Распространение ислама: Индия

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 13. Эпоха Китая (1000 — ок. 1250 года)
13.9. Распространение ислама: Индия

После падения империи Гупта в VI веке Индия оставалась политически раздробленной. Ислам оказывал на нее воздействие еще со времени первой волны его распространения, когда в 711—713 годах арабские войска захватили Синд. Дальнейшее распространение арабских завоеваний шло медленно, и в северной части Индии шли постоянные междоусобные войны между соперничающими династиями, у каждой из которых было достаточно сил, чтобы сдерживать при этом мусульман. Это были династии Пала в Бенгалии, Раштракута с западного Деканского плоскогорья и Пратихара на севере и западе территории.

Ислам стал оказывать значительное влияние на Индию только после падения Абассидов, во время существования милитаризированных государств в восточном Иране и Афганистане. В 1030 году Газневиды, будучи вытесненными со своих основных территорий сельджуками, захватили Лахор и сохранили свой контроль над северной частью долины Инда и Афганистана. В XII веке их вытеснили Гуриды, которые начали завоевывать северо-западную часть Индии, захватив Пешавар, Лахор и Дели. В 1206 году один из гуридских генералов, Кутб-уд-Дин Айбек, провозгласил независимость и основал новую династию. Она правила появившимся таким образом Делийским султанатом, который владел большой частью Индии до 1526 года.

Три века существования этих индийских султанатов можно выделить как единый исторический период, так как, несмотря на то что страной правили пять разных династий, все они происходили из одной и той же афгано-тюркской элиты. Каждая из этих династий пыталась взять центральную власть в свои руки, но ни одна не достигла в этом успеха — султан оставался всего лишь самым влиятельным из кучки мусульманских и индийских правителей, претендовавшим на власть над другими и большую часть дани. В некоторых областях, таких как Раджастхан, власть султаната была крайне слабой.

Династия Айбеков до 1290 года правила большей частью Северной Индии и долины Инда. Расширение влияния султаната началось во время Ала-уд-дина Хилджи (1296—1316), когда Гуджарат, значительная часть Деканского плоскогорья и части южной Индии попали под формальную власть султаната и признали его господство. Династия Хилджи пала практически сразу же после смерти ее основателя, и ей на смену пришла династии Туглаков, которая правила с 1320 по 1413 год Они попытались сформировать оппозицию влиятельным мусульманским семьям, которые правили многими частями Индии. К ним относились Бенгалия, Кашмир, Гуджарат, Джаунпур, Малва, а династия Бахманидов и династия Фаруков владели плоскогорьем Декан. В Индию были приглашены тюркские воины для формирования элитной армии, и на военные и гражданские должности были назначены немусульмане. Султанат разрешил строительство индуистских храмов, но все султаны были правоверными суннитами, они собирали подушной налог с немусульман и укрепляли законы шариата.

С середины XIV века Делийский султанат стал приходить в упадок. Увеличивалось количество восстаний, особенно на плоскогорье Декан, постепенно возникали более автономные и полностью независимые индийские княжества. На юге, на северной границе Тамилнада, возникло стремительно расширяющееся военизированное государство Виджаянагара. Теоретически считалось, что оно защищает индусов, но на самом деле оно воевало почти исключительно с индийскими же государствами на юге — государством Хойсала в Карнатаке и княжеством Редди в Кондавиду, — а не с северными султанатами. После 1350-х годов Виджаянагара возглавила империю на юге, которая существовала на протяжении двух веков. Последние две династии султаната (Сайиды в 1414—1451 годах и Лоди до 1526 года) также правили из Дели, но их власть была очень слабой.

Все делийские династии испытывали большие трудности, пытаясь управлять всей обширной территорией Индии с ее культурным, религиозным и политическим разнообразием. Сначала султаны агрессивно пытались внедрить ислам и предпринимали мало усилий, чтобы допустить местных представителей в правящую элиту — несмотря на то, что мусульманская концепция власти, берущая свое начало в иранских традициях и делающая акцент на преданность правителю и важность иерархии, весьма подходила индийским правителям и индийскому обществу.

Новая правящая элита во многом напоминала арабов времен ранних мусульманских завоеваний: она неодобрительно относилась к принятию ислама жителями завоеванных государств и пыталась управлять страной как военное правительство со своей собственной религией. Смешанное общество, формировавшееся на индийских, мусульманских и иранских культурных элементах, складывалось очень медленно. Постепенно возникало новое сочетание языков и литератур: мусульманские поэты начали писать об индуистских богах и легендах на новом литературном бенгальском языке со словами, заимствованными из арабского и персидского языков. Влияние ислама было наиболее сильным там, где индуизм был слаб — особенно среди племен бывших охотников и собирателей, которые приняли ислам тогда, когда стали земледельцами, и в городах, где было не таким сильным влияние жестких индийских традиций, господствовавших в деревне.

Делийский султанат
Карта 41. Делийский султанат

Однако по всей территории Индии ислам приняло не более четвертой или пятой части всего населения, несмотря на то что в страну приехало большое количество учителей ислама и они пользовались широкой поддержкой государства. Основная часть мусульман жила в долине Инда, на северо-западе Индии, в Бенгалии, Ассаме и в некоторых частях Деканского плоскогорья. В большинстве случаев местные индийские политические и религиозные структуры оставались нетронутыми и, по мере угасания буддизма, основной религией Индии оставался индуизм. Очень важную роль в индийском исламе играл суфизм. Это происходило главным образом потому, что суфизм вобрал в себя многие традиции индуизма, особенно метафизические элементы, индуистские и буддийские упражнения и отношения учителя и ученика.

В целом период султаната был периодом процветания и богатства Индии — она была центром Евразийской торговли между востоком и западом, ее торговые города богатели, сельское хозяйство было высокоэффективным и внутренняя торговля активно развивалась. После  Китая Индия была самой богатой областью Евразии.