Урбанизация

ЧАСТЬ VI Формирование современного мира (1750-2000 годы)
Глава 23. Современная мировая экономика
23.5. Урбанизация


Индустриализация Западной Европы и Соединенных Штатов в XIX веке привела к созданию первых в мировой истории полностью урбанизированных обществ, в которых примерно три четверти населения проживало в городах. Однако влияние этой тенденции на мир в целом все еще было небольшим. В 1900 году лишь 160 млн человек, или 10 % населения мира, проживало в городах. Для XX века были характерны три основных тенденции: быстрый рост городов в индустриальных странах, урбанизация остальной части мира и появление гигантских городов-мегаполисов. К концу XX века впервые в мировой истории большинство населения мира жило в городах.

Мировая урбанизация
Схема 7. Мировая урбанизация

В Западной Европе и Соединенных Штатах доля населения, проживающего в городах, в середине XX века начала уменьшаться. В Лондоне это стало отчетливо проявляться с пятидесятых годов XX века, и в течение десяти лет количество городского населения в целом неуклонно уменьшалось. Париж в период с 1968 по 1975 год лишился более одной десятой своего населения.

Города также продолжали расширять свои внешние границы. Этой тенденции способствовало строительство новых сетей железных дорог в таких городах, как Париж и Токио — но главным образом она была вызвана благодаря увеличению использования автомобилей. К восьмидесятым годам XX века территория Нью-Йорка увеличилась более чем в пять раз по сравнению с тем, какой она была шестьдесят лет назад, а численность населения при этом возросла лишь вдвое. Кроме этого, стихийный рост городской территории произошел в Токио (диаметр которого ко второй половине XX века превысил пятьдесят миль). Ранстадт в Нидерландах ныне представляет собой соединение в один город Роттердама, Гааги, Амстердама и Утрехта; при этом здесь проживает треть населения Голландии, хотя площадь города составляет лишь одну двадцатую площади страны. Также следует отметить масштабный городской пояс, протянувшийся от Бостона до Вашингтона на Восточном побережье Соединенных Штатов. Здесь проживает четверть всех американцев, а размер этого пояса составляет менее 2 % территории всей страны.

Ежедневные передвижения всех этих миллионов людей в центр города и из него как по обычным дорогам, так и по железным выливаются в огромные социальные и экономические затраты. Некоторые города фактически наводнены автомобилями. С середины XX века автомобилям были предоставлены две трети центра Лос-Анджелеса — это улицы, автострады, автостоянки и гаражи. Большое количество автомобилей привело к тому, что пробки на дорогах стали обычным явлением, и время, затрачиваемое на передвижение по городу, совсем не уменьшилось по сравнению с эпохой экипажей на конной тяге. В Нью-Йорке средняя скорость передвижения в 1907 году лишь ненамного превышала одиннадцать миль в час, а к восьмидесятым годам XX века она уменьшилась до шести миль в час.

В 1900 году две треть городского населения в мире проживало в Европе, Соединенных Штатах и Австралазии. К 1975 году впервые большинство городского населения мира стало проживать за пределами главных индустриальных стран. К концу XX века доля этого большинства уже превысила две трети.

Урбанизация остальной части мира не была связана с индустриализацией. И действительно, самые высокие показатели роста городского населения наблюдались в наименее промышленно развитых странах. В среднем здесь численность городского населения росла в два раза быстрее, чем в индустриальных странах в XIX веке — в некоторых случаях гораздо быстрее. Численность населения Лагоса в Нигерии возросла от 126 000 человек в 1931 году до 5 миллионов пятьдесят лет спустя. В Найроби в Кении скорость роста была еще быстрее. В 1906 году численность населения там составляла 11 500 чел., а в 1982 году — 1 млн.

В основном этот рост был вызван миграцией из сельской местности, поскольку в отличие от европейских стран в XIX веке, многие услуги, такие как медицинская помощь, здесь гораздо лучше оказывались в городах, а не в деревнях. Города также в силу политических причин обычно гораздо лучше снабжались продовольствием (такая же ситуация имела место в Риме двумя тысячелетиями ранее, только сейчас не было цирков и гладиаторов). Однако в некоторых городах условия могли быть на редкость суровыми. В Индии в девяностые годы XX века 1,5 млн чел. жили на улицах лишь потому, что у них не было денег на жилье — хотя у многих из них имелась работа. Инфраструктура городов оказалась не в состоянии справиться с массовым наплывом людей, и большинству приезжих приходилось жить в местах незаконного проживания, превратившихся в огромные городские районы. В таких городах как Аддис-Абеба в Эфиопии или Яунде в Камеруне более девяти десятых населения проживают именно в таких районах.

В XX веке города в мире становились больше. В 1890 году лишь в девяти городах мира численность населения превышала один миллион, и только в Лондоне, Нью-Йорке и Париже она перевалила за два миллиона. К 1920 году в 27 городах число жителей превышало один миллион, а в пяти — четыре миллиона: Нью-Йорк (8 млн), Лондон (7,2 млн), Париж (4,9 млн), Токио и Берлин (в обоих городах по 4 млн жителей). К 1960 году в 16 городах численность населения перевалила за четыре миллиона, а самая большое количество жителей имели Нью-Йорк (14,1 млн) и Токио (13,5 млн). К восьмидесятым годам в мире было 230 городов с населением более десяти миллионов жителей, а в двух — в Нью-Йорке и в Токио — численность населения перевалила за 20 млн.

Эти гигантские города очень сильно отличались от промышленных городов прошлого. В них отражалось дальнейшее изменение в обществе — уменьшение важности производственной деятельности и расширение видов деятельности, относящихся к сфере услуг, таких как финансы, банковское дело и другие связанные с ними операций. Эти финансовые и банковские институты были сильно интегрированы в растущую мировую экономику, основанную на торговле и финансовой деятельности, и зачастую больше взаимодействуют друг с другом, чем с экономикой страны, в которой находятся.