Восточная периферия Евразии: Европа — восстановление, расширение, самоопределение

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 13. Эпоха Китая (1000 — ок. 1250 года)
13.12. Восточная периферия Евразии: Европа — восстановление, расширение, самоопределение

Вслед за падением империи Каролингов и вторжением викингов и венгров в Западной Европе начался раскол. Она стала территорией, на которой не было практически ни одного организованного государства. Управление было главным образом местным, к власти приходили землевладельцы, которые могли присвоить себе хотя бы немного из излишков скудного урожая, который производили его крепостные, обладали хотя бы немногочисленным войском и могли навести хотя бы относительный порядок на захваченной территории.

Общее население Европы было небольшим — около 35 миллионов (приблизительно столько же, сколько в Римской империи в период ее расцвета 800 лет назад), которые были разбросаны по деревням, отделенным друг от друга лесами и необрабатываемыми землями. Существовавшие города были небольшими: в самых крупных, Риме и Париже, было приблизительно 25—40 тысяч населения, но в большинстве городов было около тысячи жителей. Торговля была развита плохо — основными товарами были рабы и товары из исламского мира.

13.12.1. Восстановление и расширение

За три века, последовавших за 1000 годом, Европа значительно продвинулась в своем развитии. Население увеличилось более чем вдвое, достигнув к 1300 году 80 миллионов, и обрабатываемая площадь значительно увеличилась, так как появлялись новые деревни. Сначала расширение обрабатываемой территории происходило в основном в уже устоявшихся границах Западной Европы, по мере того, как задействовались новые земли вокруг деревень. Очень скоро в Центральной и Восточной Европе это приняло характер колонизации, по мере того, как поселенцы заселяли новые деревни и города.

Однако этот рост продуктивности сельского хозяйства был экстенсивным, а не интенсивным. Крестьян становилось больше, но все они жили почти так же, как жили их предки. В экономике стран не происходило значительных изменений, хотя ближе к концу данного периода в Европе стали использоваться некоторые из технических изобретений, которые уже на протяжении нескольких веков существовали в Китае и исламском мире. Одновременно с этим развитием сельского хозяйства в Европе стали появляться организованные, но относительно слабые политические объединения, отличавшиеся от хаоса предыдущих веков. Вдобавок к этому, впервые за всю мировую историю, события на севере Европы стали оказывать влияние на более богатые и процветающие регионы Средиземноморья.

Время, которое требовалось европейцам для восстановления, было различным, в зависимости от территории. Сначала оно началось в таких регионах, как Бургундия, которые находились относительно далеко от мест, куда производились вторжения в IX и X веках, и к 1080 году большая часть Иль-де-Франс и южной Англии была расчищена от лесов. Примерно к 1200 году было очищено большинство лучших земель Западной Европы, и поселения продвигались в менее плодородные земли — с песчаной или глинистой почвой, на холмы и пустоши. По мере того, как земля заполнялась, увеличивающееся население в некоторых областях, особенно в Германии, продвигалось в восточном направлении, в области, в которых была слабая политическая организация, где земледельцы все еще вели подсечно-огневое сельское хозяйство в лесах и где новые поселения могли быть основаны очень легко.

В начале X столетия немцы заселили область между реками Эльбой и Заале. Венгерские вторжения сдерживали дальнейшее продвижение до XII столетия, хотя Вена была основана в 1018 году. Затем поселенцы двинулись в Голштинию, Мекленбург и Бранденбург. Процесс был хорошо организован, поскольку торговцы земельными участками разделяли землю, обеспечивали поселенцев сельскохозяйственными орудиями и расширяли деревни и города, часто по стандартным планировкам. К концу XII столетия поселения достигли Ливонии и Курляндии, затем последовали Рига (1201) и Восточная Пруссия (1231). К середине тринадцатого столетия, когда лучшие земли были заняты, движение в восточном направлении начало слабеть. Общий результат состоял в том, что между германские колонизаторы и местные жители не установилось четкой границы; складывалась сложная система смешанных поселений и народов, которая так сильно волновала Европу в конце XX века.

Масштабное расселение народов по Европе состоялось в то время когда климат был очень благоприятным — температура на протяжении 900—1200 годов была в среднем на один градус Цельсия выше, чем сегодня. Линия распространения лесов в Центральной Европе была примерно на 150 метров выше, виноград рос в Англии на территории до реки Северн, и в Дартмуре сельское хозяйство было возможно вести на высоте 400 метров над уровнем моря. Одним из наиболее важных последствий такого теплого климата было то, что в это время распространялись поселения викингов по всей северной части Атлантического океана. Викинги из юго-западной Норвегии поселились в Исландии около 870 года — она стала главным образом сельской местностью с населением, которое в период расцвета в 1100 году составляло около 60 000 человек. Номинально она была под властью короля Норвегии, но на самом деле там был свой собственный парламент — альтинг.

