Египет

Часть II
Великое перемещение
Глава 4. Появление цивилизации
4.5. Египет

4.5.1. Объединение

В долине Нила процесс, приведший к образованию цивилизации, начался позже, чем в Месопотамии, но был более насыщенным. Переход к сельскому хозяйству здесь произошел сравнительно поздно. Еще в 4000 году до н.э. существовало много полукрестьянских общин, насчитывающих около сотни человек, которые сильно зависели от охоты и рыбной ловли. Наряду с ними имелись и деревни, в каждой из которых около тысячи человек проживали в подземных домах и пользовались общественными амбарами.

В последующие 500 лет население увеличилось, и поселения распространились по узкой полосе земли в долине Нила, пригодной для обработки. Работы по орошению были достаточно простыми во всех деревнях, где сеяли пшеницу и ячмень на полях вдоль реки и выращивали крупный рогатый скот, коз, овец и свиней. Широко использовались лодки, процветала торговля и сообщение между прибрежными деревнями. Появлялись первые признаки выделения ремесел и возвышения вождей — местных правителей объединений из нескольких деревень.

Цивилизация, возникшая в долине Нила, отличалась от месопотамской в нескольких отношениях. Во-первых, количество сельскохозяйственной земли здесь было ограничено территорией ежегодного разлива Нила, и таким образом плотность населения была намного ниже, чем в Шумере. Несмотря на то что города развивались и здесь, они представляли собой скорее церемониальные центры для элиты, чем крупные места проживания большого количества людей, как это было в Месопотамии.

Во-вторых, объединение долины Нила произошло очень рано, и поэтому там не могли возникнуть отдельные города-государства, подобные месопотамским. Несмотря на длинные и частые периоды отсутствия единства в более поздней истории, великие правители и династии Египта традиционно славились своим умением объединить долину.

В-третьих, долина Нила узкая и окружена пустыней — следовательно, египтологи всегда подчеркивали уникальность ее культуры, изолированность и отсутствие внешнего влияния. Однако, с самых древних времен империи этой долины имели контакты с внешним миром: на юг — вверх по течению Нила, на восток — из дельты в Палестину и Сирию, а также по Красному морю. Как будет видно из главы 7, примерно с 1500 года до н.э. Египет участвовал в борьбе за господство в Юго-Западной Азии.

Однако первые внешние контакты Египта были менее важными, чем контакты Месопотамии — географические границы последней были не столь резко очерчены, и таким образом она сильнее подвергалась внешнему влиянию. Надо добавить, что между двумя территориями, где возникли первые цивилизации, было мало различий в одном основополагающем аспекте. Обе были основаны на значительной социальной и политической эксплуатации элитой основной массы населения.

Возникновение египетского государства непосредственно связано с резким уменьшением уровня подъемов Нила примерно в 3300 году до н.э., что сильно повлияло на все поселения в долине. Появилась необходимость организовать общины, чтобы справляться с плохими урожаями и перераспределить землю, так как большие площади уже не затоплялись рекой. Старейшины и вожди живших в долине групп организовали необходимую деятельность и в результате этого заработали уважение и власть. Вероятно, люди увидели значительную и немедленную выгоду от общественных мероприятий — но долгосрочные последствия были намного глубже.

Одним из главных поселений Верхнего Египта был Иеракополис, в котором в 3400 году до н.э. проживало примерно 10 000 человек. В какой-то момент город либо завоевал своего главного конкурента, город Нагада, либо просто слился с ним. Это более крупное образование легче справлялось с неустойчивым производством продовольствия, а также смогло контролировать торговые пути в Нижнем Египте.

