Китай: кризис XIX века — восстание внутри страны

ЧАСТЬ VI Формирование современного мира (1750-2000 годы)
Глава 21. Европа и мир (1750—1900 годы)
21.13. Китай: кризис XIX века — восстание внутри страны

Действия британцев во время «Опиумной войны» стали предвестием события, которому предстояло произойти в этом веке несколько позднее — но в сороковые годы XIX века открытие нескольких портов для британских товаров (когда у британцев не было для продажи почти ничего, кроме опиума) произвело на Китай лишь ограниченное воздействие. Настоящий кризис, с которым столкнулся Китай, являлся внутренним. Именно крупные восстания, которые опустошили страну в период с 1850 года до конца 70-х годов XIX века, стали результатом медленно нарастающего кризиса начала XIX века.

Первое крупное восстание началось на юге страны под руководством Хун Сю-цюаня, который был родом из составляющих меньшинство в том регионе иммигрантов народности хакка. Он вырос в бедной семье в восточной части провинции Гуандун, получил хорошее образование (как и многие другие бедняки в Китае) — но так и не смог сдать государственный экзамен на чин. На него оказали сильное влияние самые первые христианские миссионеры, появившиеся в Китае, и он решил, что является мессией, которому суждено спасти родную страну.

Данное обстоятельство побудило многих западных историков рассматривать это восстание как христианское по сути, но такое толкование далеко от истины. Многие крестьянские лидеры в прошлом заявляли, что являются своего рода мессиями, часто называя себя будущими Буддами, Майтрейями, и на восстание, возглавляемое Хуном, в гораздо большей степени повлияли китайские традиции. Изначально оно называлось «Байшандихой» — «Общество поклонения богу», и за два года число его сторонников достигло примерно 30 000. Скоро оно стало известно как Тай-пин) или «Великое благоденствие». Название это явилось отражением цели крестьянского восстания «Желтых повязок» конца II века н.э. во времена падения династии Хань. Восставшие также стали быстро объединяться с многочисленными тайными обществами, процветающими в Южном Китае.

Полномасштабное восстание началось в 1850 году в деревне Цзиньтянь в восточной Гуанси. Крестьяне захватили большие поместья и перераспределили землю, дав ее тем, кто мог ее возделывать — сознательная имитация системы равного распределения, существовавшей в VII веке при правлении династии Тан. Восставшие боролись за равноправие — были запрещены индивидуальная собственность и торговля, а о каждом человеке должно было заботиться общество.

Движение тайпинов являлось до такой степени националистическим, что было принято решение отказаться от прически-косички в знак протеста против манчжурского владычества. Также оно носило черты пуританства (предметы роскоши и азартные игры были запрещены) и феминизма — женщины обладали равными правами при распределении земли, и даже формировались отдельные женские армии. Как и при более ранних восстаниях, далеко не последнюю роль в нем играли тайные общества. Их представители обладали наследственным членством в крестьянских сообществах, поэтому смогли занять посты в местной администрации и очень быстро создать свое альтернативное правительство. Восстание представляло собой хорошо организованный и грамотно проводимый крестьянский бунт, имело четкие цели и отнюдь не являлось стихийным массовым волнением в сельской местности Китая.

В 1851 году Хун Сю-цюань основал «Царство великого благоденствия» и объявил себя тянь-ваном — «небесным царем». К 1852 году движение тайпинов взяло под контроль северо-восточную Гуанси, юго-западную Хунань и начало продвигаться в среднюю долину Янцзы. В 1853 году восставшие захватили Нанкин, который стал тянъ-чжином — «небесной столицей», и оставался таковой до 1864 года. Отсюда тайпины не смогли завоевать нижнюю долину Янцзы, перерезать Императорский канал и остановить поставки зерна в Пекин. Армии тайпинов двигались на север и запад, но Пекин захватить не смогли, и им пришлось отступить. Тем не менее правительственные войска были разбиты, а так как крупные участки территории страны находились под контролем тайпинов, правительство утратило значительную часть своего дохода.

Хаос в стране усилился вследствие одной из величайших катастроф, которые когда-либо поражали Китай: в 1855 году произошли большие наводнения в бассейне Хуанхэ, по большей части в результате большой вырубки лесов в начале XIX века, которая производилась для увеличения годной к возделыванию земли, чтобы прокормить быстро растущее население. Река сильно изменила свое течение и теперь впадала в море к северу от полуострова Шаньдун, а не на юге от него — на расстоянии от старого места, равном расстоянию между Лондоном и Ньюкаслом. Большое наводнение продолжалось много лет, пока к концу шестидесятых годов XIX века новое течение реки не стабилизировалось.

