ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 12. Мир поздней Евразии
К 1000 году н. э. жизнь людей на территории Евразии во многом
изменилась по сравнению с той, какой она была в ранних земледельческих
империях, существовавших на континенте на протяжении трех предыдущих
тысячелетий. Эти изменения происходили очень медленно. Мировое население
выросло с 30 млн в 2000 году до н. э. до 50 млн в 1000 году до н. э. Резкий
скачок в развитии, вызванный появлением железных орудий труда и возможностью
обрабатывать больше земли, вызвал удвоение населения к 500 году до н. э. и еще
раз удвоил его к 100 году н. э. — так что общее население Земли составило 200
млн человек. Далее последовал долгий период относительного застоя, так как
количество обрабатываемой земли увеличивалось медленно, техническое развитие
также приостановилось, а распространение заболеваний, вызванное объединением Евразийского
континента, сильно замедлило рост населения. К 1000 году н. э. мировое
население выросло всего лишь до 250 млн человек.
Европейские сообщества оставались в подавляющем большинстве
земледельческими: девять из десяти человек напрямую зависели от
сельскохозяйственного производства, являясь свободными крестьянами,
безземельными работниками или крепостными. Многие из остального населения также
были косвенно задействованы в сельском хозяйстве, так как занимались
производством товаров из сельскохозяйственной продукции — помолом муки, дублением
кожи, пивоварением или производством текстильной продукции.
Экономика развивалась медленно, неравномерно, в основном
экстенсивным путем — за счет увеличения числа населения увеличивалось и
количество обрабатываемой земли. Однако основные препятствия на пути ее
развития были вызваны общественным устройством и являлись почти непреодолимыми.
Тем, кто занимался торговлей, она могла принести некоторое благосостояние, но
спрос на товары был невелик, так как крестьяне вели главным образом натуральное
хозяйство. Развитие торговли шло медленно и часто прерывалось, но количество
купцов и продаваемых товаров росло, а расстояния, которые преодолевали
торговцы, увеличивались. Это вело к появлению новых источников дохода в
обществе — которые, в свою очередь, помогали создавать дополнительный спрос и
дальше развивать торговые отношения, еще сильнее увеличивая доходы населения.
В результате в течение многих столетий общество постепенно
становилось богаче, а количество источников дохода увеличивалось. Быстрее и
заметнее всего эти изменения происходили в тех частях Евразии, где существовало
наиболее эффективное сельское хозяйство, способное обеспечивать широкую
инфраструктуру торговли и производства. Наиболее заметными эти процессы были в
трех регионах: в Китае, где начиная приблизительно со II века до нашей эры
существовала монетарная экономика и хорошо развитая торговая сеть; в Индии с ее
высокопродуктивным сельским хозяйством и торговыми городами (особенно на юге);
а также во многих мусульманских странах.
Параллельно с этими изменениями в первом тысячелетии новой
эры начал ускоряться темп технического прогресса, предоставляя людям еще более
широкие возможности. Приблизительно к 1000 году Китай стал первой страной в
Евразии, начавшей освобождаться от некоторых глобальных сдерживающих факторов,
которые ранее мешали развитию человеческого общества. В экономике происходили
фундаментальные перемены, они влияли на сельское хозяйство, промышленность,
торговлю и финансовую систему, а также на государственное устройство, систему
налогообложения и в итоге на объем средств, которыми государство могло
располагать.
Эти перемены рассматриваются в следующей главе. В данной
главе будет более широко описан мир Евразии, приведен общий обзор жизни империй,
существовавших в 600—1500 годах и рассмотрены некоторые из сдерживающих
факторов, которые все еще стояли на пути необходимых перемен в экономике и
общественной жизни. Также здесь будет проанализированы расширяющиеся торговые
связи в Евразии, приведшие к росту числа городов, богатевших за счет торговли,
и ускорение технического прогресса — главным образом, в Китае.
12.1. Сельское хозяйство и условия жизни
Продуктивность сельского хозяйства в Евразии была низкой.
