ЧАСТЬ VI Формирование современного мира (1750-2000 годы)
Глава 20. Зарождение современной экономики и современного
общества (1750—1900 годы)
20.12. Власть и общество
Эти фундаментальные изменения в экономике и обществе
индустриализирующихся стран и созданное ими огромное давление оказали сильное
влияние на правительство. Вплоть до середины XIX века правительства европейских
стран имели весьма ограниченные функции, за исключением того, что касалось
подготовки к войне. Они мало изменились по сравнению с доиндустриальной
моделью. За исключением Швейцарии европейские страны являлись монархиями, в
которых советы правителю давала небольшая группа аристократов, получающих большие
доходы от своих обширных земельных участков. В нескольких странах, таких, как
Британия, принимающая решения элита была чуть шире, но по-прежнему почти
полностью состояла из самовоспроизводящейся землевладельческой олигархии. На
местном уровне правосудие и управление находились по большей части в руках той
же самой элиты, не считая городов, где преобладала элита торговая.
Рост городов, отток населения из сельской местности и
появление новых источников богатства серьезно нарушили схему, которая
существовала много веков, и элите стало значительно труднее удерживать контроль
и использовать старые методы правления. Обычно она удерживала большую часть
своего господства, постепенно поглощая новые промышленные и коммерческие
группы. Серьезную проблему представлял собой рост в городах промышленного
рабочего класса, что в немалой степени затрудняло поддержание порядка и
контроля. В рамках традиционной системы преодолеть эти трудности было
невозможно. Среди промышленных рабочих квалифицированных было меньше, поэтому
их нельзя было назвать однородной группой, но все же они представляли собой
элемент в обществе, подобного которому ранее не существовало. Они работали в
более крупных подразделениях, сильнее зависели от колебаний рынка,
следовательно, их положение было гораздо более ненадежным, чем в прошлом у
сельских тружеников. Кроме того, им пришлось столкнуться с ужасными условиями,
вызванными начальной индустриализацией. В течение нескольких десятилетий они
создали новую культуру рабочего класса и общественные институты. Однако им
оказалось очень трудно изменить условия жизни вследствие недостатка власти и
решительного настроя существующих элит держать все под контролем. Учитывая
условия, с которыми столкнулись многие люди в индустриализующихся странах,
возможно, единственным по-настоящему удивительным аспектом европейской истории
в XIX веке является то, что не произошло никакой серьезной социальной
революции.
Социальная напряженность, вызванная индустриализацией,
сначала проявилась в Британии. Отчасти революционные движения, возникшие в годы
войны с Францией в период с начала девяностых годов XVIII века до 1815 года,
появились благодаря эгалитарной риторике Великой французской революции, но
значительно больше их возникновению способствовали условия жизни в промышленных
городах. В то же самое время существовал луддизм — движение, члены которого
уничтожали машины, лишавшие рабочих мест, например, ткачей, трудившихся на
ручных ткацких станках. За окончанием войны последовал экономический кризис,
вызвавший сильную нужду и недовольство. Правительство отреагировало на это
использованием шпионов и провокаторов, временной отменой действия закона,
запрещающего задержание без судебного ордера на арест, и военными репрессиями
(даже во время войны на Пиренейском полуострове правительство держало в
Британии больше солдат, чем их сражалось против Наполеона). Профсоюзы и
организации рабочих были запрещены после принятия законов против коалиций.
Требования социальной и политической реформы достигли пика с движением
чартистов, расцвет которого пришелся на конец тридцатых — начало сороковых
годов XIX века, когда экономические условия были особенно плохими.
На происходящие весомые социальные и экономические изменения
британское правительство отреагировало, усилив свою власть, чтобы держать под
контролем людей, особенно рабочий класс, бедняков и бродяг. В соответствии с
Законом о бедных, принятом в 1834 году, были созданы работные дома в качестве
единственных мест, где «может быть даровано облегчение» — условия в них были
суровыми и жесткими (семьи были разделены), чтобы у людей не возникало желания
находиться там без особой нужды. Контроль осуществляйся через создание такого
нового института, как полиция, которая первоначально появилась в Париже еще в
XVIII веке. В Лондоне полиция была создана в двадцатые годы XIX века, а в
середине тридцатых годов было введено обязательное требование завести ее в
каждом большом городе. Скопление большого количества людей в городах привело к
переформулированию понятия «преступление» и растущему страху перед теми, кого
элита называла «опасными классами». В период с 1800 по 1840 годы масштабы
уголовного преследования росли в четыре с половиной раза быстрее, чем
численность населения. Посредством более жестких законов были разработаны новые
определения «преступного поведения» и «политического преступления» — особенно в
отношении защиты имущества, что усилило криминализацию бедных. Преступники
рассматривались в качестве угрозы не только для своих жертв, но и для
«общества» в целом. Увеличилось применение смертной казни, но еще важнее то,
что изменилась роль тюрем. Изначально они были местами с ужасными условиями,
куда ненадолго заключались лица, ожидающие суда или вынесения приговора. С
двадцатых годов XIX века они все больше подвергались «реформированию» с целью
превращения их в места со строгой дисциплиной, где главный акцент сделан на
«изменении характера», а не на простом наложении физического наказания.