Основные центры Египетской цивилизации
Карта 8. Основные центры Египетской цивилизации

В период около 3200 гг. до н.э. (поздний до-династический) большое количество вождей и правителей по всей долине Нила, особенно в ее верхней части, вели нескончаемую борьбу между собой и с другими племенами. Эти племена пытались проникнуть в долину из Ливии и Восточной Сахары, так как эти области стали особенно засушливыми. Перемены в дельте Нила отследить не представляется возможным, так как принесенный Нилом ил и постоянные изменения русла реки скрыли почти все ранние стоянки. Постоянные военные действия между мелкими правителями возвысили положение вождей и военачальников. Уже в это время использовались регалии и символы более поздних фараонов — юбка, страусиные перья, гульфик, белая или красная корона, трость и скипетр. Традиционно считается, что «додинастический» период закончился в 3050 году до н.э. объединением Египта под управлением Нармера, правителя Иеракополиса, и установления Первой династии царей.

Очень трудно понять, что же на самом деле происходило в то время в Египте. Трудность заключается в том, что после 3000 года до н.э. в течение 2500 лет история Египта делится на несколько династий (всего их 26), прерываемых периодами «междуцарствий», которые отличаются отсутствием единого правителя во всем Египте. Эти сведенья доступны нам из работ Манету, египетского ученого, писавшего по-гречески в III веке до н.э. Оригинал не сохранился — только цитаты и выводы у других писателей. Подобная династическая схема частично сохранена и в так называемом «Туринском списке царей» и в нескольких надписях.

Очевидно, эти схемы основаны на традиции, возникшей после 1500 года до н.э. — то есть в период Нового Царства. Однако маловероятно, что тогда было известно многое из того, что происходило 1500 годами ранее. В этих списках у царей по одному имени, хотя известно, что у фараонов было их по три, что часто приводило историков к ошибкам и двойному учету некоторых правителей. По традиции, первым царем Первой династии считается Менее, но его точная роль не известна и вполне может быть, что это просто другое имя Нармера. Прочие сведения также противоречат традиции Манету. «Камень Палермо», выбитый в период Пятой династии (около 2400 года, до н.э.), потерял части, посвященные первым двум династиям, но на нем имеется список царей до традиционного объединения в правление Менеса. Также, судя по этим записям, предыдущее объединенное царство распалось, а он его воскресил. С другой стороны, «Табличка Саккара» (примерно 1200 год до н.э) упоминает всех царей до этой даты — но не дает имен пяти первоначальных царей Первой династии. Почему это так — неизвестно.

Маловероятно, что объединение Египта было простым и быстрым процессом завоевания всех территорий единственным правителей. Надо полагать, что в какой-то период между несколькими небольшими государствами нарастала политическая конкуренция, и в конце концов одно из них осталось победителем. Затем оно продолжило свои завоевания в Нижнем Египте — где, вероятно, не было столь сильной политической организации. «Менес» (и/или «Нармер») был лишь одним из подобных лидеров.

Однако мысль об объединении двух частей Египта — Нижнего и Верхнего — занимала правителей всех династий. Она нашла отражение в двойной короне фараонов — белой для Верхнего Египта и красной для Нижнего. Также фараоны были «возлюбленными двух богинь» — Некхабет, богини с головой грифа из Некхаба около Иераконополиса, и Уаджет, богини с головой кобры из Буто в Дельте. Заключалось ли объединение лишь в соединении двух частей Египта, или к ним присоединились еще другие области и мелкие государства, остается неизвестным. Однако ясно, что объединение Египта в 3050 году до н.э. было лишь частью большого поступательного процесса.

В течение последующей тысячи лет здесь существовало большое количество региональных и местных культур, а также продолжалось строительство храмов в старых стилях. За значительный промежуток времени произошло смешение этих культур и образование того, что мы теперь называем «египетской» культурой. Процесс начался при дворе фараона и быстро распространился примерно во время объединения. Вокруг божественной фигуры фараона появились изощренные идеология, образы и церемониал. Отличная от всех других система письменности, известная как иероглифы, появилась внезапно и уже полностью разработанная. Однако в течение нескольких веков эта придворная культура и искусство были сильно ограничены территориально и сконцентрированы лишь в нескольких зданиях.