Исключением являлись лишь несколько регионов — долина реки Янцзы, где
использовалась ирригация и сеялись высокоурожайные сорта риса, а также
отдельные части Индии, Месопотамии и Египта. Урожайность была низкой, особенно
в Европе, где урожай превышал количество посеянного зерна немногим больше, чем
в два раза (современные сорта дают приблизительно тридцатикратное количество от
первоначально посеянного зерна). Урожайность винограда была меньше современной примерно
в семь раз. Количество животных, которых могли содержать земледельцы, также
было крайне ограничено из-за невозможности запасать достаточно корма на зиму —
к весне скот обычно настолько ослабевал, что животных приходилось выносить на
поля, чтобы они могли щипать свежую траву. Это означало в том числе и нехватку
навоза для сельскохозяйственных нужд. Некоторые рукописи XIII века, найденные
недалеко от Парижа, содержат рекомендации, согласно которым поля должны были
удобряться по меньшей мере раз в десять лет. Из-за нехватки корма
продуктивность животноводства была также очень низкой — английская корова в XIV
веке производила примерно в шесть раз меньше молока, чем в наши дни.
Подавляющая часть населения страдала из-за неурожаев,
вызванных плохими погодными условиями, насекомыми-вредителями и военными
действиями. Эти проблемы еще более усугублялись тем, что значительные
количества продукции, производимой крестьянами, присваивали себе
землевладельцы, а также в виде налогов забирало государство. Японские крестьяне
выращивали рис — но основная его часть отдавалась землевладельцам и
государству, поэтому сами крестьяне питались в основном пшеном и дикорастущими
растениями. В Европе крестьянам приходилось отдавать примерно третью часть
своего урожая, и у них редко оставалась продукция на продажу. В России, где
зима могла длиться более 200 дней, крестьянам нужно было делать значительные заготовки
корма на зиму, чтобы сохранить свой скот, и лес оставался важным источником
пищи, как и во времена охотников и собирателей. Лишь вблизи некоторых городов
Евразии крестьяне имели возможность торговать своей продукцией, так как
присутствовал рынок сбыта, и даже небольшой участок земли мог приносить
ощутимую прибыль.
Голод был постоянным страхом для людей — в XI столетии
Франция пережила двадцать шесть периодов голода, который охватывал всю страну.
Во многих случаях причиной являлось не только то, что пищи было недостаточно и
бедняки не могли ее купить — пищу просто негде было найти. В 1315—1317 годах
случился ряд особо острых неурожаев в Западной Европе, и когда в августе 1316
года король Эдуард II приехал в Сент-Олбанс, даже он не смог купить себе еды,
так как ее нигде не было.
Основная часть крестьян была бедной, они не обладали
практически никакой собственностью. В Японии крестьяне носили одежду из пеньки
— это была единственная ткань, которая была в их распоряжении. В Европе до XVII
века города почти полностью состояли из деревянных конструкций, а крестьяне
жили в хижинах с глиняными и земляными стенами без окон, причем свой домашний
скот они держали там же, чтобы он не замерзал. Даже в 1560 году четверть
населения в Пескаре жила в трущобах, в земляных пещерах. Домашнюю мебель можно
было обнаружить лишь в таких богатых странах, как Китай. Общественные бани были
популярны только в мусульманских странах. В одном лишь Китае существовала
эффективная система по удалению из городов отходов, остававшихся от людей и
животных. В конце XIII века в Сиене городской совет содержал свинью и четырех
поросят специально для того, чтобы они поедали отбросы на площади
Пяьцца-дель-Кампо.
В Европе большинство людей питалось крайне однообразно: их
пищей были в основном хлеб, жидкая каша, похлебка и суп. В Китае, Юго-Восточной
Азии и отдельных частях Индии люди питались практически только одним рисом.
Мясо и рыба были редкостью, регулярно употреблять их в пищу могли только
богатые — а бедняки могли их себе позволить только во время некоторых
праздников.