Однако с конца пятидесятых годов императорское правительство начало восстанавливаться, что в основном стало результатом ряда инициатив на местном и региональном уровне, финансируемых богатыми купцами. Внутренне тайпины страдали от растущих разногласий, а с 1862 года европейские державы, обеспокоенные возможной угрозой со стороны тайпинов для их интересов в Шанхае (хотя мятежники старались не вызывать враждебности европейцев), решили поддержать императорское правительство. К 1864 году императорские войска смогли снова завладеть Нанкином, а Хун совершил самоубийство. Мятежники продолжали сражаться в Фукьене до 1866 года, а затем некоторые из них отступили на юг во Вьетнам, где в качестве «Черных флагов» возглавили сопротивление французскому вторжению в страну.

Восстание тайпинов стало лишь самым важным из всех восстаний в Китае. Няньцзюнское восстание на севере началось позднее, но продлилось дольше. По-видимому, у его истоков стояло общество «Белый Лотос» — но связи восставших с тайпинами были ограничены, и у них отсутствовало эффективное руководство. Оно являлось в равной степени революционным и антиманчжурским, но ему недоставало более широкого идеологического содержания тайпинского восстания. Оно началось в 1851 году, распространяясь по провинциям Шаньдун, Аньхой, Цзянсу и Хонан. После больших наводнений 1855 года оно, став крупномасштабным, представляло собой серьезную угрозу для правительства. Успеха в борьбе с мятежниками правительство добилось лишь после 1864 года, но и в 1867 году участники няньцзунского восстания нашли в себе силы направиться к Пекину.

В конце концов восстание было подавлено войсками, освободившимися после подавления бунта тайпинов на юге. В приграничных регионах также происходили многочисленные бунты некитайских народов. Бунт 1864 года в Гуйчжоу продлился до 1872 года. Спустя год произошел бунт в провинции Юньнань. После 1862 года на дальнем северо-западе произошло крупное восстание мусульман, частично вызванное протестом против растущей миграции китайцев в этот регион. Лишь после 1868 года императорское правительство смогло приступить к постепенному повторному завоеванию северо-запада, и это сопровождалось крупномасштабными репрессиями. По большей части оно было завершено к 1872 году, хотя взять Синьцзян под полный контроль удалось лишь в 1878 году.

Мощные восстания, которые вспыхивали в Китае в пятидесятые годы XIX века, нанесли немалый урон богатству страны, ее инфраструктуре и унесли жизни большого числа людей. Вероятное число погибших во время тайпинского восстания составляло 20—30 млн человек. В провинции Юньнань при подавлении бунта была убита примерно половина населения. Число погибших в северо-западных провинциях и Синьцзяне вряд ли было значительно ниже. Количество погибших в Шэнси и Кансу составляло, вероятно, около 5 млн человек. В Гуйчжоу было убито столько же. В конце семидесятых годов XIX века примерно 13 млн человек погибло во время большого голода, поразившего Северный Китай.

Военные действия годами отрицательно сказывались одновременно на нескольких богатейших провинциях страны. Эти восстания также едва не поставили на колени императорское правительство, и в результате этого китайское государство подверглось трансформации. Повторное завоевание и реконструкция происходили при императоре Тун-цзи (1862—1875 годы). Затраченные усилия и создание новых институтов снова продемонстрировали огромную жизнеспособность китайского общества. Непосредственным влиянием серьезного снижения численности населения стало уменьшение проблемы с землей и, как следствие, уровня недовольства сельских жителей. Реконструкция сельского хозяйства являлась приоритетной для правительства, и это означало, что налоговое бремя пришлось главным образом на торговлю и промышленность. В конце пятидесятых годов XIX века на всю внутреннюю торговлю был введен новый налог ли-цзин с плавающей ставкой от 2 до 20 % (этот налог сохранялся до 1930 года).

Проблема заключалась в том, что это не могло не ослабить торговлю и отрицательно сказалось на способности провинций к самообеспечению. Налог на зерно остался без изменений, а реформа таможенных пошлин на ввозимые товары 1863 года привела к тому, что этот источник теперь обеспечивал примерно треть дохода правительства. Дополнительный доход требовался для финансирования крупных реформ в армии: старые «знамена», унаследованные от манчжурской системы XVII века, оказались не способны эффективно подавлять восстания. На провинциальном уровне для подавления возможных восстаний были созданы новые армии под командованием новых военачальников, и новая национальная армия создавалась на основе этих провинциальных. Именно благодаря этим огромным внутренним усилиям китайское правительство примерно к 1870 году смогло восстановить контроль над большей частью страны.