4.5.2. Древние династии

Период Древних династий, точнее двух первых династий (3050 — 2700 годы, до н.э.), был переходным временем. Тогда черты египетского государства все еще совершенствовались после стремительных событий с 3200 года до н.э. Невозможно написать связную историю этого периода, не упоминая списка царей, который после первых четырех правителей уже достаточно ясен. Они управляли всем Египтом, и центральным процессом в развитии государства оставались военные действия с соседними правителями. Столица страны находилась в Мемфисе, по традиции считается, что этот город был основан Менесом на земле, возвращенной Нилом. Город постоянно рос — он находился на ключевой стратегической позиции около дельты Нила и контролировал торговые пути на Синайский полуостров, откуда привозили медь и бирюзу. Царей продолжали хоронить в больших гробницах в Абидосе в Верхнем Египте.

Даже на этой ранней стадии Египет имел значительные внешние контакты в двух главных направлениях. Первое — на юг, вдоль Нила и далее в Нубию, откуда доставляли сырье и рабов. Более важными были пути на восток — в Сирию через Синай. На дорогах через Синайскую поддерживались небольшие «дорожные станции». Наряду с ними существовали «колонии» в южном Леванте, где распространение египетского влияния чувствовалось уже вскоре после объединения страны. Связь с Месопотамией также поддерживалась через Левант. По этим торговым путям шли не только товары. Некоторые мотивы изобразительного искусства в частности, крылатый грифон и две переплетенные змеи, окружающие розетку, явно пришли в Египет из Месопотамии или еще дальше с востока, из Элама.

Сильное, единое и высокоорганизованное государство возникло в Египте примерно в 2700 году до н.э. Традиционно это считается началом периода «Древнего Царства» — с Третьей по Восьмую династии. Период этот длился до 2200 года до н.э. К сожалению, из сохранившихся источников нельзя восстановить связной хронологии событий. Надгробия и стелы, установленные правителями, изображают сцены постоянных военных действий на Синае и в Нубии, захвата пленников и трофеев. Отправной точкой церемониальных построек считается 2695 год до н.э. когда появилась «Ступенчатая пирамида» в Саккара около Мемфиса. Это было захоронение Джосера, первого или второго царя из Третьей династии. Пирамида является частью большого комплекса 500 ярдов длиной и 250 ярдов шириной, окруженного толстой каменной стеной с внешними башнями и единственным входом. Так же там находится несколько каменных пирамидок, а перед пирамидой — платформа. Весь комплекс представлял собой обрамление для «царского выхода» на празднике Сед. Царь восседал на двух тронах Верхнего и Нижнего Египта, затем он обходил весь комплекс, возлагая символическую дань Египту за право управлять его народом.

Форма царской усыпальницы изменилась к Четвертой династии. К тому времени это была уже настоящая пирамида, без огороженного прямоугольника для праздника. Пирамида была символом солнца, а также родственной близости фараона к солнцу и звездам — а не к земле, которой он правил. Своего расцвета эти постройки достигли с появлением Великой Пирамиды, построенной из 2 300 000 блоков, средний вес которых составлял около двух с половиной тонн (некоторые весили 15 тонн, и не было ни оного блока меньше полутора тонн). Изначальная высота пирамиды была 480 футов, хотя покрытый золотом верхний камень ныне утерян.

Все египетские захоронения наполнены астрономическим смыслом, в основном связанным с перевоплощением фараона в звезды — в частности, в звезды вокруг Полярной звезды, никогда не заходившие и поэтому считавшиеся «бессмертными». Хотя вокруг Великой Пирамиды всегда циркулировало огромное количество всякой чепухи, в основном легенд о ее математических пропорциях, несомненно, что структура пирамиды глубоко символична. Четыре стороны ее основания, занимающего 13 акров, точного сориентированы по сторонам света. Внутри восходящий коридор образует сильно наклоненную Большую галерею длиною в 153 фута и шириной всего лишь 7 футов, а высотою в 28 футов. Галерея выложена очень твердым гранитом, привезенным из Асуана, расположенного в 500 милях к югу. В северной и южной стенах имеются две колонны, возвышающиеся лишь на несколько футов над полом и выдающиеся наружу. Одна смотрит на Тубан — так в Египте именуется Полярная звезда, одна из бессмертных звезд, а другая — на Орион, то есть бессмертный Осирис. Это были не астрономические обсерватории, а символы трансформации божественного фараона после его смерти. Сооружение всех этих строений требовало огромных усилий и большого количества времени. Не только излишки продовольствия, экспроприированные для обеспечения правителей, жрецов и чиновников, но и затраты труда на такие элитные проекты (не важно, имели ли они поддержку населения или нет) демонстрируют мощь молодого государства.