Не удивительно, что люди не отличались крепким здоровьем, а
продолжительность жизни была невысокой. В Леванте в ранний исламский период
средняя продолжительность жизни была приблизительно такой же, как и в 9000 году
до н. э. В Скандинавии около 1200 года н. э. средняя продолжительность жизни
составляла восемнадцать лет, причем половина родившихся умирала еще в детском
возрасте. В пятнадцать лет люди могли предполагать, что они доживут до тридцати
четырех. Тщательное изучение более ста кладбищ, расположенных на севере Альп и
относящихся к периоду между 1000 и 1200 годами н. э., показывает, что, помимо
очень высокой детской смертности, треть мужчин и четверть женщин умирали между
четырнадцатью и двадцатью годами — главным образом от малярии, оспы, дизентерии
и туберкулеза. Меньше четверти всего населения доживала до сорока лет. Лишь
немногие, в основном представители высших слоев общества, которые лучше
питались и практически не выполняли физической работы, могли жить долго —
например, папы римские Луций III и Селестин III прожили более девяноста лет.
Как следствие, половозрастная структура в Евразии резко
отличалась от современной. Лишь около 5% людей были старше 65 лет, и основную
массу иждивенцев составляли дети. Однако у родителей обычно не было возможности
вырастить всех, и смерть ребенка была обычным явлением. В Европе приблизительно
каждый десятый младенец был подкидышем, от которого отказались собственные
родители.
12.1.1. Распространение новых видов растений
Распространение ислама и возникновение общеисламской
культуры, которая объединяла народы от Западного Средиземноморья до
Юго-Восточной Азии и Африки, дали толчок к первой фундаментальной перемене в
мировом сельском хозяйстве. Они разрушили многие культурные барьеры, которые
ранее препятствовали обмену идеями между различными народами, и сгладили
настороженность, которая раньше существовала между странами Средиземноморья и
странами, омываемыми Индийским океаном. В результате впервые за десять тысяч
лет, со времен появления земледелия, различные посевные культуры начали
распространяться по новым территориям.
Новые культуры не только несколько расширили возможности
крестьян и снизили опасность неурожая, но также внесли значительные изменения в
рацион питания. Главным центром распространения сельскохозяйственных культур
была Индия, где уже многие века возделывались растения, которые индийские
торговцы привозили на родину из Юго-Восточной Азии. Когда мусульманские
торговцы стали торговать в Индии, они привезли семена некоторых растений в Иран
и Месопотамию, где они сначала культивировались в новых условиях, а затем распространялись
дальше на запад, в Средиземноморский регион.
Основными культурами, получившими распространение, были
злаки. Сорго пришло в Индию из Африки, в X веке было привезено в Юго-Восточную
Азию, а столетие спустя — в Испанию. До ислама рис был практически неизвестен в
Юго-Западной Азии, но затем из Индии он стремительно распространился по всем
регионам, в которых были подходящие климатические условия для его выращивания.
Твердые сорта пшеницы впервые стали возделываться, вероятно, в Эфиопии — но затем,
благодаря арабам, распространились из района Красного моря по всему
Средиземноморскому региону.
Еще более важной культурой был сахарный тростник.
Предполагается, что он появился как сельскохозяйственная культура в
Юго-Восточной Азии, откуда попал в Китай к первому веку н. э., а также на запад
в Индию, и в конечном счете оттуда в Иран. Широкое распространение тростника
началось именно с расширением территорий, где исповедовали ислам. Он попал в
Месопотамию, а затем, к X веку, распространился по территории Леванта и
островам Восточного Средиземноморья, особенно на Кипре. Он также проник на
восточное побережье Африки до Занзибара.
Сахар пришелся по вкусу людям всех стран и народов, но для
обработки сахарного тростника требовалось много тяжелого труда. Потребность
Европы в сахаре позднее стала одной из самых влиятельных экономических сил в
мировой истории. Распространение сахарных плантаций, владельцами которых были
европейцы, сначала по территории Средиземноморья, потом по островам
Атлантического океана, а потом по Северной и Южной Америкам, послужило причиной
появления крупнейших рабовладельческих империй в мире.
