ЧАСТЬ VI Формирование современного мира (1750-2000 годы)
Глава 22. Гражданские войны в Европе (1815—1945 годы)
22.6. Европейская политика
Окончание войны 1914—1918 годов не только самым радикальным образом
изменило карту Европы, но также и создало новый политический ландшафт. Во
многих государствах элита согласилась с тем, что право голоса будет
предоставлено всем мужчинам — в качестве возмещения за участие в войне. В
большинстве стран голосовать позволили и женщинам (Швейцария до 1971 года не
позволяла женщинам голосовать). Эти перемены сильно изменили численность
электората. Например, в Британии в 1910 году правом голосовать обладали
примерно 7 млн человек — в то время как на следующих выборах в 1918 году подобная
возможность появилась у более чем 21 млн человек. Однако структуры власти не
изменились, и влияние обычных граждан на правительство оставалось крайне
ограниченным. Политические партии, большинство из которых существовали задолго
до того, как все взрослые получили право голоса, были глубоко укоренившимися и
смогли включить новый электорат в существующую систему.
По мере адаптации к новой форме политики консерваторы и
члены традиционных элит столкнулись с двумя наиважнейшими вопросами. Во-первых,
готовы ли они работать в рамках либеральной демократии и конституционных
правил? Во-вторых, как реагировать на возможную угрозу их положению,
собственности и статусу вследствие увеличения налогообложения и неявно
выраженного «социализма»? Обе эти проблемы обострились существованием
революционного коммунизма в Советском Союзе и угрозой (реальной или
воображаемой) того, что этот «вирус» может передаться другим странам. Совсем
недавно закончилась война, экономические связи были нарушены, и вследствие
этого почти все требования рабочих и профсоюзов казались элите и правящим
группам предвестниками революции.
В большинстве индустриализованных стран наступил период
репрессий. На практике страх перед революцией в них являлся по большей части
воображаемым. К началу двадцатых годов XX века европейская политика была стабилизирована,
и в основе ее лежал консерватизм. Во многих случаях старые либеральные партии
XIX века либо разделились (как, например, в Британии), или пришли в упадок
вследствие того, что многие их сторонники стали поддерживать более
консервативные партии. Социалистические партии обнаружили, что добиться успеха
в подобной политической среде — задача очень непростая. Рост поддержки со стороны
электората, казавшийся таким сильным в первые десятилетия века, замедлился, и
социалистическим партиям нигде не удавалось получить более половины голосов
избирателей — несмотря на то, что именно в это время в европейских странах
процент рабочих был наибольшим.
Социалистические партии поняли, что, если они будут
участвовать в парламентской политике, им придется принимать правила (писаные и неписаные)
этой игры, включая отказ от массовых забастовок. Во многих случаях социалисты
обнаруживали, что пропорциональное представительство было введено параллельно с
расширением электората именно затем, чтобы они гарантированно не могли получить
большинство. Таким образом, в целом социалистическим партиям не удалось
блеснуть в европейской политике. Хотя они иногда добрались до власти, обычно
это означало вступление в коалицию (во Франции в 1936 году) или правительство
меньшинства (в 1924 и 1929—1931 годах в Британии). Только в Швеции после 1932
года социалисты стали правительством большинства.
Всем им пришлось столкнуться с экономическими трудностями
двадцатых и тридцатых годов XX века, когда было неясно, каким образом меры,
предлагаемые социалистами (например, коллективная собственность), решат эти
проблемы. Большинство социалистических правительств оказались в высокой степени
традиционными в своей экономической политике, они организовали лишь несколько
ограниченных социальных реформ, которые почти не отличались от тех, которые предлагали
другие партии реформаторов.
Большинство европейских государств в период непосредственно
после войны являлись демократическими. Однако в двадцатые и тридцатые годы XX
века для европейской политики гораздо более типичным, чем социализм, стал
неуклонный рост авторитарных военных диктатур и различных группировок правого
крыла. В Португалии военный переворот в 1926 году привел к власти Антонио де
Оливьера Салазара, глубоко консервативного экономиста-католика. К 1932 году он
стал диктатором, и его режим даже после его смерти выжил до 1974 года.
В соседней Испании в 1923 году военная хунта под
предводительством генерала Мигеля Примо де Риверы захватила власть и
продержалась до 1930 года. За этим последовало падение монархии, создание в
1931 году второй республики и период политической нестабильности. Армейский государственный
переворот в июле 1936 году против правительства Народного фронта провалился и
привел к ожесточенной гражданской войне, продолжавшейся до начала 1939 года.
Руководивший переворотом генерал Франко стал главой государства и включил
многочисленные группы правого крыла в созданный им авторитарный режим, который
сохранялся до самой его смерти в 1975 году.
В Греции в 1936 году была установлена королевско-бюрократическая
диктатура под предводительством генерала Метаксаса. В Румынии король Кароль в
1937 году смог установить собственную диктатуру и назначил премьером своего
личного кабинета ультранационалистского православного патриарха Мирона Кристи.
В Болгарии за рядом авторитарных правительств в двадцатых годах XX века
последовала царская диктатура царя Бориса в 1935 году. Югославия вследствие
национальной раздробленности являлась очень нестабильной, и с конца двадцатых
годов XX века в ней правила централизованная королевская диктатура. В Венгрии
монархическая диктатура не могла установиться, так как союзники не допустили бы
реставрации Габсбургов. С начала двадцатых годов страной правила глубоко
консервативная, аристократическая землевладельческая элита под руководством
регента адмирала Миклоша Хорти (последнего командующего австро-венгерским
военно-морским флотом).
Австрия в двадцатые годы была демократической, хотя в ней
существовало сильное противостояние между социалистами и консервативным
сельским Христианско-социальным союзом. В марте 1933 года правительство, в
котором доминировал ХСС, пришло к власти и стало править на основе чрезвычайных
полномочий, также был создан «Фронт Отчизны». В начале 1934 года деятельность
социалистов была запрещена.
В Польше нестабильная политическая система была свергнута в 1926
году в результате переворота, возглавленного генералом Пилсудским, который
командовал польской армией во время войны с Россией. Под различными масками
режим существовал до смерти Пилсудского в 1935 году, после чего сменился
авторитарным националистическим правлением с доминированием военных. Три
прибалтийские республики, ставшие независимыми во время краха Российской
империи, изначально были в высокой степени демократическими. Все они страдали
от крайней политической нестабильности и становились жертвами переворотов, то и
дело организуемых героями «битв за независимость» при поддержке различных
военных группировок и политиков правого крыла. К концу тридцатых годов XX века
демократические государства, оставшиеся в Европе, можно было буквально
пересчитать по пальцам: Британия, Франция, страны Бенилюкса, Норвегия, Швеция,
Дания и Ирландия.