Жизнь египетских крестьян и государства вообще зависела от ежегодных разливов Нила — с 2900 года до н.э. к югу от Мемфиса практически не было дождей. Обычно Нил разливался раз в год — в середине августа в Верхнем Египте и на две недели позже на севере — и оставлял следы на высоте в три фута выше обычного уровня. Обычно во время наводнения вода поднималась на 4 фута и стояла до ноября (в засушливые годы некоторые районы оставались сухими).

Разлива среднего масштаба хватало для одного урожая на двух третях территории. Для улучшения сельского хозяйства не было необходимости отводить от реки широкомасштабные ирригационные каналы — было достаточно небольших местных устройств. Необходимо было лишь углублять естественные стоки, прорывать канавы, чтобы прочищать поля — и закрывать стоки, чтобы оставлять воду в естественных бассейнах, а потом, используя ведра, поднимать ее на поля. Благодаря этой простой системе египтяне смогли расширить обрабатываемые площади, а в некоторых областях запасать достаточно воды, чтобы обеспечить два урожая в год.

Весь ритм египетского мира строился вокруг ежегодного разлива Нила. Календарь имел лишь три времени года: Акхет (затопление), Перет (подъем воды) и Шему (засуха). Разлив Нила происходил с большей регулярностью, чем разливы многих других рек, но последствия любого крупного недостатка воды, особенно в течение нескольких лет, могли быть катастрофическими. Оно влекло за собой массовый голод, падеж скота и необходимость употреблять в пищу семена, отложенные для посева. Одновременно элита требовала для себя свою часть продовольствия, что не могло не приводить к социальному беспокойству и политическим кризисам. А египетское государство еще не было достаточно сильным, чтобы справиться с длительным кризисом.

Многие страницы египетской истории связаны с изменением в разливах Нила. Период с 3200 по 2800 знаменовался небывало низкими уровнями воды, что привело к народным волнениям. Необходимость как-то справляться с этими задачами сыграла значительную роль в развитии египетского государства. Расцвет и стабильность Древнего Царства с 2700 по 2200 год до н.э. совпали с высоким и постоянным подъемом воды. Падение Древнего Царства и Первый период междуцарствия 2180—1991 годов до н.э. были непосредственно связаны с катастрофически низким разливом. Удивительно, что в период Первого междуцарствия отсутствуют постройки и надписи, относящиеся к первым фараонам, — зато захоронения правителей возникших тогда мелких государств многочисленны и изысканны. По всей вероятности, экономическая и социальная нестабильность, вызванная очень низким уровнем воды в Ниле, привела к неспособности поддерживать инфраструктуру египетского государства. Упадок централизованной власти вылился в появление большого количества местных правителей (возможно, это были должностные лица Древнего Царства), которые смогли сохранить некие запасы продовольствия и обеспечить защиту своим поданным.

Безусловно, конфликты между этими правителями были неизбежны. Трудно отследить все события этого периода — но ясно, что страна жила в состоянии гражданской войны и постоянных беспорядков в течение примерно 29 лет после 2180 года до н.э. Между 2160 и 2140 годами до н.э. в 60 милях к северу от Мемфиса существовала династия, но ей подчинялась лишь часть долины Нила. Около 2130 года до н.э. другая династия возникла в Фивах в Верхнем Египте. Где-то между 2040 и 2000 гг. до н.э., когда уровень воды в Ниле начал выправляться, правитель по имени Сматови («объединитель двух земель») восстановил единое египетское государство.