Торговля и финансы в эпоху Сун

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 13. Эпоха Китая (1000 — ок. 1250 года)
13.4. Торговля и финансы в эпоху Сун

Участие значительной части крестьянства и других деревенских жителей в коммерческой жизни страны было только частью огромного роста внешней и внутренней торговли. В отличие от других ранних земледельческих империй, в Китае существовал общенациональный рынок сельскохозяйственной продукции. Рис не просто перевозился по с юга в северные города Великому каналу — существовал его рынок в масштабе страны, который на каждом уровне контролировался купцами и брокерами, а во всех крупных городах были рисовые магазины. После формирования этого рынка появились другие, подобные ему, — для фруктов, сахара, древесины, бумаги, шелка и других специализированных продуктов. Сеть торговых точек протянулась от деревень к городам, через весь Китай, его регионы и провинции.

Приблизительно треть всей сельскохозяйственной продукции продавалась, а не потреблялась крестьянами и землевладельцами. Их рынки объединялись между собой благодаря обширному классу торговцев, купцов, брокеров, перевозчиков и владельцев магазинов и нуждались в эффективных средствах транспортировки и хранении продукции. Перевозка осуществлялась почти полностью по рекам и каналам; важное значение имела каботажная морская торговля. В коммерческих перевозках был задействован многочисленный торговый флот. Уже в VIII веке Лю Янь, перевозчик соли и железа времен династии Тан, имел более 2000 кораблей, построенных только для перевозок по реке Янцзы. Каждый из них мог взять около десяти тонн груза, а в общей сложности они перевозили примерно треть того груза, который перевозил весь британский торговый флот тысячу лет спустя. Когда Марко Поло приплыл в Китай в конце XIII века (после периода крайне разрушительных войн), он обнаружил более 5000 кораблей в одном только порту Ицзин по течению Янцзы и выяснил, что более чем в 200 портах находится такой же масштабный флот. Под впечатлением от количества кораблей, ходивших по Янцзы, он писал: «По количеству кораблей, которые ходят по реке, и по общему количеству и стоимости груза, который они перевозят, Янцзы превосходят все реки христиан и все моря в придачу». А ведь сам Марко Поло приплыл из крупнейшего порта в христианской Европе!

Еще большее значение имела морская торговля. Во время династии Тан Китай торговал главным образом с Центральной Азией, в немного меньшем масштабе — с Юго-Восточной Азией и по торговым маршрутам Индийского океана. В эпоху Сун, когда пути в Центральную Азию стали недоступны, особенно после завоевания чжурчженями северной части Китая, китайские торговцы стали активнее пользоваться торговыми путями через океаны, начали путешествовать на гораздо большие расстояния и заняли главенствующее место в морской торговле. Это произошло в том числе и потому, что в X веке была построена джонка, способная переплывать через океан (оснащенная эффективной разновидностью руля, компасом и плававшая по подробным картам). Эти корабли были огромных размеров, они имели от четырех до шести мачт, по двенадцать больших парусов и четыре палубы. Они могли перевозить или более тысячи человек или очень большие грузы.

Источники, сообщающие нам об этих плаваниях, — это уже не записи буддийских паломников, путешествовавших в Индию и сделанные еще до нашей эры, а отчеты самих купцов, плававших на Борнео, Яву, в Индию и в Красное море. Некоторые из этих отчетов, такие как «Чжу фань чжи» («Описание всего иноземного»), написанное Чжао Жугуа в 1225 году, даже содержат некоторую информацию о мире Средиземноморья.

Большие торговые джонки принадлежали не только купцам, чьи товары они перевозили, —они также могли принадлежать монастырям, армии, государственным служащим, землевладельцам и даже артелям крестьян. В торговле участвовали постоянные и временные партнеры, посредники и банкиры, делавшие в них инвестиции; корабли также можно было зафрахтовать. Не менее важным было и разделение вкладчиков капитала и управляющих кораблем. В качестве вкладчиков могли выступать либо большая группа заказчиков, чей груз перевозился кораблем, либо один заказчик, зафрахтовавший корабль целиком. Перевозка грузов оговаривалась в контрактах, и образцы контрактов стремительно увеличивались в количестве, стандартизировались и печатались на бумаге. Также появилась новая группа брокеров —брокеры по фрахтованию.

Эти изменения во внешней и внутренней торговле были только частью растущей коммерциализации общества. По мере того, как купцы разрабатывали новые приемы вложений в торговые поездки и промышленность, появлялись и новые методы работы с капиталом. В Китае раньше, чем в странах исламского мира, появились институты, занимавшиеся крупными финансовыми операциями —системой кредитования между купцами, чеками, векселями, траттами, —и учреждения по обмену валюты в крупных городах и портах.

По мере роста торговли росло и количество денег, производимых китайским правительством. В 960 году власти Сун выпустили стандартную медную монету, и всего за век количество монет, находившихся в обращении, выросло в 11 раз. Однако даже этого было недостаточно для развивающейся экономики Китая. Именно для этой области изобретение печатного станка имело фундаментальное значение, так как в обращении появились бумажные деньги (в Европе такого не происходило еще восемьсот лет). Первые официальные государственные банкноты в мире были напечатаны в Сычуани в 1024 году, и за сто лет они стали основной формой валюты в Китае. К 1116 году Сун выпускала десять миллионов купюр в год, и за следующие 50 лет бумажная валюта заменила большую часть монет.

По мере того как менялась экономика Китая, государству приходилось приспосабливаться к этим изменениям. В 1000 году доход, который государство получало от налогов с коммерческих операций, был приблизительно равен всем доходам, которые приносило сельское хозяйство. Столетие спустя доход от сельского хозяйства стал лишь малой частью общего государственного дохода. Основной приток средств шел от таможенных сборов и пошлин на внутреннюю и внешнюю торговлю, которые составляли от 10 до 40 % стоимости товара. К 1077 году в Китае было 2000 таможен для сборов пошлин с внутренней торговли, а к 1205 году их число возросло до 10 000.

Значение шага, сделанного в своем развитии внешней и внутренней торговлей Китая, можно оценить по тому факту, что количество таможенных сборов выросло в 130 раз за два столетия с того момента, как династия Сун пришла к власти. К концу XII века все налоги, за исключением выплат, которые государство получало от соляной монополии, собирались в бумажной валюте.

Каков же был общий бюджет государства? Оценить масштабы экономики в эпоху Сун очень сложно, так как, несмотря на то, что это государство обладало самым большим и эффективным бюрократическим аппаратом в мире, статистических данных для необходимых вычислений крайне мало. Согласно самым точным из возможных оценок, государство забирало в виде налоговых сборов от 10 до 15 % всех доходов. Этот процент невероятно высок — но он объясняет, каким образом империи удавалось содержать такую большую армию и «покупать» мир у соседей. Бюджет также использовался для финансирования различных государственных организаций: сиротских приютов, богаделен, бесплатных аптек, кладбищ и амбаров. В Европе до конца XIX века ни одно государство не собирало больше 5 % доходов населения в виде налогов, ибо государственые функции были еще очень ограничены, а его инфраструктура развита очень слабо.