ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 8. Экспансия (1000—200 годы до н.э.)
8.2. Китай. Ранняя Чжоу
Китайская традиция, которую не стоит считать фундаментально
ошибочной, утверждает, что государство Чжоу в Шаньси под предводительством царя
У победило государство Шан в битве при Му-е к северу от реки Янцзы, казнило
последнего царя Шан (Чжоу-синь) и утвердило свое правление, создав столицу в
Чжоу-цзуне возле Сиани в долине реки Вэй в нынешней Шаньси. Эти события имели
место или в 1122, или в 1027 году до н.э. и завершили длинную серию конфликтов
между мелкими государствами периода Шан.
Китайская традиция увидела в этом событии знак двух важных
перемен. Во-первых, оно стало началом очень долгого процесса создания единого
китайского государства, продолжавшегося примерно до 200 года до н.э. Во-вторых,
оно отметило начало значительной экспансии китайского влияния на внешние для
центра области, где впервые возникла китайская культура. Примерно с 1000 года
до н.э. китайские крестьяне заселяли районы к северу от Пекина, северо-восток
Шаньдуна, а также равнины нижней Янцзы. Везде по мере устойчивого роста
населения число поселков и городов значительно росло.
Карта 17. Китай: государства периода «Весны и Осени»
(771—403 годы до н. э.)
История Чжоу, как правило, подразделяется на три периода.
Первый (до 771 года до н.э.) известен как Западная Чжоу — из-за расположения
столицы в Шаньси. Второй с 771 до конца пятого века до н.э. начался с переноса
столицы в Чэн-чжоу (возле более поздней столицы Лоян в Хэнани) и часто
называется Чунь-Чю или периодом «Весны и Осени» — по названию летописи царства
Лу в Шаньдуне. Третий длился до объединения Китая под властью династии Цинь в
221 году до н.э. и известен как период «Воюющих царств».
Точное устройство государства Чжоу определить трудно. На
вершине власти находились правители Чжоу, объединявшие (как и в Шан) военные и
религиозные функции. Правитель получал титул Тянъ-цзы или «Сын Неба». Столица
Чжоу была религиозным центром общества и местом почитания умерших царей. Это
было искусственное творение, созданное по заранее намеченному плану, в котором
макрокосмос и микрокосмос были объединены в сложную символическую систему, все еще
понимаемую нами только частично. Город имел вид квадрата со сторонами в девять
ли (почти 4000 ярдов), каждая из них имела трое ворот, а девять дорог
пересекали город во всех направлениях. Каждая дорога была шириной ровно в
девять следов от колесниц.
Дворец правителя находился в середине города, и в его центре
стоял столбик солнечных часов, который не отбрасывал тени в летнее
солнцестояние. Как и в Шан, каждый город назывался по имени его правителя,
который считался в некоторой степени родственником (реальным или условным) царя
Чжоу. Их семьям передавалась политическая и религиозная власть над областью,
называемой фэн — от китайского слова, обозначающего земляной вал, который
отмечал ее границы. Каждая правящая семья имела обычай чтить отца-основателя
города, и только первородный сын главной жены мог наследовать как власть, так и
ответственность почетного предка. Вторичные ветви правящей семьи могли
поклоняться только последним четырем поколениям предков.
Ясно, что между Шан и ранним Чжоу существовала значительная преемственность.
Оба государства были примитивными монархиями, в которой действительная власть
правителя была очень ограничена. Несмотря на номинальное признание общего
верховенства царя Чжоу, множество мелких государств и их правителей на практике
были почти независимы. Сначала царь Чжоу мог обладать властью смещать правителей
городов, но эти места быстро стали наследуемыми — тенденция, которая
становилась все более явной в период примерно после 750 года до н.э. Около
дюжины могущественных княжеств появилось на центральной равнине Китая, из
которых наиболее важными были Чжэн, Сун, Вэй, Jly, Цао, Чэнь и Цай (в Сун
правил потомок старой династии Шан). На краю региона возникали даже более
крупные государства, потому что у них имелось больше места для экспансии. К ним
относилось княжество Цинь, расположенное в центре долины Фэнь в Шаньси, которое
наращивало свою мощь благодаря почти непрерывным войнам с группами кочевников
на северо-западе, и Ци на дальнем северо-западе Шаньдуна. На юге правители Чу,
которые владели областью, не говорящей по-китайски, приняли титул царей и также
вели борьбу за власть в центральном Китае.
Конфедерации государств, возглавляемые Чу и Цинь, постепенно
развивались. Сначала они представляли собой свободные союзы, но, после
поражения Цинь от царя Чу Цзуана в 597 году до н.э., более сильные государства
заставили более слабые вступить в их союз.
Дальше к юго-востоку, в области, меньше привязанной к
первичным китайским традициям Центральных равнин, примерно после 600 года до н.э.
возникли более мощные государства У и Юэ — в основном за счет Чу. Как и другие
государства на окраинах Центральной равнины, они смогли расшириться и стать
более могущественными. Сначала самым сильным было царство У, особенно при царе
Фу-ча (496—473 годы до н.э.), но в 460-х годах оно потерпело поражение от царя
Юэ Гоу-чжаня и потеряло свои завоевания в среднем течении Янцзы и в районе
Шаньдуна.
Под влиянием почти непрерывных войн между этими царствами и общество
и государство быстро менялись. Успешными государствами и правителями были те,
которые смогли уйти от образца старой свободной конфедерации Шан и раннего
Чжоу, централизовать власть и мобилизовать ресурсы в регионах, которые они
контролировали. Чаще всего правители приобретали ресурсы через развитие систем
аграрного налогообложения, которые впервые создали в Лу в 590-х годах до н.э. и
в Чжен примерно на пятьдесят лет позднее. С 550-х годов до н.э. правители
издавали также законы-кодексы (записанные на бронзовых пластинах), целью
которых было упорядочить внутренний контроль. Однако во многих государствах эти
эволюционные шаги вызывали рост внутренних раздоров, так как большинство
правящих семей сопротивлялось централизации. В царстве Лу власть захватили три
семьи — Мэн-сун, Шу-сун и Чи-сун. Они отстранили правителя, который
теоретически законно получил свою власть от царя Чжоу. В Ци семья Тянь пошла еще
дальше и официально захватила власть. В Чжинь за власть боролись армейские
военачальники и в конце концов разделили государство на три новых — Хань, Вэй и
Чжао.