Общество Сун

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 13. Эпоха Китая (1000 — ок. 1250 года)
13.5. Общество Сун

Стремительный рост и повышение уровня товарности экономики Сун оказали огромное воздействие на китайское общество. Фундаментальные изменения претерпела аристократическая верхушка. Раньше ее составляли главным образов военные, богатство которых основывалось на их земельных участках и крестьянах, которые обрабатывали эти участки, обеспечивая тем самым войска. Теперь армия состояла главным образом из наемников, и аристократия черпала свое богатство из аренды, которую платили крестьяне. Это давало аристократам возможность жить в городе, а в поместьях оставлять вместо себя управляющих. Кроме того, их доходы росли благодаря кредитам под проценты, которые они выдавали своим крестьянам, и вложениям в другие отрасли экономики — экспортную торговлю, корабельное дело и промышленность.

Свои деньги элита тратила на товары, которые продавались в городах, где процветала торговля. Быстрые темпы развития экономики и увеличение доходов населения, вне всякого сомнения, усилили неравенство внутри китайского общества, так как основной поток средств шел в руки относительно небольшой части населения. Несмотря на то что во время правления Сун наблюдалось общее уменьшение налоговых льгот и освобождений от налогов, основная доля выплат приходилась главным образом на крестьян, которые составляли подавляющую часть населения. Хотя прямые налоги на землю, а также сохранившийся барщинный труд на государство уже не были столь тяжелы, как раньше, крестьянам, активно вовлеченным в монетарную экономику страны, приходилось платить налоги за торговлю, для чего им приходилось повышать цену на свои товары.

Усиление товарности сельского хозяйства увеличивало давление на крестьян по мере того, как они переходили с более безопасного натурального хозяйства на рискованное коммерческое. Поэтому крестьянские восстания были частым явлением во время правления Сун. Однако возможности перемещения из одного социального класса в другой росли, так как благодаря расширяющейся экономике, разнообразие отраслей которой все увеличивалось, появлялись и новые источники дохода. Богатство, которое давала коммерция, было необходимо для получения образования и высокого положения в обществе, и торговцы благодаря бракам с аристократками входили в элиту общества. Общая картина общественной жизни в Китае очень похожа на общественную жизнь в Европе в XVII—XVIII веках.

Возможно, наиболее заметным изменением в обществе Сун был стремительный рост городов до такого масштаба, которого не было больше нигде до XIX века. Наиболее важным городом до XII века был Кайфэн, являвшийся столицей Китая в период Пяти династий в X веке — и, что еще более важно, во время ранней Сун. Первая городская стена здесь была построена в 781 году, но из-за быстрого роста города в 954 году была возведена новая стена.

В отличие от других столиц, существовавших в то время и живших за счет богатства небольшой элиты и добычи с завоеванных территорий, Кайфэн был коммерческим и торговым центром. Правила, ограничивающие торговлю внутри города несколькими специально отведенными для этого участками, очень скоро перестали выполняться, а в 1063 году был отменен комендантский час, что позволило многочисленным увеселительным заведениям распространиться по всей столице. Общее население Кайфэна в 1100 году составляло около 500 000 жителей — таким образом делая его самым крупным городом в мире после упадка Багдада, последовавшего за падением Аббасидского халифата. Самым крупным христианским городом того времени была, вероятно, Венеция с населением, в десять раз уступавшим Кайфэну. Только в северо-восточном районе сунской столицы, носившем название «Левый второй номер», проживало больше людей, чем во всем Париже.

В 1100 году население крупного южного города Ханчжоу лишь немногим уступало Кайфэну, а его богатство было основано на морской торговле. После завоевания Кайфэна чжурчженями в 1127 году и перенесения столицы на юг начало стремительно увеличиваться население Ханчжоу. К 1200 году здесь проживало более 2 млн жителей — приблизительно в десять раз больше, чем в любом другом городе мира (население Лондона но тот момент составляло не более 40 тысяч жителей). Эта цифра может показаться невероятной, но свидетельства иностранных путешественников — Марко Поло и ибн Баттуты, которые посетили город после того, как он уже начал приходить в упадок, — полностью совпадают. Оба утверждают, что на главной улице города через равные промежутки в четыре мили было расположено десять рынков, а для того, чтобы пройти от начала главной улицы до ее конца, требовалось больше одного дня. Внутри городских стен Кайфэна проживало лишь около 800 тысяч человек — но его пригороды тянулись на многие километры за их пределами, так что от границ пригородов на одной стороне города до границ на другой стороне было около 40 км.