Преступников нужно было держать под контролем, и их следовало изменить, чтобы после
освобождения они могли занять свое место в качестве полезных членов нового
промышленного общества.
По мере того, как общество и экономика становились более
комплексными, правительства европейских стран постепенно пришли к выводу, что
им необходимо брать на себя новые функции. Поначалу эти функции относились к
регулированию самых неприятных особенностей новой промышленной системы —
занятости женщин и детей, продолжительности рабочего дня мужчин и оплаты
рабочим «натурой» (жетонами, принимающимися к оплате только в магазинах
компании). В больших городах приходилось принимать определенные меры по обеспечению
водой и канализацией, ибо в противном случае там наступил бы полный развал и
могли произойти вспышки различных заболеваний, что задело бы не только бедных,
но и «респектабельных».
Одной из первых отраслей, которые требовалось регулировать,
являлись железные дороги. В европейских странах правительство играло ключевую
роль в планировании и в некоторых случаях даже в управлении этой системой.
Побудительным мотивом развития сети железных дорог являлось понимание их стратегической
важности благодаря быстрой перевозке большого числа войск, и многие системы
были построены с учетом этого приоритета. В Британии строительство новых линий шло
под минимальным государственным контролем, и результатом стало широкомасштабное
их дублирование. Несмотря на это, правительство решило, что в целях обеспечения
общественной безопасности необходимо создать институт квалифицированных
инспекторов, следящих за соблюдением требований нормативной базы в отношении
деятельности железнодорожных компаний. В Соединенных Штатах правительство принимало
еще более тесное участие в регулировании данной сферы. Первой железнодорожной
компании, «Балтимор и Огайо», была дана установленная законом монополия и
освобождение от налогообложения. Стали распространены государственные
инвестиции в железные дороги (к 1860 году штат Массачусетс вложил 8 миллионов в
восемь разных компаний). Наиболее важным содействием со стороны государства
явилось предоставление земли — в период с 1850 по 1880 год федеральное
правительство предоставило железнодорожным компаниям 180 миллионов акров
общественной земли, чтобы помочь строительству новых линий, особенно
трансконтинентальных магистралей.
Ближе к концу XIX века правительства некоторых стран
расширили свое вмешательство в экономику и общественную жизнь. Создавались программы
по компенсации рабочим производственных травм, либо же эта обязанность
возлагалась на работодателей. Несколько государств развернули более широкие
программы по обеспечению благосостояния населения — небольшие пенсии из фондов,
созданных за счет работодателя, помощь в поиске работы и различные формы выплат
пособий по безработице. Делалось это в основном для того, чтобы произвести интеграцию
рабочего класса в существующую социальную и политическую структуру с помощью
улучшения условий жизни и труда и уменьшения стимула бунтовать. Очень важную
роль в течение всего XIX века играло развитие систем образования и повышения
грамотности населения во всем европейском обществе. К середине века, вероятно,
большинство населения в таких странах, как Швеция, Пруссия, Англия, Франция и
Австрия (белых в Соединенных Штатах), было грамотным. Это стало большой
переменой в масштабах всей мировой истории. Только в Италии, Испании и России
процент грамотного населения был низким (приблизительно 10—25 % от общей
численности) — уровень, типичный для всех доиндустриальных обществ. Отдельные
правительства, например, Пруссии, проявили значительный интерес к образованию и
с середины века создали эффективную государственную систему; однако в Британии до
1870 года даже начальное образование не было обязательным. Почти повсеместно
процесс обеспечения образования сталкивался с множеством трудностей вследствие
религиозной полемики и спорами о роли, которую должна и может играть церковь. К
концу XIX века примерно девять десятых населения в Западной Европе были
грамотными (но в Италии и Испании число грамотных было более чем в два раза
меньше). Однако среднее образование для большей части населения часто являлось
необязательным; там же, где оно действительно существовало, оно обычно
завершалось к четырнадцати годам, и шансы ребенка, не принадлежащего к элите, на
получение высшего образование были минимальными.
Тем не менее к концу XIX века ситуация в странах Западной
Европы и Северной Америке радикально изменилась по сравнению с той, что имела
место лишь век назад. Ранее ни одно человеческое общество не переживало
перемены в столь быстром темпе. В Европе, особенно в Западной, перестало
господствовать сельское хозяйство, развивались промышленность и города.
Крестьяне и землевладельческая элита уже не были доминирующими силами в
обществе. В большинстве случаев самой крупной группой в обществе являлся
промышленный рабочий класс, но само общество стало гораздо более комплексным. В
нем имелись промышленники, менеджеры, торговцы, банкиры и представители
профессий, требующих высокого уровня подготовки, например, врачи и юристы и все
они обладали значительной властью и влиянием. Люди в целом стали богаче, чем в
начале века, и ряд товаров, которые они могли приобрести, значительно
расширился. Однако сохранилось огромное неравенство, и многие оставались
бедняками. В 1900 году процесс перемен не закончился — напротив, стал быстрее и
радикальнее. Разрабатывались новые технологии, которые вызвали целый ряд
дальнейших трансформаций в экономике и обществе, происходивших с
беспрецедентной скоростью.