Наука и технологии: мусульманские страны и Европа

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 12. Мир поздней Евразии
12.4. Наука и технологии: мусульманские страны и Европа

Мир ислама был основным наследником греческих научных традиций, и развитие научной мысли занимало значительное место в мусульманской культуре. Одним из ее источников был перевод большого количества рукописей на арабский язык и создание больших хранилищ рукописей в таких научных центрах, как Бейт-ал-Хикма (Дом Мудрости), который был построен в Багдаде в 813 году. Подобные же библиотеки создавались и во время правления Фатимидов в Египте.

Еще большее значение имело распространение ислама на восток — и, как следствие, получение доступа к индийским знаниям. В области математики мусульманские ученые переняли индийскую систему счисления (хотя и с использованием арабских цифр) и индийское понятие нуля (которое еще раньше было заимствовано Китаем). К 875 году аль-Хорезми заложил основы алгебры (от его имени произошло слово «алгоритм»), а к началу XII века Умар Хайям (более известный современным европейцам как Омар Хайям) уже разделил уравнения третьей степени (х3) на 25 категорий.

Основной толчок к развитию астрономии дал индийский трактат «Сиддхаттха», который был переведен в Багдаде в 771 году, а также другие работы, известные с IX века. Однако основным препятствием на пути ее развития было все еще сохранявшееся господство пришедшей из Греции птолемеевой астрономии. Еще большее значение имела работа Ибн ал-Хайсама, посвященная оптике, которая наконец-то исправила ошибочное греческое представление о том, как направлены световые лучи.

В техническом отношении мусульманский мир сделал много значительных открытий. Несмотря на то, что корабли мусульман были не настолько совершенны, как китайские джонки, они все же далеко превосходили европейские суда. Основным отличительным их свойством был треугольный парус, который крепился под углом к мачте, что давало кораблю возможность идти гораздо ближе к ветру, чем европейским кораблям с их квадратными парусами. Обе этих особенности были позже заимствованы европейскими кораблестроителями и моряками.

Огромные верфи и порты строились по всему исламскому миру — к X веку флот Туниса насчитывал более 200 кораблей. Также создавались подробные морские карты для плаваний в Индию и дальше, на которых были помечены возможные опасности, приливы и отливы. Все три вида водяного колеса — подливное (витрувианское), наливное и среднебойное — использовались в исламском мире к X веку, а первые приливные мельницы работали в Басре уже в XI веке (примерно за столетие до того, как они появились в Европе).

В военном мореходстве мусульмане научились подвергать врага огненной атаке — поначалу с использованием нефти и смоляных смесей, в то время как их бойцы были защищены специальной несгораемой одеждой. В 673 году сирийский архитектор Каллиник из Баальбека бежал в Византию, забрав с собой некоторые секреты исламского мира. Таким образом появился так называемый «греческий огонь» — это название было дано ему на западе, но не использовалось византийцами, которые знали, откуда пришла эта идея. Исламское военное дело продолжало развиваться в этом направлении, используя более эффективные смеси селитры с очищенной нефтью (исламский мир владел очень эффективными методами очистки). Был разработан заррайя — новый вид огнеметного устройства (Для создания смеси, которую можно было бы эффективно метать на сколь-нибудь значительное расстояние (десять и более метров), требовалось смешать нефть с особым загустителем. Рецепт такого загустителя повторно был открыт лишь в XX веке. Судя по всему, «греческий огонь» по составу и характеристикам более всего напоминал напалм. Прим. ред.), в котором бронзовый поршневой насос выталкивал подожженную смесь из сопла.

Самой заметной переменой, затронувшей практически весь исламский мир, стал переход от использования повозок к верблюдам. Одногорбый верблюд был впервые приручен около 1500 года до н. э. на Аравийском полуострове, хотя и не получал широкого распространения еще около пятисот лет. На протяжении многих веков верблюдов разводили из-за их молока, пока около 100 года до н. э. на севере полуострова не появилось арабское седло — в форме перевернутой V и с подушкой для сидения. Оно располагалось на горбе таким образом, чтобы поклажа свисала по бокам. Когда оно использовалось как вьючное седло, груз привязывали с каждого бока. Это еще один пример изобретения кочевников, оказавшего значительное влияние на все сообщества, так или иначе пользовавшиеся верховой ездой.

Приблизительно до III века н. э. перевозки с помощью колесного транспорта по немощеным дорогам были основным видом транспортировки грузов на пространстве от Северной Африки до Ирана. Но у перевозок с помощью верблюдов было много значительных преимуществ. Содержать верблюда было гораздо дешевле, чем вола, мула или лошадь, и, в отличие от двух последних, он не испытывал неудобств от упряжи. Другие животные могли перевозить лишь небольшое количество груза, а повозки были намного дороже и труднее в использовании, чем сравнительно небольшое количество снаряжения, которое требовалось для верблюда. В день верблюд мог пройти в два раза больше, ему не были нужны дороги, и один человек мог вести до шести верблюдов, если они были привязаны друг к другу.

Отказ от примитивного колесного транспорта и ужасных по качеству «дорог», которые вплоть до XIX века в большинстве случаев были грунтовыми и представляли собой лишь колдобистую колею, был значительным шагом вперед. Теперь государство могло тратить средства не на содержание дорог, а на строительство мостов и караван-сараев. Колесный транспорт сохранился в некоторых областях, таких как Анатолия, где он был более эффективен.

Благодаря своим преимуществам, использование верблюдов очень быстро распространилось на всю территорию, позже ставшую центром исламского мира. На западе оно дошло до Северной Африки, где было изобретено уникальное седло для посадки перед горбом. Оно было удобнее для верховой езды, но не для перевозки грузов, однако предоставило возможность торговым караванам пересекать Сахару, что имело огромное значение для развития торговых путей.

