Теотиуакан

Часть II
Великое перемещение
Глава 5. Изоляты: Америка и Тихоокеанский регион
5.2. Теотиуакан

Вскоре после начала новой эры в Месоамерике начали возникать первые крупные города и империи. Здесь начался классический период, продлившийся до 900 года. Место под названием Теотиуакан располагается в северо-восточной части долины Мехико и занимает значительную территорию. Здесь располагались многочисленные жилые дома, храмы и две большие пирамиды, которые сейчас названы в честь Солнца и Луны — хотя почти наверняка это не их исконные названия. В пору рассвета, примерно в 500 году, там проживало около 100 000 человек (то есть это был один из самых больших городов мира) и его влияние простиралось на всю Месоамерику.

Тем не менее Теотиуакан остается самой неразгаданной цивилизацией Месоамерики и почти все на вопросы касательно него не найдены ответы. По-видимому, в городе не было настоящей письменности — все, что дошло до нас, это лишь несколько иероглифов. Эти знаки похожи на знаки других систем, использовавшихся в Месоамерике, — но свидетельств того, что его обитатели жили по обычному для других календарю, также очень мало. Также остается неизвестным что за народ построил город, на каком языке он разговаривал и как называл свою столицу. Очевидно, что это было многосословное общество с сильной элитой, выполнявшей смешанные религиозные и военные функции. Однако в нем явно не хватает памятников, которые бы прославляли правителей — таких памятников очень много у майя. Недостаточно сохранилось и сцен завоеваний и захватов, которые обнаруживаются в более раннем по времени Монте-Альбане. Очевидно, что военные играли важную роль в жизни города, тем не менее оборонительной стены вокруг него не было.

Территория эта была заселена примерно в 150 году до н.э. — позднее, чем вся остальная долина Мехико. Она быстро развивалась, благодаря плодородию почвы, применению орошения и разработке местных запасов обсидиана. Еще более важным было ее использование в качестве места проведения религиозных и ритуальных действий. Их центром служила сильно реконструированная естественная пещера, которая сейчас находится под пирамидой Солнца. Сама пирамида и служила неким астрономическим приспособлением, означавшим главную часть календаря. Место продолжало увеличиваться в размерах примерно до 150 года, когда город большей частью был перестроен по тщательно спроектированному, но абсолютно искусственному плану.

Это был наиболее тщательно спланированный город во всем мире.

Основной осью являась так называемая «Улица Мертвых» — серия площадей вокруг 23 комплексов по три храма, каждый очень своеобразной архитектуры. Такие строения нигде в Месоамерике больше не встречаются. В добавление к этому имелись еще и «дворец» и административные здания. Две больших пирамиды также расположены вдоль этой оси, сориентированной точно на 15 градусов 28 минут к востоку от направления на север. Главная улица, идущая с востока на запад, намеренно проведена так, чтобы не быть перпендикулярной «Улице Мертвых», она проложена на 16 градусов 30 минут к югу от направления на восток. Было невероятно трудно проложить улицы именно таким образом, так как этому препятствовал рельеф местности.

Тщательная продуманность плана города подтверждается и находками многочисленных крестов, выдолбленных на поверхности тротуаров и в горной породе. Они состоят из серии концентрических кругов, поделенных двумя осями и повторяющих основную планировку города относительно сторон света. До сих пор не разгадано значение эти тщательно выбранных направлений, однако известно, что ориентация с востока на запад указывает на восход Плеяд в день наивысшего весеннего прохождения солнца над Теотиуаканом, который в 150 году н.э. приходился на 18 мая. Одновременно несколько стен делили город на внутренние районы.

Природа религиозных верований Теотиуакана также не ясна, хотя в его искусстве очевиден сложный символизм. Во многих храмах представлена богиня с лапами вместо рук, увенчанная короной из человеческих сердец — обычный мотив этого региона. Теотиуакан — первое место, где встречается другой отличительный месоамериканский элемент — храм Пернатого Змея (называемого здесь Нахуа или Кетцалькоатль). Это был герой, принесший, подобно греческому Прометею, людям цивилизацию. Во время постройки храма, окруженного многочисленными змеиными головами (каждая весом в 4 тонны, не считая ошейника из лепестков), было совершенно множество человечески жертвоприношений. Останки 260 человек симметрично расположены на основных направлениях.

Вскоре после постройки храмов люди, населявшие долину, стали, по всей видимости, переселяться в город — построенный по четкому плану. Занимавший обширную площадь, Теотиуакан состоял из 2000 одноэтажных строений. В них не было окон, длина каждого составляла около 60 ярдов, все дома были повернуты входом к сети внутренних дворов. В всех зданиях под полом были проложены канализационные трубы. Предполагается, что в каждом проживало примерно по 60 человек. В соответствии с планировкой улиц, эти строения также располагались по священным направлениям города.

Такие постройки беспрецедентны, нигде в Месоамерике они более не повторяются. Очевидно, в них размещалось войско правителя. Размер зданий, по всей видимости, зависел от занимавших их подразделений, их статуса и рода занятий. Некоторые части города принадлежали людям одной профессии — к примеру, на Юго-Западе жили гончары. Наряду с ними были и секции для «чужаков» — вероятно, торговцев и купцов (из Оаксака на западе и из Вера-Крус на востоке). Каковы бы ни были их реальные отношения жителей с правящей элитой, подобные постройки демонстрируют огромную власть и стремление создать общество, структурированное суровой внутренней дисциплиной.

Главная фаза постройки Теотиуакана завершилась очень быстро — за 50 лет, к 200 году н.э. Затем, на протяжении 400 лет, длился период стабильности. Город раскинул свою торговую сеть по всей Месоамерике. Он ввозил нефрит, копал, каучук и какао-бобы — большая часть этих товаров предназначалась для церемониальных нужд, хотя какао могло быть видом валюты. На экспорт шел обсидиан, гончарные изделия и ткани.

Влияние Теотиуакана простиралось на огромную территорию — Каминальюу, теперь находящийся в пригороде города Гватемала, отделяет от столицы 650 миль, а он являлся ее уменьшенной копией. Неизвестно, была ли это в своем роде колония, построенная местной зависимой группой, или просто торговая фактория. На самом деле до сих пор неизвестна даже вся структура «империи» Теотиуакана. До недавнего времени он считался теократическим и мирным государством. Недавние раскопки показали, что военные, с их особым украшением на головном уборе, были важной частью правящей элиты. Это могла быть империя завоеваний — но также это могла быть лишь сфера культурного и торгового влияния. И Оаксака, и Монте-Альбан оставались независимыми от Теутиукана на протяжении всего этого периода.


Очевидно, что примерно с 600 года н.э. военные стали более важной частью общества Теотиукана, однако остается неясным, связано ли это с уменьшением его влияния по всей территории Месоамерики в то время. Все, что нам известно — это факт, что около 750 года н.э. Теотиукан был разрушен. Почти наверняка это произошло по внутренним причинам, так как не осталось никаких свидетельств нападения извне. Разрушение города не происходило хаотично. Оно начиналось из его центра — все храмы на «Улице Мертвых» были снесены и сожжены, причем процесс повторялся снова и снова. Прежние религиозные символы были сорваны и выброшены. Нет сомнений, что это было направленное, систематическое уничтожение всей политической, социальной и религиозной структуры города и общества. Затем город был покинут на 50 лет, хотя небольшое число зданий так и осталось нетронутым. Затем, спустя поколение, люди снова заселили эти здания, но это уже были всего лишь крестьяне, обрабатывавшие близлежащие земли. А некогда великому городу возродиться уже не было суждено.