Рост национализма

ЧАСТЬ VI Формирование современного мира (1750-2000 годы)
Глава 24. Изменение баланса (1900-2000 годы)
24.2. Рост национализма

Однако появились признаки того, что контроль европейцев уже не столь силен, как хотелось думать многим в администрации колоний и во властных структурах в самих европейских государствах. Хотя союзники разгромили турок в 1918 году, они в конечном счете, так и не смогли создать здесь необходимую мирную обстановку. Возрождение Турции при правлении армейского генерала, националиста Мустафы Кемаля, привело к тому, что к 1923 году после разгрома греков, французов и британцев было основано новое государство, которое контролировало Анатолию и небольшую часть западного берега пролива Босфор. Оно стало первым идеологическим однопартийным государством в мире. Казалось, что его политика секуляризации и модернизации сможет достойным образом встретить вызов со стороны европейцев. В 1923 году Кемаль был избран президентом и сохранял этот пост до самой своей смерти в 1938 году. В 1934 году, когда был принят закон о заимствовании фамилий европейского стиля, он получил имя Ататюрк.

То есть «Отец турок». (Прим. ред.)

Этот закон являлся лишь частью крупного процесса перемен. Главным в этом процессе было строгое разделение религии и государства. Подобное в исламском мире происходило впервые. Религиозные суды были упразднены в 1924 году наряду с мусульманскими титулами, братствами и орденами. Исламский календарь был заменен европейским, а еженедельный день отдыха перенесен с пятницы на воскресенье. Султанат и халифат были официально упразднены (последний вел свое происхождение с самого основания ислама). В 1928 году правительство решило использовать для турецкого языка латинский, а не арабский алфавит. Революция также носила ярко выраженный националистический характер и основывалась на турецких, а не на исламских языковых и культурных особенностях. Хотя интересы христиан также могли учитываться, но такие группы, как армяне и курды, совершенно не принимались в расчет. В правительстве по-прежнему доминировали военные, а степень экономических и социальных реформ оставалась ограниченной.

Египет официально оставался частью Оттоманской империи до 1914 года, когда британцы, которые оккупировали эту страну и эффективно управляли ею еще с 1882 года, объявили его протекторатом. Националистское движение усилилось в 1919 году, когда британцы отказались позволить, чтобы Египет сам представлял себя на конференции в Версале. Чтобы сдержать проявления национализма и сохранить эффективный контроль над страной, Британия в 1922 году официально признала Египет независимым — но при этом британцы навязали ему условия, обеспечивавшие им контроль над военной и внешней политикой страны.

Главная националистская партия Египта, «Вафд», представляла собой группу консервативных землевладельцев, элитных землевладельцев, не желающих рисковать проводить широкую националистическую агитацию, которая могла подорвать их социальное и экономическое положение. В 1936 году после первых умеренно свободных выборов «Вафд» сформировала правительство, которое начало переговоры с Британией относительно заключения нового договора. В соответствии с его условиями британская зона оккупации в мирное время ограничивалась районом вдоль Суэцкого канала, а окончательный вывод войск должен был произойти в 1956 году, но британцам позволялось повторно занять страну в случае войны. Британия сохранила эффективный контроль над страной и не считала номинальную независимость Египта сколь либо серьезной помехой для своих военных операций после 1939 года.

Далее на востоке номинально независимым являлся Иран, находящийся под правлением слабой каджарской династии, которая получила власть в конце XVIII века. После верхушечной революции, в результате которой в 1906 году было создано национальное собрание (меджлис), Ирану спустя год пришлось столкнуться с англо-русским соглашением, которое разграничивало «сферы интересов» — британцы доминировали на юге, где под их контролем находились месторождения нефти. В 1926 году власть захватил Реза-хан, основавший свою собственную династию. Формальный националист, цели которого были похожи на цели Кемаля Ататюрка, он нашел гораздо более трудным следование по пути прогресса из-за того, что нефтяная промышленность находилась под контролем британцев. Однако Ирану удалось сохранить свой статус независимого государства и оставаться таковым, несмотря на оккупацию его в 1941 году британскими и советскими войсками и на то, что новым шахом стал сын Реза-шаха.