Кайфэн был, без сомнения, самым крупным городом мира вплоть до Лондона XIX века. По общим оценкам, приблизительно каждый пятый житель Южной Сун жил в крупном городе — такие города, как Гуанчжоу и Нанкин, имели около 200 тысяч человек населения каждый и по размерам не уступали ни одному крупному городу мира того времени, в том числе Каиру и Константинополю. Не меньшее значение имел и рост торговых городков во всех частях Южного Китая по мере того, как местная торговля расширялась и включалась в развивающуюся экономику страны. Такого уровня урбанизации не наблюдалось нигде в мире вплоть до начала XIX века в Европе.

К XI веку буддизм находился в глубоком упадке. После шести веков, на протяжении которых он занимал центральное место в китайской культуре, он уже не оказывал значительного влияния на элиту общества. Ему на смену пришел более широкий натуралистический рационализм, атмосфера любопытства, исследований и экспериментов, очень похожая на настроение, царившее в Европе в XVIII веке. Она сложилась благодаря стремительному распространению знаний, вызванному развитием книгопечатания, широкой торговлей книгами и появлением частных школ и библиотек, которые стали основными источниками знаний вместо приходивших в упадок буддийских монастырей.

К началу XI века были завершены и напечатаны четыре канонических китайских текста. Это были «Вэнь юань инхуа» — обширная антология литературных произведений, «Тайпин юй-лань» — энциклопедия из 100 глав, «Тайпин гуан-цзи» — собрание удивительных историй в 500 главах, и «Це фу юань гуй» — собрание политических текстов и сочинений в 1000 глав. Кроме того, выпускалось значительное количество отдельных авторских работ по таким отраслям, как садоводство, археология (бронзовые находки периода династии Шан), описание более 2000 исторических манускриптов и архитектурных сооружений и география империи Сун в 1566 главах с иллюстрациями. Одним из наиболее важных сочинений было «Цзы чжи тун цзянь» («Всеобщее зерцало, управлению помогающее»), написанное Сыма Гуаном, которое описывает историю Китая с 403 года до н. э. до 959 года н. э. и включает в себя тридцать глав, посвященных критической оценке источников, использованных при написании сочинения.

Общая картина Китая эпохи Сун показывает нам динамично развивающиеся общество и экономику, во многом похожие на общество и экономику Европы около 600-700 лет спустя. Население Китая в 1200 году составляло около 115 миллионов человек (за четыреста лет оно выросло более чем вдвое), здесь проживала примерно треть от всего мирового населения. В Китае имелось самое процветающее сельское хозяйство, самые передовые технологии того времени, растущая промышленная база и развитая коммерческая система. Китай смог в значительной степени преодолеть те сдерживающие факторы, которые мешали развитию ранних земледельческих государств, и находился на грани фундаментальных изменений в обществе, которые произошли в Европе в XVIII и начале XIX века и в конечном итоге разрушили препятствия на пути развития доиндустриального общества.

Почему же Китай не сделал эти последние несколько шагов? Сложно дать на этот вопрос полностью исчерпывающий ответ — но причиной послужили главным образом вторжения вражеских государств. Завоевание чжурчженями Северного Китая отрезало Южную Сун от месторождений металла и затормозило развитие металлургической промышленности. Феноменальное развитие Южной Сун после 1127 года было прервано разрушениями, вызванными вторжением и завоеваниями монголов. Тяжесть этих разрушений и полное поглощение Китая чужой империей, случившееся единственный раз за его историю, крайне отрицательно повлияло на рост экономики и техническое развитие Китая.

К 1300 году население Китая уменьшилось более чем на четверть по сравнению с прошлым веком, а в XIV веке оно уменьшилось еще сильнее из-за чумы и других заболеваний. К тому времени, когда к власти пришла империя Мин и монголы были изгнаны в 1360 году, главной задачей Китая стало восстановление после разрушений, происходивших предыдущие на протяжении 150 лет.