, и государственные судьи, в распоряжении которых были имперские законы
(относившиеся ко всем подданным империи; у мусульман имелся еще свой свод
законов — шариат), и большое количество чиновников более низких рангов.
Действовала система так называемых «дирликов» (dirlik), согласно которой
местные губернаторы и чиновники не владели землей, но могли пользоваться
доходами с определенных территорий, пока исполняли свои должности. В городах
местные управители получали часть таможенных сборов и налогов от торговли.
Губернаторы были также обязаны снабжать войска, выделяя на это средства из
местных доходов. Основными источниками доходов султана и имперского
правительства были рудники, леса и торговые сборы с крупных городов, таких как
Константинополь и Алеппо. Султан также содержал на свои средства войсковую элиту
и военный флот. К концу XVI столетия контроль центра над провинциями усилился,
особенно в Леванте, Египте и областях, отвоеванных у Сефевидов. Османское
правительство, по-видимому, было не менее эффективно, чем любое другое в
доиндустриальную эпоху, с учетом тех жестких условий, в которых все они
существовали.
Карта 52. Оттоманская империя в середине XVI столетия
Османская политическая система не исключала христианское
меньшинство из круга возможных должностей и профессий. В большинстве стран
Европы ожидали, что христианское население восстанет против «оттоманского ига»
— но внутри империи существовал иной взгляд на «угнетателей». Вплоть до XIX
столетия сопротивления в какой-либо форме практически не возникало. Более того,
многие из европейских христиан активно искали себе службу в Оттоманской
империи. Одним из наиболее могущественных чиновников в конце XVI столетия был евнух
Хасан Ага, родом из Большого Ярмута — на самом деле Самсон Роули, британец по
рождению. Среди его многочисленных обязанностей были контакты с английскими
купцами, получившими позволение торговать в определенной части империи. В
Алжире государственный палач Абд-эс-Салам был бывшим мясником из Эксетера по
имени Авессалом. Один из наиболее выдающихся османских генералов, Кэмпбелл из
Шотландии, принял ислам и вступил в ряды янычаров. В 1606 году принял ислам
английский консул в Египте Бенджамин Бишоп. Несколько позже в том же столетии
Карл II отправил некоего капитана Гамильтона выкупить англичан, попавших в
рабство в Северной Африке. Его миссия потерпела полный провал — рабы успели
подняться достаточно высоко в правительственной иерархии, нажили намного больше
богатства, чем им удалось бы в Англии, и женились на местных женщинах. Все они
отказались возвращаться.