С самыми серьезными проблемами британцы столкнулись в Индии. Их военные и административные ресурсы были очень ограниченными, и требовалось найти коллаборационистов, которые помогли бы Британии управлять страной. Выполнение этой задачи обеспечили 562 князя в своих мелких государствах, и они всегда сохраняли непосредственную заинтересованность в поддержании британского правления в качестве способа упрочения своего положения.

В районах Индии, находящихся под прямым британским правлением, требовалось другое решение проблемы. Главная цель британцев заключалась в том, чтобы разделить Индию на возможно большее число разных сообществ и политических единиц (особенно с помощью усиления индусско-мусульманского противостояния), чтобы было трудно образоваться любому единому движению по изгнанию британцев из страны. Когда Партия Конгресса, основанная в восьмидесятых годах XIX века, усилилась после 1919 года, британцы сделали все, чтобы ограничить ее влияние.

Ныне — Индийский Национальный Конгресс (ИНК). (Прим. ред.)

В 1908 году британцы создали местные советы, а в 1919 году — провинциальные правительства. И те, и другие обладали очень ограниченными возможностями и избирались очень небольшим электоратом — цель заключалась в создании класса администраторов, которые бы помогали британцам и занимались бы такими задачами, как здравоохранение, образование и общественные работы, которые британцы не считали важными. После 1919 года в Нью-Дели появился безвластный парламент, но вице-король сохранил контроль над финансами и мог провозглашать законы независимо от решений законодательных органов. Конгресс отказывался поддерживать эти «реформы», но кампания по отказу от сотрудничества и гражданского неповиновения, организованная под предводительством Ганди, была насильственно подавлена. В период с 1920 по 1939 год британцы смогли держать под контролем Ганди и остальных членов Конгресса, таких, как Неру, а также все движение гражданского неповиновения.

В 1917 году британцы взяли на себя обязательство по «прогрессивной реализации ответственного правительства» в Индии — но эта фраза была столь двусмысленной, что могла означать почти все что угодно. В 1929 году они пообещали Индии в будущем статус доминиона, но точные сроки предусмотрительно оставались неопределенными, как и статус национального правительства. В 1935 году ситуация с ним была урегулирована в строгом соответствии с приоритетами британцев. Каждой провинции было дано автономное индийское правительство, избираемое лишь 10 % взрослого населения. Британский губернатор сохранил право объявлять чрезвычайное положение и править на основе чрезвычайных полномочий. Распределение мест было далеко не демократическим — в Бенгалии несколько тысяч европейцев контролировали 25 мест, а 17 миллионов индусов — 50 мест.

Для того, чтобы как можно сильнее расколоть Индию, существовали отдельные расовые и религиозные электораты (мусульманский электорат был отменен в 1906 году). Были также созданы новые провинции, такие как Синд и Северо-Западная пограничная провинция, чтобы получить регионы с мусульманским большинством. Вице-король в Дели Сохранил полный контроль над всеми делами империи — а его Исполнительный совет был тщательно построен так, чтобы отражать разделение, которое британцы желали усилить. В нем были отведены отдельные места не только представителям главных сообществ, но и искусственным либо незначительным социальным категориям — отдельным кастам, мусульманам, сикхам, европейцам, христианам, парсам, помещикам и бизнесменам. Территории, находящиеся под прямым управлением короны, во всех этих соглашениях и мероприятиях не учитывались. Создание Индийской федерации (Бирма стала отдельной колонией) теоретически было возможно — но на практике в высшей степени маловероятно, потому что князья обладали правом вето. Конгресс хотел отказаться от такой сделки, но местные политики, привлеченные властью в провинциях, заставили конгрессистов передумать.

После выборов 1937 года Конгресс получил контроль над всеми провинциями за исключением Пенджаба и Бенгалии, но британцы были довольны тем, что они втянули оппозицию в план, по которому она никогда не будут контролировать объединенную Индию. План работал лишь в течение двух лет — в сентябре 1939 года вице-король объявил войну от имени Индии, не удосужившись посоветоваться хоть с кем-либо из индийских политиков. Это дало Конгрессу повод выйти из правительства и вернуться к более подходящей политике противостояния британцам. В ответ британцы вернулись к правлению на основе чрезвычайных полномочий. Индия оказалась в тупиковом положении.