Евразийские связи. Морские пути

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 9. Смыкание Евразийского мира (200 до н.э. — 200 н.э.)
9.9. Евразийские связи. Морские пути

Возникновение путей между Египтом и регионом Красного моря, вероятно, относится к началу второго тысячелетия до н.э. Из-за трудности плавания по Красному морю против господствующих ветров корабли объединялись в караваны и двигались каждый раз уже известным, наиболее удобным маршрутом. Обыкновенно торговцы из Египта заканчивали свое путешествие в Баб-эль-Мандебском проливе, откуда местные и индийские торговцы плыли через Аравийское море на северо-запад Индии. Такая схема торговли существовала примерно до 100 года до н.э., когда средиземноморские торговцы установили прямые связи с Западной Индией.

Классические историки часто утверждают, что римские торговцы открыли муссоны — хотя на самом деле местные торговцы плавали с этими ветрами за тысячу лет до того, как с ними познакомились средиземноморские торговцы. Средиземноморской элите требовались товары Востока — перец, индийские и китайские ткани и, конечно, шелк, который делал торговлю максимально доходной.

Обычный торговый маршрут шел через Средиземное море до Египта, вверх по Нилу и далее до торговых портов, таких как Береника в верхней части Красного моря. Корабли плыли караванами (иногда до 129 судов в сезон) до Аравийского моря и далее через него с летними муссонами к западному берегу Индии. Сначала основным портом для средиземноморских торговцев был Баригаза в устье Инда, но позднее маршрут пролег почти прямо на восток через Индийский океан в порты дальше к югу. Вдоль индийского берега существовало как минимум шестнадцать основных портов, где торговцы из различных местностей могли встречаться и заключать сделки. Эти порты обеспечивали ключевую связь морских торговых путей восток-запад.

Средиземноморские купцы обычно не путешествовали на восток далее Южной Индии, и торговля через Бенгальский залив с Юго-Восточной Азией осуществлялась в основном индийскими купцами. Маршруты большой протяженности в этом районе включали плавание на север до перешейка Кра, к таким портам, как Такуапа. КIII веку н.э. посещавшие Китай путешественники сообщали, что там находится более 500 иранских и согдианских купцов, с которыми постоянно живут их семьи, а также имеется огромное количество священнослужителей из Индии.

Индийские торговцы, а также некоторое количество средиземноморских купцов добрались до островов Юго-Восточной Азии мимо Малайского полуострова, который они знали как Суварнадвипа — «Золотой Остров». Примерно к 200 году н.э. корабли, плывущие из Индии на восток, имели более 200 футов длины, брали порядка 300 тонн груза и 200 человек, на случай бедствия многие буксировали меньшее судно.

Через перешеек Кра товары совершали недолгое сухопутное путешествие, а затем морем отправлялись в Южный Вьетнам и в район Фунань с портом Ос-ео. Фунань развивался как ключевой пункт обмена товарами с малайскими купцами, работавшими от перешейка Кра, индийскими торговцами, которые рисковали забираться так далеко на восток, и китайскими купцами, плававшими на юг. Его влияние строилось на высокопродуктивном выращивании риса в удаленных от моря орошаемых районах — этот рис тоже мог продаваться приезжающим купцам. Первоначально область Фунань контролировалась сильными местными вождями, которые возвысились за счет контроля за торговлей и принятия внешних обычаев и религий, таких как индуизм.

Около 100 года до н.э., когда доходы от торговли еще более выросли, область превратилась в маленькое царств, правитель которого был известен у китайцев как Гун Пан-гуань. Веком позже район Фунань контролировался военачальником Фан Ши-маном, который был избран после смерти сына Гун Пан-гуаня. Он создал маленькую империю, установив контроль над дельтой Меконга на востоке и повысив производство продуктов питания. Из Фунани были разосланы экспедиции для завоевания восточного берега Малайского полуострова и укрепления контроля за торговыми путями восток-запад. Эта эпоха стала зенитом благополучия Фунаня. Оно упало, когда торговые пути пошли в обход перешейка Кра, сменившись на целиком морской маршрут через Малаккский пролив, мимо Явы к Китаю.

