Первая индийская империя

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 8. Экспансия (1000—200 годы до н.э.)
8.5. Первая индийская империя

После падения цивилизации долины Инда примерно в 1700 году до н.э. индийская история характеризуется всеобщим «темным веком», продлившимся более тысячи лет. Можно домыслить только основную линию событий. В Северной Индии господствовала культура так называемой «серой расписной керамики», которую сейчас находят от Раджастхана до Гималаев в россыпи маленьких деревень примерно в восьми милях по обе стороны от долин главных рек вдоль их течения. Решающим в эволюции здесь было появление технологии изготовления железа (вероятно, завезенной из Ирана) и использование железа для сельскохозяйственных орудий. Они дали людям возможность осваивать долину Ганга, расчистить густые джунгли и начать выращивать рис на очень плодородных землях. Этот регион, очень продуктивный для земледелия, обеспечивавший необходимым и дававший крупные излишки продуктов, стал центром истории Северной Индии на следующие два с лишним тысячелетия.

8.5.1. Индийское общество

Одной из самых трудных исторических проблем этого периода стало прослеживание уникальной индийской социальной системы, ошибочно названной португальцами в XVI веке «кастовой». Расширение площадей обрабатываемой земли и появление новых сообществ добавило сложностей в существующее социальное строение, в котором уже различалось четыре группы людей: элита брахманов, кшатрии или воины, вайшьи, которые были огромным большинством крестьянства, и шудры, слуги и крепостные на самом низу. Однако быстро появилась пятая группа, стоящая еще ниже, чем шудры — внекастовые панчамы, называвшиеся также «неприкасаемыми».

Со временем система стала еще более сложной, так как каждая из пяти основных групп разделилась. Основанием этого деления частично стала профессия (хотя пятая группа обычно выполняла работу по обработке кожи, которая считалась слишком грязной для других), но равно важным было также рождение и родственные отношения.

По мере расширения «цивилизованного» пространства присоединялись новые области, в особенности на юге, и баланс между различными социальными группами начал сильно колебаться от района к району, так что невозможно никакое простое представление об индийской общественной системе и о ее развитии. Хотя Индия представляется резко разделенной на множество различных, частично исключающих друг друга социальных групп, далеко не ясно, каково действительно влияние «каст» на общество и так уж необычно их наличие. Ведь каждое европейское общество было также разделено на очень отличающиеся социальные группы с маленькой элитой землевладельцев, священников и воинов, массой крестьянства и рядом различных категорий по профессиям. Границы между этими сословиями были весьма ограниченными в любом сообществе, не только в Индии.

8.5.2. Буддизм и джайнизм

Примерно к 800 году до н.э. религия Индии начала становиться все более сложной и все больше отходить от простоты, обнаруживаемой в большинстве обществ Евразии. Самое ортодоксальное из этих отклонений найдено в учении, основанном на книге «Упанишады» (что означает «сидеть перед»). Согласно индуистской религии целью личности было освободиться от страданий и бесконечной череды перерождений через самоконтроль. Было выработано сложное понятие «кармы» (связь действия и его последствий при многократных повторных рождениях), а главный бог «Риг Веды» — Брахма — трансформировался в Брахмана, универсальный дух, охватывающий все.

Более радикальный отход от изначальной религиозной системы пришел с появлением Сиддхаратхи Гаутамы. Традиционно годом его рождения считается 563-й год до н.э. — но возможно несколькими веками позднее. Гаутама был сыном правителя крохотного государства возле Капилавасту у подножья Гималаев. Под именем Будды он основал первую и самую долгоживущую из всех великих мировых религий — буддизм.

Он говорил о всеобщности страдания, объяснял его причины и способы покончить с ним — что позднее стало известно как «Благородный восьмеричный путь». Целью личности должно быть достижение «нирваны» (литературно выражаясь — «гашения») с окончанием страдания и бесконечных возрождений. Буддизм был также первой религией, создававшей монашеские общины, как мужские, так и женские (сангха) для последователей пути, намеченного Буддой, который принял жизнь медитации, целомудрия, ненасилия и бедности.

