Технологии

ЧАСТЬ VI Формирование современного мира (1750-2000 годы)
Глава 21. Европа и мир (1750—1900 годы)
21.2. Технологии

С начала XIX века Европа, несомненно, стала ведущим регионом Евразии в технологическом отношении. Это было важно не только из-за трансформации, которую технология вызвала в экономике и общественном устройстве европейских стран, но и потому, что она являлась необходимым инструментом в установлении европейского контроля над значительной частью мира. До появления этого технологического превосходства Европа могла доминировать лишь над наименее развитыми областями мира — Северной и Южной Америкой и затем Австралазией. Европа не обладала ни малейшим военным превосходством над великими империями Евразии, у которых тоже имелось огнестрельное оружие, а малочисленность ее войск и трудность их снабжения всем необходимым на больших расстояниях означала, что до 1750 года Европа не сражалась ни с одной из великих евразийских держав за пределами своей части света. Но даже тогда ее превосходство продолжало оставаться очень ограниченным, пока в середине XIX века не были разработаны новые технологии и новые виды оружия.

Именно нарезное оружие и артиллерия, заряжаемая с казенной части, а также скорострельный пулемет «максим» склонили чашу весов в пользу Европы. Иногда европейские армии терпели поражения, если очень сильно уступали в численности противнику (так, например, британцы проиграли зулусам в сражении за заставу Рорк-Дрифт), но обычно «битвы» представляли собой не более чем организованную резню — в 1898 году при Омдурмане войско британцев численностью всего в 140 человек перебило более 11 000 африканцев.

Первым важной новинкой стали паровые канонерские лодки, позволяющие быстро перемещаться против течения по рекам Африки и Азии. Впервые они были использованы на реке Иравади во время войны Британии с бирманским королевством в 1824—1826 годах, однако крупномасштабное их применение не начиналось до тридцатых годов XIX века и первых нападений на Китай.

Несмотря на свою пользу, канонерские лодки не становились решающим фактором до тех пор, пока европейцы не нашли способ борьбы с тропическими заболеваниями, особенно малярией, которая веками эффективно препятствовала их поселению в Африке и значительной части Азии. В среднем половина солдат, которых Британия послала в небольшую колонию Сьерра-Леоне в период с 1819 по 1836 год, умерла, почти все остальные были демобилизованы по инвалидности, и только один из пятидесяти все еще оставался годным к дальнейшей службе. Иногда уровень смертности доходил до восьмидесяти процентов, поэтому Королевский Африканский корпус формировали из военных преступников, которые согласились на замену приговора службой в Африке.

Начиная с XVII века для борьбы с малярией использовалась кора хинного дерева, растущего в Андах, — хотя было неизвестно, почему она оказывает такое действие. Впервые хинин был извлечен из коры двумя химиками в двадцатые годы XIX века и к концу десятилетия производился в больших количествах. Сначала он использовался в качестве лекарства от более умеренной трехдневной малярии, но к сороковым годам XIX века стал в больших дозах применяться в качестве профилактики гораздо более опасной тропической малярии. Показатели смертности европейцев от малярии снизились более чем в пять раз. Кроме того, британцы и голландцы начали выращивать это дерево в Азии, чтобы обеспечить себя собственными запасами. Теперь европейцы могли жить в тропиках и по меньшей мере иметь определенную надежду выжить там.