Китай позаботился послать в Фунань двух своих миссионеров только после III века н.э., а до этого данный район, судя по всему, находился под властью группы правителей с Малазийского полуострова, в основном состоящей из индусов. С момента, когда торговля Фунаня вдоль берега Вьетнама через Цзяочжи (Тонкин) оказалась в руках китайцев, центр торговли жемчугом сместился в развивающиеся южные порты Китая, в особенности в Кантон.

Как и на Шелковом пути, при торговле морем с востока на запад и в противоположном направлении купцы редко проходили по всему маршруту. К IV веку до н.э. китайские корабли, судя по всему, добирались лишь до Бенгальского залива, и совершенно точно установлено, что к I веку до н.э. они доходили до Индии. Вероятно, китайцы плавали до Красного моря и к мысу Горну в Африке, а в 360 году н.э. группа китайских купцов наверняка дошла до портов Месопотамии. Индийские торговцы временами плавали до самого Китая, а послы нескольких небольших индийских государств в 159-161 годах н.э. прошли по этому пути до самого Ханьского двора. В конце I века до н.э. индийская делегация была также послана к императору Октавиану в Рим.

Морские торговые пути в Юго-Восточной Азии
Карта 25. Морские торговые пути в Юго-Восточной Азии

Римская и Ханьская империи были осведомлены о существовании друг друга. Китай знал о суровой природе Римской империи и всегда считал ее морской страной — Хай-хис Го, «страной на запад от моря». Римляне считали Китай сухопутной империей и имели слабое представление о реальных ее размерах. Август имел карту мира, созданную в Риме, которая показывала Китай (который он надеялся завоевать) расположенным восточнее Рейна, но только в три раза шире Галлии. Было установлено несколько прямых контактов. В 36 году до н.э. китайский генерал Чэнь Тан где-то в Центральной Азии захватил в плен около 150 римских легионеров — вероятно, они были дезертирами, которые перебежали к парфянам и были посланы на дальний восточный край этой империи. Китайцы отправили их еще дальше на восток и поселили в провинции Чжан-и на дальнем северо-западе империи Хань. Это был лишь маленький инцидент, но он иллюстрирует уровень контактов в Евразии, когда цивилизационные сообщества сближались. Несколько римских купцов в 166 году н.э. добрались до двора Хань морским путем. Китайцы поверили (а может быть, они так себе это представляли), что эти люди являются эмиссарами императора «Ан-тун» — Антонина Пия, который на самом деле умер пятью годами ранее. Купцы мало что могли предложить ханьскому императору — только носорожьи рога и панцири черепах, которые не были римскими и которые они приобрели во время своего путешествия.

Опыт этих купцов показателен для торговли восток-запад. Средиземноморские торговцы мало что могли предложить из того, что хотели получить купцы далеких, более богатых цивилизаций в Индии и Китае — более всего здесь ценились коралл и стекло. Однако общества на западе Евразии очень сильно нуждались в изделиях «Востока» — специях, шелке, железе, краске индиго, ониксе и шкурах экзотических животных. Так как «Запад» мало что мог предложить взамен, единственным способом поддержания такой торговли была покупка товаров за твердую валюту — золото и серебро.

Классические и более поздние европейские историки часто описывают торговлю как «экспорт» слитков золота из Средиземноморья и Европы. На деле более бедная область Евразии использовала единственные активы, которые она имела — драгоценные металлы — чтобы покупать изделия, которые элита отчаянно желала получить из более богатого региона. Эта сильно разбалансированная торговля продолжалась таким образом до XIX века н.э.

Плиний предполагал, что в I веке н.э. Римская империя, поддерживая торговлю, переслала в Индию более 55 миллионов золотых монет. В торговых городах вдоль индийского побережья их резали и протыкали, нанизывали, взвешивали и превращали в слитки — а если они были низкого качества, их вообще не принимали.