Древние торговые пути Евразии

ЧАСТЬ V Мировое равновесие (1500—1750 годы)
Глава 17. Ранний этап развития мировой экономики: Атлантический и Индийский океаны
17.13. Древние торговые пути Евразии

Для того чтобы эффект от прокладывания новых маршрутов стал ощутим в полной мере, потребовалось несколько веков. Поэтому древние пути старались сохранять. Маршруты через Сахару все-таки пострадали от конкуренции с морскими дорогами в Европу. Но они никогда не были особо значительными, а в пределах северной Африки торговля, особенно таким ценным товаром как золото, процветала, и караваны верблюдов отправлялись в путь по-прежнему. В том, чтобы подвозить золото на побережье и затем отправлять морем, не было никаких особых преимуществ. Работорговля продолжала развиваться (хотя была ничтожной по сравнению с европейской торговлей в Атлантике). На рынки рабов в Средиземноморье европейцев практически не допускали. В сферу торговли вошли также новые товары, такие как камедь, шкуры и слоновая кость. Транс-сахарская торговля была почти полностью изолирована от европейских конкурентов лесами к югу от саванны и прочными культурными связями с северной Африкой, куда европейцам не удавалось проникнуть. Эта ситуация оставалась неизменной вплоть до XIX столетия.

Самой древней из всех торговых систем Евразии был Шелковый путь, соединяющий Юго-Западную Азию с Китаем. В XVI столетии этот путь из конца в конец занимал до восемнадцати месяцев, но этот срок был ненамного продолжительнее пути в Китай через океан, с учетом необходимости дожидаться попутных ветров-муссонов. Все данные свидетельствуют, что Путь процветал и в XVII столетии. Начиная с середины XV столетия Шелковый путь находился под властью сильных и стабильных империй — Высокой Порты и династии Мин, государств-наследников империи Тимура в центральной Азии и, с начала XVI столетия, Сефевидов в Иране. С 1450-х годов купцы из Мекки регулярно посещали Китай, да и египетские от них почти не отставали. Торговля между Оттоманской империей и Китаем велась в широком масштабе, особенно высоко ценился фарфор эпохи Мин. Некоторые мастерские в Китае специализировались на торговле с западом, и ныне две из крупнейших в мире коллекций фарфора эпохи Мин находятся в Стамбуле и Иране. Только в течение XVII столетия старый Шелковый путь стал терять свое значение. Отчасти сказалась политическая нестабильность, особенно в центральной Азии, и к тому моменту в XVIII столетии, когда Китай распространил свое политическое влияние на запад дальше, чем когда-либо со времен династии Тан (за тысячу лет до того), Путь уже страдал от жесткой конкуренции. Она возникла за счет развития торговых путей через Юго-Восточную Азию и Индийский океан, а также формирования российских маршрутов.

Новые сухопутные маршруты возникали также в Юго-Западной Азии. Здесь центральную роль играли армянские купцы. На протяжении XVI века они контролировали пути из Константинополя в Алеппо и через Месопотамию в Иран. К концу этого столетия они также обосновались в Гуджарате. Сухопутный караванный путь из Алеппо в Индию процветал и не испытал серьезных затруднений вплоть до открытия Суэцкого канала во второй половине XIX столетия. Армяне завязали тесные контакты с империей Сефевидов в Иране, установили торговые связи в обход Оттоманской Порты, например, по Каспийскому морю и Волге в Московию. Их общины возникли вдоль всех торговых путей Евразии от Антверпена и Лондона на западе до Индии и даже Манилы на востоке. Армяне также специализировались на перевозках из Китая в Индию через Лхасу, причем наличие связей между их разбросанными общинами позволяло обеспечивать банковские услуги на территории почти всей Евразии. О сложности евразийского мира, о тесных связях между различными сообществами и между разными регионами говорит, например, тот факт, что в 1730-е годы королевская Африканская компания в Лондоне наняла Мельхиора де Джаспаса, армянина, владеющего арабским языком, для ведения дел с мусульманскими торговцами в Гамбии, откуда поставлялись рабы в Атлантический регион, от чего зависело благосостояние компании. Он прожил в Гамбии несколько лет и, как многие другие европейцы, там же и умер.