Поздняя Месопотамия

Часть II
Великое перемещение
Глава 4. Появление цивилизации
4.4. Поздняя Месопотамия

От периода Третьей династии Ур сохранилось большое количество текстов, дающих достаточно ясное представление о сложном обществе, возникшем в Месопотамии через тысячу лет после появления первой «цивилизации». Основой социальной структуры оставалась земля. Подавляющее большинство населения должно было производить продовольствие для поддержания небольшого количества непроизводителей. Однако статус земельных владений в разные эпохи был разным. Так, например, в период Ранних династий обширные земли действительно принадлежали храмам — но неверно, что они владели всей землей. В Лагаше храм обладал лишь примерно восьмой частью орошаемых земель. Часть этой храмовой земли обрабатывали сами храмовые служащие, часть отдавалась для обеспечения служителей храма (в основном это были представители элиты), а остальное сдавалось в аренду за часть урожая.

Вторая категория храмовых земель была особенно важной, так как храмовые должности быстро стали наследственными и стало принято сдавать эти земли в субаренду. Таким образом, на практике эти земли стали наследственными поместьями элиты (в частности — царской семьи) и на них трудились арендаторы, издольщики и наемные работники. Крупные семьи и кланы, продающие и покупающие принадлежавшие им земли, становятся менее важными примерно после 3000 года до н.э. Примерно к 2500 году до н.э. половина известных владельцев земли были конкретными людьми, а не семьями. Покупка и продажа земли фиксировалась на табличках вместе с картами, указывающими владельца и границы участка.

Торговля землей усилила существующее неравенство и привела к укрупнению землевладений. Однако еще оставались крестьяне, которые обрабатывали либо свои, либо арендованные наделы. И даже до года до н.э. существовали работники, у которых не было собственной земли и которые обрабатывали чужую за вознаграждение. Они трудились в соответствии с контрактом, в котором указывалось время, которое они должны были отработать, оплата (различная для мужчин, женщин и детей) и её форма — в серебре или ячменем.

Более обычным явлением были работники в больших дворцах, храмах или поместьях элиты. Они были привязаны к поместьям и на самом деле являлись рабами или практически имели статус таковых, хотя жили со своей семьей. В годы плохих урожаев целые семьи продавали себя в рабство, иногда оставаясь на своей земле в качестве зависимых арендаторов за долги. Иногда они становились псевдо-рабами, которых поддерживали купившие их люди. Случалось, что правитель издавал указ, списывающий долги, — но это не оказывало долгосрочных последствий на уровень неравенства внутри общества.

Помимо представителей элиты — правителей, чиновников, писцов и священников — внутри общества существовало еще две значительных группы людей, не занятых в производстве продовольствия. Это были ремесленники и торговцы. Примерно к 2000 году до н.э. уже появился целый ряд ремесленников — кузнецы по золоту, серебру и меди, плотники, резчики по дереву и слоновой кости, специалисты по драгоценным камням, ткачи и кожевники. Многие из них объединялись в крупные группы под контролем светских или храмовых властей. Одной из самых важных отраслей производства было ткачество. Оно зависело от огромных (до 30 000 голов) отар овец. Примерно 6000 ткачей (среди них были как местные уроженцы, так и военнопленные) работали в дворцовых мастерских.

Проблема исследования системы организации месопотамской экономики упирается в то, что почти все сохранившиеся записи относятся к храмовым или к дворцовым архивам и отображают именно эту «государственную» экономику. Тем не менее даже такие записи показывают наличие большого количества рабочих вне данного сектора — кирпичников, пастухов, строителей и других. Некоторые храмовые и дворцовые работники могли быть зависимыми, но многие получали и плату за свой труд. Хотя большинству работников плата выдавалась ячменем, это лишь указывает на то, что для ранней сельскохозяйственной экономики это был самый простой способ оплаты.

Очевидно, что храмы и дворцы играли важную роль в перераспределении ресурсов через подконтрольные им поместья и работников. Тем не менее существовал и процветающий сектор частных торговцев. Если у крестьянина оставался какой-либо избыток продовольствия после удовлетворения собственных нужд, нужд своей семьи, после того как он отдавал то, что причиталось государству и храму, он мог продать его и купить для себя необходимое. Надо полагать, что такая торговля отнюдь не была широкомасштабной — большинство населения почти не имело личных вещей. Однако сохранилось немало свидетельств о магазинчиках, торговых улицах и «вратах обмена». С 2000 года до н.э. сохранились счета значительной группы торговцев. Частично они зависели от дворцовых и храмовых мастерских, производящих товары — но ясно, что в основном такие торговцы были независимыми.