Близким современником Будды был другой кшатрийский принц — Вардхамана Махавира, который основал учение монахов и мирян, отрицавших авторитет ведизма и брахманизма, ставшее известным как джайнизм — религия последователей «джайна», завоевателя. Махавира считался последним из двадцати восьми тиртанкара или «прокладывателей брода», которые показывали путь к окончанию страданий. Это было крайне аскетическое движение, в котором природа рассматривалась как воплощение космического закона, и поэтому ненасилие по отношению ко всем формам жизни для него являлось абсолютом. Для мирян поэтому сельскохозяйственные работы становились невозможны, и они стремились в торговлю и коммерцию. Вероятно, именно этот строгий аскетизм и привел к тому, что джайнизм никогда не стал привлекательнее буддизма.

8.5,3. Империя Маурья

Буддизм и джайнизм появились в мире, который быстро менялся. Уже до 500 года до н.э. на равнине Ганга появились первые города, а Северная Индия оказалась разделена примерно на шестнадцать маленьких царств. В западной части равнины царство Кошала со столицей Шравасти, которая включала в себя территорию важного религиозного места Айодхье, завоевало ранее независимое царство Каси со столицей в Варанаси на Ганге. В западной части равнины самым значительным было царство Магадха. Его столица находилась в Раджгире, и оно контролировало не только торговлю вдоль Ганга, но и ресурсы железа и других металлов в горах Барабар.

Именно эта комбинация высокопроизводительного сельского хозяйства и контроля над торговлей и ресурсами металлов создала базис для мощи Магадхи. Оно расширилось на восток и на юг, завоевав другие маленькие государства, и примерно к 100 году до н.э., при правителе Бимбисаре, стало самым сильным царством в Северной Индии, господствуя над торговыми путями вдоль Ганга и дальше, вплоть до Центральной Азии и торгового города Таксила.

Около 322 года до н.э. последний царь Магадхи Нанда был свергнут одним из своих военачальников, Чандрагуптой, который основал новую династию. Это стало началом быстрой экспансии — к 305 году до н.э. новая империя Маурья контролировала большую часть Северной Индии, протянулась на западе до Пенджаба и до гор Гиндукуш и заключила соглашение о границах с правителями Ирана. Империя была разделена на джанапады, или «области», которые, вероятно, следовали существовавшему политическому делению и управлялись родственниками Чандрагупты или его генералами. Были введены стандартная монета и налог на землю. На практике большое количество земли было освобождено от налогообложения, так как ею владели религиозные группы — буддисты или джайнисты, либо она использовалась для поощрения образования поселений в новых регионах.

Власть центрального правителя была ограничена — район, контролируемый новой империей, был громадным, а инфраструктуры имелось мало, большинство городов оставалось на самоуправлении, будучи полунезависимыми. По традиции Чандрагупта отрекся на пике своей власти в 301 году до н.э. и стал джайнистским монахом на юге Индии. Ему наследовал его сын Биндусара, который правил до 269 года до н.э. и расширил империю еще дальше на юг.

Самым известным правителем империи Маурья стал Ашока (269—232 до н.э.) — благодаря своим эдиктам и моральным указаниям, которые он вырезал на восемнадцати скалах и тридцати колоннах. Эти указания являются самым ранним известным примером расшифрованной индийской письменности, хотя их алфавит явно основан на гораздо более ранних разработках, которые не сохранились. Большинство из этих надписей сделаны на языке брахми, предке современного хинди, хотя некоторые написаны на языке карошти, варианте арамейского языка Юго-Западной Азии.

За первые десять лет своего правления Ашока расширил империю далеко на юг Индии. Он победил царство Калинга (в современной Ориссе) в очень кровавой войне, которая привела к фундаментальным переменам. Ашока перешел в буддизм, начал проводить новую политику ненасилия и придерживался ее весь остаток своего правления. Примерно в 240 году до н.э. он созвал великий совет буддистов.

Империя, которой он правил, протянулась почти от современного Афганистана до Бангладеш, а на юге субконтинента независимыми оставались всего три маленьких царства: Керала, Чола и Пондья. Хотя Ашока вел переговоры как равный с правителями царств на западе, в Иране, Египте и Сирии, доступная ему степень контроля внутри страны была весьма ограничена. Большинство региональных правительств пользовались высокой степенью автономии, и главным достижением империи Маурьев был долгий период внутреннего мира.

Хрупкость империи Маурьев выявилась после смерти Ашоки. Споры о наследовании привели к гражданской войне, внутреннему развалу, экономическому спаду и быстрому распаду империи на ряд мелких государств, как только усилились нападения извне. Потомки Ашоки продолжали править в Магадхе до 184 года до н.э., когда генерал Пушьямитра Шунга основал новую династию, которая правила большей частью Центральной Индии до 72 года до н.э.