Именно отсюда в 982 году Эрик Рыжий отплыл на запад и обнаружил Гренландию. Он вернулся туда четыре года спустя с четырнадцатью судами с поселенцами. Природные условия здесь были гораздо более суровыми, чем в Исландии, и население викингов, вероятно, никогда не превышало 3000 человек. Около 1000 года они натолкнулись на людей, которых они назвали скрелинги — это были эскимосские племена, которые все еще двигались на северо-восток с целью колонизации новых земель, как они делали еще со времен заселения Америки более чем десять тысяч лет назад.

В 1000 году Лейф, сын Эрика Рыжего, стал первым европейцем, который достиг континентальной части Америки, когда плыл на запад от Гренландии. Он достиг побережья Лабрадора, который он назвал Маркланд, а затем отправился дальше на юг к побережью Ньюфаундленда, который он назвал Винланд. Позднее викинги поселились в районе современного Л’Анс-о-Медоуз; большое селение было и на Белл-Айл. Представляется маловероятным, что эти поселения просуществовали долго — возможно, они были разрушены местными американскими племенами. Однако, викинги продолжали плавать от Гренландии до Маркланда за мехами и древесиной до XIV века.

В Европе расширялось не только сельское хозяйство. Некоторые младшие сыновья из аристократической элиты, лишенные власти и собственности из-за все более доминирующей майоратной системы наследования, искали свои собственные земли и территории, на которых они могли бы править. Например, некоторые поселенцы из бывших викингов, живших в северной Франции под началом Роберта Гвискара, сначала служили наемниками, а затем завоевали свои земли в окрестностях Бари, впоследствии распространившись по большей части Южной Италии в конце XI века. В течение нескольких десятилетий они были королями Сицилии — одного из самых богатых и самых многонациональных районов Средиземного моря с его смесью византийских, исламских и северных европейских традиций.

В Англии после норманнского завоевания в 1066 году часть норманнов перебралась в Уэльс и Ирландию, чтобы владеть и управлять новыми территориями. Несколько десятилетий спустя таким же военным группам удалось получить временный контроль над частью Палестины и создать Иерусалимское королевства. Но в общем и целом в христианской Европе по-прежнему не было сильной центральной власти: она могла складываться в пока еще плохо организованных областях, таких, как Уэльс, Ирландия, Центральная и Восточная Европа — но в других местах могла лишь воспользоваться временной слабостью таких государств, как Византия и империя Фатимидов, когда их власть ослабевала в Южной Италии, Сицилии и в Леванте. В Леванте, как только силы ислама были реорганизованы, государства крестоносцев были быстро разбиты.

13.12.2. Иберия

Эти трудности стали особенно очевидными на Пиренейском полуострове. Первые сведения о маленьких полухристианских государствах, которыми управляли местные правители, которые сохранились в отдаленной, бедной и гористой Астурии и которых исламские владыки не считали достойными завоевания, датируются концом VIII века. В начале десятого века их столицей стал Леон, но еще вплоть до конца VIII века его правители не претендовали на титул. В 1077 году Альфонсо VI был коронован как «король Леона», хотя он величественно назвал себя «Императором всей Испании». Он, однако, смог воспользоваться слабостью и раздробленностью мусульман после распада халифата Омейядов в Кордове. В 1064 году христианские силы взяли Коимбру, которая после стала территорией Португалии, но еще более важным было завоевание старой столицы Толедо в 1085 году.

Исламское Возрождение, начавшееся благодаря Альморавидам из Северной Африки, привело к потере христианами Лиссабона и Валенсии. К началу XII века, хотя христиане удерживали Толедо, он уже был пограничным городом. Христианские царства оставались небольшими и сильно раздробленными. Крупнейшим было Кастилия — Леон. Маленькое Португальское королевство существовала в начале XII века, равно как Наварра и Арагон (он был небольшим горным королевством, пока не объединился с различными местными правителями в Каталонии в первые три десятилетия XII века).

Хотя королевства распространились на юг, в исламские территории, и в 1140 гг. были сделаны успехи (Лиссабон был захвачен в 1147 году) некоторые носили лишь временный характер (Альмерия была утрачена в 1157 году), и темпы завоеваний диктовались силами ислама. Только в 1212 году христианские королевства под давлением папы римского договорились о проведении совместной кампании против мусульман и выиграли решающую битву при Лас-Навас де Толоса в этом году. Альмохады (которые пришли на смену Альморавидам в 1150 году) отступили в Северную Африку, и вскоре исламское сопротивление рухнуло. Это стало возможно благодаря завоеванию Кадиса и Севильи в 1248 году, после чего исламская власть была оттеснена на юго-восток полуострова в окрестности Гранады. Однако мусульмане по-прежнему составляли значительную часть населения Иберийского полуострова — в районе Валенсии они составляли 75% населения. Это создавало огромные проблемы для агрессивных христианских государств, которые расширяли свои владения с севера на юг.

