ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.7. Периферия Евразии: Япония и Юго-Восточная Азия
11.7.1. Япония
В VI веке в Японии появилось первое настоящее государство.
Однако, как и большинство периферийных государств, оно находилось под влиянием
Китая и его культуры. Именно эта страна послужила образцом, с которого японская
знать копировала свои политические институты. Еще до объединения Китая под
властью Суй его влияние на Японию было сильно заметно, хотя многое, в
особенности буддизм, приходило через Корею — первые буддийские изображения и
сутры были заимствованы из корейского государства Пекче в 538 году. Буддизм
стал официальной религией Японии в 587, сразу после обращения императора и
главы одного из самых важных кланов, Соги, который правил при дворе до середины
VII века.
Выделяют две большие волны китайского влияния на Японию — в начале
и в середине VII века. В это время в Китай отбыло 16 официальных посольств,
буддисты-пилигримы свободно перемещались между странами. Все буддийские школы,
которые существовали в Японии, — это заимствования китайских школ эпохи Тан.
Китайцы также придумали оскорбительную кличку японцев — «Ва» (то есть «гном»),
а страну стали называть «Ниппон» —«Источник солнца», или в китайском
произношении Жи-бэнь (Япония). Процесс заимствования японцами китайских идей
начался с календаря в 604 году. Затем страну разделили по китайской системе на
66 провинций и 592 района, а на нижнем уровне — на объединения из трех
деревень, в каждой из которых жили по пять семей, они сообща платили налоги и
вели хозяйство.
Провинции делились на округа, отражающие пути, по которым
передвигались инспекторы, проверяющие местную власть. Названия японских островов
произошли от этих первых административных районов: Кюсю — это «Девять
провинций», а Сикоку — «Четыре страны». Император стал называться Тэнно —
«Небесный Император», что было очень по-китайски; новые дворцовые церемонии
тоже были калькой с китайских. В Японии был Великий Государственный совет, куда
входило восемь министерств — шесть таких же, как в Китае, и еще два для
придворных нужд. Однако чиновников здесь не экзаменовали — все должности
получали аристократы, и вскоре они стали передаваться по наследству.
Правительство постепенно наращивало свое влияние, заменявшее
старую систему юдзи (кланов). Были введены налоги на сельскохозяйственную
продукцию и ткани, трудовая повинность (которую можно было отдавать продуктами)
и военная обязанность. В 701 году был опубликован кодекс Тай-хо — первый в
Японии, созданный по образцу китайского законодательства. В 646 императорским
эдиктом были отменены все существующие землевладения и провозглашена схема
равного владения землей, аналогичная существовавшей при династии Тан.
Сейчас представляется непонятным, как власти собирались
управлять такой сложной системой. Японское правительство могло сколько угодно
копировать китайское, но у него не было ни такой эффективной экономической и
социальной структуры, как в Китае, ни своей валюты, а вдобавок существовал
только один крупный город. Это был Нара в провинции Ямато, он стал столицей
Японии в 710 году, а до того все правители жили в своих владениях.
План города Нара напоминал Чанъань за исключением
отсутствующих городских стен — у страны не было внешних врагов. Большинство из
западных строений так и не было построено, но столица была окружена множеством
буддийских монастырей. Нара был столицей до 794 года, пока не построили новый
город, Хэйан. Он также был построен по образцу Чанъаня, и тоже без городских
стен. Через некоторое время его переименовали в Киото, он являлся столицей до
1185 года и навсегда сохранил ключевое значение для Японии. В современном
городе оригинальные номера улиц сохранились с VIII века. Киото быстро стал крупным
городом с населением около 200 000 человек (больше любого в Европе — в Париже в
это время жили около 25 000 человек).
Изолированная от мира, Япония не страдала от внешних врагов,
так что это было время полного мира — после восстания в 764 году в течение
следующих пяти веков не было ни одного бунта. Население непрерывно росло, но в
стране все равно оставалось достаточно земли, пригодной для обработки, так что
крестьяне не оставались без работы. В VIII веке к Японии присоединили юг Кюсю,
а на севере Хонсю ослабла власть айнов — потомков племени охотников-собирателей
«дзомон», и японцы стали переселяться на эти земли.
Однако, хотя власть кланов (юдзи) была подорвана, авторитет
правительства тоже постепенно снижался. Оно оказалось неспособно контролировать
местных землевладельцев, а китайская система равного разделения земли очень
скоро опять превратилась в наследственную. Сбор налогов контролировала местная
знать, так что она могла увеличивать их по своему разумению. Крестьянам
приходилось идти в подчинение к аристократам, так как подневольные крестьяне
освобождались от налогов.
Вместе с падением налоговых сборов падала и власть
центрального правительства. К X веку большинство крестьян и сельских угодий
принадлежали крупным землевладельцам, а налоги, шедшие в казну, были минимальны.