Одним из самых важных из всех усовершенствований в XIX веке стала революция в скорости сообщений. Железные дороги позволяли людям перемещаться по большинству стран в течение дня, но куда важнее для развития европейского контроля над другими регионами стали изменения в скорости мореплавания. До тридцатых годов XIX века европейцы, как и их предшественники в XVI веке, и арабские и римские моряки двумя тысячелетиями ранее, зависели от муссонов для сообщения с Азией, особенно с Индией. В зависимости от времени года требовалось примерно от пяти до восьми месяцев, чтобы послание из Британии достигло Индии. Из-за муссонов ответ мог прийти в Британию почти через два года. Но железные дороги и пароходы сильно сократили это время. В пятидесятые годы XIX века было возможно пересечь Ла-Манш на пароходе, проехать на поезде через Францию, отправиться в Александрию на пароходе и затем в Каир на поезде, а потом на верблюде в Суэц, прежде чем сесть на пароход в Бомбей. Путешествие занимало примерно тридцать дней, и столько же обратная дорога — прежний срок сократился приблизительно в десять раз. Открытие в 1869 году Суэцкого канала вдвое сократило морское путешествие из Британии в Бомбей (и в Сингапур на треть) — за первый год по нему проплыло 486 кораблей с суммарным тоннажем в 436 000 тонн; в 1900 году по каналу прошло 3 441 кораблей с тоннажем в 9,7 млн тонн.

Данный способ коммуникации, как и все остальные на тот момент человеческой истории, осуществлялся посредством физической передачи посланий, скорость которой зависела от того, насколько быстро могут передвигаться люди пешком, верхом, по железной дороге или на корабле. Эта взаимозависимость была нарушена фундаментальной революцией в тридцатые годы XIX века, вызванной открытием электричества, появлением телеграфа и таких способов передачи сообщений, как азбука Морзе. Теперь впервые информация стала передаваться гораздо быстрее, чем могут передвигаться люди. Сначала телеграфные линии ограничивались сушей (британскому правительству были необходимы железные дороги, чтобы проложить линии вдоль их путей). Чтобы проложить надежные подводные кабели, требовалось время и развитие ряда технологий. Хотя были перекинуты кабели через Ла-Манш и трансатлантические кабели, они служили недолго, и лишь в шестидесятые годы XIX века большинство технических трудностей было решено. В 1865 году Британия была связана кабелем с Индией, хотя прошло еще пять лет, прежде чем система стала работать надежно. В ту пору послание отправлялось за пять часов, а ответ приходил в течение дня. Улучшения в технологии отправки посланий, дающие возможность двухсторонней связи и многократных сообщений, привели к тому, что к 1895 году Британия и Индия обменивались двумя миллионами телеграмм в год. Десятью годами ранее британцы проложили сеть подводных кабелей, связывающих весь мир, и такие прежде отдаленные и всеми забытые острова, как остров Вознесения и остров св. Елены в Атлантическом океане, стали важными местами глобальной сети. Другие страны построили собственные сети — к 1900 году имелось семь кабелей, связывающих Францию и Алжир, а Соединенные Штаты проложили кабели через Тихий океан, используя такие отдаленные базы, как острова Гуам и Мидуэй.

Когда мир впервые в истории человечества был объединен в коммуникационную сеть, европейцы ввели свое собственное стандартизованное время. Это было относительно новым усовершенствованием даже для самой Европы. До середины XIX века в каждом городе было свое время — никаких трудностей не возникало, ибо сообщение осуществлялось столь медленно, что люди просто не обращали внимания на разницу во времени. Однако оказалось, что железные дороги не могут действовать в подобных условиях, поэтому для расписания движения поездов пришлось вводить единое время. В Британии выбрали время, основанное на движении солнца через ось пассажного инструмента Гринвичской обсерватории, хотя его обычно называли «железнодорожным временем». Постепенно вся страна приняла единое время. Как только коммуникации стали возможны по всему земному шару, такой же процесс начался и в других местах, и происходил он под контролем европейцев. За основу они взяли среднее время по Гринвичскому меридиану и затем разделили мир на часовые пояса, проведя их через каждые пятнадцать градусов долготы. Вследствие этого появилось два смежных часовых пояса с разницей в двадцать четыре часа, и, естественно, европейцы решили, что данное неудобство (международную линию смены даты) следует поместить в Тихом океане (чтобы она разделяла островные цепи), а не в Атлантическом океане, где эта линия пролегла бы между Европой и американским континентом.