Почти такое же значение имело и расширение ареала
выращивания хлопка. Изначально его производили на северо-западе Индии в регионе
цивилизации долины Инда. Быстрому его распространению мешало то, что для него
требуются строго определенные климатические условия: к I веку до н. э. он
добрался только до Персидского залива, Нубии и Юго-Восточной Азии. Самой
ощутимую перемену внесло появление в VIII веке гораздо более выносливого сорта
хлопка — в Центральной Азии, в районах оазисов и торгового города Турфан. В
течение двухсот лет его выращивали уже по всему исламскому миру, что послужило
основой для возникновения новой текстильной промышленности, так как умение прясть
хлопчатобумажные нити распространялось очень быстро.
Появились и другие сельскохозяйственные культуры, играющие
несколько меньшую роль в мировом сельском хозяйстве. Одними из наиболее
значительных были цитрусовые деревья, сложность культивации которых заключалась
в том, что для сохранения сортности их необходимо было постоянно прививать.
Цитрусовые изначально появились в очень маленьком районе Ассама и северной
Бирмы — но в Китае, Индии и на Малаккском полуострове из них вывели множество
различных сортов. Только один вид цитрусовых — цитрон — достиг Юго-Западной
Азии раньше ислама, а к X веку померанец, лимон и лайм были привезены из Юго-Западной
Индии в Средиземноморский регион.
Бананы появились в Бирме и Юго-Восточной Азии и к IV веку до
н. э. достигли Индии и Китая. Вместе с исламской культурой их привезли на
запад, и к X веку по северному африканскому побережью они достигли Испании, а
по восточному — Занзибара. Шпинат и баклажан появились в Индии, к V веку
достигли Китая и Ирана, и, благодаря исламу, быстро продвинулись на запад и
достигли Испании не позже X века. Другие культуры оказалось невозможно
возделывать в Средиземноморье, поэтому выращивали только в отдельных частях
исламского мира. Кокосовая пальма пришла в Индию к VI веку до н. э. с Малаккского
полуострова, но на западе появилась лишь долгое время спустя, так как она с
трудом приживалась даже там, где климат совсем ненамного отличался от
естественных для нее условий. К X веку ее, возможно, выращивали в Восточной
Африке, но на побережье Персидского залива (в Омане и Дофаре) она не появлялась
до XIV века. Манго также пришло из Индии и к IX веку выращивалось в Омане, а
немного позднее — и в Восточной Африке.
Проникновение новых культур из исламского мира в
христианскую Европу шло значительно медленнее. Оно происходило через две
территории, по которым шло распространение знаний и технологий из мусульманских
стран — Испанию и Сицилию. В XIII веке сорго и твердая пшеница достигли Италии
(последняя стала причиной появления классического итальянского блюда —
макарон), следом за ними в XIV веке здесь появились апельсины и лимоны, а
столетие спустя — рис (который выращивался крупными землевладельцами в долине
реки По).
Причиной медленного течения описанного процесса были не
климатические условия и не отсутствие ирригационных систем в южной Европе, а
отсутствие новых технологий ведения сельского хозяйства. Появление новых
культур произвело в мусульманском мире сельскохозяйственную революцию, позволяя
ускорить уборку урожая и севооборот, а также расширить площадь возделываемых
территорий. В некоторых наиболее плодородных районах было возможно собирать три
урожая в год — на Кипре засевать хлопок между двумя посевами пшеницы, а в
наиболее подвергнутых ирригации частях Месопотамии и в долине реки Янцзы в Китае
можно было собирать два урожая риса в год. Риск неурожая снижался благодаря
более широкому разнообразию выращиваемых культур — а рост прибыли, который они
обеспечивали, способствовал общему подъему экономики. Именно
сельскохозяйственная основа помогла исламскому миру сохранить свою позицию
одного из двух богатейших регионов мира (вторым был Китай).