Евразия около 1750 года

ЧАСТЬ V Мировое равновесие (1500—1750 годы)
Глава 17. Ранний этап развития мировой экономики: Атлантический и Индийский океаны
17.15. Евразия около 1750 года

Влияние, которое приобрели западноевропейские державы (в частности, Британия, Франция и Голландия) на экономику Атлантического региона благодаря своему превосходству над коренными жителями Америки, как техническому, так и биологическому (устойчивости к болезням), позволило им основательно обогатиться. Богатство измерялось в золоте и серебре, прибыли получали от работорговли и продуктов рабского труда (сахара, табака, индиго и риса). В результате положение Западной Европы в Евразии изменилось. Нет никаких сомнений в том, что до 1500 года, когда Колумб прибыл в Америку, а португальцы достигли Индийского океана, Европа все еще сильно отставала в своем развитии от древних государств остальной Евразии. Богатство, привезенное из обеих Америк, напрямую подействовало на благосостояние ряда стран Западной Европы и способствовало развитию коммерческих и банковских структур, а также обеспечило приток капитала, который можно было вложить в развитие собственной экономики. Что еще более важно, оно дало возможность проникнуть в сложный торговый мир Азии. Продукция, которую могла изготовить или поставить Европа, мало интересовала великие державы Индии и Китая, наладившие собственное производство продукции более высокого качества. У европейцев не было ни технического, ни военного превосходства над этими государствами, и того влияния, которое они сумели приобрести в регионе, явно было недостаточно для завоевания великих континентальных империй. Без золота и серебра Америки Европа не смогла бы закупать продукцию Азии, накопить деньги и, постепенно проникая в эту часть мира, добиться для себя определенных выгод.

Анализируя накопления капиталов во второй половине XVIII столетия, можно убедиться, что Европа использовала период между 1500 и 1750 годами, чтобы нагнать более зажиточные регионы Евразии, в частности, Китай и Индию. Хотя цифры неизбежно неточны, они вполне согласуются друг с другом и позволяют выявить отчетливую тенденцию. К середине XVIII столетия разные страны и империи Евразии достигли примерно одинакового уровня благосостояния в терминах валового национального продукта на душу населения. (Китай и Индия по-прежнему оставались впереди Европы по соотношению размеров, площадей возделываемой земли, природных ресурсов и населения.) В 1750 году средний гражданин Китая был, по-видимому, зажиточнее жителя Западной Европы примерно на десять процентов, а жители Индии в среднем были либо на том же уровне, что Западная Европа, либо не намного ниже. Среднестатистический житель Японии был чуть беднее граждан других основных государств Евразии, и примерно на пятую часть менее зажиточен, чем житель Западной Европы. В 1500 году менее один из двадцати европейцев проживали в городах, да и больших городов на континенте было очень мало. К XVIII столетию примерно девять из десяти европейцев все еще проживал в сельской местности и зависели от агротехники, как и их предки. В 1800 году городское населения Европы все еще было малочисленным относительно общего населения, если сравнивать этот показатель с Китаем, и самые большие города мира располагались за пределами Европы — Пекин и Кантон были больше Лондона, а Ханчжоу, Эдо и Константинополь больше Парижа.

Заметим, что Константинополь находится на Европейском континенте, да и сама Турция в описываемый период являлась европейской державой ничуть не менее, чем азиатской — иначе она не смогла бы стать «больным человеком Европы». (Прим. ред.)

Европейская землевладельческая аристократия оставалась доминирующим социальным и политическим классом и контролировала почти весь прибавочный продукт, производимый крестьянами. Промышленное производство все еще осуществлялось, как и во всей Евразии, квалифицированными работниками в маленьких мастерских либо на дому. Инфраструктура для перевозок оставалась неразвитой. Однако уже проявлялись, хотя пока еще смутно, первые признаки того экономического взлета и технологического обновления, которые произошли в XIX столетии и полностью преобразили положение Европы в мире.