Япония: реакция на внешнее давление

ЧАСТЬ VI Формирование современного мира (1750-2000 годы)
Глава 21. Европа и мир (1750—1900 годы)
21.17. Япония: реакция на внешнее давление

Решения, принятые сегунатом Токугава для реакции на внешнее давление, оказываемое на Японию, оказались успешными. Они обеспечили высокую степень японской автономии, помогли избежать участи Китая, но одновременно создали серьезный внутренний политический конфликт. Впервые за два с половиной века дальнейшее правление сегуната было поставлено под вопрос, и партии, долго противостоявшие Токугава, стали гораздо более громкоголосыми. Они сумели воспользоваться страхами, вызванными требованиями европейцев и американцев, упирая на то, что будущее японского государства и его давно устоявшиеся культурные традиции находятся в опасности. Многие считали, что и так уже совершено слишком много уступок.

Внутренний закон был по большей части обязанностью даймё — и было далеко не очевидно, что сегун имеет полномочия предоставлять право экстерриториальность «западным» государствам, вдобавок у него определенно не было возможности осуществить это насильственным путем. Сегунат Токугава обнаружил свою неспособность как остановить постепенное ослабление поддержки режима среди даймё, так и усиление императорского двора в Киото. Даймё княжеств Теею и Сацума (постоянных противников Токугава) восстали и, в союзе с императорским двором, объявили себя «императорскими силами». Войска Токугава не смогли подавить восстание в 1866 году, и император потребовал, чтобы последний сегун Токугава (Токугава Йосинобу) отказался от должности, в которую он должен был вступить в 1867 году. Затем «императорская» армия затем захватила Эдо (который в 1868 году переименовали в Токио) и к 1869 году установила контроль над всей страной.

События середины и конца шестидесятых годов XIX века, часто описываются как реставрация, установившая режим «Мэйдзи» («Просвещенное правление»). На деле же происходила не реставрация, а, скорее создание нового политического порядка, при котором единственным несомненным результатом стал конец сегуната Токугава. Было далеко не очевидно, что в результате государственного переворота, осуществленного двумя даймё с юго-запада страны, которые не доверяли друг другу почти столь же сильно, сколь ненавидели Токугава, возникнет новый стабильный порядок. К Сацуме и Теею быстро присоединились дайме Тоса и Сага, и все четверо смогли заручиться поддержкой мальчика-императора Муцухито.

Первоочередная проблема заключалась в том, как включить самураев, лично преданных своим дайме, в недавно появившуюся «национальную» систему, построенную вокруг императора. В 1869 году система самураев была отменена в Сацуме, Теею и Тосе, и дайме стали губернаторами своих провинций. Похожие перемены последовали в других районах Японии. И Сацума, и Теею поддержали увеличивающуюся централизацию, поскольку это могло помочь им избавиться от очень высоких расходов на содержание своих армий и осуществление управления на местном уровне.

В 1871 году первая фаза реконструкции подошла к концу, когда дайме были официально упразднены, все владетели созваны в Токио, а затем созданы новые единицы местного самоуправления с губернаторами, назначаемыми центральным правительством. Эта фаза окончилась в 1877 году после того, как восстание самураев в Сацуме были с легкостью подавлено. Все самураи теперь были отправлены на пенсию, а жалованье, которое они получали, было превращено в процентные государственные облигации внутреннего займа. Ношение мечей было запрещено.

Период после создания национального правительства в конце шестидесятых годов XIX века характеризовался приобретением Японией всех составляющих того, что европейцы считали «современным государством». Национальное объединение здесь произошло раньше, чем в Италии и Германии, и шло почти по такому же пути. Оно включало создание централизованного управления, введение воинской повинности для создания эффективной армии, а также развитие системы национального образования. Все это происходило в Японии точно таким же образом, как и в европейских державах. Японская национальная школьная система была создана почти в то же время, что и в Британии, и быстро стала более эффективной.

Однако ни одно из этих изменений не было бы возможным без инфраструктуры, созданной во время правления Токугава. В 1872—1873 годах делегация из 48 выдающихся японцев совершила путешествие по Соединенным Штатам и Европе, чтобы решить, какие институты и какие методы перенять. Приоритет был отдан развитию военной мощи как способа защиты от дальнейших требований извне и поддержки японского контроля над переменами. Институционное развитие шло медленнее — но в основном оно походило на полуавторитарную модель, проявившуюся в Германии. Возник государственный совет (Дадзекан), но он был относительно безвластным — настоящая власть находилась в руках императорских советников. В 1876 году был создан безвластный «сенат» (генроин). В 1881 году был подписан императорский указ об образовании национального собрания, но на заседание оно собралось лишь в 1890 году. В 1884 году из аристократов при императорском дворе была создана новая аристократия. Она состояла из главных землевладельцев и старших гражданских служащих, которые в 1890 году сформировали верхнюю палату нового национального собрания. По закону в будущим к ним предполагалось добавить представителей от богатых купцов и промышленников. В 1885 году был учрежден кабинет министров как высший законодательный орган.

Даже еще более важным стало увеличение скорости технического развития. Основы для этого были также заложены при правлении Токугава. К концу шестидесятых годов XIX века промышленность уже составляла примерно треть национального богатства Японии — без этой базы знаний, мастерства и инфраструктуры изменения в конце XIX века были бы невозможными. Например, в 1842 году Джеймс Нейсмит запатентовал в Британии паровой молот. К 1860 году в Нагасаки имелся работающий паровой двигатель и молот — японцы раньше никогда не видели подобной машины: они построили ее по чертежам в книге.

Скорость перемен в черной металлургии была поразительной. В пятидесятые годы XIX века уже применялась отражательная печь, а к началу семидесятых годов использовался пудлинговый процесс и стало применяться горячее дутье в доменных печах. И то, и другое появилось в Японии примерно век спустя после их первого использования в Европе. К девяностым годам XIX века здесь стал применяться мартеновский процесс; прошло менее тридцати лет после его появления в Европе. К 1909 году сталелитейный завод Добаси начал использовать процесс Стассано с применением электрической дуги — лишь десятилетие спустя после его появления в Европе.

Все эти технологические новинки оказали значительное влияние на ситуацию в Японии. Стране удалось избежать внутреннего кризиса, произошедшего в Китае; в результате она никогда не попадала под жесткое внешнее давление и была способна сама определять скорость и направления своего развития без значительного вмешательства извне. Япония также смогла отстоять свой суверенитет. В начале семидесятых годов XIX века она уже потребовала пересмотра неравноправных договоров о тарифах — хотя в то время это не было воспринято всерьез. В 1875 году было заключено новое соглашение с Россией относительно границы. Оно меняло условия договора 1855 года, в соответствие с которыми Курильские острова были разделены между двумя державами, а Сахалин находился под совместным владением. В 1875 году Сахалин стал русским, но Курилы перешли Японии.

На следующий год Япония, используя спровоцированный военно-морской инцидент, добилась открытия корейских портов и получила здесь экстерриториальный статус для своих граждан. Это являлось началом процесса замещения китайского влияния в Корее японским, в итоге Корея стала японским протекторатом в 1905 году и полной колонией — в 1910 году. В 1879 году княжество Рюкю (Окинава) было включено в состав Японии в качестве провинции. В 1899 году Япония успешно вернула себе право назначать таможенные тарифы (они были увеличены примерно до 20 %), а с 1911 году был достигнут полный контроль правительства над импортом и экспортом.