13.12.3. Распространение христианства

Не только на Пиренейском полуострове распространение населения означало распространение христианства. Первые три столетия после 1000 года были особенно важны для процесса формирования отдельного латинского западного христианского мира. В 900 году латинское христианство (определенное благодаря церквям, которые признали власть Рима и папства, а их обряды и способ проведения литургии одобрялись Римом) отграничило себе территории в Италии, областях под властью франков, частях Великобритании и на северной окраине Иберии.

Преобразование Европы
Карта 43. Преобразование Европы

По мере того, как немецкие поселения расширялись на Восток, с ними расширялась и область латинского христианства. Этот процесс начался с создания епархии в Магдебурге в 968 году, который управлял большей часть работы на Востоке. За ней последовала епархия Познань и создание отдельной церкви в Польше с архиепископом в Гнезно в 1000 году. В следующем году в Эстергоме была учреждена первая епархия в Венгрии. В Скандинавии крещение Дании началось в середине X века, за ней в начале XI века последовали Норвегия, а вскоре после этого — и Швеция. Дания имела свое собственное архиепископство с 1103 года, как и Швеция (в Упсале) с 1164 года. К этому времени большая часть Померании уже была обращена в христианство, а затем в XIII веке за ней последовали Бранденбург, Ливония и Эстония.

В то же время греческая церковь расширялась в результате роста византийского влияния через Балканы, особенно после насильственного крещения болгар в середине 860-х. Сербы были крещены вскоре после этого, после чего в 988 году христианство приняли княжества, созданные викингами вокруг Киева. В XI веке конфликт между латинской и греческой церквями усиливался, особенно в северной части Балкан, так как здесь они соперничали за влияние. Конфликт усугубился после официального раскола церквей в 1054 году. Такое разделение привело к появлению еще одной линии разлома по всей Центральной Европе (хотя взаимоотношения между латинянами и последователями греческой церкви и отличались от взаимоотношений между германскими поселенцам и коренным населением), и это тоже послужило основой для конфликтов в европейской истории вплоть до конца XX века.

Распространение латинской церкви было более агрессивным, она была более требовательной, сильнее поддерживала свой авторитет и отстаивала свое право навязывать свою политику обществу в целом. Во многих счетах это представлялось как «реформа» церкви — и это правда, что в то время подвергались критике некоторые из самых серьезных нарушений в ранней церкви, такие, как коррупция и симония. Идея так называемого «Возрождения XII века», вероятно, лучше всего показывает, как церковь пыталась справиться с распространением новых знаний из исламского мира путем введения новых ортодоксальных мер и создания своего собственного института власти с гораздо большими претензиями.

В последующие века после 1000 года церковь усиливала требования к власти (в частности, претендовала на власть над светскими правителями), стала инициатором новых обычаев (например, крещения младенцев, ходатайства за души в чистилище, исповедь и рукоположения), создала новые институты (особенно новые монашеские ордена), окончательно институировала свои догматы, обновила понятие «ереси», и постепенно заручилась поддержкой светских правителей в создании, общества преследования и нетерпимости в Западной Европе, которое сохранялось на протяжении столетий и образовало прочный элемент общеевропейского наследия.

В раннем христианстве, во время императоров после Константина и ранней церкви было много таких мыслителей, как Августин, которые предлагали насильственное обращения в христианство и преследования. Однако после первоначальных споров о доктринах в рамках только что созданной церкви (которая провозгласила «ересью» учения ариан, монофизитов, несториан, пеласгов и др.) наступил длительный период относительного затишья в церкви. Новая волна нетерпимости в Европе поднялась из-за попыток христианской церкви установить свою власть над светскими государствами.

Одной из областей, где было много примеров настроений в поддержку политики церкви, был антисемитизм. После введения христианства евреи потеряли привилегии, которыми они ранее обладали. Им было позволено соблюдать свои обычаи и следовать своей вере — но теперь было запрещено жениться на христианах, содержать христианских рабов или строить новые синагоги. В 694 году в результате Толедского собора в вестготском королевстве все евреи были оттеснены к югу от Пиренеев и низведены до состояния рабов. Это было неудивительно, потому что евреи Иберии с большой терпимостью относились к исламу. Однако в целом евреев терпели, если и не приветствовали и не стремились включать в свое общество — они были более космополитичны, грамотны и имели контакты за пределами узкого христианского мира Западной Европы.