Власть императора, и так не очень сильная, еще ослабла в течение IX века.
Женщины лишились права управлять страной — между 592 и 770 годах почти половина
императоров были женщинами, а после этого — только две. Императоры подчинялись
роду Фудзивара, который владел большими участками земли и контролировал почти
все министерства с 857 до 1160 года. Фудзивара сохраняли ведущую роль при дворе
вплоть до XIX века, и правители почти всегда выбирались из одной из пяти ветвей
этого рода.
Приблизительно в течение четырех веков после основания
японского государства китайская письменность была адаптирована для японского
языка. Это привело к появлению, по-видимому, самой неудобной и неэффективной системе
письменности в мире. Сначала японские аристократы говорили на китайском, и
важнейшие буддистские тексты читали и писали на этом языке. Постепенно, по мере
уменьшения интенсивности контактов с Китаем, к VIII веку японцам понадобилось собственная
азбука. Китайская письменность совершенно не подходила для японского языка,
который, в отличие от китайского, является полисиллабическим и имеет много
падежей — китайская письменность не приспособлена ни для передачи склоняющихся
окончаний глаголов и прилагательных, ни для отражения связей между словами.
Проблема была в том, что японцы были почти полностью изолированы, испытывали на
себе сильное китайское влияние и по сути у них не было выбора, кроме как
приспосабливать для своих нужд китайскую письменность, хотя слоговое или
алфавитное письмо было бы намного более предпочтительным (например, для Японии
X века понадобилось бы всего 14 букв).
К X веку в Японии появились три различные системы
письменности. Китайские иероглифы использовались для множественных слов-заимствований
и текстов на китайском (или, скорее, на японской версии китайского, поскольку
сами китайцы с трудом его понимали). Вторым алфавитом была кана — слоговая
письменность, предназначенная для стихов и прозаических произведений. Третий
был комбинацией китайских иероглифов (для существительных, корней глаголов и
прилагательных) и каны (в основном, для флексий и грамматических форм). Однако
даже с такой сложной системой произношение и даже значение написанного часто
было неясным и определялось только с помощью контекста. Именно от третьей
системы произошла современная японская азбука.
11.7.2. Юго-Восточная Азия
Юго-Восточная Азия была не так изолирована, как Япония.
Наоборот, через нее проходили все евроазиатские торговые пути, соединявшие
Индийский океан с Китаем. Соответственно, этот регион был открыт для влияния
как Индии, так и Китая. Прибыль, получаемая от торговли, и престижные контакты
с двумя самыми развитыми культурами и религиями в этой части мира позволили аристократам
этого района усилить свою власть и создать несколько небольших государств. Мы
уже рассматривали, как действовал этот процесс в случае с перешейком Кра и
Южным Вьетнамом. В V веке торговые пути переместились отсюда к Малаккскому
проливу и привели к подъему государств Суматры и Явы.
Эти государства образовывались вокруг портов, где находились
важнейшие перевалочные пункты для купцов из Индии и Китая. Некоторые из них, в
основном арабы, ехали за товаром прямо в Китай — однако и им были необходимы места,
где можно было отдохнуть и дождаться попутного ветра. Возникшие тут государства
оставались очень слабыми, их правители контролировали лишь окрестности своего
города-порта. Они использовали доходы от налогов на торговлю для подкупа вождей
племен, населявших остальные земли, — а те в ответ предоставляли им продукты и
формально подчинялись им.
Первым и наиболее важным государством в этом районе было
Шривиджая со столицей в городе Палембанг на юго-западном побережье Суматры. Оно
контролировало торговые пути с конца VIII и до начала XI века. Правительство
сумело удерживать в разумных рамках пиратство в своем регионе, что
способствовало развитию торговли в тринадцати принадлежащих стране портах.
Главной задачей королевской администрации была инспекция рынков, проверка веса
монет и подлинности валют. Вначале правители Шривиджайи были индуистами и поклонялись
Шиве и Вишну, привлеченные их призывами к социальной упорядоченности. Однако к
концу VII века на территории Юго-Восточной Азии распространился буддизм ответвления
Махаяны. Один китайский путешественник, в 670-х годах посетивший Шривиджайю по
пути из Индии, насчитал здесь более 1000 буддийских монахов.
Большая часть западной Явы испытывала влияние Шривиджайи, но
далее на восток, в районе Матарам, правители из династии Салиендра создали свои
небольшие государства и стали называть себя звучным титулом «магараджа», чтобы
увеличить свой престиж. В этом регионе были построены крупные храмовые
комплексы, такие как Боробудур, ставшие центрами объединения местного населения.
Эти государства сохранялись до поражения Шривиджайи от морских набегов со
стороны южно-индийского королевства Чолас в 1025 году. Юго-восточная Суматра
так никогда и не оправилась от этого поражения, и власть над морскими
сообщениями между Востоком и Западом перешла к государствам центральной и
восточной Явы.