ЧАСТЬ VI Формирование современного мира (1750-2000 годы)
Глава 21. Европа и мир (1750—1900 годы)
Трансформация Европы в XIX веке не ограничивалась
индустриализацией и урбанизацией. В период с 1750 по 1900 год, отчасти
благодаря этим внутренним экономическим переменам, она постепенно стала
доминировать над остальным миром. В 1750 году положение Европы в мире почти не
изменилось по сравнению с ситуацией в начале XVI века — она успешно
господствовала над Северной и Южной Америкой, но в Африке и особенно в Азии
попрежнему имела лишь несколько зацепок в форме факторий и фортов. Ее влияние
на огромную Оттоманскую империю и на Китай времен династии Цин было
минимальным. Однако к 1900 году Европа и ее ответвления доминировали над всей
Америкой и Австралазией; британцы повелевали в Индии, турки лишились
большинства своих территорий в Европе и южного берега Средиземного моря, Африка
была почти полностью поделена между европейскими державами, а Китай находился
под сильным давлением. Только Японии удалось избегнуть подобной участи, и она
сохранила почти полный контроль над своей судьбой. В 1800 году Британия правила
20 миллионами людей за пределами британских островов. В 1900 году эта цифра возросла
до 400 миллионов, что составляло четверть населения мира. В 1800 году Европа
вместе со своими непосредственными ответвлениями контролировала примерно треть
поверхности мировой суши; в 1900 году — свыше четырех пятых. Это было самым
быстрым расширением влияния в мировой истории.
21.1. Ситуация в Евразии
21.1.1. Европа
После 1750 года взаимодействие между обществами и культурами
Евразии усилилось (происходила массовая интенсификация одной из самых главных
тенденций мировой истории), но они относились друг к другу с взаимным
непониманием. Именно этот период был жизненно важным в формулировке Европой ее
роли и положения в мире. Европа всегда была склонна противопоставлять себя
более передовому и сильному исламскому миру, который господствовал в
Средиземном море и юго-западной Азии (и значительную часть времени на
Балканах). Изначально Европа считала себя частью «христианского мира», хотя
христианский мир был сильно разделен после 1054 года (и еще больше с XVI века)
и не совпадал с формальными границами европейского континента
византийцы-христиане до 1071 года контролировали Анатолию, а турки-мусульмане
веками держали под контролем значительный кусок Европы. Тем не менее понятие о
«христианском мире» было важным до конца XVII века, особенно в качестве
противопоставления ближайшей из великих евразийских империй (Оттоманской), а
для Габсбургов оно оставалось значительным гораздо дольше. Последним
европейским договором, в котором упоминалась respublica Christiana, был Утрехтский
договор 1714 года.
С начала XVIII века Европа все больше считала себя особым
регионом, который сочетает уникальные свойства, превосходящие характеристики
остального мира. Помимо своих давних антиисламских взглядов и убеждения в
расовом превосходстве над неграми, которых она порабощала в Африке, Северной и
Южной Америке, европейская элита принялась развивать новые концепции. В
частности, она стала верить в «прогресс» — присущую людям способность к
совершенствованию, возможность подчинять себе природу и улучшать общество.
Естественно, распространителем прогресса являлась Европа.
Европейская элита также создала понятие «цивилизации» и
градации других обществ в сравнении с европейским идеалом. В верхнюю часть
этого списка обычно ставился Китай — хотя европейцы почти ничего не знали о его
истории, обществе, политике и экономике. Некоторый интерес проявили британцы к
индийскому обществу и культуре, но он скоро прошел, как и огромный интерес к
египтологии после похода французов в Египет в конце девяностых годов XVIII
века. Особое место постепенно заняло исламское общество: оно считалось
разлагающимся, экзотическим и испорченным, иными словами, «восточным» — прямой
противоположностью всему тому, что символизировала и поддерживала Европа. В
самой нижней части списка находились африканцы, коренные американцы и другие
племенные народы — представления о «благородных дикарях» не помешали европейцам
обращаться с ними чуть ли не как со скотом.
Канва мировой истории постепенно переписывалась по мере
того, как идея о европейской (позднее «западной») цивилизации становилась ее
главным положением. Утверждалось, что Европа объединила греческое мышление,
римское право и правление, христианство и «германскую» народную культуру
свободы и демократии (последняя же сделала «англосаксов», или арийцев,
превосходящими все остальные человеческие расы). На практике ни один из первых
трех факторов не являлся специфически «европейским», а последний представлял
собой уникальное европейское понятие о том, как разделить людей мира на очень разные
категории с присущими (и наследуемыми) характеристиками. Именно эти идеи в XIX
веке становились все более важными в качестве определяющей концепции
европейского превосходства. История Греции и Рима была названа специфически
европейским наследием — она стала «классикой» и наиболее важным элементом в
образовании, получаемом европейской элитой в XIX веке, да и позднее. Такого
рода идеи играли важную роль в привлечении поддержки грекам, которые
взбунтовались против турок в двадцатых годах XIX века, а также способствовали
созданию такого понятия, как «Турция в Европе», словно для турок было незаконно
являться частью европейского мира (хотя они были таковой в течение пяти
предшествующих веков).
У европейцев развилась невероятная самоуверенность
относительно себя и своих институтов, и они решили, что являются вершиной
человеческой истории. Растущее богатство и власть еще больше подкрепили эти
взгляды и стали считаться наградой за их «динамизм», «прогресс» и экономическую
организацию, основанную на рыночных отношениях и капитализме. Их институты были
для них также более передовыми. Европа превосходила всех остальных, потому что была
разделена на «национальные государства», а не на большие деспотические империи.