Растущий антисемитизм можно пронаблюдать на событиях XI века — в городах на юго-западе Франции возникла «традиция» бить еврея по лицу перед церковью в Пасхальное воскресенье, хотя в этих местах, возможно, нужно было заплатить для этого специальный налог. Первый пик религиозного фанатизма связан с Первым Крестовым походом 1096 года. Рюдигер, епископ Шпайера, в 1084 году создал первое гетто, и различные авторитеты поддерживали армии крестоносцев в Руане, Вормсе, Майнце, Кельне и по всей территории от Германии до Праги.

В XI веке эти меры получили дальнейшее развитие, и евреи стали изображаться как враги христианской общины. Юридически они не имели права владеть землей и передавать имущество по наследству, они не защищались в судах — они были определены как крепостные короля, который мог конфисковать их имущество и стать их наследником. Соблазн для часто разорявшихся правителей и богатой долгами элиты Западной Европы был очевидным. Филипп II, король Франции, отличался особенной нетерпимостью к евреям: они были изгнаны из королевских земель в 1181 году (а в следующем году их гнали уже по всей Франции) — но только после того, как они сделали вынужденные «займы» королю, и он конфисковал большую часть их имущества. В Англии монархи были несколько богаче, но 3 сентября 1189 года, по случаю коронации Ричарда I, как минимум тридцать евреев в Лондоне были сожжены, а по всей Англии прошли погромы, в ходе которых было убито более 150 евреев в Йорке следующем году.

Церковь определила свою позицию относительно евреев на Латеранском соборе в 1215 году. Евреи были обязаны носить особую одежду, они не имели права на любую государственную должность, и если они принимали христианство, они не имели права отправлять какие-либо из своих бывших ритуалов. Они были выведены за рамки христианской цивилизации. Эдуард I в Англии изгнали их со своей территории в Гаскони в 1288—1289 годов, и двумя годами позже — из Англии.

Выделить евреев в отдельную общину были для Церкви сравнительно легко. Однако она также стремилась создать новые определения понятия «ересь». Это было полезно для выделения врагов и для увеличения власти и богатства церкви. В качестве врагов выступали такие «еретики», как вальденсы, многие францисканцы и «Братство свободного духа», которое существовало внутри Церкви и утверждало, что она должна возвратиться к ранним христианским идеалам бедности. Кроме того, учение о ереси было полезным при борьбе с представителями других убеждений — такими, как катары, которые имели свои церкви, епископов и ритуалы, обращались к бедным и беспомощным и, вероятно, предлагали более ясные символы веры, нежели установленные Церковью.

В конце XII века катары усилились в Лангедоке, Провансе, Ломбардии и Тоскане. Реакцией церкви было возрождение Латеранского собора в 1215 году — светские правители должны были принять все меры, чтобы искоренить ереси под угрозой лишения их власти церковью и передачи их земель добрым христианам. Был провозглашен крестовый поход — но не против ислама, а против катаров на юге Франции; дополнительным стимулом было то, что все земли еретиков будут конфискованы и переданы тем, кто принял участие в крестовом походе. Церковь создала инквизицию, чтобы выяснять личные убеждения каждого и использовать их не только против катаров, а также против евреев, бывших иноверцев и других, кто не согласен с Церковью. Еретики передавались светским властям для наказания.

Преследованиям со стороны церкви подвергались не только евреи и «еретики», но и другие социальные группы. Проказа появилась в Европе в XI веке, но, насколько известно, она не была распространена до одиннадцатого века. В 1179 году Латеранский собор определил, как следовало обращаться с прокаженными. Диагноз проказы был равносилен провозглашению человека как мертвым — прокаженный должен был стоять в открытой могиле, а священник отправлял над ним погребальный для мертвых и обычно бросал немного земли на голову прокаженного как символ смерти. Прокаженных исключали из общества путем изгнания или заключения, они теряли все свои права на свою собственность, не могли ходить в церковь или быть похороненными на христианском кладбище. Им было запрещено ходить по улицам Лондона в 1200 году и по Парижу два года спустя. Во Франции при Филиппе V их регулярно пытала инквизиция, чтобы они признавались в отравлении колодцев, сотни человек были сожжены, а имущество лепрозориев конфисковывалось.

Другой группой, которую еще более осуждали в XII веке, были мужчины-гомосексуалисты. Они были впервые официально осуждены Церковью в 1179 году, и согласно гражданским законам должны были быть казнены. С XIII века отношение к проституткам было таким же, как и к евреям — хотя церковные власти решили, что не будут осквернены, если примут от них милостыню и подарки.