Еще дальше на восток, в Иране или Афганистане, был приручен двугорбый верблюд — вероятно, это произошло немного раньше, чем приручение одногорбого верблюда. В эпоху Парфянской и Сасанидской империй он распространился на запад до Месопотамии и на восток до Индии и послужил основой для возникновения караванных перевозок по Великому Шелковому пути. Гибриды одногорбого и двугорбого верблюдов оказались еще более выносливыми и могли носить еще более тяжелые грузы, но их было очень трудно разводить. С распространением ислама одногорбый верблюд продвинулся на восток, а двугорбого верблюда (бактриана) вскоре можно было изредка встретить и западнее Амударьи.

Исламские страны были основным источником появления знаний и технологий в христианской Европе. Именно от них Европа узнала о греческой науке, Аристотеле и многочисленных важнейших технологиях, отсюда пришли «арабские цифры» (которые на самом деле были индийскими), понятие нуля, двойная бухгалтерия и различные формы кредитования. Влияние исламской культуры можно оценить по многочисленным часто используемым в европейских языках словам арабского происхождения: муслин, мохер, Дамаск, арсенал, адмирал, алкоголь, сахар, сироп, щербет, шафран. Многие испанские слова, означающие механические устройства, пришли из арабского — например, tahona (мельница), асепа (водяное колесо) и acequia (ирригационный канал). Ближе всего исламская и европейская культура соприкасались в Испании (особенно в Толедо) и Сицилии, и именно здесь знания передавались из одной культуры в другую. Европейцы познакомились с Аристотелем только благодаря работам ибн Сины (известном в Европе как Авиценна) и комментариям ибн Рушда (известном как Аверроэс). Учение Аристотеля стало основополагающим для развития европейской мысли, особенно для таких мыслителей, как Фома Аквинский. Кроме того, исламские научные центры послужили примером для создания университетов — составление расписаний и способы обучения в них были практически одинаковыми.

Об отсталости Европы говорит тот факт, что между 400 и 1000 годами металл здесь практически не использовался, и даже в последующий период интенсивность его использования оставалась низкой. Значительным шагом в развитии сельского хозяйства стало использование тяжелого плуга, который объединял в себе вертикальный сошник, рыхливший землю в борозде, горизонтальный лемех и отвал, который располагался под углом и переворачивал пласты земли. Он был очень тяжелым и его было очень сложно тянуть — для этого требовалась упряжка из восьми волов. Отдельные крестьяне не могли содержать так много животных, поэтому владельцы содержали их вместе и давали в аренду.

После 1100 года развитие лошадиного хомута постепенно заменило упряжки волов упряжками лошадей. Тяжелый плуг не имел никаких принципиальных преимуществ перед легким, кроме того, что он был лучше приспособлен для обработки тяжелых почв на северо-востоке Европы — земледельцы в других регионах обрабатывали землю с помощью намного более дешевого и простого в использовании рала, которое приводилось в действие двумя волами.

Европа также оставалась последней областью в Евразии, где начали использоваться стремена для верховой езды. Они, вероятно, впервые появились у кочевых племен в Центральной Азии и были известны в Индии в III веке н. э., потом оказались в Китае благодаря Великому Шелковому пути. К 477 году в Китае появилась разновидность стремени, охватывающая всю стопу. Через два века, к 694 году, такое стремя стало известно в Иране. Его первое применение в Европе относится к 730-м годам, где его использовали франкские армии. Преимущество стремени состояло в том, что оно позволяло седоку гораздо лучше держаться на спине лошади. Но наивно считать, что только благодаря появлению стремени в Европе возник феодализм. В других частях Евразии этого не произошло, феодализм же стал результатом определенных социально-экономических условий, существовавших в Европе в X веке и позже. Использование железных подков также пришло из Центральной Азии в Китай, исламские страны, Византию и, наконец, примерно к X веку, в Западную Европу.

Новые технологии приживались в Европе медленно. Одной из самых важных была водяная мельница — в 1086 году в Англии их было 5624, но многие из них использовались крайне мало, так как было очень трудно транспортировать зерно. Использование водяных мельниц постепенно увеличивалось — с середины X века во Франции они стали также использоваться для изготовления сусла, а к XI—XII векам на их основе работали толчеи для конопли и сукна, но механизация кузнечного дела продвигалась гораздо медленнее.

Ветряные мельницы использовались в исламском мире приблизительно с X века, но оси у них были расположены вертикально. Первая мельница с горизонтальной осью появилась в Европе около XII века и стала уникальным европейским изобретением. К XIII веку вблизи Ипра было около 120 таких мельниц.

Самым важным путем развития технологий в Европе было заимствование технологий, уже использовавшихся в других частях Евразии, часто изобретенных более тысячи лет назад. Многие пришли из мусульманских стран. Остроконечная арка (которая стала центральным элементом готической архитектуры) пришла из исламского мира через Амальфи. Производство стекла в Европе, особенно в Венеции, пришло из Леванта в конце XIII века. Точно так же изготовление часовых механизмов в Европе началось благодаря сделанному в 1277 году в Толедо переводу арабского текста об измерении времени, содержавшего информацию в том числе и о часах, движущей силой в которых выступает испарение ртути. Эти часы использовались в арабской части Испании. Другие изобретения приходили из Китая. Магнитный компас и кормовой руль использовались в Европе уже к концу XII века, но основная часть наиболее важных технических заимствований из Китая, включая чугун и сегментные арочные мосты, появилась только в конце XII века. Таким образом, к XV веку Европа начала догонять по своему техническому развитию другие части Евразии.