Возрождение в Китае

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 10. Кризис (200—600 годы н.э.)
10.8. Возрождение в Китае

Примерно с середины V века, в то время, когда Римская империя стала в основном христианской, а в Китае широко распространился буддизм, появились явные признаки подъема Китая из хаоса предыдущих 250 лет. Оживление торговли на юге страны с Центральной Азией и по морю с юго-востоком Азии принесло рост благосостояния. Власть была в руках господствовавшей аристократической элиты, состоящей из потомков тех, кто переехал на юг в период после 300 года, а также местных богатых землевладельцев долины Янцзы и берега Гонконгского залива. Они могли освободить себя от налогов и правительственных предписаний, а также иметь собственные частные армии, которые в совокупности стали более могущественными, чем контролируемая государством армия.

В конце V века появился закон о запрете на браки между аристократией и «простолюдинами». Аристократические группы обладали реальной властью при дворе слабых династий, правивших в Южном Китае чуть не до середины VI века. Династия Сун (420—1279) была основана Лю Ю, военачальником в кампаниях против северных династий. Он победил Восточную Цинь, которая правила областью со времени великой миграции с севера. Царство Сун было достаточно стабильным до 450-х годов, но само было повержено военным мятежом, который привел к основанию династии Ци (479—502).

Попытки контролировать власть аристократии привели к еще одному военному перевороту и созданию династии Лян (502—557). Долгое правление (почти пятьдесят лет) ее основателя У привели к некоторой стабильности, но династия все больше теряла контроль за деятельностью своих наемных войск, которые были не намного лучше бандитов, грабящих крестьян. Династия Лян потеряла контроль над Сычуанью в 553 году, и юг оказался охваченным жестокой гражданской войной, в которой были убиты многие аристократы. Из этого конфликта поднялась династия Чэнь (557—89) — но она осталась слабой и неэффективной, не способной создать значительную военную силу.

Самые важные события для будущей истории Китая произошли на севере. После хаоса «Шестнадцати царств и пяти варваров» область была вновь объединена династией Северная Вэй. Государство было образовано бывшими кочевниками-табгачами (китайцы называли их тоба). Им выделили земли на севере Шанси в 315 году, и к концу IV века они создали царство со столицей в Датуне, которое распространилось в Хубэй и Хунань, и к 439 году объединило большую часть Северного Китая.

Царство табгачей образовали аристократы кочевников, которые владели большей частью земли в царстве, хотя администрирование все еще осуществлялось китайцами. Большинство крестьянства также было китайцами и оставалось предметом строгой организации. Группы из пяти семей образовывали лин, или «соседство», пять линов составляли ли, или «деревню», а пять ли образовывали танъ, или «коммуну». Они формировали базис для военных подразделений, а лидеры каждого уровня были ответственными перед центральным правительством.

При установлении контроля за новыми районами правительство переселяло крестьян, чтобы начать обработку земли для получения ежегодного налога, — между 386 и 409 годами более 450 000 людей было переселено в район вокруг Датуна. Вскоре табгачи действовали как нормальная китайская власть, выступая против кочевников на севере и северо-западе. В 429 году была проведена крупная кампания против жуань-жуаней (оскорбительное китайское наименование, означающее «извивающиеся черви»), которые могли быть аварами, завоевавшими Европу примерно двумя веками позднее.

Когда табгачи осели на земле и создали свое государство, некоторые представители их старой аристократии вернулись назад в степи, чтобы продолжить кочевую жизнь. Те, кто остался оседлыми, приняли китайскую культуру. В начале V века был принят китайский уголовный кодекс, но основные перемены пришли при Сяо Вэн-ди (471—99), который принял китайское династическое имя Юань. В 480 году имперские ритуалы пришли на смену ритуалам кочевников, а спустя три года смешанные браки между табгачами и китайцами был не только позволены, но и поощрялись. В 494 году столица Датун была оставлена, императорский двор вернулся в старую китайскую столицу Лоян (оставленную в 315 году) и начал ее перестраивать. В том же году язык табгачей при дворе был запрещен в пользу китайского, а в 495 году табгачской элите было приказано принять китайские имена.

В начале VI века государство табгачей все еще оставалось могущественным государством, но затем оно пережило быстрый и всеобщий крах. Мятеж в 523 году групп «варваров», охранявших степную границу, привел к ужасной гражданской войне, которая длилась до 534 года. В конце концов Лоян был захвачен, а все члены царской семьи вместе с их придворными оказались убиты. Империя была поделена среди военноначальников, которые победили в гражданской войне.

Генерал Гао Хуань основал династию Восточная Вэй в Е в южном Хубэе. Он был традиционалистом, враждебным китайскому влиянию, и оставался близок военной элите табгачей, доминировавшей в государстве. Генерал Ю Вэнь Тай основал Западную Вэй на старом имперском месте в Чанани, он зависел от многих китаизированных членов элиты предыдущей династии Северной Вэй.

Западная Вэй смогла превратиться в более сильное и влиятельное государство в Центральной Азии, чем любая китайская династия в течение трехсот лет. Из Сасанидского Ирана в 553, 558 и 578 годах сюда были присланы посольства; различные царства Центральной Азии (Согдиана, Бухара и Хотан) послали миссии в Чанань в 560, 564, 567 и 574 годах. Главной силой государства оставалась крестьянская милиционная армия, созданная в 550 году, что обеспечило решительное военное превосходство над соперниками. И именно из Чанани Китай был воссоединен к концу VI века.

Ю Вэнь Тай умер в 556 году, ему наследовал его сын, номинально основавший новую династию Чжоу. В 577 году он уничтожил Восточную Вэй (называвшуюся теперь Ци). Несмотря на такой успех в объединении севера под одной династией, в 581 году вспыхнул мятеж под предводительством члена царской семьи Ян Чжяня. Он захватил власть и основал династию Суй. В 589 году Суй легко завоевало слабое южное государство Чэнь в Нанкине и снова объединило Китай почти после четырехсот лет раздробленности.

Среди китайских историков, пишущих аккуратно структурированную и приукрашенную историю династий, за которой в большой степени следуют многие западные историки-китаисты, стало традиционным особо подчеркивать непрерывность китайской истории, силу китайской культуры и желание «варваров» окитаиться как можно скорее. Однако ясно, что долгий период разобщенности в течение четырехсот лет после цивилизации Хань внес большие перемены в китайскую культуру, общество и государство. Фундаментальные изменения привнес буддизм, особенно при табгачах. По крайней мере в течение 500 лет от начала V века Китай был буддистским государством с преимущественно буддистской культурой, и это образовало глубокую пропасть с более ранней Китайской империей при династии Хань. Даже после ухода буддизма оставалось сильным его влияние, поэтому Китай не мог вернуться и не вернулся к своей старой культуре. Таким же образом, хотя «варвары», которые поселились внутри границ старого государства Хань, приняв в конце концов многое из китайской культуры и административных особенностей, процесс этот шел не в одну сторону.

Китай очень сильно изменился под влиянием расселения бывших кочевников — как превратившихся в крестьян, так и ставших группами элиты. Результатом такого синтеза стало появление новых культурного, социального и политического образования. Многие члены огромных семей, которые доминировали при династиях Суй и Тан вплоть до начала X века, с такими именами, как Юй-вэнь, Му-жун, Лин-ху и Ю-чинь, явно происходили от тюрок и степных кочевников сянь-би. Даже правители Тан, которые приняли имя Ли, были на деле по происхождению наполовину тюрками.