Торговцы (и в частности, иностранные купцы) не подпадали под юрисдикцию дворцовых и храмовых властей. На самом деле трудно понять, как торговля могла существовать на каком-либо другом основании. Разные товарищества торговцев, позднее известные как карум, договаривались с дворцом и налаживали обширные торговые сети. Основной чертой этой торговли было то, что каждый товар имел свою цену в серебре (иногда — в меди, но после 3000 года до н.э это уже стало редкостью). Таким образом, серебро являлось стандартом для расчетов, универсальным средством обмена и способом платежа, хотя разные товары обычно продавались и покупались посредством их номинальной стоимости в серебре. То есть серебро выступало в роли валюты и обеспечивало общепринятое средство обмена на большой территории. Хотя серебряных монет не было, существовавшие тогда серебряные кольца можно было разломать на несколько маленьких частей. С помощью такого изобретения купцы, уже к 3200 году до н.э. жившие диаспорами вдоль торговых путей, смогли организовать торговлю товарами, жизненно необходимыми древним городам Месопотамии.

После падения Третьей династии Ур примерно в 2000 году до н.э. Шумеру уже не было суждено возродиться. В течение нескольких десятилетий у власти стояли амориты, промелькнуло несколько отдельных правителей в городах Исин и JIapca. Примерно к 1900 году до н.э. Шумер перешел под власть Вавилона — прежде незначительно города в Северной Месопотамии. Начиная с этого момента, центр цивилизации навсегда переместился на север региона, а шумерские города пришли в упадок и были оставлены.

Каковы же были скрытые причины упадка? Все первые шумерские города зависели от орошаемых земель, а климат в Месопотамии был далеко не идеален для такого земледелия. Очень высокие температуры летом, часто до 40 градусов Цельсия, приводили к сильному испарению воды и отложению солей у поверхности земли. Проблема усугублялась постепенным заболачиванием почвы из-за плохого дренажа на плоской поверхности, а также большим количеством ила, который несли две реки. Единственным способом решения этих проблем было бы на долгое время оставлять землю под паром. Но такой выход был неприемлем для шумер. Высокая плотность населения, постоянное соперничество между городами, часто выливавшееся в споры за землю или за доступ к воде, вынуждали использовать для выращивания зерна каждый акр. Именно истощение окружающей среды, вызванное орошением, подточило основы шумерского общества.

Примерно около 3500 года до н.э., в середине периода Урук, когда предпринимались фундаментальные шаги по закладыванию основ цивилизации, в регионе выращивалось примерно одинаковое количество пшеницы и ячменя. Однако по сравнению с ячменем пшеница выдерживает в два раза меньшую соленость почвы. Все большее засоление почв вызывало понижение урожая пшеницы — к 2500 году до н.э. он составлял всего 15% от общего урожая, а к 1700 году до н.э. по всему региону пшеница уже вообще не выращивается.

Еще более показательно общее уменьшение урожая. До 2400 года до н.э. урожаи были высокими — примерно на уровне средневековой Европы. В это время возделывалась вся доступная земля. С повышением уровня солености почвы урожаи падали и некоторые поля забрасывались. В период с 2400 по 2100 гг. до н.э. урожаи в среднем уменьшились вполовину. К 2000 году до н.э. постоянно поступали донесения о том, что «земля побелела» — ясное свидетельство засоления почв.

Уменьшение производства сельского хозяйства и, как следствие, объема излишков продовольствия для поддержания непроизводящей элиты имело драматические последствия для шумерского общества и государства. Первое значительное уменьшение урожаев, примерно в 2400 году до н.э., приблизительно совпадает по времени с первым нападением на Шумер извне — Саргона из Аккады. Продолжающийся спад на протяжении последующих столетий отмечен лишь кратким возрождением (Третья династия Ур) и последующим окончательным упадком — периоды гутианов и аморитов. К 1900 году до н.э. урожаи достигали лишь трети уровня Ранних династий (2900—2400 годы до н.э.) — времени первого расцвета классических шумерских городов-государств. Сельскохозяйственная основа цивилизации была подорвана, и регион оказался более не способен поддерживать инфраструктуру развитого государства.