Контакты

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 6. Древний Евразийский мир
6.5. Контакты

Хотя в Евразии возник очень четкий культурный центр вокруг Китая, Индия и Юго-Западная Азия тоже не были изолированы от внешних влияний и друг от друга. Центральным штрихом евразийской истории является растущий уровень контактов между различными группами. Эти контакты включали в себя торговлю, передачу идей, особенно религий, а также проникновение технологий.

На первичном уровне контакты были ограниченными, хотя вскоре после 3000 года до н.э. Месопотамия уже общалась и с Египтом, и с долиной Инда. Постепенно, по мере роста торговли и развития дорог, количество контактов увеличивалось. В некоторых случаях купцы путешествовали вдоль великих торговых путей, которые связывали различные районы Евразии — сухопутные маршруты вели от Юго-Западной Азии до Индии, Центральной Азии и Китая, морские пути пересекали Средиземное море, из Персидского залива и Красного моря пути вели на западный берег Индии, а от Индии — в Юго-Восточную Азию и к южному побережью Китая.

Из-за большого времени, затрачиваемого на путь по некоторым из этих маршрутов, купцам было разумнее создать постоянные колонии в иностранных городах. Тут, живя зачастую отдельными кварталами, они осваивали местный язык и образ жизни — но также распространяли и свои представления и верования. Многие члены местного общества вовлекались в эти верования, потому что они ассоциировались с престижем иностранной общины. Особенно часто иностранные религии принимали вожди и лидеры в качестве способа повышения своего статуса — на юго-востоке Азии многие приняли индуизм, а позднее ислам, в Западную и Восточную Африку ислам был принесен таким же путем. Иностранные общины стали также центрами широкого распространения и принятия буддизма в Китае в III веке н.э., когда он пришел по торговым путям из Индии и Центральной Азии.

Центральная Азия
Карта 14. Центральная Азия

Со временем, после многих взлетов и падений, связи между различными общинами Евразийского мира окрепли. Торговля становилась значительнее не только по масштабам, но и по ассортименту предметов и по значимости своей роли в обществе. Передача идей, религиозных верований и технологий тоже росла. Правда, контакты между разными концами Евразийского мира (например, Китаем и Средиземноморьем) долгое время оставались незначительными и непрямыми. Империя Хань и Римская империя знали о существовании друг друга — но уровень непосредственной связи оставался минимальным. Диффузия идей и торговые связи были непрямыми и велись через промежуточные общества Евразии, такие как Иран, Индия и Центральная Азия. Эти контакты стали более прямыми лишь после того, как исламский мир, появившийся на юго-западе Азии, вошел в прямой контакт с Китаем в начале VIII века н.э.

Как только Евразийский мир стал ближе друг к другу, мы начинаем выявлять признаки одновременного подъема и падения государств и империй — времена процветания и периоды беспорядка и внутренних проблем часто совпадали. Последствия событий в одной части Евразии со временем все более ощущались по всему огромному пространству.