Европейские государства были примерно равными и сплачивались благодаря общим
интересам (понятию «Европы») и «соотношению сил». Подобная модель должна была
применяться в любом месте в мире.
В противоположность деспотизму Европа являлась также домом
«свободы». Эта «свобода» всегда определялась в качестве эквивалента для европейского
государства, которое считалось рациональным, бюрократическим, ограниченным и
защищающим частную собственность. Интересы рабочих и крестьян обычно вообще не
учитывались. Многие различные аспекты европейского мышления были собраны в
книге Монтескье «О духе законов». Он утверждал, что ислам способствует фатализму
и деспотизму, а климат в Азии только усиливает эти слабости. Европа же — это
закон, мораль, аристократия, монархия, и все это приносит свободу. Турки лелеют
рабство отчасти из-за того, что им недостает (или скорее Монтескье верил, что
им недостает) аристократии и частной собственности.
Другие философы того времени были убеждены, что христианство
очевидно является самой высшей из всех религий, следовательно, его нужно
распространять по миру для уничтожения «суеверий» и ислама. В Британии подобная
убежденность прослеживается благодаря появлению Общества распространения
христианского знания (1698 год), Общества распространения Евангелия (1701 год),
Баптистского миссионерского общества (1792 год), Церковного миссионерского
общества (1799 год) и Британского и иностранного библейского общества (1804 год).
Именно эти и похожие институты в других странах посвятили себя миссионерской
деятельности в качестве части работы европейцев по «цивилизованию» остального
мира.
21.1.2. Ислам
В 1800 году ислам оставался доминирующей религией в Евразии
и политически по-прежнему контролировал Юго-Восточную Европу, южный берег
Средиземного моря, Юго-Западную Азию, Иран, центральную Азию, значительную
часть Индии, восточное африканское побережье и немалую часть Юго-Восточной
Азии. До XVIII века исламский мир имел слабое представление о Европе как о
культурной сущности и рассматривал ее в качестве региона, не вызывающего
особого интереса (это была просто одна из земель, которой мусульмане не правили),
от которого давно установившаяся и превосходящая цивилизация ислама могла научиться
мало чему или вовсе ничему. Христианские земли всегда считались разделенными
надвое: первая часть — это Rum или Рим, православный мир, вторая же — франки,
Firangistan, место несправедливости, которому недостает цивилизации. В XIX веке
влияние Европы должно было заставить исламский мир засомневаться во многих его
унаследованных ценностях и предположениях. Однако он также стал периодом
религиозной активности в мусульманском мире. Росло понимание того, что
мусульманам необходимо предпринимать решительные шаги и произвести серьезные
внутренние реформы, как религиозные, так и политические, которые не будут
зависеть от европейских моделей. Для этих движений, которые распространялись
(как и похожие идеи в прошлом) по торговым путям и маршрутам паломников, были
характерны выступления против сомнительных традиций, и все они являлись до
известной степени антисуфистскими. К началу XIX века пуританское движение
ваххабитов в союзе с семьей Сауд взяло под контроль Аравию. В 1803 году трое
паломников по возвращении из Мекки основали в Индонезии движение Падри, на
которое идеи ваххабитов оказали сильное влияние. В 1821 году Хаджи Шариатулла, вернувшись
из Мекки, основал в Бенгалии реформистское движение фарази (фаризиев). В 1852
году Хаджи Умар Тамиль, возвратившись после семилетнего пребывания в Аравии,
основал в Тимбукту и верхнем Сенегале новое исламское государство, которое лишь
в 1893 году было окончательно разгромлено французами. В 1856 году Мохаммед Али
покинул Мекку и основал орден Санусия в Джагбубе в Ливии. Его реформистское
послание мирно распространялось через ложи суфиев по западному и центральному
региону Сахары. В 1881 году Мохаммед Ахмад объявил себя махди (то есть
пророком) и начал священную войну против египетского влияния в Судане.
Государство Махди существовало, пока в 1898 году его не уничтожили британцы
после битвы при Омдурмане. Тремя годами раннее Мохаммед Абдулла Хасан вернулся из
Мекки, чтобы проповедовать реформистское послание в Сомали. Более двадцати лет
он вел священную войну (поначалу очень успешно) против нестрогих мусульман,
эфиопов и британцев — последние прозвали его «безумным муллой».
21.1.3. Индия
В течение XVIII века различные сообщества в Индии вошли в
гораздо более тесный контакт с европейцами, особенно с британцами. Для правоверных
индусов европейцы (это слово, а также термины «британский» и «английский» были
взаимозаменяемы) являлись мленчха («нечистыми иностранцами»), гурундас
(убийцами коров) или лал бандар («красными обезьянами»).
Корова считается в Индии священным животным. (Прим. перев.)
Но в течение XIX века в основном среди местной интеллигенции
(а не просто людей, сотрудничающих с режимом британского правления) наметилось
постепенное смирение с европейским превосходством в технологической и военной
областях. Единственным значительным исключением являлась религия — наблюдалось
почти полное непонимание христианства, особенно его нетерпимости, сектантства и
узкого видения мира.
Почти все индийцы находили христианство в высшей степени
иррациональным и не могли счесть приемлемой очевидную неспособность британцев и
представителей других европейских держав жить в соответствии со своими
провозглашенными верованиями. Их также возмущала критика европейцами «кастовой»
системы — потому что они не видели никаких реальных отличий между ней и сильно
развитыми классовой и статусной системами европейцев. Точно так же не понимали европейцев
китайцы и японцы, но они уделяли этим иностранцам гораздо меньше внимания, чем
индийцы, поскольку ими они не правили.